МЕЖДУГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», к междугородным автомобильным перевозка относятся такие перевозки, которые осуществляются за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

На междугородные перевозки приходится в настоящее время 5% перевозимых пассажиров и 22% пассажирооборота, а их удельный вес остается примерно на том же уровне при общем росте объема перевозок достаточно высокими темпами.

В общем числе автобусных маршрутов на междугородные перевозки приходится 30%.

Согласно Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » междугородные маршруты подразделяются на:

межрегиональный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;

смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок в сообщении с городом федерального значения (смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок) - межрегиональный маршрут регулярных перевозок между субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом или Севастополем и граничащим с ним субъектом Российской Федерации;

межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации (при расстоянии более 50 км).

Среди этих маршрутов наибольший удельный вес (85%) приходится на межмуниципальный маршрут регулярных перевозок.

К подвижному составу, работающему на междугородных линиях, предъявляются особые требования. Автобусы должны обладать высокой скоростью движения, иметь места только для проезда сидя с удобными регулируемыми сидениями, багажники под полом и гардероб в задней части салона. На маршрутах протяженностью до 200 км необходимо иметь автобусы малого класса с минимальным уровнем комфорта и среднего класса с нормальным уровнем комфорта.

Автобусы большого класса предназначены для маршрутов большой протяженности, должны выпускаться в двух исполнениях: нормального и повышенного комфорта с установкой дополнительного оборудования по требованию заказчика. Междугородные автобусы должны иметь противосолнечные тонированные стекла и шторы на окнах, эффективные системы вентиляции и отопления.

 

Совокупность междугородных маршрутов представляет собой сеть междугородных автобусных сообщений обслуживаемого района и характеризуется такими показателями:

- плотность сети;

- число маршрутов и их протяженность;

- объем перевозок и пассажирооборот;

- средняя дальность поездки;

- уровень транспортной обеспеченности;

- число автобусов, занятых на междугородных перевозках, а также удельными показателями.

 

Междугородные автобусные маршруты могут быть постоянными и временными.

На постоянных маршрутах перевозки пассажиров происходят круглогодично, а на временных – в течение определенного периода.

В зависимости от величины и распределения пассажиропотоков на маршрутах автобусы могут работать в обычном, скоростном и экспрессном режимах движения.

При обычном режиме движения автобусы останавливаются на всех остановочных пунктах маршрута.

Скоростным режимом движения в междугородном сообщении считается режим, при котором обеспечивается скорость сообщения не ниже 50 км/ч.

Экспрессным режимом называется режим движения, при котором (при продолжительности рейса более 3 ч) отсутствуют или имеются в крайне ограниченном числе остановочные пункты и скорость сообщения составляет не ниже 55 км/ч. Отметим, что для безопасности движения техническая скорость на междугородных маршрутах (условная средняя скорость за время движения) не должна превышать 70 км/ч. В связи с этим обеспечение указанных скоростных и экспрессных режимов движения может происходить в основном за счет исключения ряда промежуточных остановок в сокращении времени простоя на них. Экспрессные и скоростные маршруты (рейсы) организуют при устойчивых пассажиропотоках, наполнении автобусов, превышающем среднее по сети и на дорогах соответствующих технических категорий. При значительном и устойчивом пассажиропотоке на определенной части маршрута, в отличие от других его участков, организуют укороченные рейсы.

Междугородные перевозки характеризуются большой неравномерностью по сезонам года – квартальной и месячной. Коэффициент квартальной неравномерности составляет 1,1 – 1,14. Большее число пассажиров перевозится в третьем квартале, что связано с периодом летних отпусков и ростом подвижности населения в это время.

Значительнее, чем по кварталам, наблюдается неравномерность по месяцам года. Максимальный объем перевозок пассажиров осваивается в августе, несколько меньше в июле, а максимум приходится на февраль. Коэффициент месячной неравномерности объема перевозок на междугородных маршрутах находится в пределах 1,3 в южных районах и 1,5 в центральных районах страны. Изменения среднего расстояния поездки пассажиров по месяцам отличаются меньшей неравномерностью, чем колебания объема перевозок.

Одной из характерных особенностей автобусных междугородных перевозок является их высокая неравномерность по дням недели (месяца). Эта неравномерность возникает в основном из-за увеличения пассажиропотоков в субботние, воскресные и особенно в праздничные и предпраздничные дни. Коэффициент внутринедельной неравномерности в среднем находится в пределах 1,25 – 1,34.

Типичной для междугородных сообщений является и неравномерность по отдельным участкам маршрута. На маршрутах, где преобладают поездки пассажиров между промежуточными пунктами она наибольшая. В среднем коэффициент неравномерности объема перевозок по длине маршрута находится в пределах 1,3 – 1,4. Небольшая неравномерность наблюдается на междугородных маршрутах по направлениям (коэффициент неравномерности составляет 1,05 – 1,1).

В междугородном сообщении преобладают культурно-бытовые (70 – 80%) и отчасти деловые (служебные) поездки.

Установление объема и характера изменения пассажиропотоков является основой эксплуатации любого междугородного маршрута. В то же время эффективность использования автобусов в значительной степени зависит от выбранной скорости движения.

Скорость движения зависит от ряда факторов:

- категории дороги, типа и состояния покрытия;

- скоростных свойств автобуса;

- интенсивности движения и состава транспортных потоков;

- климатических и метеорологических условий;

- квалификации и опыта водителя.

Следовательно, перед составлением расписания движения необходимо проводить нормирование скоростей движения на конкретных маршрутах. Для этого на схеме маршрута назначают этапы, по которым будут определять скорости. За этап принимают участок маршрута с одинаковыми дорожными условиями. По собранным данным выполняют предварительные расчеты времени движения по отдельным этапам и маршруту в целом. Одновременно проводят контрольные рейсы и хронометраж времени движения по этапам и всему маршруту, а также анализируют и обобщают опыт работы передовых водителей для его распространения. Нормируют скорости движения на весенне-летний осенне-зимний периоды.

Скорость движения нормируется для каждого вновь открываемого маршрута. При выборе и обосновании междугородного маршрута необходимо учитывать следующее:

- наличие дорог, тип и состояние покрытия;

- характер транспортного тяготения между конечными и промежуточными населенными пунктами;

- ожидаемый пассажиропоток и среднюю дальность поездки пассажиров;

- неравномерность перевозок;

- продолжительность поездки между конечными пунктами;

- наличие других видов транспорта;

- режим движения автобусов и организацию труда водителей;

- безопасность движения;

- рентабельность маршрута.

Выбор типа автобуса на междугородных маршрутах определяется:

- размерами пассажиропотоков;

- дорожными условиями;

- протяженностью маршрута;

- методами организации труда водителей;

- экономической эффективностью эксплуатации сравниваемых марок автобусов.

Система организации движения автобусов в междугородном сообщении включает в себя:

- определенный способ перевозки пассажиров;

- режим движения автобусов;

- способы организации труда водителей;

- варианты размещения автотранспортных предприятий, обслуживающих маршрут.

На междугородных перевозках можно использовать сквозное и участковые движение автобусов.

При сквозном движении каждый автобус проходит весь маршрут от начального до конечного пункта и обратно.

При участковом движении маршрут подразделяется на участки. Каждый участок обслуживается автобусами определенного автотранспортного предприятия. На границах смежных участков происходит пересадка пассажиров из одного автобуса в другой. Из-за серьезных неудобств для пассажиров такое движение не может быть рекомендовано. Однако с применением пассажирских полуприцепов и автомобилей – тягачей, исключающих пересадку пассажиров при перецепке полуприцепов на границах участков, участковое движение приемлемо.


 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 337.