Основы диспетчерского управления движением автобусов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основной целью управления автомобильным транспортом является обеспечение эффективного использования всех технологических, экономических, организационных и социальных ресурсов для своевременного, качественного и полного удовлетворения населения в перевозках. Эффективное управление движением подвижного состава осуществляется с соблюдением требований диспетчерской системы.

Диспетчеризация – это централизованное управление подвижным составом, осуществляемое из одного центра.

Она осуществляет:

контроль за соответствием фактического движения автобусов;

контроль за состоянием и качеством обслуживания автобусных маршрутов;

регулирование движения при отклонениях от расписаний и восстановление нарушенного движения;

управление движением автобусов в целях улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения эффективности использования автобусов;

контроль над своевременным выпуском подвижного состава на линию;

организацию заказных перевозок пассажиров;

координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта.

Основные законы диспетчерского управления:

Диспетчеризация отрицает децентрализованное управление.

Руководствуется заранее разработанными и утвержденными планами организации движения (приказ-наряд).

Диспетчерская система обеспечивает контроль, регулирование и управление движением автобусов.

Система диспетчерского управления в городах осуществляется по маршрутному принципу.

Диспетчерское управление организуется и осуществляется вышестоящими организациями.

 

Структура диспетчерской службы:

Диспетчерское руководство на автомобильном транспорте включает в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска подвижного на линию, непосредственному управлению их движением на маршрутах и своевременному возвращению в АТО.

 

Диспетчерское руководство подразделяется:

1. Внутрипарковую, которая предусматривает

контроль за подготовкой к выпуску подвижного состава;

подготовку документации к выпуску;

организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию;

контроль и учет времени возвращения;

регистрация сходов автобусов с линии и контроль за подготовкой к вторичному выпуску;

отчет о работе автобусов за смену.

 

2. Линейную, которая предусматривает:

непрерывный контроль за соблюдением расписания движения автобусами;

регулирование и перераспределение автобусов;

восстановление нарушенного движения;

рациональное использование резервных автобусов (5% от числа выпущенных на линию);

координацию движения с другими видами транспорта;

принятие мер по оказанию технической помощи;

подготовку суточной отчетности.

 

Для централизованного управления работы подвижного состава при территориальных транспортных управлениях (объединениях) создаются центральные диспетчерские службы (ЦДС). Работа ЦДС строится по трем направлениям:

Сбор информации.

Контроль за движением подвижного состава (время работы автобусов, число рейсов, регулярность движения, простои на линии, безопасность движения и т.п.).

Управление перевозочными процессами.

 

Типовая организационная структура ЦДС состоит из:

Руководящего аппарата (начальник ЦДС, старший диспетчер, маршрутный диспетчер)

Исполнительный аппарат (линейные диспетчера конечных и промежуточных пунктов, диспетчера по организации транспортного процесса, диспетчера группы анализа движения).

 

Регулярность движения автобусов

Одной из важнейших задач системы диспетчерского управления является обеспечение регулярности движения автобусов на маршрутах. Регулярность движения – это своевременное отправление автобуса в рейс, точное соблюдение интервалов движения расписанию, на протяжении всего маршрута, и своевременное прибытие на конечный пункт, является качественным важнейшим показателем работы автобусного транспорта.

 

Регулярность движения обеспечивается выполнением двух условий:

1. При полном (100%) выполнении предусмотренных расписанием рейсов (необходимое условие).

2. При точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением водителями регулярности каждого рейса (достаточное условие).

Следует различать регулярность рейса и регулярность движения автобусов на маршруте. Отдельные рейсы могут быть регулярными, а должная регулярность движения на маршруте в целом не достигнута. Качество обслуживания и регулярность движения – взаимосвязанные и неотделимые друг от друга понятия. С повышением регулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по автобусам маршрута, обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда. При нарушениях регулярности движения происходит переполнение салона автобуса, снижение доходов и рентабельности маршрута. Неравномерная загрузка вызывает серьезные колебания затрат времени на посадку-высадку пассажиров, что в свою очередь создает задержки автобусов на остановках, нарушается установленный режим работы автобусов, повышается расход топлива, снижается скорость сообщения и безопасность движения.

 

Причины нарушения регулярности:

несоответствие расписания действительным условиям (гололед, туман, ремонт дороги и т.д.);

несвоевременный и не полный выпуск автобусов на линию;

простои автобусов на линии по техническим неисправностям;

задержки уличного движения (железнодорожные переезды, светофоры и т.п.);

нарушение установленного режима движения автобусов (квалификация водителей);

оперативное изменение в распределении пассажиропотока вследствие задержки других видов городского пассажирского транспорта (отсутствие электроэнергии).

 

Пути повышения регулярности:

введение расписания для каждого автобуса;

организация диспетчерского управления и систематического контроля;

введение контроля и учета за движением не только на конечных, но и на промежуточных пунктах;

установление строго ограниченных отклонений от расписания по видам перевозок (городские 1-2 мин; пригородные 3 мин; междугородные 5 мин);

введение автоматизированного контроля за регулярностью.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.