Основной целью управления автомобильным транспортом является обеспечение эффективного использования всех технологических, экономических, организационных и социальных ресурсов для своевременного, качественного и полного удовлетворения населения в перевозках. Эффективное управление движением подвижного состава осуществляется с соблюдением требований диспетчерской системы.
Диспетчеризация – это централизованное управление подвижным составом, осуществляемое из одного центра.
Она осуществляет:
контроль за соответствием фактического движения автобусов;
контроль за состоянием и качеством обслуживания автобусных маршрутов;
регулирование движения при отклонениях от расписаний и восстановление нарушенного движения;
управление движением автобусов в целях улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения эффективности использования автобусов;
контроль над своевременным выпуском подвижного состава на линию;
организацию заказных перевозок пассажиров;
координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта.
Основные законы диспетчерского управления:
Диспетчеризация отрицает децентрализованное управление.
Руководствуется заранее разработанными и утвержденными планами организации движения (приказ-наряд).
Диспетчерская система обеспечивает контроль, регулирование и управление движением автобусов.
Система диспетчерского управления в городах осуществляется по маршрутному принципу.
Диспетчерское управление организуется и осуществляется вышестоящими организациями.
Структура диспетчерской службы:
Диспетчерское руководство на автомобильном транспорте включает в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска подвижного на линию, непосредственному управлению их движением на маршрутах и своевременному возвращению в АТО.
Диспетчерское руководство подразделяется:
1. Внутрипарковую, которая предусматривает
контроль за подготовкой к выпуску подвижного состава;
подготовку документации к выпуску;
организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию;
контроль и учет времени возвращения;
регистрация сходов автобусов с линии и контроль за подготовкой к вторичному выпуску;
отчет о работе автобусов за смену.
2. Линейную, которая предусматривает:
непрерывный контроль за соблюдением расписания движения автобусами;
регулирование и перераспределение автобусов;
восстановление нарушенного движения;
рациональное использование резервных автобусов (5% от числа выпущенных на линию);
координацию движения с другими видами транспорта;
принятие мер по оказанию технической помощи;
подготовку суточной отчетности.
Для централизованного управления работы подвижного состава при территориальных транспортных управлениях (объединениях) создаются центральные диспетчерские службы (ЦДС). Работа ЦДС строится по трем направлениям:
Сбор информации.
Контроль за движением подвижного состава (время работы автобусов, число рейсов, регулярность движения, простои на линии, безопасность движения и т.п.).
Управление перевозочными процессами.
Типовая организационная структура ЦДС состоит из:
Руководящего аппарата (начальник ЦДС, старший диспетчер, маршрутный диспетчер)
Исполнительный аппарат (линейные диспетчера конечных и промежуточных пунктов, диспетчера по организации транспортного процесса, диспетчера группы анализа движения).
Регулярность движения автобусов
Одной из важнейших задач системы диспетчерского управления является обеспечение регулярности движения автобусов на маршрутах. Регулярность движения – это своевременное отправление автобуса в рейс, точное соблюдение интервалов движения расписанию, на протяжении всего маршрута, и своевременное прибытие на конечный пункт, является качественным важнейшим показателем работы автобусного транспорта.
Регулярность движения обеспечивается выполнением двух условий:
1. При полном (100%) выполнении предусмотренных расписанием рейсов (необходимое условие).
2. При точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением водителями регулярности каждого рейса (достаточное условие).
Следует различать регулярность рейса и регулярность движения автобусов на маршруте. Отдельные рейсы могут быть регулярными, а должная регулярность движения на маршруте в целом не достигнута. Качество обслуживания и регулярность движения – взаимосвязанные и неотделимые друг от друга понятия. С повышением регулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по автобусам маршрута, обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда. При нарушениях регулярности движения происходит переполнение салона автобуса, снижение доходов и рентабельности маршрута. Неравномерная загрузка вызывает серьезные колебания затрат времени на посадку-высадку пассажиров, что в свою очередь создает задержки автобусов на остановках, нарушается установленный режим работы автобусов, повышается расход топлива, снижается скорость сообщения и безопасность движения.
Причины нарушения регулярности:
несоответствие расписания действительным условиям (гололед, туман, ремонт дороги и т.д.);
несвоевременный и не полный выпуск автобусов на линию;
простои автобусов на линии по техническим неисправностям;
задержки уличного движения (железнодорожные переезды, светофоры и т.п.);
нарушение установленного режима движения автобусов (квалификация водителей);
оперативное изменение в распределении пассажиропотока вследствие задержки других видов городского пассажирского транспорта (отсутствие электроэнергии).
Пути повышения регулярности:
введение расписания для каждого автобуса;
организация диспетчерского управления и систематического контроля;
введение контроля и учета за движением не только на конечных, но и на промежуточных пунктах;
установление строго ограниченных отклонений от расписания по видам перевозок (городские 1-2 мин; пригородные 3 мин; междугородные 5 мин);
введение автоматизированного контроля за регулярностью.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.