Количество автобусов на маршруте определяют в зависимости от:
- пассажиропотоков;
- вместимости автобусов;
- удобства пассажиров (интервал движения);
- себестоимости перевозок и т.д.
Потребное число автобусов АМ по каждому часу, необходимое для освоения заданного пассажиропотока, рассчитывают как отношение часового пассажиропотока QЧ, к производительности работы одного автобуса UРЧ в час.
Ам = QЧ / UРЧ, | (6.2) |
Производительность автобуса определяется количеством перевезенных пассажиров.
Выражение часовой производительности автобуса можно получить, если разделить количество перевезенных пассажиров Qр за рейс на время рейса TР.
UРЧ = Qр/ TР | (6.3) |
Количество пассажиров, находящихся в автобусе, равно | |||
| |||
qф = qγс | (6.4) | ||
| |||
где | q | – вместимость автобуса | |
γс | – коэффициент статического наполнения автобуса | ||
Ориентировочные данные по коэффициенту наполнения автобусов:
- городские автобусы - не более 0,28, в часы «пик» - 0,73-0,78 (в зависимости от типа подвижного состава).
- пригородные автобусы – не более 0,56.
- междугородные автобусы – 0,8-0,9.
Так как во время рейса пассажиры в автобусе сменяются (одни на промежуточных остановочных пунктах выходят, другие входят), то количество перевезенных пассажиров за рейс может быть выражено
| |||
Qр = qфηсм = qγсηсм | (6.5) | ||
| |||
где | ηсм | – коэффициент сменности пассажиров. | |
Коэффициент сменности пассажиров – отношение длины маршрута (рейса) к средней дальности поездки пассажира:
| |||
ηсм = Lм/Lеп | (6.6) | ||
| |||
где | Lм | – длина маршрута, км; | |
Lеп | – средняя дальность поездки пассажиров, км. | ||
Ориентировочные данные о сменности (пересадочности) пассажиров:
Свыше 1 млн. жителей | 1,4 |
От 500 тыс. до 1 млн. | 1,3 |
От 250 до 500 тыс. | 1,2 |
До 250 тыс. | 1,1 |
Средняя дальность поездки пассажиров изменяется и зависит от многих факторов:
размера города;
планировки города;
протяженности автобусной сети;
конфигурации автобусной сети;
распределение маршрутов по сети;
системы тарифов и др.
Различают среднюю дальность поездки как по видам перевозок (городские, пригородные, междугородные), так и по отдельным маршрутам, она может быть определена путем обработки материалов обследования пассажиропотоков.
Для ориентировочных расчетов может быть использована эмпирическая формула:
Lеп=1,2+0,17 км, | (6.7) | ||
| |||
где | F | – площадь города, км2. | |
Ориентировочные данные по средней дальности поездки:
Свыше 1 млн. жителей | 7 км |
От 500 тыс. до 1 млн. | 5 км |
От 250 до 500 тыс. | 4 км |
До 250 тыс. | 3,3 км |
На городских маршрутах необходимое количество автобусов, при максимальном пассажиропотоке, определяется по формуле:
| |||
| |||
Ам = Qmax*Тоб/qн, ед | (6.8) | ||
| |||
где | Qmax | – максимальная мощность пассажиропотока на участке | |
qн | – номинальная вместимость автобуса, чел; | ||
Тоб | – время оборотного рейса, ч | ||
Номинальная вместимость автобуса определяется из расчета числа мест для сидения и не более 3 человек на 1 м2 свободной площади пола салона автобуса для городских маршрутов.
Основным характеристиками работы автобусов на маршрутах являются частота h и интервал движения I, поскольку определяют в значительное мере качество обслуживания населения.
Частота движения – это количество автобусов, проходящих через остановку в одном направлении по одному маршруту за один час, и определяется по формуле
h =Ам/Тоб, авт/час; | (6.9) |
Также, необходимую по условиям перевозки пассажиров частоту движения автобусов определяют делением мощности пассажиропотока на наиболее загруженном участке маршрута в час «пик» на номинальную вместимость автобуса
h = Qmax/qн, авт/час; | (6.10) |
Интервал движения – это время между автобусами, следующими по одному маршруту, в одном направлении, друг за другом, определяют делением времени оборотного рейса на количество автобусов, работающих по расписанию.
I = Тоб/Ам, мин; | (6.11) |
Тоб = LОб60/VЭ, мин. | (6.12) |
Таблица 6.1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1280.