Эксплуатационные свойства автобусов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К основным эксплуатационным свойствам относятся:

– вместимость автобуса;

– конструктивные планировочные параметры, определяющие длительность простоя автобуса на остановках для посадки-высадки пассажиров (количество и ширина дверей, размеры накопительных площадок, ширина центрального прохода между сидениями, высота уровня пола пассажирского помещения, число подножек, их высота и т.д.);

– скоростные свойства (интенсивность разгона и торможения, величина максимальной скорости);

– соответствие конструкции автобуса требованиям безопасности движения (устойчивость, легкость и удобство управления, обзорность с места водителя, наружное освещение и т.д.);

– комфортабельность (удобство пользования) подразумевает по собой конструкцию и удобство расположения пассажирских сидений, площадь остекления кузова, внутреннее освещение салона, отопление, герметичность салона, вентиляцию, качество подвески, уровень шума, наличие дополнительных удобств (радиоприемник, магнитофон, телевизор, холодильник, гардероб, туалет и т.д.;

– топливная экономичность характеризуется приспособленностью автобуса к осуществлению перевозок при наименьшем расходовании топлива на каждый пассажирокилометр. Показателями топливной экономичности являются: экономическая характеристика, удельный расход, средний расход топлива;

– проходимость автобуса – приспособленность его к движению в различных дорожных условиях и по бездорожью. Факторами проходимости являются: просвет под низшими точками (клиренс), радиус поворота, тип и размер шин и т.д.

К эксплуатационным качествам автомобиля, учитываемым при организации перевозок пассажиров, в первую очередь относят: использование габаритных размеров и массы, вместимость, удобство использования, скоростные качества, конструктивную безопасность.

 

 

Рис. 3.1. Основные габаритные размеры автомобиля:

La – длина автомобиля; L1 – расстояние от оси переднего колеса до передней точки автомобиля;
L2 – расстояние от оси заднего колеса до задней точки автомобиля; L – расстояние между осями колес (база автомобиля); l1 – расстояние между средними линиями шин одной оси

 

К основным габаритным размерам подвижного состава (рис. 3.1) относят длину автомобиля La, ширину Ва и высоту На.

Все автомобили, допускаемые к эксплуатации на дорогах общей сети, должны удовлетворять требованиям, ограничивающим их размеры и массу. Высота автомобилей не должна превышать 4,0 м, а ширина – 2,5 м. Предельная длина одиночного автомобиля вне зависимости от числа осей не может быть более 12 м, длина автопоезда (сочлененного автобуса) с одним полуприцепом или прицепом – не более 20 м, длина автопоезда в любом другом составе – не более 24 м.

Для автомобилей и автопоездов различают следующие показатели массы:

G – полная масса автомобиля (масса полностью заправленного и снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, полным комплектом пассажиров), кг;

G0 – собственная масса автомобиля в снаряженном состоянии;

Gс – сухая масса автомобиля (незаправленного и неснаряженного), кг;

qп – номинальная пассажировместимость (общее число пассажирских мест для проезда сидя и стоя), пасс.;

Kq – коэффициент снаряженной массы автомобиля, представляющий собой отношение собственной массы автомобиля в снаряженном состоянии G0 к массе соответствующей номинальной полезной нагрузки q: Kq = G0 / q.

Кроме того, для оценки конструкции автомобилей применяют следующие коэффициенты.

Kк – коэффициент компактности автомобиля представляет собой отношение номинальной полезной нагрузки автомобиля q к его габаритной площади LaВa. Он оценивает совершенство конструкции с точки зрения полезного использования габаритных размеров автомобиля и выражается зависимостью

 

Kк = q/LaВa (3.1)
   

Для автобусов и легковых автомобилей коэффициент компактности выражается отношением числа п пассажирских мест (включая места для проезда стоя в автобусах) к габаритной площади автомобиля:

 

Kк = n / LaВa. (3.2)

 

Kг – коэффициент использования габаритных размеров автомобиля – это отношение внутренней площади салона к наружным габаритным размерам автомобиля:

Kг = ab/(LаBa). С повышением пассажировместимости автобусов значение Kг обычно увеличивается.

Пассажировместимостью называется число пассажиров, которое разрешено одновременно перевозить в автомобиле. Измерителями пассажировместимости являются: число пассажирских мест (номинальное); площадь пола автобуса на одно место, занятая местами для сидения; свободная площадь пола городского автобуса для проезда пассажиров стоя; доля от общей вместимости мест для сидения (в городском автобусе).

Чем больше полезная площадь салона по отношению к площади автобуса в плане, тем совершеннее использование габаритов автобуса. В свою очередь, при оценке использования полезной площади салона необходимо соблюдать действующие нормы площади в расчете на одного пассажира. Для городских автобусов на одного сидящего пассажира должна приходиться площадь не менее 0,315 м2; на одного стоящего – не менее 0,2 м2 (5 чел. на 1 м2).


Дата: 2018-12-21, просмотров: 585.