Рейс автобуса – путь от начального до конечного пункта маршрута. Длина рейса – протяженность маршрута lм. Время рейса tр – время прохождения автобусом маршрута, которое состоит из времени движения tдв и времени остановок на промежуточных пунктах tоп:
tр = tдв + tоп. | (2.6) |
Оборот автобуса – путь автобуса от начального пункта до возвращения в этот пункт. Длина оборота при маятниковых маршрутах lo = 2 lм, при кольцевых маршрутах lo = lм.
Время оборота
to = tдв + tоп + tок | (2.7) | ||
| |||
где | tок | – время остановок на конечных пунктах за оборот. | |
Для ориентировочных расчетов средней дальности поездки пассажира lср может быть использована эмпирическая формула:
lср = 1,2 + 0,17 F ½, | (2.8) | ||
| |||
где | F | – площадь города, км2. | |
Среднюю дальность поездки пассажира можно определять и по отчетным данным:
lср = P/Q, | (2.9) | ||
| |||
где | Р | – выполненный пассажирооборот, пасс.-км; | |
Q | – число перевезенных пассажиров. | ||
| |||
Коэффициент сменности пассажиров – отношение длины маршрута к средней дальности поездки пассажира ηсм = Lм / lср. Коэффициент сменности может быть также определен путем деления числа перевезенных за день пассажиров на среднее фактически использованное число мест в автобусе:
ηсм = Qр / q γс, | (2.10) | ||
| |||
где | Qр | – число перевезенных за рейс пассажиров; | |
q | – вместимость автобуса; | ||
γс | – коэффициент статистического наполнения автобуса. | ||
| |||
Обоснованное и установленное время рейса определяет рациональную скорость движения и оказывает значительное влияние на регулярность и безопасность движения.
Скорость движения автобуса определяет:
качество обслуживания населения;
производительность автобуса;
себестоимость перевозок.
Скорости движения нормируют для обеспечения:
безопасного и эффективного применения подвижного состава;
производительного использования труда водителей;
сокращения затрат времени пассажирами на поездки.
Техническая скорость автобуса зависит от его динамических качеств, дорожных условий, длины перегонов, интенсивности и организации движения. Техническая скорость – определяется отношением пробега транспортного средства к затратам времени на движение, включая задержки, вызванные условиями движения.
Техническая скорость
Vт= LОб / ТДВ, км/час | (2.11) | ||
| |||
где | LОб | – длина маршрута (оборот), км; | |
ТДВ | – время движения на маршруте (за оборот), час; | ||
Скорость сообщения определяется этими же факторами и, кроме того, длиной маршрута и коэффициентом сменности пассажиров. От этих двух величин зависит суммарное время остановок для посадки и высадки пассажиров. Скорость сообщения – то же, что и техническая, но дополнительно учитывают задержки на остановках для пассажирообмена и передачи водителем информации диспетчеру.
Скорость сообщения
Vс= LОб / ТДВ + ТПОС, км/час | (2.12) | |||
|
| |||
где | ТПОС | – время посадки высадки пассажиров (за оборот), час. | ||
На эксплуатационную скорость влияет дополнительно время простоя в конечном пункте маршрута, особенно при «отстое» автобусов в часы уменьшения пассажиропотоков.
Эксплуатационная скорость
Vэ= LОб / ТДВ + ТПОС + TПР, км/час | (2.13) | |||
|
| |||
где | TПР | – время простоя на конечных пунктах (за оборот). | ||
За последние годы скорости движения городских автобусов заметно снижаются в связи со значительным увеличением плотности движения, достигающей на магистралях крупных городов 5–6 тыс. авт.-км/км2. В целях создания благоприятных условий для движения городского общественного транспорта на таких магистралях создают специальные полосы движения, по которым разрешено движение только автобусов (троллейбусов) и такси. На таких полосах техническая скорость возрастает до 50 км/ч.
Ориентировочные данные о скоростях движения автобусов (в больших городах) даны в таблице *.
Таблица 2.3
Скорости движения автобусов на различных маршрутах
Маршруты | Скорость (км/ч) | ||
техническая | сообщения | эксплуатационная | |
Городские Пригородные | 17–19 25–27 | 15–17 22–24 | 13–14 20–22 |
Соотношение величин tдв, tоп и tок примерно следующее:
tоп = (0,05–0,10) tдв; | |||
tок = (0,05–0,15)tдв. | |||
Время задержки автобусов в связи с регулированием движения составляет 0,07–0,09 от времени движения.
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 394.