Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации осуществляется при очередном освидетельствовании ребенка-инвалида в учреждении МСЭ.[114]
В методологическом отношении для получения полной и объективной оценки результатов реабилитации является важным:
– наличие как можно более полной информации о ребенке-инвалиде, весь спектр характеризующих его клинико-функциональных, психологических и социальных параметров, необходимых для комплексной оценки реабилитационного эффекта, а также дальнейшего определения рациональных путей и способов проведения его реабилитации;
– ориентация при оценке данных параметров на возрастные нормы физического и психического (умственного) развития и социализации ребенка;
– осуществление оценки результатов реабилитации не только на основании данных об актуальном на момент освидетельствования состоянии клинико-функциональных, психологических и социальных параметров, но и в динамике, в их сравнении с соответствующими параметрами предыдущего освидетельствования, а также на основании сравнительного анализа и сопоставления прогностических и достигнутых результатов реабилитации;
– проведение по возможности оценки результатов реабилитации не только на основе оценки обобщающих интегральных характеристик жизнедеятельности ребенка-инвалида (например, категории ограничения способности к самообслуживанию), но и на основе более детальной оценки конкретных видов деятельности, составляющих данную категорию жизнедеятельности (например, способность осуществлять контролируемую экскрецию, личную гигиену, одеваться и обуваться, подключаться к приему пищи и осуществлять прием пищи и др.), позволяющей не только оценить реабилитационный эффект в том или ином виде деятельности ребенка-инвалида, но и при его отсутствии – более целенаправленно и обосновано определять необходимые для их восстановления или компенсации меры и средства реабилитации.
Порядок (алгоритм) оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов определен в разделе «Заключении о выполнении ИПР ребенка-инвалида», оформляемого специалистом по реабилитации, на основании результатов реабилитационно-экспертной диагностики и заключений специалистов учреждения МСЭ, зафиксированных в протоколе проведения медико-социальной экспертизы.
Вместе с тем, непосредственно перед оценкой результатов реабилитации является важным изучить и оценить данные о полноте выполнения ребенком-инвалидом рекомендованных ему в ИПР мер, средств и услуг реабилитации, что позволяет далее провести анализ причин несоответствия прогнозируемых и достигнутых результатов реабилитации.
По этой причине оценка результатов комплексной реабилитации ребенка-инвалида должна проводиться по следующим направлениям и параметрам.
1. По полноте выполнения ИПР ребенка-инвалида:
– выполнена полностью, если все рекомендуемые ребенку-инвалиду меры по медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации полностью выполнены, а технические средства реабилитации и услуги по реабилитации предоставлены;
– выполнена частично, в случае невыполнения рекомендаций хотя бы по одному из перечисленных разделов ИПР ребенка-инвалида: мерам медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации, предоставлению технических средств реабилитации и услуг реабилитации (невыполненное подчеркнуть).
– не выполнена, в случае невыполнения всех рекомендаций (выясняются и фиксируются причины их невыполнения (по вине ребенка-инвалида или его родителей (низкая мотивация ребенка-инвалида, неблагополучная семья и др.); по вине исполнителя реабилитационных услуг, указанного в ИПР; по вине бюро МСЭ (например, неправильно указан исполнитель реабилитационных услуг; иное (например, отсутствие средств для покупки дорогостоящего ТСР и т.п.).
Далее оценка проводится по позициям, содержащимся в Заключении о выполнении ИПР ребенка-инвалида.
2. По достигнутым результатам выполнения программ медицинской психолого-педагогической и социальной реабилитации:
2.1. Оценка результатов медицинской реабилитации: достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная); восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.;
По этой же схеме приводятся данные о динамике состояния конкретных утраченных или нарушенных функциях, а также структур организма.
2.2. Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации: восстановлены (компенсированы) функции общения, контроля за своим поведением; достигнута психологическая коррекция мотиваций к обучению, к труду (снята рентная установка); реализована (реализуется) возможность получения полного общего образования, профессионального образования; получена профессия (специальность); достигнуты профессионально-производственная адаптация, закрепление инвалида на рабочем месте (нужное подчеркнуть) и др.;
2.3. Оценка результатов социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная); восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично); восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.
2.4. Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности: достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.
2.5. Особые отметки о реализации ИПР ребенка-инвалида: вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий.
Данные о достигнутых результатах реабилитации специалистом по реабилитации заносятся в соответствующие позиции Заключения о выполнении ИПР ребенка-инвалида, которое заверяется руководителем учреждения МСЭ (ставятся подпись, печать и дата вынесения заключения) и доводится до сведения ребенка-инвалида или его родителей в доступной для них форме.
Зафиксированные в Заключении данные отражают результаты реабилитации на момент переосвидетельствования ребенка-инвалида в бюро МСЭ, и не позволяют в полной мере оценить изменения (в положительную или отрицательную сторону), происходящие в биопсихосоциальном статусе ребенка-инвалида в динамике, в процессе реабилитации, а также степень соответствия прогнозируемых и достигнутых результатов, а соответственно и эффективность реабилитации.
По этой причине при необходимости и возможности, кроме позиций нормативно закрепленных в форме ИПР ребенка-инвалида (приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. № 379н), оценка результатов реабилитации может дополнительно проводиться по следующим направления и параметрам.
По динамике степени нарушения функций и структур организма, степени ограничений способности в различных категориях жизнедеятельности и факторах внешней среды, затрудняющих или облегчающих степень ОЖД, в том числе с использованием классификаций, определителей и шифров МКФ.
Оценка проводится по сравнительным данным предыдущего и настоящего освидетельствования ребенка-инвалида в бюро МСЭ.
– динамика степени нарушения функций (структур) организма (положительная, отрицательная, без изменений);
– динамика степени ограничений способности в различных категориях жизнедеятельности (положительная, отрицательная, без изменений);
– динамика влияния факторов внешней среды на функционирование ребенка-инвалида (благоприятное, неблагоприятное, без изменений; барьеры устранены полностью, устранены частично, без изменений). Например, при оценке динамики ограничений в самообслуживании (табл. 11).
Таблица 11
Оценка динамики ограничений в самообслуживании
Код вида и степени нарушения основных категорий в самообслуживании в соответствии с МКФ | Динамика (положительная, отрицательная, без изменений) | |
Дата______ предыдущего освидетельствования | Дата______ настоящего освидетельствования | |
4. По динамике инвалидности:
– инвалидность не установлена (полная реабилитация);
– инвалидность подтверждена.
Для оценки эффективности рекомендуемых мер реабилитации и реабилитации в целом алгоритм может быть дополнен анализом и оценкой следующих параметров.
5. По степени соответствия прогнозируемых и достигнутых результатов реабилитации (отдельно по программам медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации) с использованием следующих определителей:
– прогнозируемый результат реабилитации реализован полностью (высокая эффективность выполнения ИПР);
–прогнозируемый результат реабилитации реализован частично (удовлетворительная эффективность выполнения ИПР);
–прогнозируемый результат реабилитации не реализован (отсутствие эффективности выполнения ИПР).
6. По степени соответствия достигнутых результатов реабилитационному потенциалу ребенка-инвалида:
– реабилитационный потенциал реализован полностью (высокая эффективность от реализации ИПР);
– реабилитационный потенциал реализован частично (удовлетворительная эффективность от реализации ИПР);
– реабилитационный потенциал не реализован (отсутствие эффективности от реализации ИПР).
Комплексный подход к анализу и оценке параметров, характеризующих результаты реабилитации, позволяет получить необходимые специалистам бюро МСЭ данные о качестве, рекомендуемых ими в ИПР мер реабилитации, правильно вносить необходимые изменения и дополнения в программу дальнейшей реабилитации ребенка-инвалида.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 259.