Реабилитация детей-инвалидов в России - одна из наиболее важных задач современной системы социальной защиты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что 3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками. По данным ООН в мире насчитывается примерно 200 миллионов детей с ограниченными возможностями, в России - около 600 тыс. детей. В последнее время в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов, за последнее десятилетие эти показатели увеличились почти в два раза.
При организации системных мероприятий по комплексной реабилитации детей-инвалидов работу проводят по трем ключевым направлениям: на макро-, мезо-, микроуровнях (табл.9).
Таблица 9
Особенности организации комплексной реабилитации детей-инвалидов
Показатели | Условное обозначение уровня мероприятий системы реабилитации | ||
Микроуровень | Мезоуровень | Макроуровень | |
Точка приложения | Ребенок | Семья | Общество |
Цель проведения мероприятий | Компенсация или устранение нарушений функций и ограничений жизнедеятельности ребенка | Устранение барьеров в ближайшем окружении ребенка- инвалида[108] | Устранение барьеров в отдаленном окружении ребенка-инвалида |
Мероприятия | Мероприятия медицинской, психолого-педагогической и отчасти- социальной реабилитации, ТСР в ИПР ребенка-инвалида | В основном - мероприятия социальной реабилитации, ТСР в ИПР ребенка-инвалида | Мероприятия по социальной интеграции детей-инвалидов |
Механизм реализации | Через Индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида | Частично – через Индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида | Федеральные и региональные целевые программы, проекты и др. |
Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида содержит мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие ребенку-инвалиду восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению разных видов деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.
В жизни семьи ребенка-инвалида выделяют определенные периоды, которые важно учитывать при построении реабилитационных программ и разработке ИПР:
1) рождение ребенка — получение информации о наличии у ребенка патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;
2) школьный возраст — принятие решения о форме обучения ребенка, организация его учебы и внешкольной деятельности, переживание реакций группы сверстников;
3) подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией ребенка от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка;
4) период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи - инвалида;
5) постродительский период — перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
Реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения системы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения и др.
Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения[109].
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на своих территориях принимают участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов и имеют право определять приоритеты в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий. Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют в своем распоряжении механизмы развития системы реабилитации детей-инвалидов: возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество[110].
Компонентная сфера организации комплексной реабилитации детей-инвалидов включает:
1. Создание государственных социальных служб, предоставляющих реабилитационные услуги детям, членам их семей, а также помогающих адаптировать условия окружающей среды к нуждам детей, имеющих инвалидность.
2. Создание негосударственных структур, включая систему волонтерской помощи родителям, имеющих особых детей.
3.Развитие Центров независимой жизни в России.
Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента: Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. Независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой[111].
Согласно Концепции «Совершенствование медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства» в структуре учреждений, осуществляющих медико-социальную и психологическую реабилитацию детей-инвалидов на региональном и местном уровне, должны быть предусмотрены следующие подразделения: патронажная служба, школа для родителей; дневной стационар; реабилитационные центры, отделения, кабинеты; школы адаптивной физической культуры; попечительские (общественные) советы родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста при стационарных учреждениях различной ведомственной подчиненности[112].
Система учреждений различной ведомственной принадлежности, предоставляющие реабилитационные услуги детям-инвалидам представлена в табл. 10 (на примере инвалидов с двигательными нарушениями).
Таблица 10
Основные учреждения (организации) системы реабилитации, предоставляющие реабилитационные услуги детям-инвалидам (на примере детей с двигательными нарушениями)
Учреждения | Основные задачи |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ | |
Федеральный уровень
Уровень субъекта РФ
Уровень местный (районный и др.)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ
Организационно, с позиций управления в системе реабилитации детей-инвалидов могут быть предусмотрены две организационные формы моделей комплексной реабилитации: централизованная и децентрализованная.
При централизованной форме функционирует Реабилитационный Центр городского/регионального уровня, оснащенный современным диагностическим и реабилитационным оборудованием и экспериментальными научно обоснованными методиками. Данный Центр можно рассматривать как инновационно-экспериментальную реабилитационную площадку, в которой апробируются и оттачиваются новые приемы и методики «сложных» в функциональном отношении детей-инвалидов. Такой городской/региональный реабилитационный Центр имеет в своем составе стационар, достаточное количество специалистов и обслуживающего персонала.
Децентрализованная форма организации системы реабилитации детей-инвалидов предполагает осуществление реабилитационных мероприятий ребенку-инвалиду в реабилитационных отделениях, центрах помощи семье и родителям и детям, центрах психологической помощи и т.д., максимально приближенных к месту проживания ребенка. При данной форме организации ребенку-инвалиду организуется конкретная поддержка в реализации ИПР не только специалистами районных/муниципальных центров, но и негосударственными и волонтерскими организациями.
Одним из направлений деятельности детских реабилитационных учреждений является организация службы домашнего сопровождения, социального патронажа и динамического наблюдения за детьми-инвалидами, проживающими на территории соответствующего района.
Службы домашнего сопровождения и социального патронажа могут быть организованы не только в территориальных отделах и учреждениях социальной защиты населения (комплексных Центрах социального обслуживания, районных Центрах социальной реабилитации и т.д.), реабилитационных отделах муниципальных образований, общественных организаций и т.д., но и на базе стационарных учреждений (детские дома-интернаты).
В процессе комплексной реабилитации ребенка-инвалида чрезвычайно важными принципами являются раннее начало и непрерывность (см. принципы реабилитации). Их реализация достигается путем особых организационных решений: либо в рамках одного учреждения, либо тесной взаимосвязи различных учреждений.
Так, например, в структуре Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области (ГБОУ «ЦЛП») работают четыре отделения: а) отделение ранней помощи для детей от 0 до 7 лет; б) дошкольное отделение для детей в возрасте от 3 до 7 лет; в) четыре ступени школьного отделения для детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет; г) отделение учебного проживания для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет проводит курсы обучения самостоятельному проживанию.
Также в единую систему реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями включены Производственно-интеграционные мастерские и Квартиры для тренинга проживания.
Несмотря на то, что за последние десять лет количество реабилитационных учреждений для детей-инвалидов неуклонно увеличивается, не разрабатываются технологии многовариантных моделей учитывающих нозологические, возрастные, социально-средовые особенности детей. Путь к повышению эффективности реабилитации детей-инвалидов лежит через создание многовариантных многофункциональных моделей.
Основные методы и направления взаимодействия учреждений МСЭ, здравоохранения, социальной защиты и реабилитационных учреждений должны включать:
– разработку договоров (соглашений) по взаимодействию учреждений МСЭ и соответствующих партнеров;
– отработку организационной технологии взаимной деятельности (совместные семинары, конференции и т д.);
– отработку текущего взаимообмена информацией через внедрение в работу информационно-коммуникационных технологий, в том числе, специальных компьютерных программ и включение в информационное общение учреждений МСЭ и учреждений иных ведомств, участвующих в реабилитации ребенка-инвалида;
– привлечение консультантов для участия в освидетельствовании ребенка-инвалида для решения конкретных реабилитационно-экспертных задач.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 271.