МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Разработано в рамках государственного контракта 14-К-13-Т-131 от 01.09.2014 г. по
оказанию услуг по написанию, редактированию, рецензированию методического пособия по методике проведения медико-социальной экспертизы и формирования заключений о реабилитационных мероприятиях у детей
Санкт-Петербург
2014
УДК 618Д:616.036.865.331
Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей: методическое пособие / под редакцией В.Г.Помникова, Г.О.Пениной, О.Н.Владимировой – СПб: СПбИУВЭК Минтруда России, 2014. – 281 с.
Авторский коллектив
Сотрудники ФГБУ ДПО «СПбИУВЭК» Минтруда России:
доктора медицинских наук:
А.В.Адрианов, Л.А.Карасаева, М.В.Коробов, С.М.Милютин, Т.Ф.Мурзина, Г.О.Пенина, В.Г.Помников, Р.Т.Скляренко, М.И.Разумовский;
кандидаты медицинских наук:
А.О.Андриевская, О.Н.Владимирова, Р.М.Войтенко, И.А.Дубинина, Г.П.Квашнина, Ю.А.Колчева, О.В.Макарова, В.Ф.Николаев, А.М.Разумовская, В.С.Спиридонова, О.А.Шабанова;
кандидат психологических наук Н.Г.Травникова;
Н.П.Чистякова.
Сотрудники ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А.Илизарова» Минздрава России:
доктор медицинских наук А.А.Корюков.
Сотрудники ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России:
Л.А.Бессонова, Н.В.Лебедева, Т.Б.Поддубная,
Рецензенты:
доктора медицинских наук:
С.П.Запарий, Т.К.Кручина, Л.Л.Науменко, А.Б.Орешков, В.П.Шестаков;
кандидат медицинских наук А.Г.Рябоконь;
А.В.Абросимов
Методическое пособие содержит общие вопросы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, основы их комплексной реабилитации и подходы к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных заболеваниях.
Издание предназначено для врачей различных специальностей по медико-социальной экспертизе, специалистов по реабилитации, социальной работе, психологов учреждений МСЭ. Также пособие может быть использовано широким кругом специалистов медицинских организаций, учреждений реабилитации и образования, общественных организаций инвалидов и др., осуществляющих направление детей на медико-социальную экспертизу и их комплексную реабилитацию.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
| 5 | ||
Введение……………………………………………………………………………………….. | 6 | ||
Раздел 1. Общие вопросы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов……….. | 7 | ||
1.1 Теоретические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов …………… | 7 | ||
1.2 Организационно-правовые основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов | 11 | ||
1.2.1 Порядок направления на медико-социальную экспертизу………………………… | 11 | ||
1.2.2 Порядок проведения медико-социальной экспертизы …………………………….. | 12 | ||
1.3 Методические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов……………. | 15 | ||
1.3.1 Современные основы реабилитационно-экспертной диагностики ……………… | 15 | ||
1.3.2 Установление категории «ребенок-инвалид»………………………………………. | 23 | ||
1.3.3 Установление срока категории «ребенок-инвалид»……………………………….. | 26 | ||
Раздел 2. Основы комплексной реабилитации детей-инвалидов………………………. | 28 | ||
2.1 Теоретические и организационные основы реабилитации детей-инвалидов…………. | 28 | ||
2.2 Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации …………………….. | 33 | ||
2.2.1 Программа медицинской реабилитации ……………………………………………. | 36 | ||
2.2.2 Программа психолого-педагогической реабилитации…………………………....... | 43 | ||
2.2.3 Программа социальной реабилитации………………………………………………. | 51 | ||
2.2.4 Технические средства реабилитации ……………………………………………….. | 59 | ||
2.3 Современные подходы к организации комплексной реабилитации детей-инвалидов | 63 | ||
2.4 Алгоритм оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов………… | 69 | ||
Раздел 3. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при отдельных болезнях…………………………………………………………………………… | 72 | ||
3.1 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при внутренних болезнях………………………………………………………………………………………….. | 72 | ||
3.1.1 Болезни дыхательной системы ………………………………………………………. | 72 | ||
3.1.2 Болезни сердечно-сосудистой системы ……………………………………………… | 81 | ||
3.1.3 Болезни мочевыделительной системы……………………………………….............. | 91 | ||
3.1.4 Болезни пищеварительной системы…………………………………………………. | 99 | ||
3.1.5 Болезни эндокринной системы……………………………………………….............. | 109 | ||
3.1.6 Болезни иммунной системы………………………………………………………….. | 120 | ||
3.1.7 Болезни кожи…………………………………………………………………………. | 122 | ||
3.2 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при врождённых аномалиях (пороках развития) внутренних органов……………………….. 3.2.1.Врожденные пороки сердца…………………………………………………………… | 123 123 | ||
3.2.2 Врожденные аномалии (пороки развития) кровеносных сосудов (ангиодисплазии) | 128 | ||
3.2.3 Врожденные аномалии (пороки развития) и болезни органов дыхания…………… | 134 | ||
3.2.4 Врожденные аномалии (пороки развития) органов пищеварения………………….. | 139 | ||
3.3 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при врожденных аномалиях (пороках развития) и деформациях костно-мышечной системы…………... | 144 | ||
3.3.1 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации верхней конечности…… | 144 | ||
3.3.2 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации нижней конечности …… | 167 | ||
3.3.3 Врожденные аномалии (пороки развития) деформации стопы …………………….. 3.3.4 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации костно-мышечной системы (врожденные системные заболевания)………………………………………………. | 184 191 | ||
3.4 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани ………………………………….. | 202 | ||
3.4.1 Врожденные заболевания позвоночника……………………………………………… | 202 | ||
3.4.2 Врожденный вывих бедра……………………………………………………………… | 207 | ||
3.4.3 Болезнь Легга-Кальве-Пертеса………………………………………………………… 3.4.4 Остеомиелит…………………………………………………………………………….. | 209 212 | ||
3.5 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях нервной системы………………………………………………………………………………… | 214 | ||
3.5.1 Эпилепсия……………………………………………………………………………….. | 214 | ||
3.5.2 Родовые черепно-мозговые травмы, последствия черепно-мозговой травмы ……. | 219 | ||
3.5.3 Детский церебральный паралич………………………………………………………. | 224 | ||
3.5.4 Первичные прогрессирующие мышечные дистрофии………………………………. | 232 | ||
3.5.5 Наследственные моторно-сенсорные полиневропатии…………………………….. | 235 | ||
3.5.6 Спинальные амиотрофии ……………………………………………………………. | 238 | ||
3.5.7 Наследственно-дегенеративные заболевания………………………………………... | 241 | ||
3.6. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при психических расстройствах и расстройствах поведения …………………………………. | 245 | ||
3.6.1 Олигофрения (умственная отсталость)………………………………………………… 3.6.2 Неврозы (невротические расстройства и состояния)………………………………… | 245 251 | ||
3.6.3 Органические поражения головного мозга и эпилепсия с нервно-психическими расстройствами ………………………………………………………………………………….. | 256 | ||
3.6.4 Шизофрения и аффективные расстройства ………………………………………… | 264 | ||
3.6.5 Аутизм………………………………………………………………………………....... | 270 | ||
3.7 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при расстройствах развития речи и языка………………………………………………………. | 273 | ||
3.8 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях уха | 277 | ||
3.9 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях глаза……………………………………………………………………………………………….. | 280 | ||
Рекомендуемая литература ……………………………………………………………………… | 288 | ||
Приложения……………………………………………………………………………………….. | 296 |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
DQ – коэффициент развития
IQ – коэффициент интеллектуальности
РСО2 – парциальное содержание углекислого газа.
РО2 – парциальное содержание кислорода
АД – артериальное давление
БКН – белково-калорийная недостаточность
ВМ – венозные мальформации
ВМП – высокотехнологичная медицинская помощь
ВОЗ – Всемирная Огранизация Здравоохранения
ВПС – врожденные пороки сердца
ВЭМ – велоэргометрия
ГКС – глюкокортикостероиды
ДДП – дегенеративно-дистрофическое поражение
ДМЖП – дефект межжелудочковой перегородки
ДМПП – дефект межпредсердной перегородки
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ИМТ – индекс массы тела
КА – коарктация аорты
КТ – компьютерная томография
ЛА – легочная артерия
МКН – Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности
МКФ – Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья
МСЭ – медико-социальная экспертиза
МРТ – магнитно-резонансная томография
НК – нарушение кровообращения
ОАП – открытый артериальный проток
ОЖД – ограничение жизнедеятельности
ОЛС – общее легочное сопротивление
ОМС – обязательное медицинское страхование
ООН – Организация Объединенных Наций
ОФВ – объем физиологического вдоха
ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссия
ПРЛ – патологическое развитие личности
РЭГ – реоэнцефалография
СЛБ – среднесуточная лабильность бронхов
СН – сердечная недостаточность
СПБ – среднесуточная проходимость бронхов
ТСР – технические средства реабилитации
ТФ – ТетрадаФалло
УЗИ – ультразвуковая допплерография
ФВД – функция внешнего дыхания
ФГБУ – федеральное государственное бюджетное учреждение
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ФК – функциональный класс
ФКУ – федеральное казенное учреждение
ФСС – Фонд социального страхования
ХРП – хроническое расстройство питания
ХСН – хроническая сердечная недостаточность
ЭКГ – электрокардиография
ЭПО – экспериментально-психологическое исследование
ЭхоКГ – эхокардиография
ЭЭГ – электроэнцефалография
Введение
Данное методическое пособие разработано в целях реализации мероприятий пункта 2.7 «Внедрение подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации с учетом результатов пилотного проекта» подпрограммы 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы[1].
К подготовке методического пособия были привлечены профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов, имеющий 55-летний опыт работы в сфере врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизы, в том числе, научные и научно-практические разработки первой в Российской Федерации кафедры педиатрии, медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, созданной 15 лет назад под руководством профессора Е.В.Прониной, а также специалисты ФКУ «Главное бюро МСЭ по Санкт-Петербургу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Методическое пособие разработано сотрудниками института в содружестве со специалистами ФГУ «Федеральное бюро МСЭ», ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» и ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ленинградской области», которые оказывали необходимые консультации.
Методическое пособие учитывает принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006), которой признается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми; а также концептуальные подходы Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, или МКФ (ВОЗ, 2001).
Авторами в методическом пособии сформулированы общие теоретические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, включая анализ нормативно-правовых документов, порядок направления детей на медико-социальную экспертизу и порядок ее проведения; актуальные методические вопросы медико-социальной экспертизы детей, такие как современные основы реабилитационно-экспертной диагностики детей, установление категории «ребенок-инвалид» в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, установление срока инвалидности у детей.
В издании рассмотрены теоретические и организационные основы комплексной реабилитации детей-инвалидов, алгоритм формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, алгоритм оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов.
Особое внимание уделено современным подходам к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных наиболее часто встречающихся заболеваниях. Представлены особенности направления детей на медико-социальную экспертизу, критерии инвалидности, количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах, конкретные мероприятия для включения в программу реабилитации ребенка-инвалида.
Использование данных сведений позволит повысить качество и эффективность медицинского, экспертного и реабилитационного обслуживания детского населения.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Дата: 2018-09-13, просмотров: 323.