С 1654 году была отменена откупная система взимания таможенных сборов, и таможни были приняты на государственное содержание.
Руководство таможней поручалось голове-выборному лицу из числа гостей, торговцев, крестьян.
Таможни возглавлялись таможенными головами-выборными должностными лицами для сбора таможенных пошлин. Таможенный голова избирался на один год из числа торговых людей или зажиточных крестьян. На больших таможнях назначались товарищи, т. е. заместители голов. Таможенный голова обычно был и головою кабацким, т.е. лицом, заведовавшим и кабацкими сборами. Крупные таможни возглавляли представители купечества. Назначение таможенного головы оформлялось царским указом. Помощниками головы были выборные ларечные и рядовые целовальники – отдельно для таможенных и отдельно для кабацких сборов. Численность целовальников колебалась от 10 до 20 человек. На эти должности привлекались служивые люди и черносошные крестьяне.
Таможенные головы, целовальники обычно выбирались из местных посадских и уездных людей. При этом практиковалось избрание в таможни другой губернии. Затем составлялся документ - «Выбор», который подписывали все участвующие в этом мероприятии. Это повышало ответственность избранных и наделяло их правами действовать от имени той части населения, которая их выдвинула. Выбирались обычно на год (с сентября по сентябрь) лучшие люди, которые были «добрые», «не воры и не бражники», «душою прямы и животом прожиточны» и которым можно было бы верить при сборе государевой казны.
Головы и целовальники принимали присягу. Не последним качеством была и грамотность. Материальное вознаграждение таможенным головам не выплачивалось.
В обязанности целовальников входили оценка товаров и сбор пошлин. На таможне один из целовальников назначался старшим, он же по совместительству являлся ларечным (ларешным). Ларечный целовальник выполнял функции казначея. Имелись «ходячие» и «караульные» целовальники. Первые, как правило, направлялись для сбора пошлин в торговые места, а вторые охраняли таможенную избу. Целовальники менялись ежегодно.
Кроме целовальников на таможне были подьячие. Они вели таможенные книги, оформляли различные документы и получали жалованье за счет сбора с «писчей деньги». В штаты таможни входили также истопники, сторожа, рассыльные и др.
Исходя из результатов работы таможни по итогам года, если пошлины значительно превышали ранее намеченную сумму, таможенный голова поощрялся. Награды, а это были, как правило, ценные подарки, вручались в присутствии царя.
Таможенная реформа ХVІІ в.
В 1646 году была отменена беспошлинная торговля с Англией.
Ход экономического развития Московского государства требовал дальнейшего совершенствования таможенной системы, которая к середине XVII в. оставалась практически функцией удельных князей.
Государственный аппарат нуждался в решении задач создания единой таможенной территории, единых таможенных правил сбора пошлин и осуществления таможенных формальностей.
В стране назрела таможенная реформа. Значительную роль в решении этой задачи сыграло Соборное уложение 1649 г., где глава IX «О мытах и о перевозах и о мостах», в которой 20 статей было посвящено таможенным вопросам. Это был первый общегосударственный документ, который в законодательстве России в XVII в. занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу.
В законе закреплялись таможенные привилегии господствующего класса и служилых людей: «...На тех перевозах и на мытах с дворян и с детей Боярских и с иноземцев и со всех служилых людей и с их людей и с запасов и с гонцов, которые посланы, будут для Государевых дел, мыта и перевозу и мостовщины нигде не имати».
Для мытчиков и мостовщиков, не выполняющих требования, предусматривалась мера наказания. Если с лиц, освобожденных от пошлины, она была взята, то лица, виновные в нарушении установленных правил, обязаны были возвратить взятое в тройном размере «и отдати тем людям, у кого взято будет, да тем же мытчиком и перевозщиком и мостовщиком, учинити наказание, бити кнутом».
Другие нормы устанавливали порядок беспошлинного провоза людьми, и прежде всего крестьянами, товаров не на продажу, а для личного пользования. К служителям таможни, которые не соблюдали установленный порядок, применялись санкции в виде тройной уплаты и предания суду. Предусматривались наказания и тем, кто злоупотреблял своими правами (московских чиновников, городовых дворян, детей боярских и иноземных) и пытался провозить товары торговых и других чинов людей: «Тех людей бити кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдати мытовщиком и перевозщиком и мостовщиком».
В свою очередь, если торговые и всяких чинов люди попытаются прикрыться именами имеющих льготы и таким образом провезти беспошлинно товары, то их следовало также наказывать через битье кнутом и брать с них до 5 рублей с человека.
Главное же состояло в том, что экономическое развитие страны, внешняя и внутренняя торговля были невозможны без создания условий для развития всероссийского рынка.
25 октября 1653 г. царь Алексей Михайлович подписал Именной указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров».
Указ заменял прежние многочисленные сборы единой рублевой пошлиной.
Указ устанавливал равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой таможенной пошлиной. Частично были упразднены приезжие сборы. В основу расчета пошлины была положена продажная цена товара – фактически государство забирает часть прибыли торговца, и тот должен переложить убыток на покупателя.
Сумма пошлины составляла 5 % от цены товара (10 денег – 5 копеек с рубля). Простой подсчет показывает, что пошлина значительно превышала имевшиеся ранее торговые пошлины, что по замыслу составителей документа, должно было компенсировать казне потери от отмены большинства других пошлин. Несколько по иному собиралась пошлина, если купец покупал товар в одном месте страны, а продавал его в другом.
В этом случае пошлина фактически делилась на две части. Первая – пошлина с денег, на которые покупаются товары для последующей продажи, взималась 2,5 % от общей суммы покупки. После уплаты пошлины купцу выдавалась «выпись». Продажа таких же товаров в другом городе, селе, местности оплачивалась в размере 2,5 %. В этом случае общая уплаченная сумма составляла 5 % от стоимости товара и была равна обыкновенной торговой пошлине. Перекупщик ставился здесь в равные условия с купцом. Это был единственный случай взимания пошлины с покупателя, который покупает товар не с целью использовать его, а продать. Положение Указа упрощало и упорядочивало уплату торговых пошлин. С этих пор рублевая пошлина стала единственной. Это положение Указа действительно максимально упрощает и упорядочивает уплату торговых пошлин.
Проезжие, мелкие пошлины отменялись и для непривозных, и для привозных товаров, сохранялись лишь перекупные пошлины с привозных товаров. В одном из вариантов дошедшего до нас Указа приводится также конкретный список отмененных мелких пошлин – посаженное, полозовое, отвозное, головщина, мытовое и т.д. Пошлины взимались как с привозных, так и непривозных товаров, с местных жителей и приезжих в одинаковом размере. Это уравнивало исходные возможности конкурирующих на рынке продавцов и устраняло препятствия, вызванные дифференциацией пошлин. Пошлина берется с денег, а не с товара. Указ гласил, что если купец везет с собой «золотые, ефимики и деньги», то есть обладает определенной суммой, которая предназначена не для торговли, то «и с тех золотых и с ефимиков и с денег пошлины не имать», т.е. обложение пошлиной ввозимых и вывозимых денежных сумм возможно лишь в случае использования таковых для покупки товара.
Указом определялась ответственность плательщиков таможенных пошлин за укрытие товаров, за снижение цен и др. В Указе также содержатся положения об обязанностях таможенных голов и целовальников. Люди «торговых чинов» говорилось в документе, не имеют права утаивать товары от обложения пошлинами, утаивать деньги, которые предназначены для покупки товаров на продажу, а также занижать на них цены. Все товары, деньги должны быть предъявлены в соответствующей таможне, а цена продажи «сказывается прямо в правду, без хитрости». Таможенным чиновникам запрещалось злоупотреблять своим положением, ставить цену на товар при расчете цены пошлины выше покупной. За нарушение этих требований Указ предусматривал санкции к нарушителям. Если таможенный голова или целовальник завысит продажную цену товара и получит лишнюю пошлину, то им «иметь наказание без всякой пощады». Такое же наказание предусматривалось и для купцов, которые не предъявили всего товара для досмотра или занижали его цену. В Именном указе было также отражено требование о снятии ответственности с купца за действия его подчиненных
Правительство стремилось выявить сокрытия таможенных платежей, используя для этого самые жестокие способы. Для определения факта утаивания товара таможенным чиновникам было дано право обыска. В случае необходимости такие же меры применялись и к иностранным купцам. Вводилось и такое новшество, как выписи о количестве и наименовании товаров, провозимых через таможню в Москву из городов или из Москвы в города. На выписях ставили таможенные печати. В Указе нашла отражение политика, проводимая по отношению к иностранным купцам. Правительство, допуская торговлю, стремилось не допускать утечку богатств за рубеж на не выгодных для государства условиях. Для иностранцев устанавливались пошлина 6 % (2алтына – 12 денег 6 копеек) и подорожные подати при перемещении товаров в городах России. Если же русские товары вывозились за границу, то с иностранцев брали пошлину четыре деньги с рубля – всего 2 % таможенный налог. Льготные таможенные пошлины устанавливались для купцов Греции и Персии (всего 1 %). Вводились единые хлебные меры. Особые пошлины вводились на соль, пушнину и другие товары. На соль устанавливалась 10 % таможенная пошлина. С соболей, с мягкой рухляди и рыбы также устанавливалась рублевая пошлина, т.е. с цены товара. Упорядочивались и пошлины за хранение товаров.
Но данный таможенный устав недостаточно регламентировал взаимоотношения с иностранными купцами. Для устранения такого положения было предпринято ряд мер.
В 1667 году иностранцам было разрешено торговать во внутренних городах России только по особым государевым грамотам с взысканием с них особых пошлин, не распространявшихся на русских торговцев.
Все эти грамоты были объединены в Новоторговом уставе 1667 года.
Он стал одним из главных документов в истории таможенного дела. В нем расписаны виды и размеры как внешних, так и внутренних таможенных сборов, порядок организации таможен и пр.
В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлиной.
Ремесленники Москвы продавали свои изделия на площадях без таможенного обложения.
Внешние таможенные пошлины делились на ввозные и отпускные, внутренние – на рублевые, перекупные и различные сборы.
Поэтому его называют первым таможенным тарифом или первым таможенным уставом русского государства. Подготовку его осуществлялась под руководством А. Л. Ордин-Нащекина.
С этого времени размер пошлин, взимаемых с иностранных купцов, во многом зависел от места непосредственной торговли купца и от характера привезенного товара. В случае, если купец торговал товарами в приграничном районе, то он платил пошлину в размере 5 % от стоимости товаров, а если он вез товары внутрь страны, то он уже платил 10 %. При этом, внутри страны иностранным купцам с отечественными купцами разрешалось торговать только оптом. Кроме того, иностранным купцам с иностранными купцами иностранными товарами торговать не разрешалось, а отечественными товарами разрешалось только в приграничных районах. Привоз некоторых товаров был нежелателен для правительства, и они облагались соответственно более высокими пошлинами. Повышение ставок пошлин на иностранные товары можно рассматривать как введение элементов протекционизма. В Новоторговом уставе устанавливались льготы для российских купцов: таможенная пошлина была для них в 4 раза ниже, чем для иноземных торговцев.
По новому уставу пошлину платил только продавец. В случае вывоза иностранным купцом заграницу русского товара, он платил проезжую пошлину.
Известны случаи существования в данное время транзитных пошлин, т.е. сборов, взимавшихся за провоз товаров по территории страны. Эти пошлины не получили значительного распространения.
Устав всячески поощрял сокращение импортных операций и увеличение экспорта в целях привлечения в казну дополнительных денежных средств. Этому способствовал и установленный порядок взимания таможенных пошлин. Так, таможенные пошлины с иностранных купцов взимались только иностранной золотой или серебряной монетой.
Вывоз иностранных золотых и серебряных монет больше, чем ввезено в страну запрещался. Их необходимо было обменять на русские деньги.
С введением Новоторгового устава отменялись многие мелкие пошлины: подужное, мыт, сотое, тридцатое, десятое, свальное, складки, повороты, статейные, мостовое, гостиное и др. Они вошли в рублевую пошлину. Из прежних сборов оставались в силе сборы за размещение товаров (амбарное, аршинное и т. п.) и перевозное.
Правила осуществления таможенного контроля рассматривались, прежде всего, как средство поощрения и развития внутреннего производства и пополнения казны, а не регулирования внешней торговли.
С 1681 г. таможенному голове подписывалось сдавать собранные таможенные пошлины в Приказ Большого прихода помесячно, раньше они сдавались по мере сбора. Ужесточалось наказание за «утаенные» товары или товары с «убавочной» ценою, виновных в этом били кнутом «нещадно» и пытали. Возобновлялось, ведение книг, в которые вписывались сведения о провозимых товарах, их количестве, цене и другие сведения. В рассматриваемый период таможенное законодательство получило дальнейшее развитие. Прежде всего, при досмотре товаров обращалось внимание на проверку печатей, весов, гирь и таможенных книг, на их соответствие государственным эталонам.
Приказу Большого прихода вменялось выделять деньги на нужды таможни. В соответствии с именными указами 1697 г. устанавливался порядок, согласно которому налагались взыскания на воевод, которые удерживали в пути торговых людей или причиняли им убытки.
Таможенный голова наделялся большими правами. Ему подлежало осуществлять контроль за тем, чтобы воеводы, дьяки, подьячие, их братья, знакомые, люди духовного и церковного чина, архимандриты и игумены, протопопы, попы и прочие причетники не торговали и на промыслы поручейников своих не посылали «и в иные города, и за рубеж к Руси, и в Китай и в Сибирские города для торгов не посылали, и … злыми делами никого не разоряли, а духовного чина люди питались бы Государственным жалованьем, ругою или данными вотчинами, и своими трудами».
В связи с необходимостью ужесточения борьбы с контрабандой в Именных указах последнего десятилетия XVII в. особо оговаривалось право таможенников осуществлять личный досмотр проезжающих. Так, в Наказе таможенному голове города Верхотурье 1692 г. именем великого государя повелевалось строго следить, чтобы сибирские воеводы, дьяки и другие лица царской администрации не возили с собой в сибирские города никаких товаров сверх нормы, установленной великим государем.
По Именному, указу от 11июля 1698 г, для преграждения пути, по которому незаконно провозились товары в районе Верхотурья по дороге на Казань, высылались команды стрельцов численностью до 30-40 человек.
Эти меры вводились в связи с запрещением частным лицам покупать соболи у сибирских жителей. По Именному указу все соболи собирались в царскую казну.
Таким образом, после выхода в свет Новоторгового устава началась активная нормотворческая деятельность государства, направленная на решение задач совершенствования таможенных обрядностей, защиту экономических интересов государства, поиски путей борьбы с контрабандой.
Таким образом, в стране складывается единое таможенное законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.
Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.
СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 2
Дата: 2018-12-21, просмотров: 593.