Однако с середины XI в. в связи с опустошением крестоносцами Византии Киевская Русь лишилась главного торгового партнера. Торговый маршрут, ставший становым хребтом древнерусского государства, теряет свое значение для международной торговли в связи с успехами крестовых походов, предпринятых западноевропейским рыцарством.
Средиземноморские торговые маршруты как более удобные и стабильные, значительная часть которых оказалась под контролем западного католического мира, притягивают к себе все большие объемы товаров.
Соответственно Рюриковичи теряют один из важнейших стимулов сохранения единства своего государства – сохранение единства и прозрачности пути из варяг в греки.
В это время участились набеги половцев, а затем турок-сельджуков, которые перекрыли южные торговые пути для русских купцов.
К середине XII в. оно стало утрачивать свою силу и значение как могущественная держава раннефеодальной Европы.
Причиной этому послужила экономическая, а затем политическая раздробленность страны на отдельные княжества. Упадок внешней торговли, удельная раздробленность русских земель привели к снижению роли таможенного дела и угасанию сложившейся системы пошлинных обрядностей.
Киев в 1169г. был захвачен удельными князьями и беспощадно разграблен.
Вместе с тем, время удельной раздробленности до монгольского нашествия было периодом интенсивного экономического и культурного торговля помимо традиционных внешней и транзитной, дополняется значимым объемом торговли внутренней между древнерусскими землями.
Таможенные пошлины становятся важным источником пополнения княжеской казны.
Завершился разгром Киевской Руси нашествием монголо-татар в 1237 – 1240 гг. Часть русских земель в XIII в. была захвачена литовцами.
Монголы-татары ввели тамгу, история возникновения, которого восходит к тюркским племенам.
У каждого тюркского племени границы территории обозначались камнями – Тамгалы-тас. Скот подлежал клеймению родовым знаком – тамгой. При продаже он облагался таможенной пошлиной. Сборщик налогов и таможенных пошлин в тюркском каганате занимал высокое положение. Его называли тарханом. Тарханы – это высшие налоговые и таможенные чины Тюркского каганата. В их руках находилась главная казначейская печать государства – тамга.
«Тамга в жизни древних тюрков выполняла важную функцию – ею скрепляли важные государственные документы, тамжили скот и товар, она также являлась геральдическим знаком или гербом государства. Тарханы осуществляли пограничные, дипломатические, таможенные, налоговые и торговые дела и пользовались особым статусом и привилегиями».
На Великом шелковом пути торговые караваны и религиозные миссии пользовались льготами. Им выдавали тарханные грамоты, обеспечивающие быстрое продвижение по всей территории империи тюрко-монголов.
На Великом шелковом пути была создана система таможен – кеден (пограничная таможня) и бажыхана (внутренняя таможня), бекеты и караван-сараи (транзитные пункты). Таможенные пошлины назывались бажы, а налоги с продаваемого товара – салык. В караван-сараях помимо базара (рынка) и конакхана (пункта отдыха) находились склады временного хранения товаров – жукханы. Сопровождением и доставкой грузов занимался караван-баши.
Отлаженная система таможенных сборов и пошлин была в государстве Саманидов, находившемся на Большом шелковом пути.
Источники подтверждают, что в IX – X вв. существовали таможенные границы, таможенные посты, вводились единые таможенные процедуры, функционировали таможенные конторы, которые занимались взиманием налогов и таможенных платежей. Кроме этого вводились преференции, был разработан механизм применения тарифных санкций и другие правила.
Международная торговля строилась по мусульманскому праву. Пошлины не превышали 10 % стоимости товара. На шелковом пути перемещаемые товары подвергались обязательному таможенному досмотру с целью пресечения контрабанды. По правилам Великого шелкового пути в случае войны торговля не прекращалась, и никто не был вправе остановить ее. По сути дела, торговый путь служил своеобразной экономической зоной, где правила международной транзитной торговли регулировались нормами международных обычаев и соглашений.
Зависимость древнерусских земель в период татаро-монгольского нашествия выражалась в двух главных аспектах – выплате дани и верховном суверенитете ордынских ханов, выразившемся в системе выдачи русским князьям ярлыков на княжение. Монгольское нашествие нанесло огромный ущерб Древней Руси: пострадали города и ремесло, резко сократились международные контакты Древней Руси. Сбор дани первоначально контролировали специально назначенные чиновники – баскаки, наезжавшие большими отрядами воинов, счетчиков и весовщиков.
Резиденция Великого баскака находилась во Владимире. Тогда же под покровительством хана в русские города стали приезжать для торговли мусульманские купцы (бесермены). Русские князья, постоянно нуждавшиеся в деньгах, для выплаты дани в Орду занимали их у мусульманских купцов, а расплачивались, вводя новые подати и отдавая бесерменам земли в откуп (к этой же системе прибегали и сами ордынские ханы).
Уплата дани, в виде выхода монголам, потребовала развития торговли.
Русские князья были заинтересованы в восстановлении функционирования торговых путей через территории своих княжеств, и организации таможенных сборов. В данном случае забота русских князей о восстановлении торговли и ее развитии совпадала со стремлением ордынских ханов, также покровительствовавшим торговле и купечеству.
Таким образом, несмотря на все негативные факторы, связанные с татаро-монгольским игом (разрушение городов, истребление и увод в рабство ремесленников и купцов, постоянное вымывание денег из экономики Древней Руси), складывается ситуация, при которой развитие торговли и таможенного дела становится насущной необходимостью. И данный период характеризуется существенными приращениями в этой сфере.
Разнообразные пошлины были введены как с целью сборов в уплату дани, так и под влиянием необходимости увеличения княжеских доходов.
Это привело к тому, что всякий товар, предназначенный для продажи, подвергался оплате несколькими сборами, которые взыскивались независимо друг от друга.
Таким образом, образовалась целая система, запутанная и сложная, пошлин всякого рода и наименования, взимавшихся при продаже и при перевозке товаров. Вдобавок к этому, запутанность и сложность системы таможенных сборов, так и откупная система, заимствованная у монголов приводили к злоупотреблениям со стороны сборщиков.
Таможенный откуп представлял передачу государством взимания таможенных пошлин в аренду частным лицам. Практиковался еще в Древней Греции и Риме, но наибольшее распространение получил в ряде европейских стран (во Франции, Германии и др.), а также в Турции, Персии и других восточных государствах.
Рост внутренних пошлин тормозил товарообмен, что понимали и сами удельные князья. Поэтому в договорных грамотах они обговаривали условия торговых взаимоотношений и количество пошлин. В таможенной практике господствовали консервативные начала – князья стремились поддерживать старый порядок и пресекать любые возможные нововведения. Законодательство старалось лишь узаконить существующий обычай. Связано это было со стремлением сберечь привлекательность торговых путей для купечества, боязнью отпугнуть торговцев высокими и многочисленными пошлинами. Последняя опасность обусловливалась растущей потребностью русских князей в деньгах из-за увеличения денежных требований со стороны золотоордынских ханов. Неычкоторые удельные князья предоставляли таможенные льготы определенным группам населения, представителям определенных семей, корпораций и т.д. Кроме того власти стремились к беспрепятственному перемещению товаров по удельным землям. В связи с этим в данный период в документах складывается стандартная формулировка «без рубежа» и «путь чист».
Практически все северо-восточные княжества, а также северо-западные и западные (Смоленск, Полоцк, Витебск) оказываются связаны цепью подобных двусторонних договоров. Междукняжеские договоры заключались как между удельными князьями так и между князьями удельными и великими.
Великие и удельные князья делили и завещали таможенные сборы своим ближайшим родственникам. При этом они нередко дробили право пошлинного сбора по частям. Так, например, московские князья особо оговаривали права каждого наследника. При этом супруге доставалось обычно «осмничее» (пошлину, которая была известна еще в X веке), а сыновьям и сиротам племянникам – города с волостями, деревни и села с правом сбора в них тамги и мыта. Старшему сыну доставалась лучшая часть наследства, которая с течением времени стала приближаться к достоянию всего государства. Постепенно родственники великого князя оттеснялись от права сбора таможенных пошлин, и доходы от тамги и мытов с Москвы и прилегающих территорий – так называемая московская тамга перешла в собственность великого князя, тем самым в таможенном деле произошло обособление государственного права от права частного.
По мере соединения удельных княжеств под властью великого князя Московского делались попытки внести некоторый порядок в таможенные сборы и привести их к более простой, однообразной системе.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 618.