ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ ДО КОНЦА XVI І ВВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Цель: выяснить понятия таможенного дела и таможенной политики, ознакомиться с зарождением таможенного дела и рассмотреть основные этапы развития таможенного дела и таможенной политики.

 

1. Основные понятия в таможенном деле

2. Зарождение таможенного дела

3. Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики

 

 

Основные понятия в таможенном деле

 

История таможенного дела является специальным предметом и специальной дисциплиной и её изучение требует:

- изучение исторического опыта прошлых лет;

- анализ экономики, торговли и установление таможенных правоотношений.

Под делом вообще понимается деятельность в какой-либо сфере: горное дело, ювелирное дело, военное дело и т.п. Отсюда таможенное дело можно определить как деятельность в таможенной сфере, все что связанно перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное дело – согласно закона «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» это совокупность мер, определяющих таможенное регулирование, связанное с установлением порядка перемещения товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики, взиманием таможенных платежей, процедурой осуществления таможенного контроля и оформления, борьбой с контрабандой и нарушениями таможенных правил, направленное на реализацию таможенной политики Донецкой Народной Республики.

Современная наука рассматривает таможенное дело как систему знаний и закономерностей, как сложное социально-экономическое явление.

В связи с этим можно рассматривать таможенное дело как государственную политику, обеспечивающую суверенитет государства и определенный порядок перемещения товаров и транспортных средств через границу.

Таможенное дело осуществляется в первую очередь таможенными органами.

Таможенные органы – вооруженные правоохранительные органы, входящие в систему органов доходов и сборов, деятельность которых направлена на обеспечение экономических интересов и безопасности Донецкой Народной Республики, а также на реализацию таможенной политики, связанной с установлением порядка перемещения товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Донецкой Народной Республики, взиманием таможенных платежей, процедурой осуществления таможенного контроля и оформления, борьбой с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а также иными преступлениями, отнесенными законодательством к компетенции таможенных органов.

Общее руководство таможенным делом осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела.

Непосредственное руководство таможенным делом возлагается на Департамент таможенного дела республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела.

Департамент таможенного дела – структурное подразделение республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, входящее в систему органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики, непосредственно осуществляющее таможенное дело на территории Донецкой Народной Республики.

Заместитель руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела – Директор Департамента таможенного дела назначается и освобождается от должности Главой Донецкой Народной Республики, заместители Директора Департамента таможенного дела назначаются и освобождаются от должности руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела по согласованию с Главой Донецкой Народной Республики.

Таможенный пост является структурным подразделением Департамента таможенного дела, которое непосредственно осуществляет таможенный контроль, оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Донецкой Народной Республики.

Таможенные пошлины – это важнейшее средство таможенно-тарифной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.

Установление таможенных пошлин преследует две цели:

- экономическую (покровительство отечественной промышленности) и

- финансовую (фискальная), связанную с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики бывало, когда вводились пошлины, преследующие политические цели, хотя теория таких пошлин не предусматривает.

Это проявляется в запрещении на отпуск или ввоз некоторых товаров при торговле с одними иностранными партнерами, соблюдений режима наибольшего благоприятствования.

Изучение исторического опыта развития таможенного дела показывает, что таможенные пошлины тогда являются эффективными, когда они связаны с производством, с развитием промышленности и экономики в целом, т. е. когда нормально работает механизм регулирования внешней торговли.

Таможенное дело осуществляется через таможенную политику.

Таможенная политика тесно взаимосвязана с государственной политикой внешней и внутренней.

Таможенная политика – это система принципов и направлений деятельности Донецкой Народной Республики в сфере обеспечения своих экономических интересов и безопасности с помощью таможенно-тарифных и нетарифных мероприятий регулирования внешней торговли, а также по средствам применения мер, направленных на борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Таможенная политика осуществляется путем применения:

- таможенных пошлин, налогов и сборов при перемещении товаров через границу,

- таможенных процедур для достижения определенных экономических, финансовых и торгово-политических целей.

Существуют два основных вида таможенной политики:

Ø протекционизм –защита внутреннего рынка;

Ø фритредерство – свободная торговля.

Протекционизм – устанавливает высокий уровень таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Создает условия, которые способствуют развитию национальной экономики путем ограждения её от иностранной конкуренции.

Выделяют:

v жесткий протекционизм – характерен запрет на ввоз товаров;

v умеренный или промышленный – устанавливает высокие ставки таможенных пошлин;

v мягкий протекционизм – высокие ставки таможенных пошлин на минимальное количество товаров, низкие ставки таможенных пошлин, на товары, которые заранее не конкурентноспособны.

Фридредерство – политика свободной торговли подразумевает установление минимального уровня таможенных тарифов либо вообще их отсутствие.

Целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов.

Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях), установленный режим прохождения грузов через границу, сеть государственных органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности.

 

Зарождение таможенного дела

 

Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III – II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.

С. В. Циммерман пишет в своей книге, что эволюция развития налоговой системы в древнем мире привела к изобретению налога на предметы. «В самой глубокой древности личная подать стала таможенной пошлиной, т. е. пошлиной на привоз, потребление и вывоз товаров».

Недооценка объективной природы пошлины приводила к разрушительным последствиям. Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело свою негативную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше цены на ввозимые товары, а в это время на рынок контрабандным путем проникали товары по более низким ценам. Государство от этого проигрывало, поскольку казна недополучала денежные поступления. Эти процессы происходили не только в Карфагене, но и в других государствах Средиземноморья, что стало одной из причин падения древних государств.

Историки констатируют, что повышение таможенных пошлин привело к тому, что на границах Аттики жили не только таможенные стражи, но и контрабандисты и разбойники. В Древнем Риме это положение усугублялось еще и тем, что сбором официальных пошлин процедура не ограничивалась. Публиканы (сборщики пошлин) чинили в отношении приезжих явный произвол, собирая с них дополнительный налог, что приводило, в конечном счете, к сокращению торговли и отказу ввозить в Рим необходимые товары.

В начале II в. во избежание злоупотреблений в Пальмире (Сирия) были закреплены таможенные порядки. На камне был высечен тариф. Финансисты и государственные деятели не сразу поняли объективный характер таможенного дела и оценили возможности использования таможни для развития и укрепления государства.

Экскурс в историю этого вопроса показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с общественно-экономическим строем государств. В V в. натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Таможенная политика в это время стояла на страже накопительства.

В VII – XI вв. таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобрели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, а казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенник и казначей избирались из числа горожан. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовое положение определялось демократическими институтами.

На протяжении многих столетий местные власти и правители государств стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников. Фактически созданная система существовала для пополнения казны и защиты интересов торговцев и ремесленников.

В V в. на Рейне было 64 таможенные заставы, на Эльбе – 35, а на Дунае, только в Нижней Австрии, - 77. Там, где реку можно было перейти вброд, феодалы строили мосты и брали плату за проезд и проход по этим местам. Иногда через реку протягивали канат, чтобы брать плату с купеческих судов за проход по реке под мостом. Средневековые замки строились феодалами под предлогом защиты таможен, но основной их целью было вымогательство.

«Пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, - поборов, которые впоследствии взимались также городами, и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги».

В 1497 г. на воротах Нюрнберга было высечено изображение весов, под которыми стоит таможенник. На левую чашу весовщик кладет гири, на правой лежит товар, рядом стоит купец с кошельком и достает деньги для уплаты пошлины. Под весами надпись: «Тебе, как и другому».

В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявилась необходимость выработать общую пошлинную систему. Так начали складываться элементы таможенного права.

В XV – XVII вв. в связи с промышленным переворотом в странах Европы, в первую очередь в Англии, где политика меркантилизма тесно смыкалась с политикой протекционизма, в таможенном деле возникли новые явления. Через использование таможенных тарифов проводилась политика, направленная на поощрение вывоза товаров за пределы государства, прежде всего в колонии, и запрещение ввоза аналогичных товаров из других стран. Происходило сближение таможенного дела не только с торговлей, но и с производством. Таможенный тариф способствовал развитию промышленности, защищал ее от конкуренции извне.

Главное же состояло в том, что если раньше таможенное дело играло в основном фискальную роль, то с появлением протекционизма наметился его политический аспект. Происходило взаимное влияние, с одной стороны, таможенного дела на внешнюю политику, на решение политических вопросов, с другой – внешней и внутренней политики на таможенное дело.

Таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяла стратегию таможенного дела, формировала таможенный механизм регулирования, который находил свое отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 462.