Кафедра экспертизы в таможенном деле
Айдарова Л. В.
ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
(электронный ресурс)
Донецк
ГО ВПО «ДонНУЭТ»
2017
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственная организация высшего профессионального образования
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
Кафедра экспертизы в таможенном деле
Айдарова Л. В.
ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
для студентов факультета маркетинга, торговли и таможенного дела
специальности 38.05.02 «Таможенное дело»
всех форм обучения
(электронный ресурс)
Утверждено на заседании кафедры
экспертизы в таможенном деле
Протокол № 2 от 13.09.2017 г.
Зав. кафедрой___________ Н. И. Осипенко
Одобрено Учебно-методическим советом
ГО ВПО «ДонНУЭТ
имени Михаила Туган-Барановского»
Протокол № ___ от «____» _____ 20___ г.
Председатель __________Л. А. Омельянович
Донецк
ГО ВПО «ДонНУЭТ»
2017
УДК [339.5+336.24]-029:9(076.6)
ББК 65.428-03я73+67.401.143.1-03я73
Рецензенты:
Агбаш В. Л., канд. техн. наук, доцент кафедры экспертизы в таможенном деле
Бровко О. Г, канд. техн. наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы продовольственных товаров
Айдарова Л. В.
А36 История таможенного дела: опорный конспект лекций для студентов факультета маркетинга, торговли и таможенного дела специальности 38.05.02 «Таможенное дело» всех форм обучения / Л. В. Айдарова; ГО ВПО «Донецк. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», каф. экспертизы в там. деле. – Донецк: [ДонНУЭТ], 2017. – 87 с.
Опорный конспект лекций по дисциплине «История таможенного дела» для студентов факультета маркетинга, торговли и таможенного дела, обучающихся по специальности «Таможенное дело» всех форм обучения представлен в помощь студентам при подготовке к аудиторным занятиям, сдаче экзамена во время экзаменационной сессии. Содержит ссылки на нормативно-правовые документы, а также перечень литературных источников.
УДК [339.5+336.24]-029:9(076.6)
ББК 65.428-03я73+67.401.143.1-03я73
© Айдарова Л. В. 2017
© Государственная организация высшего
профессионального образования «Донецкий
национальный университет экономки и торговли
имени Михаила Туган-Барановского», 2017
ВВЕДЕНИЕ
Изучение дисциплины «История таможенного дела» является составляющим элементом в формировании у будущих специалистов целостной системы знаний в области таможенного дела. В связи с этим опорный конспект лекций по дисциплине «История таможенного дела» составлен с целью приобретения студентами необходимых знаний и навыков, касающихся таможенной политики, историческими этапами развития таможенной службы, понятия таможенной территории и таможенной политики во все времена.
Во время изучения дисциплины «История таможенного дела» студенты должны углубить знания о месте и роли таможенного дела и таможенной службы в системе государства на протяжении его существования, научиться создавать на историческом материале навыков синтетического видения современной обстановки, уметь адекватно ориентироваться в ней.
Основной целью изучения дисциплины «История таможенного дела» является освоение студентами теоретических знаний в области истории таможенного дела и таможенной политики, отвечающие современному уровню исторической науки; привитие чувства гордости и ответственности к будущей профессии специалиста в сфере таможенного дела.
Основными задачами, которые должны быть решены в процессе изучения «Истории таможенного дела», являются:
- обобщение научных знаний в области таможенной политики, которые позволят студентам свободно ориентироваться в вопросах, составляющих предмет изучения;
- формирование необходимого понятийного аппарата;
- ознакомление с историческими этапами развития таможенной службы и их спецификой;
- формирование представления о месте и роли таможенного дела и таможенной службы в системе государства на протяжении его существования;
- формирование понимания исторической обусловленности состояния таможенного дела и курса таможенной политики системными цивилизационными факторами;
- формирование представления об основных отличительных особенностях развития таможенного дела в контексте мирового опыта;
- создание на историческом материале навыков синтетического видения современной обстановки, умения адекватно ориентироваться в ней;
- изучение курса истории таможенного дела и таможенной политики с учетом профессиональной направленности подготовки студентов в качестве сотрудников таможенных органов.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
Знать:
- основные события, важнейшие законодательные акты и тарифные установления в истории таможенного дела и таможенной политики;
- основные таможенные реформы и реформаторов национальной таможенной политики;
- данные исторической географии;
- характер и условия внутренней и внешней торговли;
- таможенные платежи, их размеры и способы начисления;
- организацию таможенной службы;
- роль таможенной службы в защите национальных интересов государства.
Уметь:
- анализировать исторический опыт развития таможенного дела;
- устанавливать взаимосвязь таможенного дела и таможенной политики с процессами в социально-экономической жизни общества, внешнеполитической обстановкой и системными цивилизационными факторами;
- на основе исторического материала синтетически оценивать современную обстановку, прогнозировать дальнейшие пути ее развития.
СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 1
ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Цель: выяснить понятия таможенного дела и таможенной политики, ознакомиться с зарождением таможенного дела и рассмотреть основные этапы развития таможенного дела и таможенной политики.
1. Основные понятия в таможенном деле
2. Зарождение таможенного дела
3. Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики
Основные понятия в таможенном деле
История таможенного дела является специальным предметом и специальной дисциплиной и её изучение требует:
- изучение исторического опыта прошлых лет;
- анализ экономики, торговли и установление таможенных правоотношений.
Под делом вообще понимается деятельность в какой-либо сфере: горное дело, ювелирное дело, военное дело и т.п. Отсюда таможенное дело можно определить как деятельность в таможенной сфере, все что связанно перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное дело – согласно закона «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» это совокупность мер, определяющих таможенное регулирование, связанное с установлением порядка перемещения товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики, взиманием таможенных платежей, процедурой осуществления таможенного контроля и оформления, борьбой с контрабандой и нарушениями таможенных правил, направленное на реализацию таможенной политики Донецкой Народной Республики.
Современная наука рассматривает таможенное дело как систему знаний и закономерностей, как сложное социально-экономическое явление.
В связи с этим можно рассматривать таможенное дело как государственную политику, обеспечивающую суверенитет государства и определенный порядок перемещения товаров и транспортных средств через границу.
Таможенное дело осуществляется в первую очередь таможенными органами.
Таможенные органы – вооруженные правоохранительные органы, входящие в систему органов доходов и сборов, деятельность которых направлена на обеспечение экономических интересов и безопасности Донецкой Народной Республики, а также на реализацию таможенной политики, связанной с установлением порядка перемещения товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Донецкой Народной Республики, взиманием таможенных платежей, процедурой осуществления таможенного контроля и оформления, борьбой с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а также иными преступлениями, отнесенными законодательством к компетенции таможенных органов.
Общее руководство таможенным делом осуществляет республиканский орган исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела.
Непосредственное руководство таможенным делом возлагается на Департамент таможенного дела республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела.
Департамент таможенного дела – структурное подразделение республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, входящее в систему органов доходов и сборов Донецкой Народной Республики, непосредственно осуществляющее таможенное дело на территории Донецкой Народной Республики.
Заместитель руководителя республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела – Директор Департамента таможенного дела назначается и освобождается от должности Главой Донецкой Народной Республики, заместители Директора Департамента таможенного дела назначаются и освобождаются от должности руководителем республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела по согласованию с Главой Донецкой Народной Республики.
Таможенный пост является структурным подразделением Департамента таможенного дела, которое непосредственно осуществляет таможенный контроль, оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Донецкой Народной Республики.
Таможенные пошлины – это важнейшее средство таможенно-тарифной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.
Установление таможенных пошлин преследует две цели:
- экономическую (покровительство отечественной промышленности) и
- финансовую (фискальная), связанную с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики бывало, когда вводились пошлины, преследующие политические цели, хотя теория таких пошлин не предусматривает.
Это проявляется в запрещении на отпуск или ввоз некоторых товаров при торговле с одними иностранными партнерами, соблюдений режима наибольшего благоприятствования.
Изучение исторического опыта развития таможенного дела показывает, что таможенные пошлины тогда являются эффективными, когда они связаны с производством, с развитием промышленности и экономики в целом, т. е. когда нормально работает механизм регулирования внешней торговли.
Таможенное дело осуществляется через таможенную политику.
Таможенная политика тесно взаимосвязана с государственной политикой внешней и внутренней.
Таможенная политика – это система принципов и направлений деятельности Донецкой Народной Республики в сфере обеспечения своих экономических интересов и безопасности с помощью таможенно-тарифных и нетарифных мероприятий регулирования внешней торговли, а также по средствам применения мер, направленных на борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Таможенная политика осуществляется путем применения:
- таможенных пошлин, налогов и сборов при перемещении товаров через границу,
- таможенных процедур для достижения определенных экономических, финансовых и торгово-политических целей.
Существуют два основных вида таможенной политики:
Ø протекционизм –защита внутреннего рынка;
Ø фритредерство – свободная торговля.
Протекционизм – устанавливает высокий уровень таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Создает условия, которые способствуют развитию национальной экономики путем ограждения её от иностранной конкуренции.
Выделяют:
v жесткий протекционизм – характерен запрет на ввоз товаров;
v умеренный или промышленный – устанавливает высокие ставки таможенных пошлин;
v мягкий протекционизм – высокие ставки таможенных пошлин на минимальное количество товаров, низкие ставки таможенных пошлин, на товары, которые заранее не конкурентноспособны.
Фридредерство – политика свободной торговли подразумевает установление минимального уровня таможенных тарифов либо вообще их отсутствие.
Целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов.
Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях), установленный режим прохождения грузов через границу, сеть государственных органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности.
Зарождение таможенного дела
Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III – II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.
С. В. Циммерман пишет в своей книге, что эволюция развития налоговой системы в древнем мире привела к изобретению налога на предметы. «В самой глубокой древности личная подать стала таможенной пошлиной, т. е. пошлиной на привоз, потребление и вывоз товаров».
Недооценка объективной природы пошлины приводила к разрушительным последствиям. Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело свою негативную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше цены на ввозимые товары, а в это время на рынок контрабандным путем проникали товары по более низким ценам. Государство от этого проигрывало, поскольку казна недополучала денежные поступления. Эти процессы происходили не только в Карфагене, но и в других государствах Средиземноморья, что стало одной из причин падения древних государств.
Историки констатируют, что повышение таможенных пошлин привело к тому, что на границах Аттики жили не только таможенные стражи, но и контрабандисты и разбойники. В Древнем Риме это положение усугублялось еще и тем, что сбором официальных пошлин процедура не ограничивалась. Публиканы (сборщики пошлин) чинили в отношении приезжих явный произвол, собирая с них дополнительный налог, что приводило, в конечном счете, к сокращению торговли и отказу ввозить в Рим необходимые товары.
В начале II в. во избежание злоупотреблений в Пальмире (Сирия) были закреплены таможенные порядки. На камне был высечен тариф. Финансисты и государственные деятели не сразу поняли объективный характер таможенного дела и оценили возможности использования таможни для развития и укрепления государства.
Экскурс в историю этого вопроса показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с общественно-экономическим строем государств. В V в. натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Таможенная политика в это время стояла на страже накопительства.
В VII – XI вв. таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобрели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, а казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенник и казначей избирались из числа горожан. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовое положение определялось демократическими институтами.
На протяжении многих столетий местные власти и правители государств стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников. Фактически созданная система существовала для пополнения казны и защиты интересов торговцев и ремесленников.
В V в. на Рейне было 64 таможенные заставы, на Эльбе – 35, а на Дунае, только в Нижней Австрии, - 77. Там, где реку можно было перейти вброд, феодалы строили мосты и брали плату за проезд и проход по этим местам. Иногда через реку протягивали канат, чтобы брать плату с купеческих судов за проход по реке под мостом. Средневековые замки строились феодалами под предлогом защиты таможен, но основной их целью было вымогательство.
«Пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, - поборов, которые впоследствии взимались также городами, и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги».
В 1497 г. на воротах Нюрнберга было высечено изображение весов, под которыми стоит таможенник. На левую чашу весовщик кладет гири, на правой лежит товар, рядом стоит купец с кошельком и достает деньги для уплаты пошлины. Под весами надпись: «Тебе, как и другому».
В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявилась необходимость выработать общую пошлинную систему. Так начали складываться элементы таможенного права.
В XV – XVII вв. в связи с промышленным переворотом в странах Европы, в первую очередь в Англии, где политика меркантилизма тесно смыкалась с политикой протекционизма, в таможенном деле возникли новые явления. Через использование таможенных тарифов проводилась политика, направленная на поощрение вывоза товаров за пределы государства, прежде всего в колонии, и запрещение ввоза аналогичных товаров из других стран. Происходило сближение таможенного дела не только с торговлей, но и с производством. Таможенный тариф способствовал развитию промышленности, защищал ее от конкуренции извне.
Главное же состояло в том, что если раньше таможенное дело играло в основном фискальную роль, то с появлением протекционизма наметился его политический аспект. Происходило взаимное влияние, с одной стороны, таможенного дела на внешнюю политику, на решение политических вопросов, с другой – внешней и внутренней политики на таможенное дело.
Таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяла стратегию таможенного дела, формировала таможенный механизм регулирования, который находил свое отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах.
Таможенная реформа ХVІІ в.
В 1646 году была отменена беспошлинная торговля с Англией.
Ход экономического развития Московского государства требовал дальнейшего совершенствования таможенной системы, которая к середине XVII в. оставалась практически функцией удельных князей.
Государственный аппарат нуждался в решении задач создания единой таможенной территории, единых таможенных правил сбора пошлин и осуществления таможенных формальностей.
В стране назрела таможенная реформа. Значительную роль в решении этой задачи сыграло Соборное уложение 1649 г., где глава IX «О мытах и о перевозах и о мостах», в которой 20 статей было посвящено таможенным вопросам. Это был первый общегосударственный документ, который в законодательстве России в XVII в. занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу.
В законе закреплялись таможенные привилегии господствующего класса и служилых людей: «...На тех перевозах и на мытах с дворян и с детей Боярских и с иноземцев и со всех служилых людей и с их людей и с запасов и с гонцов, которые посланы, будут для Государевых дел, мыта и перевозу и мостовщины нигде не имати».
Для мытчиков и мостовщиков, не выполняющих требования, предусматривалась мера наказания. Если с лиц, освобожденных от пошлины, она была взята, то лица, виновные в нарушении установленных правил, обязаны были возвратить взятое в тройном размере «и отдати тем людям, у кого взято будет, да тем же мытчиком и перевозщиком и мостовщиком, учинити наказание, бити кнутом».
Другие нормы устанавливали порядок беспошлинного провоза людьми, и прежде всего крестьянами, товаров не на продажу, а для личного пользования. К служителям таможни, которые не соблюдали установленный порядок, применялись санкции в виде тройной уплаты и предания суду. Предусматривались наказания и тем, кто злоупотреблял своими правами (московских чиновников, городовых дворян, детей боярских и иноземных) и пытался провозить товары торговых и других чинов людей: «Тех людей бити кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдати мытовщиком и перевозщиком и мостовщиком».
В свою очередь, если торговые и всяких чинов люди попытаются прикрыться именами имеющих льготы и таким образом провезти беспошлинно товары, то их следовало также наказывать через битье кнутом и брать с них до 5 рублей с человека.
Главное же состояло в том, что экономическое развитие страны, внешняя и внутренняя торговля были невозможны без создания условий для развития всероссийского рынка.
25 октября 1653 г. царь Алексей Михайлович подписал Именной указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров».
Указ заменял прежние многочисленные сборы единой рублевой пошлиной.
Указ устанавливал равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой таможенной пошлиной. Частично были упразднены приезжие сборы. В основу расчета пошлины была положена продажная цена товара – фактически государство забирает часть прибыли торговца, и тот должен переложить убыток на покупателя.
Сумма пошлины составляла 5 % от цены товара (10 денег – 5 копеек с рубля). Простой подсчет показывает, что пошлина значительно превышала имевшиеся ранее торговые пошлины, что по замыслу составителей документа, должно было компенсировать казне потери от отмены большинства других пошлин. Несколько по иному собиралась пошлина, если купец покупал товар в одном месте страны, а продавал его в другом.
В этом случае пошлина фактически делилась на две части. Первая – пошлина с денег, на которые покупаются товары для последующей продажи, взималась 2,5 % от общей суммы покупки. После уплаты пошлины купцу выдавалась «выпись». Продажа таких же товаров в другом городе, селе, местности оплачивалась в размере 2,5 %. В этом случае общая уплаченная сумма составляла 5 % от стоимости товара и была равна обыкновенной торговой пошлине. Перекупщик ставился здесь в равные условия с купцом. Это был единственный случай взимания пошлины с покупателя, который покупает товар не с целью использовать его, а продать. Положение Указа упрощало и упорядочивало уплату торговых пошлин. С этих пор рублевая пошлина стала единственной. Это положение Указа действительно максимально упрощает и упорядочивает уплату торговых пошлин.
Проезжие, мелкие пошлины отменялись и для непривозных, и для привозных товаров, сохранялись лишь перекупные пошлины с привозных товаров. В одном из вариантов дошедшего до нас Указа приводится также конкретный список отмененных мелких пошлин – посаженное, полозовое, отвозное, головщина, мытовое и т.д. Пошлины взимались как с привозных, так и непривозных товаров, с местных жителей и приезжих в одинаковом размере. Это уравнивало исходные возможности конкурирующих на рынке продавцов и устраняло препятствия, вызванные дифференциацией пошлин. Пошлина берется с денег, а не с товара. Указ гласил, что если купец везет с собой «золотые, ефимики и деньги», то есть обладает определенной суммой, которая предназначена не для торговли, то «и с тех золотых и с ефимиков и с денег пошлины не имать», т.е. обложение пошлиной ввозимых и вывозимых денежных сумм возможно лишь в случае использования таковых для покупки товара.
Указом определялась ответственность плательщиков таможенных пошлин за укрытие товаров, за снижение цен и др. В Указе также содержатся положения об обязанностях таможенных голов и целовальников. Люди «торговых чинов» говорилось в документе, не имеют права утаивать товары от обложения пошлинами, утаивать деньги, которые предназначены для покупки товаров на продажу, а также занижать на них цены. Все товары, деньги должны быть предъявлены в соответствующей таможне, а цена продажи «сказывается прямо в правду, без хитрости». Таможенным чиновникам запрещалось злоупотреблять своим положением, ставить цену на товар при расчете цены пошлины выше покупной. За нарушение этих требований Указ предусматривал санкции к нарушителям. Если таможенный голова или целовальник завысит продажную цену товара и получит лишнюю пошлину, то им «иметь наказание без всякой пощады». Такое же наказание предусматривалось и для купцов, которые не предъявили всего товара для досмотра или занижали его цену. В Именном указе было также отражено требование о снятии ответственности с купца за действия его подчиненных
Правительство стремилось выявить сокрытия таможенных платежей, используя для этого самые жестокие способы. Для определения факта утаивания товара таможенным чиновникам было дано право обыска. В случае необходимости такие же меры применялись и к иностранным купцам. Вводилось и такое новшество, как выписи о количестве и наименовании товаров, провозимых через таможню в Москву из городов или из Москвы в города. На выписях ставили таможенные печати. В Указе нашла отражение политика, проводимая по отношению к иностранным купцам. Правительство, допуская торговлю, стремилось не допускать утечку богатств за рубеж на не выгодных для государства условиях. Для иностранцев устанавливались пошлина 6 % (2алтына – 12 денег 6 копеек) и подорожные подати при перемещении товаров в городах России. Если же русские товары вывозились за границу, то с иностранцев брали пошлину четыре деньги с рубля – всего 2 % таможенный налог. Льготные таможенные пошлины устанавливались для купцов Греции и Персии (всего 1 %). Вводились единые хлебные меры. Особые пошлины вводились на соль, пушнину и другие товары. На соль устанавливалась 10 % таможенная пошлина. С соболей, с мягкой рухляди и рыбы также устанавливалась рублевая пошлина, т.е. с цены товара. Упорядочивались и пошлины за хранение товаров.
Но данный таможенный устав недостаточно регламентировал взаимоотношения с иностранными купцами. Для устранения такого положения было предпринято ряд мер.
В 1667 году иностранцам было разрешено торговать во внутренних городах России только по особым государевым грамотам с взысканием с них особых пошлин, не распространявшихся на русских торговцев.
Все эти грамоты были объединены в Новоторговом уставе 1667 года.
Он стал одним из главных документов в истории таможенного дела. В нем расписаны виды и размеры как внешних, так и внутренних таможенных сборов, порядок организации таможен и пр.
В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлиной.
Ремесленники Москвы продавали свои изделия на площадях без таможенного обложения.
Внешние таможенные пошлины делились на ввозные и отпускные, внутренние – на рублевые, перекупные и различные сборы.
Поэтому его называют первым таможенным тарифом или первым таможенным уставом русского государства. Подготовку его осуществлялась под руководством А. Л. Ордин-Нащекина.
С этого времени размер пошлин, взимаемых с иностранных купцов, во многом зависел от места непосредственной торговли купца и от характера привезенного товара. В случае, если купец торговал товарами в приграничном районе, то он платил пошлину в размере 5 % от стоимости товаров, а если он вез товары внутрь страны, то он уже платил 10 %. При этом, внутри страны иностранным купцам с отечественными купцами разрешалось торговать только оптом. Кроме того, иностранным купцам с иностранными купцами иностранными товарами торговать не разрешалось, а отечественными товарами разрешалось только в приграничных районах. Привоз некоторых товаров был нежелателен для правительства, и они облагались соответственно более высокими пошлинами. Повышение ставок пошлин на иностранные товары можно рассматривать как введение элементов протекционизма. В Новоторговом уставе устанавливались льготы для российских купцов: таможенная пошлина была для них в 4 раза ниже, чем для иноземных торговцев.
По новому уставу пошлину платил только продавец. В случае вывоза иностранным купцом заграницу русского товара, он платил проезжую пошлину.
Известны случаи существования в данное время транзитных пошлин, т.е. сборов, взимавшихся за провоз товаров по территории страны. Эти пошлины не получили значительного распространения.
Устав всячески поощрял сокращение импортных операций и увеличение экспорта в целях привлечения в казну дополнительных денежных средств. Этому способствовал и установленный порядок взимания таможенных пошлин. Так, таможенные пошлины с иностранных купцов взимались только иностранной золотой или серебряной монетой.
Вывоз иностранных золотых и серебряных монет больше, чем ввезено в страну запрещался. Их необходимо было обменять на русские деньги.
С введением Новоторгового устава отменялись многие мелкие пошлины: подужное, мыт, сотое, тридцатое, десятое, свальное, складки, повороты, статейные, мостовое, гостиное и др. Они вошли в рублевую пошлину. Из прежних сборов оставались в силе сборы за размещение товаров (амбарное, аршинное и т. п.) и перевозное.
Правила осуществления таможенного контроля рассматривались, прежде всего, как средство поощрения и развития внутреннего производства и пополнения казны, а не регулирования внешней торговли.
С 1681 г. таможенному голове подписывалось сдавать собранные таможенные пошлины в Приказ Большого прихода помесячно, раньше они сдавались по мере сбора. Ужесточалось наказание за «утаенные» товары или товары с «убавочной» ценою, виновных в этом били кнутом «нещадно» и пытали. Возобновлялось, ведение книг, в которые вписывались сведения о провозимых товарах, их количестве, цене и другие сведения. В рассматриваемый период таможенное законодательство получило дальнейшее развитие. Прежде всего, при досмотре товаров обращалось внимание на проверку печатей, весов, гирь и таможенных книг, на их соответствие государственным эталонам.
Приказу Большого прихода вменялось выделять деньги на нужды таможни. В соответствии с именными указами 1697 г. устанавливался порядок, согласно которому налагались взыскания на воевод, которые удерживали в пути торговых людей или причиняли им убытки.
Таможенный голова наделялся большими правами. Ему подлежало осуществлять контроль за тем, чтобы воеводы, дьяки, подьячие, их братья, знакомые, люди духовного и церковного чина, архимандриты и игумены, протопопы, попы и прочие причетники не торговали и на промыслы поручейников своих не посылали «и в иные города, и за рубеж к Руси, и в Китай и в Сибирские города для торгов не посылали, и … злыми делами никого не разоряли, а духовного чина люди питались бы Государственным жалованьем, ругою или данными вотчинами, и своими трудами».
В связи с необходимостью ужесточения борьбы с контрабандой в Именных указах последнего десятилетия XVII в. особо оговаривалось право таможенников осуществлять личный досмотр проезжающих. Так, в Наказе таможенному голове города Верхотурье 1692 г. именем великого государя повелевалось строго следить, чтобы сибирские воеводы, дьяки и другие лица царской администрации не возили с собой в сибирские города никаких товаров сверх нормы, установленной великим государем.
По Именному, указу от 11июля 1698 г, для преграждения пути, по которому незаконно провозились товары в районе Верхотурья по дороге на Казань, высылались команды стрельцов численностью до 30-40 человек.
Эти меры вводились в связи с запрещением частным лицам покупать соболи у сибирских жителей. По Именному указу все соболи собирались в царскую казну.
Таким образом, после выхода в свет Новоторгового устава началась активная нормотворческая деятельность государства, направленная на решение задач совершенствования таможенных обрядностей, защиту экономических интересов государства, поиски путей борьбы с контрабандой.
Таким образом, в стране складывается единое таможенное законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.
Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.
СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 2
СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 3
Таможенный тариф 1857 г.
Начавшиеся буржуазные реформы побуждали правительство к смягчению запретительной системы. В основания тарифа были положены следующие правила:
1. понижение окладов на ввозимые «жизненные припасы» в интересах, во-первых, российских потребителей, во-вторых, доходов казны (за счет роста потребления), в-третьих, с целью предотвращения контрабанды;
2. понижение пошлин на сырье и полуфабрикаты, если они не производились в достаточном количестве на российских предприятиях – бумажная пряжа, чугун (разрешен к привозу), железо, химические продукты и т.п.
Он сохранил и закрепил сложившийся баланс различных интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Например, в интересах обрабатывающей промышленности рекомендовалось понижение таможенных пошлин на сырье и полуфабрикаты, в том числе на олово, поташную соду, щавелевую и серную кислоты. В то же время Государственный Совет отмечал вполне охранительный характер проектируемых пошлин, призванных обеспечить защиту интересов обрабатывающей промышленности. В таможенном тарифе от 28 мая 1857 г. насчитывалось всего 367 статей. Из них товары по 298 статьям были обложены таможенной пошлиной, по 60 – разрешены для беспошлинного ввоза, а по 9 – запрещены для ввоза. Таким образом, новый таможенный тариф, принятый в 1857 г., представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Несмотря на то, что тариф 1857 г. ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции, призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в России без внимания.
Тем не менее, таможенный тариф 1857 г. способствовал значительному росту внешней торговли России. Так в 1857 – 1868 гг. среднегодовой экспорт России составил 189,2 млн. руб., импорт – 180,4 млн. руб., внешнеторговый оборот – 369,6 млн. руб. В результате по сравнению с 1851 – 1856 гг., экспорт страны увеличился на 85 млн. руб., импорт – на 65,9 млн. руб., оборот – на 150,9 млн. руб. В 1857 – 1868 гг. было вновь сформировано среднегодовое положительное сальдо, которое составило 8,8 млн. руб.
В период 1857 – 1868 гг. проводилась таможенная политика, направленная на постепенное облегчение тарифа (за исключением фискальных надбавок в 5 % в 1858 и в 1861 году). Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо – сырье для развивающейся русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, чая, кофе. Вывозился из страны в основном хлеб.
В интересах отечественных промышленников, прежде всего для развития машиностроения, заводам, имеющим паровой или гидравлический двигатель с 1861 г. предоставлялось право на получение из-за границы без уплаты пошлины чугуна и железа в требуемом количестве. В 1864 г. это положение было распространено на любые машиностроительные заводы, которые занимались производством и ремонтом любых машинных приборов, механизмов, пароходов, мостов и т.п. За период 1861 – 1871 гг. эту льготу получил 141 завод, хотя реально ей смогли воспользоваться только 119 предприятий.
Развитие промышленности в России, расширение железнодорожной сети и водного транспорта способствовали расширению торговых связей. В период господства фритредерских тенденций на началах взаимного благоприятствования были заключены торговые договора и соглашения с Францией (1857, 1874 гг.), Англией и Бельгией (1858 г.), Австро-Венгрией (1860 г.), Италией (1863 г.), Гавайями (1869 г.), Швейцарией (1872 г.), Перу (1874 г.), Испанией (1876 г.).
В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения были направлены на сокращение числа статей тарифа путем соединения некоторых из них, имевших однородный характер, а также упразднения тех статей, которые приносили незначительный доход. В целом это свидетельствовало об общем понижении пошлин.
Таможенный тариф 1868 г.
Новый тариф 1868 г. также отвечал принципам свободной торговли, но имел при этом ряд особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. В тарифе 1868 г. были отменены пошлины по 16 статьям, уменьшены ставки по 152 статьям (на 1410 тыс. руб.) и увеличены по 35 статьям (на 260 тыс. руб.). Таможенное обложение, составлявшее в 1850 – 1852 гг. 34 % цены, в 1862 г. не превышало 16 %. Значительно были понижены пошлины на привозное сырье и полуобработанные материалы в тарифе 1868 г.
Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышалась пошлина на шерстяную и льняную пряжу, полотно, шелк, шелковые ткани, а также некоторые другие товары, что свидетельствовало возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки и принятия правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности. Следует также отметить и еще одно обстоятельство – последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. В 1860 – 1870 гг. практика предоставления индивидуальных таможенных льгот для отдельных компаний (например, для строящих железные дороги, мосты и т.д.) продолжалась широко применяться. Железные дороги в России до конца 70-х гг. XIX в. строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.
Рост внешней торговли, которому способствовал таможенный тариф 1868 г., негативно сказался на состоянии торгового баланса страны – за 1869 – 1876 гг. среднегодовое отрицательное сальдо составило огромную сумму в 75,6 млн. руб. С другой стороны, понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов в казну. За 1868 – 1875 гг. она составила в среднем 53,32 млн. рублей, что в процентном соотношении составило более чем 50 % прироста дохода.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что, несмотря на определенные успехи, таможенно-торговая политика России в период фритредерства в целом не оправдала надежд правительства. Таможенные тарифы 1850 г. и 1857 г. не смогли обеспечить ни крупный рост таможенного дохода, ни увеличение положительного внешнеторгового сальдо, ни заметное развитие промышленности. Хотя таможенный тариф 1868 г. и стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях отечественной промышленности, однако, в период его действия страна имела огромный отрицательный внешнеторговый баланс. За 1851-1876 гг. Россия, бесспорно, сделала заметный шаг вперёд в своём развитии, но он оказался явно недостаточным для коренного улучшения её социально-экономического положения.
Основная
1. Гребельник, О.П. Основи митної справи [Текст]: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / О.П. Гребельник. ─ К.: Центр учб. л-ри, 2003. ─ 600с.
2. Митна справа [Текст]: підруч. для студ. вищ. навч. закл. / А. А. Дубініна, С. В. Сорокіна, О. І. Зельніченко; Харк. держ. ун-т харчування та торгівлі. – К: Центр учб. літератури, 2010. – 320 с.
Дополнительная
1. Гребельник, О. П. Митна справа [Текст]: підручник: затв. М-вом освіти і науки України для студ. вищ. навч. закл. / О. П. Гребельник; Укр.-амер. гуманітар. ін-т "Вісконсін. міжнар. ун-т (США) в Україні". – 4-е вид., оновлене та допов. – К: Центр учб. літ-ри, 2014. – 471 с.
2. Митна справа [Текст]: підруч. для студ. вищ. навч. закл. / О. П. Гребельник. – 3-тє вид., перероб. та допов. – К.: Центр учбової літератури, 2010.-472 с.
3. Соломеин А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики России : Учебное пособие. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2011.
4. Шумилов М. М. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2001.
5. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. М., 2005. С. 430.
6. Марков Л.Н. Таможенное право СССР. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1973. С. 80.
Электронные ресурсы
1. Осипенко Н. І., Теплякова Г. В. Митна справа Опорний конспект лекцій 2013 р. [Электронный ресурс].
2. Осипенко Н. І., Писаренко Т. П., Матвійчук Г. В., Колчева Д. А. Митна справа Методичні вказівки для самостійного вивчення курсу 2011 р. [Электронный ресурс].
3. Дистанционный курс по дисциплине «История таможенного дела» на платформе программного продукта Moodle.
Опорный конспект лекций
Айдарова Людмила Викторовна, старший преподаватель
ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
для студентов факультета маркетинга, торговли и таможенного дела
специальности 38.05.02 «Таможенное дело»
всех форм обучения
(электронный ресурс)
Сводный план 2017 г., позиция № _________
Подписано к печати «_____» ___________ 2017 г. Формат 60 84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Печать – ризография. Ус. печ. листов _________
Учет.-изд. листов _________ Тираж – экз. Зам. №. ________
Государственная организация высшего профессионального образования
«Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского»
83050, г. Донецк – 50, ул. Щорса, 31, тел. (062) 337 – 93 – 61
__________________________________________________________________________
Кафедра экспертизы в таможенном деле
Айдарова Л. В.
ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
(электронный ресурс)
Донецк
ГО ВПО «ДонНУЭТ»
2017
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственная организация высшего профессионального образования
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 551.