Кафедра журналистики и филологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академическим вопросам
__________ Еркинбаева Л.К.
«_____» ___________2017 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины: Русский язык
Специальности: все специальности 1 курса университета
с казахским языком обучения
Форма обучения: очная
Талдыкорган – 2017 г.
Учебно-методический комплекс составлен преподавателем Абайдельдановой М.К. на основании типовой учебной программы цикла общеобразовательных дисциплин
(подпись преподавателя)
Рассмотрен на заседании кафедры журналистики и филологии
От «_____»____________ 2017 г., протокол № ______
Заведующий кафедрой ___________________ Есенбек Ж.Б.
Одобрен методическим бюро гуманитарного факультета
От «_____»_____________ 2017 г., протокол № _______
Председатель МБ__________________________ Жаукумова Ш.С.
СМК ЖГУ П/УМКД.09-2016 | Ф.4.09-28 |
Гуманитарный факультет
Кафедра журналистики и филологии
С И Л Л А Б У С
по дисциплине: Русский язык
для специальностей: все специальности 1 курса университета
с казахским языком обучения
форма обучения: очная
курс: 1
семестр: 1,2
количество кредитов: 3/3
Всего часов: 135/135
Количество часов (аудиторных): 45/45
Лекции: нет
Практические занятия: 45/45
СРС в том числе СРСП:90/90
Комплексный экзамен: 1,2 семестр
Талдыкорган – 2017 г.
Данные о преподавателе
Политика выставления оценок
Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Процентное содержание | Оценка по традиционной системе |
A | 4,0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3,67 | 90-94 | |
B+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3,0 | 80-84 | |
B- | 2,67 | 75-79 | |
C+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
C | 2,0 | 65-69 | |
C- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1 | 50-54 | |
F | 0 | 0-49 | Неудовлетворительно |
Общая разбалловка оценки знаний курса
Оцениваемая позиция | Количество оцениваний за 1-8 недели | Количество оцениваний за 9-15 недели | Максимальное количество баллов | Сроки выставления баллов в электронный журнал |
Текущий контроль | 7 | 7 | 100 баллов за каждое оценивание | Еженедельно (кроме первой недели) |
СРС | 2 | 2 | 100 баллов за каждую СРС | 4,7,11,14 недели |
СРСП | 100 | |||
Рубежный контроль | 1 | 1 | 100 баллов за каждый рубежный контроль | 8 и 15 недели |
Рейтинг допуска 1 | R 1 | 100 | 8 неделя | |
Рейтинг допуска 2 | R2 | 100 | 15 неделя | |
Рейтинг допуска за академический период | R = (R1+R2)/2 | 100 | 15 неделя | |
Экзамен |
E
I = R*0.6+E*0.4
Критерии выставления оценок
Вид контроля | Максимальная оценка | Сроки выставления баллов в журнал преподавателя |
Текущий контроль : посещаемость: 1 час – 5 баллов выполнение домашнего задания активность креативность | 100 15 45 30 10 | На каждом занятии |
СРС 1* | 100 | 4 неделя |
СРС 2 | 100 | 7 неделя |
СРС 3 | 100 | 11 неделя |
СРС 4 | 100 | 14 неделя |
Рубежный контроль 1 : Анализ письменных работ учащихся | 100 | 8 неделя |
Рубежный контроль 2: Контрольная работа | 100 | 15 неделя |
*Содержание заданий СРС приводится в соответствующем разделе силлабуса
Политика курса
Уровень учебных достижений студента определяется итоговой оценкой, формируемой из рейтинга допуска (60% итоговой оценки) и оценки экзамена (40%). Рейтинг допуска формируется как результат текущего и рубежного контроля за академический период(15 недель ). При этом учебные достижения оцениваются по 100 балльной шкале за каждое выполненное задание (ответ на текущих занятиях, выполнение домашнего задания, СРС, рубежный контроль и др.) и окончательный рейтинг допуска подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение контрольного периода.
Текущий контроль предполагает контроль посещаемости, контроль выполнения практических, домашних заданий. Учитывается активность студента на занятиях: за посещение, ведение конспектов, участие в обсуждении поднимаемых преподавателем проблем и задач, самостоятельность в суждениях. Оцениваются все виды участия студента на практических занятиях и СРСП: выполнение домашних и тестовых заданий, ответы на вопросы преподавателя, анализ текстов разных стилей, активное участие студента в течение всего занятия, самостоятельная творческая работа в виде подготовки и защиты СРС и др.
За дополнительные, не предусмотренные программой виды деятельности студентов (научные доклады, публикации, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др.) предусматриваются премиальные баллы – бонусы, которые добавляются к набранным в семестре баллам. Отработки пропущенных занятий и ликвидация задолженностей по основным контрольным мероприятиям (пропущенным по уважительным причинам) осуществляются на 7 и 14 неделях накануне рубежного контроля. Занятия, пропущенные по неуважительным причинам и отработанные позже, в рейтинге не участвуют и баллов не добавляют.
Суммарные рейтинговые оценки успеваемости и посещаемости в конце каждой недели проставляются преподавателем через локальную сеть университета в электронный журнал.
Календарно-тематический план дисциплины
Семестр 1
№ | Содержание | Кол-во часов | Неделя |
Модуль 1. Функционально-смысловые типы речи | |||
Практическое занятие 1. Введение. Язык и общество. Понятия «Язык» и «Речь». Язык и его основные функции. Виды и формы речи. | 3 | 1-неделя | |
СРСП 1. Основные функции языка. Устная и письменная речь. | 1 | ||
Практическое занятие 2. Текст как основная единица коммуникации. | 3 | 2-неделя | |
СРСП 2. Признаки текста. | 1 | ||
Практическое занятие 3.Функционально-смысловые типы речи. | 3 | 3-неделя | |
СРСП3.Отличительные черты функционально-смысловых типов речи. | 1 | ||
Практическое занятие 4. Описание как функционально-смысловой тип речи. | 3 | 4-неделя | |
СРСП 4. Структура описания. | 1 | ||
СРС 1. Литературный и нелитературный варианты языка. | 20 | 4-неделя | |
Практическое занятие 5. Повествование как функционально-смысловой тип речи. | 5-неделя | ||
СРСП 5. Структура повествования. | 1 | ||
Практическое занятие 6. Рассуждение как тип монологической речи. | 3 | 6-неделя | |
СРСП 6. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. | 1 | ||
Практическое занятие 7. Структурные и языковые особенности рассуждения. | 3 | 7-неделя | |
СРСП 7. Функционально-смысловые типы речи-способы изложения. | 1 | ||
СРС 2. Анализ текстов по специальности с точки зрения функционально-смысловых типов речи, определение их разновидностей и языковых особенностей. | 20 | 7-неделя | |
Практическое занятие 8. Итоговое задание. Комплексный анализ текста. Письменная работа | 3 | 8-неделя | |
СРСП 8. Типы речи в русском языке | 1 | ||
Рубежный контроль 1 (контрольная работа) | |||
Семестр 2
№ | Содержание | Кол-во часов | Неделя |
Модуль 1. Свойства научного текста. | |||
Практическое занятие 1. Структурно-смысловое членение научного текста. Тема научного текста. | 3 | 1-неделя | |
СРСП 1. Тема научного текста. | 1 | ||
Практическое занятие 2. Коммуникативная задача научного текста. | 3 | 2-неделя | |
СРСП 2. Языковые особенности научного текста. | 1 | ||
Практическое занятие 3. Микротема научного текста. | 3 | 3-неделя | |
СРСП 3. Прогрессия текста. | 1 | ||
Практическое занятие 4. Данная и новая информация научного текста. | 3 | 4-неделя | |
СРСП 4. Чтение текстов по специальности | 1 | ||
СРС 1. Особенности научного текста. | 20 | 4-неделя | |
Практическое занятие 5. Роль предложения в тексте. | 5-неделя | ||
СРСП 5. Виды предложений.Общая характеристика компрессии научного текста. | 1 | ||
Практическое занятие 6. Способы развития информации в тексте. | 3 | 6-неделя | |
СРСП 6. Параллельный и цепной способы развития информации в тексте | 1 | ||
| Практическое занятие 7. Основная и дополнительная информация в тексте. | 3 | 7 неделя |
СРСП 7. Виды информации. | 1 | ||
СРС 2. Составление текста по специальности | 7 неделя | ||
Практическое занятие 8. Итоговое задание. Комплексный анализ текста. Тестирование. | 3 | 8-неделя | |
СРСП 8. Композиция научного текста. | 1 | ||
Рубежный контроль 1 (контрольная работа) | |||
Семестр
№ | Содержание | Кол-во часов | Неделя | Форма проведения | Литература |
Практическое занятие 1. Введение. Язык и общество. Понятия «Язык» и «Речь». Язык и его основные функции. Виды и формы речи. | 3 | 1-неделя | Беседа | 1,5 | |
Практическое занятие 2. Текст как основная единица коммуникации. | 3 | 2-неделя | Анализ текстов | 3,9 | |
Практическое занятие 3.Функционально-смысловые типы речи. | 3 | 3-неделя | Составление таблицы | 2,4 | |
Практическое занятие 4. Описание как функционально-смысловой тип речи. | 3 | 4-неделя | Анализ текста - описания | 1,2,8 | |
Практическое занятие 5. Повествование как функционально-смысловой тип речи. | 5-неделя | Анализ повествовательных текстов | 1,7,9 | ||
Практическое занятие6. Рассуждение как тип монологической речи. | 3 | 6-неделя | Сочинение-рассуждение «Мой край родной» | 1,9 | |
Практическое занятие7. Структурные и языковые особенности рассуждения | 3 | 7-неделя | Составление ассоциограммы | 1,2,9 | |
Практическое занятие 8. Итоговое задание. Комплексный анализ текста. Письменная работа | 3 | 8-неделя | Обобщающая беседа. Комплексный анализ текста | ||
Практическое занятие 9. Основная часть. О предмете стилистики. Функциональные стили русской речи. | 3 | 9-неделя | Беседа | 1,12,13,16 | |
Практическое занятие 10. Разговорный и книжные стили. | 3 | 10-неделя | Составление сопоставительной таблицы | 12,13,16 | |
Практическое занятие 11. Художественный стиль, его особенности. | 3 | 11-неделя | Чтение наизусть. Анализ текста | 1,14,16 | |
Практическое занятие 12. Публицистический стиль. Основные функции публицистики в обществе. | 3 | 12-неделя | Презентация | 13,14,15 | |
Практическое занятие 13. Официально-деловой стиль. Разновидности официально-делового стиля. | 3 | 13-неделя | Работа в малых группах | 13,14,15,16 | |
Практическое занятие 14. Научный стиль. | 3 | 14-неделя | Презентация | 16,24,25 | |
Практическое занятие 15. Подстили научного стиля. Общая характеристика. | 3 | 15-неделя | Обобщающая беседа. Контрольная работа | ||
Семестр 2.
Содержание | Кол-во часов | Неделя | Форма проведения | Литература |
Практическое занятие 1. Структурно-смысловое членение научного текста. Тема научного текста. | 3 | 1-неделя | Анализ текста | 1,14,15,16,24 |
Практическое занятие 2. Коммуникативная задача научного текста. | 3 | 2-неделя | Конспект | 21,26,35 |
Практическое занятие 3. Микротема научного текста. | 3 | 3-неделя | Сопоставительная таблица | 14,15,16 |
Практическое занятие 4. Данная и новая информация научного текста. | 3 | 4-неделя | Индивид.работа | 1,9,15,18 |
Практическое занятие 5. Роль предложения в тексте. | 5-неделя | Грамматический разбор предложений | 1,9,18,25 | |
Практическое занятие 6. Способы развития информации в тексте. | 3 | 6-неделя | Работа в группах | 1,2,5,7 |
Практическое занятие 7. Основная и дополнительная информация в тексте. | 3 | 7 неделя | Анализ текста | 1,2,3,9 |
Практическое занятие 8. Итоговое задание. Комплексный анализ текста. Тестирование. | 3 | 8-неделя | Обобщающая беседа. Контрольная работа | |
Практическое занятие 9. План текста. | 3 | 9-неделя | Составление разных видов плана | 1,9,16,25 |
Практическое занятие 10. Аннотация. | 3 | 10-неделя | 1,5,9,15 | |
Практическое занятие 11. Аннотирование научного текста. | 3 | 11-неделя | Аннотирование текста по специальности | 1,6,21,22 |
Практическое занятие 12. Виды рефератов. | 3 | 12-неделя | Работа в группах | 1,5,22,23 |
Практическое занятие 13. Реферирование научного текста. | 3 | 13-неделя | Устное выступление | 5,6,7 |
Практическое занятие 14. Отзыв и рецензия | 3 | 14-неделя | Анализ рецензий. Составление отзыва | 1,6,11,12 |
Практическое занятие 15. Тексты по специальности. Самостоятельная разноуровневая работа | 3 | 15-неделя | Обобщающая беседа. Контрольная работа | |
Семестр 1
№ срс | Содержание заданий | Кол. часов | Срок сдачи | Форма контроля |
I | 1. Язык – душа народа. | 15 | 4 неделя | Написать эссе. |
2. Литературный язык. Нелитературные варианты языка. | Составление текстов с использованием диалектных, просторечных, жаргонных слов. | |||
3.Государственный язык и язык межнационального общения. Статьи Конституции РК о языках. | Выписка статей Конституции РК о языках. | |||
4. Составление текстов по специальности | Сочинение «Моя будущая профессия» | |||
II . | 1. Анализ текстов по специальности с точки зрения функционально-смысловых типов речи, определение их разновидностей и языковых особенностей. | 20 | 7 неделя | Составление таблицы |
2. Анализ текста-описания. | Составление текста-описания | |||
3.Анализ композиции текста-повествования. | Составление текста-повествования на определенную тему | |||
4. Анализ языковых средств, характерных для рассуждения. | Составление текста- рассуждения. | |||
III | 1.Анализ текста как единицы общения. Тема, идея, название, стилевая принадлежность. | 20 | 11 неделя | Работа с текстом, выделение основных признаков текста |
2. Устные выступления на темы: «Культура и традиции», «Праздники и искусство в жизни современного человека», «Праздники независимого Казахстана» | Доклад | |||
3. Написание эссе на темы: «Права человека и их защита», «Государство на защите прав граждан», «Закон суров, но он-закон» | Написание эссе | |||
4. Языковые средства, характерные для художественного стиля. | Анализ текста. Чтение наизусть. | |||
IV | 1. Классификация функциональных стилей. | 20 | 14 неделя | Комплексный анализ текстов разных стилей «Круглый стол» |
2. Анализ газетных жанров (очерки, интервью, заметки, репортаж) | Составление интервью, работа в парах, работа в малых группах. | |||
3. Основные жанры документации | Составление деловых бумаг | |||
4. Языковые средства, характерные для разговорного стиля речи. | Работа в группах | |||
15. | Итоговое задание Письменная работа. Тестирование. | 15 неделя | Выполнение письменных заданий, тестовых заданий | |
Итого: | 75 |
Календарно-тематический план СРС
Семестр 2
№ срс | Содержание заданий | Кол. часов | Срок сдачи | Форма контроля |
I | 1. Особенности научного текста. | 15 | 4 неделя | Анализ научного текста |
2.Синтаксические конструкции, характерные для научного стиля речи. | Работа с текстами научного стиля, выделение синтаксических конструкций | |||
3. Термины подъязыка специальности: происхождение, способы образования. Составление словаря–минимума по специальности | Работа с терминами, составление словаря-минимума. | |||
4. Жанры учебно-научного подстиля. | Составление таблицы, анализ текстов научного стиля. | |||
II | 1. Составление текста по специальности. | 20 | 7 неделя | Составление тезисов текста по специальности |
2. Работа с текстом по специальности. Конспектирование. | Составление карт памяти | |||
3. Анализ лексического состава текста с выделением основных пластов лексики научной речи. | Работа с текстом | |||
4. Ролевая игра. Чтение текста-легенды в лицах. | Выразительное чтение текста, чтение наизусть. | |||
III | 1. Написание аннотации на тексты по специальности | 20 | 11 неделя | Составление аннотации на текст по специальности |
2. Аннотирование | Аннотирование научного текста | |||
3. Составление плана к тексту | Составление разных видов плана текста | |||
4. Устное выступление, написание эссе на темы: «Язык моей специальности», «Выдающиеся ученые», «Достижения моей науки». | Доклад, написание эссе | |||
IV | 1. Написание вторичных текстов | 20 | 14 неделя | Реферирование текстов по специальности: презентация реферата, реферата-обзора по избранной теме |
2.Рецензия | Составление рецензии на прочитанную книгу, просмотренный фильм | |||
3.Отзыв | Написание отзыва о посещении музея или выставки | |||
4.Цитирование в научной сфере | Оформление цитат по выбору | |||
15. | Итоговое задание. Письменная работа. Тестирование. | 15 неделя | Работа с текстами по специальности, выполнение письменной работы. Тестирование | |
Итого: | 75 |
Материалы для СРС
СРС № I
Тема 1.Язык – душа народа.
Задание 1. Написать эссе.
В понятие «душа народа» входит и материальная, и духовная жизнь народа – его история, традиция5, его настоящая жизнь, обычаи и нравы, отношения между людьми, их мечты и чаяния, думы3 и переживания2...
*Задание. Произведите на материале текста разные виды разбора.
Язык6 (любой) всегда3 нечто3 большее, чем средство общения1, орудие коммуникации. Верно говорят, что язык - душа народа4. Язык – мировоззрение5, миропонимание2, духоустроиство2 человека, племени, нации3, народа7. Его ментальность5. (Г.Бельгер, 2003.)
Тема 2. Литературный и нелитературные варианты языка.
Задание 1. Заполните таблицу. Приведите примеры.
Образцовый вариант языка, используемый на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях | |
Нелитературный вариант языка, используемый людьми на определенных территориях в сельской местности | |
Нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоев городского населения и придающий ей неправильный и грубый характер | |
Нелитературный вариант языка, используемый при непринужденном общении между представителями некоторых социальных групп |
*Задание 2. Составьте таблицу, которая представляла бы разделы науки о русском языке.
Тема 4.
Задание 4. Составление текстов по специальности. *Задание. Напишите сочинение «Моя будущая профессия».
СРС № II
Задание 1.
Название типов речи | На какой вопрос дается ответ в высказывании | О чем говорится в высказывании | Наиболее характерные для типов речи временные отношения | Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы) |
Задание 2. Дайте описание герба РК.
Задание 3. Составление текста-повествования. Используя структуру текста-повествования, составьте текст-повествование.
Задание 4. Напишите текст–рассуждение «Трехъязычие: реальность или миф?»». Начните работу с осмыслением темы и подбора материала к основным вопросам: что представляет собой трехъязычие? Кто такой полиглот? В какое время мы живем? Сделайте соответствующие выводы. Создавая текст, придерживайтесь указанной схемы:
1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);
2) система проблемных вопросов и ответы на них;
3) выводы.
СРС № III
Задание 1. Анализ текста как единицы общения.
Абай (Ибрагим) Кунанбаев – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры на основе просвещенного, либерального ислама.
Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по-нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, ага-султана Каркалинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической: и дед (Оскенбай), и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роде в качестве правителей и баев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать (Улжан) и бабушка (Зере) были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно его мать заменила имя «Ибрай», данное отцом, ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил свою жизнь и под ним же вошел в историю.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С тринадцати лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, интриги, и постепенно он испытал разочарование ко всей административно-политической деятельности, что и привело к тому, что в возрасте двадцати восьми лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к сорока годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности поставив под стихотворением «Лето» свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джанатасову Кокпаю).
На протяжении двадцати лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абай, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность.
(Касымжанов А.Х. «Портреты: Штрихи истории степи»).
Задания к тексту
1. Дополните письменно биографию Абая сведениями, известными вам из других источников. Устно проведите беседу на тему «Что мы знаем о жизни и творчестве Абая».
2. Проанализируйте видо-временную связь глаголов в тексте. Объясните их роль в создании различных глагольных форм повествования. Выделите глаголы со значением последовательности действия.
3. Найдите в тексте обстоятельственные слова со значением времени и места. Определите, какими частями речи выражены данные обстоятельства.
4. Напишите автобиографию или биографию своих родителей, указывая: где и когда родились, какое получили образование, кем работали и т.д. При этом соблюдайте необходимую композицию повествования, включающую соответствующие временные формы и обстоятельственные слова.
Тема 2. Задание 2. Подготовьте устное выступление на предложенные темы:
1.«Культура и традиции»
2.«Праздники и искусство в жизни современного человека»
3.«Праздники независимого Казахстана».
Тема 3. Задание 3. Написать эссе на тему по выбору:
1.«Права человека и их защита»
2.«Государство на защите прав граждан»
3. «Закон суров, но он-закон»
Тема 4. Задание 4. Языковые средства, характерные для художественного стиля речи.
Задание 1. Произведите комплексный анализ текста. Назовите семь рек Жетысу.
КАРТИНЫ ЖЕТЫСУ
Нет места,
Равного тебе,
Мой Жетысу,
И я не знаю, как воспеть
В стихах
Твою красу!
Хочу воспеть я Куркульдек,
Или, Лепсы и Чу…
Тебя, родной мой Казахстан,
Тебя воспеть хочу.
Везде, куда ни бросишь взор,
Природа хороша!
Глядят,
Глядят глаза озер
В ресницах камыша.
Как помогает мне всегда
В печали и в тоске
Медоточивая вода
Грохочущей Женке!
И птицы
Трепета полны,
Поют, поют, поют,
И, словно в волнах,
Табуны
По грудь в цветах плывут.
О Жетысу,
Как жизнь моя
Тобою озарена!
В моей душе всегда звучат
И песня чабана,
И горный тихий родничок…
И я тебя пою,
Пою тебя, мой Жетысу,
Как молодость свою!
(И.Жансугуров).
*Задание. Выучите наизусть.
СРС № IV
Задание 1.
1. Дайте определение понятия «стиль».
2. В каких сферах человеческой деятельности употребляется язык?
3. Сколько функциональных стилей в русском языке? Назовите их.
4. Как вы понимаете: что значит «владеть языком»?
Составьте сообщение «Функциональные стили русской речи» , используя следующие схемы.
Тема 2. Газетные жанры
Задание 2. Напишите заметку «Я изучаю русский язык».
*Задание. Запишите интервью с известным деятелем культуры (писателем, поэтом, актером, художником).
Семестр 2.
СРС № I .
Тема 2. Конспектирование.
В самом общем виде инвестиции определяются как денежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
По финансовому определению инвестиции – это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Экономическое определение инвестиций трактуется как расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала. Ведь изменения в товарно-материальных запасах во многом объясняются движением расходов на основной капитал.
Инвестиции в рыночной экономике как процесс вложения средств в любой форме неразрывно связаны с получением дохода или какого-либо эффекта. Инвестиции- это ресурс, затрачивая который можно получить намеченный результат. Таким образом, сущность инвестиций содержит в себе сочетание двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурсов и результатов. Если затраты ресурса, т.е. инвестиций, не приводят к желаемому результату, то они становятся бесполезными.
Инвестиции осуществляются юридическими или физическими лицами. По видам инвестиции делятся на рисковые (венчурные), прямые, портфельные и аннуитеты.
Задание 2. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте каждую часть в виде тезисов, запишите их.
*Задание. Составьте тематический конспект текста, пользуясь дополнительными материалами из учебников экономики.
Тема 4. Ролевая игра
Цели. Обобщение и систематизация понятия «язык» и «речь»; составление монологического высказывания на лингвистическую тему; развитие памяти, выразительного чтения.
Задание 4. Прочитайте легенду, разыграйте эту сцену в лицах.
Знаменитый греческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удивились, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается6 культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясниться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы6, вдохновлять на подвиг, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Против такого объяснения никто не смог возразить.
В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать6 самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу, имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше, безвозвратно канули в Лету.
(Л.Т.Григорян в книге «Язык мой – друг мой», 1989)
*Задание. Выпишите фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, где существительное «язык» имеет разные значения. Объясните эти значения.
Образец: найти общий язык – договориться; язык до Киева доведет – люди помогут найти дорогу.
СРС № III
Тема 2. Задание 2. Аннотирование текста. Напишите аннотацию на прочитанную книгу.
Тема 3.Задание 3.
План как форма записи прочитанного научного текста.
* Задание. Составьте назывной, тезисный и вопросный планы к тексту.
Что такое план? В словаре Д. Н. Ушакова говорится, что план – это «расположение, взаимная связь отдельных частей чего-то излагаемого или изложенного, тот или иной порядок, в котором что-либо излагается, композиция». Последнее слово в этом определении (композиция) очень существенно и ко многому обязывает: имеется в виду, что план должен всегда отражать структуру текста, вскрывать структурные отношения.
План помогает понять текст. Вместе с тем составление плана помогает и запомнить материал. Особенно велика роль плана, когда воспроизведение текста во времени отодвинуто от чтения. Тогда даже беглый взгляд на план даст возможность ответить на его пункты, восстановить в виде рассказа содержание давно проработанного текста.
Восстанавливая содержание текста по плану, мы проверяем, насколько хорошо и правильно запомнился текст. Таким образом, план является еще средством для самоконтроля и самооценки. При составлении плана необходимо соблюдать определенную последовательность действий:
выделить главную мысль; разделить текст на смысловые части, озаглавить каждую часть.
Составляя план, надо помнить требования, предъявляемые к плану.
1. В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части текста.
2. Пункты плана должны быть краткими.
3. Они должны быть связаны между собой по смыслу.
Формулировка пунктов плана может быть дана в назывной форме, а также в виде вопросительных и повествовательно-утвердительных предложений.
План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.
Тема 4. Задание 4. Подготовьте устное выступление, напишите эссе на темы: «Язык моей специальности», «Выдающиеся ученые», «Достижения моей науки».
СРС № IV
Тема 2. Рецензирование.
Задание 2. Подберите материал (статью, раздел учебника, главу монографии), составьте рецензию по следующей схеме.
1. Выявление актуальности тематики рецензируемого материала;
2. Выделение основных положений рецензируемого материала, определение аргументированности авторских выводов, заключение;
3. определение достоинств языка, стиля автора, его умение логических правильно, убедительно излагать материал;
4. выявление недостатков, по вашему мнению, в работе, указаний путей их преодоления;
5. Общая оценка рецензируемого материала, выражение предложения.
Тема 3. Отзыв.
Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Под производством в рыночной экономике подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.
Итак, предприятие в рыночной экономике выступает на различных рынках: производительных ресурсов и готовой продукции; ориентируется на локальный, национальный или даже международный рынки. Предприятие в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией.
Значительными преимуществами по сравнению с крупными фирмами обладают малые предприятия. Им свойственны высокая динамичность, маневренность, конкурсный характер производства и его демократизация.
Малые предприятия создают новые рабочие места, возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию малых городов.
В практике сложились типы объединений предприятий, которые различаются в зависимости от целей объединения, хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы.
Задание 3. Пользуйтесь инструкциями, данными на предыдущих занятиях, составьте отзыв.
Вопросы к экзамену (гр.материал)
І. ФОНЕТИКА. Графика. Орфоэпия
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, ударение. Безударные гласные, их правописание. Правила орфоэпии.
ІІ. ЛЕКСИКА. Фразеология
Понятие о лексике. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы.
Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные слова. Специальная лексика. Заимствованные слова. Понятие об устойчивых словосочетаниях. Словари русского языка.
ІІІ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Состав слова. Окончание и основа в слов. Корень слова. Суффикс. Приставка. Различные способы словообразования в русском языке.
Сложные слова и их правописание.
Сложносокращенные слова и их правописание. Переход слов одной части речи в другую.
І V. МОРФОЛОГИЯ
Самостоятельные части речи.
Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки.
Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые, их грамматические признаки.
Местоимение. Значение местоимений . Разряды местоимений. Грамматические признаки местоимений.
Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Причастие и деепричастие.
Наречие. Значение наречия. Правописание наречий.
Служебные части речи.
Предлог. Его употребление в речи.
Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Их употребление в речи.
Частицы. Их употребление в речи.
Междометие. Значение междометий и знаки препинания при междометиях.
V. СИНТАКСИС.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании.
Предложение. Отличие словосочетания от предложения.
Простое предложение. Логическое ударение .Виды простых предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения . Члены предложения и способы их выражения. Типы предложений по составу. Простое осложненное предложение.
Сложное предложение. Типы сложного предложения. Сложносочиненные предложения с союзами и знаки препинания в них.
Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.
Сложные предложения с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи
VI. Орфография.
Орфограмма. Орфографическое правило. Группы орфограмм.
VII. Пунктуация.
Пунктуационное правило. Функции знаков препинания.
VIII. Стилистика
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Самостоятельная разноуровневая работа
Цели. Систематизация знаний о функциональных стилях русской речи; умение находить и анализировать терминологическую лексику подъязыка специальности; работа над текстом различных стилей; составление текстов научного стиля.
Задание. Анализируя текст, стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания. Если вы выберете из предложенной ниже программы работы с текстом 6-7 заданий (включая разные виды разбора) и выполните их правильно, то этого будет достаточно для того, чтобы получить положительную оценку.
Вариант I
Задание №1. Прочитайте текст.
Рыночная экономика характеризуется бесконечным взаимодействием спроса и предложения.
Взаимодействие спроса и3 предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции5. Это приводит к3 образованию равновесной цены – цены, которая уравнивает спрос и предложение. Если рыночная цена больше равновесной, то возникает избыточное предложение – это ситуация1, когда объем предложения превышает объем спроса на товар7. Если же рыночная цена устанавливается ниже равновесной2, то возникает неудовлетворенный спрос (дефицит) – это ситуация, когда объем спроса превышает3 объем предложения.
Спрос на товары по-разному6 реагирует на изменение их цен, доходов потребителей и цен других товаров. Эластичность- это реакция одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.
Товар обладает тем большей ценовой эластичностью, чем больше заменителей он имеет (т.е. чем менее он необходим потребителю). Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время4. Предложение обычно эластично в долгосрочном периоде (так как имеются возможности для расширения производства или для переключения на другое производство) – объем предложения существенно реагирует на изменение цены.
Задание №2.
1.Выпишите специальные слова из сферы экономики. Объясните их значение.
2.Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.
3.Определите, к какому функциональному стилю относится данный текст. Ответ обоснуйте.
4.Охарактеризуйте синтаксические конструкции предложений в 1,2 абзаце.
5.Разделите текст на абзацы, из каждой части выделите ключевые слова.
6.Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль каждого абзаца в виде тезисов и запишите их.
7.Составьте логико-смысловую схему текста.
8.Напишите реферат текста.
9.Составьте аннотацию к тексту.
10.Выполните грамматический разбор выделенных слов, предложений.
Вариант II
Задание №1. Объясните лексическое значение слов филология, филолог. Каково происхождение этих заимствованных слов? К каким словарям можно обратиться за справками?
Задание №2. Запишите несколько сложных слов, вторая часть которых – -логия, -лог. Объясните лексическое значение этих слов.
Задание №3. Произведите лексический разбор слов языковед, Слово
Задание №4. Прочитайте текст.
Может быть, именно среди ученых-языковедов с наибольшей силой и наглядностью проявляется любовь к основному предмету изучения – к Слову. Разве не показательно, что сам термин «филология» прямо заявляет об этой любви (греч philo – «люблю» и logos – «слово»). Факт весьма примечательный и поучительный: любовь была возведена первыми «словесниками» в принцип познания избранного предмета, что налагало на них определенные нравственные обязательства: бережно относиться к слову, к языку вообще, изучать запечатленное слово непредвзято, ничего ему не навязывая, стремясь сохранить его живую ткань, самозабвенно и до конца отдаваясь своему увлечению…
Рыцарской верностью и преданностью Слову отличались Даль и Срезневский, Щерба и Виноградов, Пешковский и Винокур и многие-многие другие. (Г. Степанов.)
Задание №5. Выпишите из текста непонятные слова, объясните их значение.
*Как объяснить, почему в первом и последнем предложениях слово написано с заглавной буквы - Слово? Что автор текста этим выражает?
*Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
*С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор выражает свое отношение к языку, к Слову, к ученым-языковедам?
*Запишите предпоследнее и последнее предложения, объясните знаки препинания.
*Подберите синонимы к словам бережно, самозабвенно
*Найдите в тексте однокоренные слова, разберите их по составу.
* Выберите из текста материал для разных видов разбора.
Задание №6. Какие еще имена русских ученых-языковедов вы знаете? Подготовьте сообщение об одном из них, используя материалы учебников, справочников, Энциклопедический словарь юного филолога и другую литературу.
Задание №7. Напишите рецензию на текст.
2. Тестовые задания
Цели. Диагностика и анализ начального уровня знаний студентов-первокурсников; проверить соответствие требований к подготовке первокурсников заданным стандартам, выявить пробелы в знаниях первокурсников.
В тестирование входит два типа заданий. Вопросы и задания первого типа охватывают основные орфографические, пунктуационные и стилистические правила русского языка. Второй тип задания представляет собой грамматический анализ текста.
В русском алфавите
1) 35 букв
2) 42 буквы
3) 34 буквы
4) 30 букв
5) 33 буквы
Однородные члены - это
1) синтаксические единицы, содержащие вопрос.
2) такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения.
3) синтаксические единицы, которые имеют в своем составе грамматическую основу.
4) синтаксические единицы, содержащие сообщение о чем-то.
5) слово или группа слов, содержащих побуждения.
Сложные предложения в
1) Вдоль рядов юрт стояли на привязи жеребята (на съезд вместе с верховыми и упряжными конями пригнали и дойных кобылиц)
2) Юрты бесконечными вереницами тянулись по обоим берегам реки, порой в два ряда, образуя правильные улицы.
3) Абай и его спутники долго не могли разыскать места, выбранные для остановки его родичами.
4) В стороне от них лепились кучками маленькие закопченные юрты, помещения для прислужников и кухни.
5) Восьмистворчатые юрты попадались редко, большинство съехавшихся привезли новенькие белые шестистворчатые юрты, разукрашенные цветным сукном и вышивками.
Сложное предложение – это
1) основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.
2) два или несколько слов объединенных по смыслу и грамматики.
3) слова, указывающие на предмет и его признак или на действие и его признак.
4) слова, указывающие на действие и предмет, на который оно переходит.
5) предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных при помощи интонации, союзов или союзных слов.
Найдите строчку синонимов.
1) Холодно, жарко.
2) Хорошо, плохо.
3) Широко, узко.
4) Правильно, верно.
5) Днем, ночью.
20. Укажите правильный вариант, объясняющий написание приставок в словах прекрасный, превысить, превосходить, преувеличение.
1) Нахождение в близи чего-либо.
2) Высшая степень качества или действия.
3) Присоединение.
4) Значение неполного действия.
5) Приближение.
Семестр 1
Рубежный контроль1
Тестовые вопросы
Язык – это
1) система
2) реализация
3) коммуникация
4) действие
5) процесс
Речь – это
1) индивидуальное
2) социальное
3) абстрактное
4) консервативное
5) идеальное
Язык – это
1) социальное
2) индивидуальное
3) динамичное
4) материальное
5) конкретное
Речь – это
1) материальное
2) абстрактное
3) пассивное
4) социальное
5) идеальное
Язык – это
1) средство общения
2) текст
3) дискурс
4) функция
5) способ общения
Речь – это
1) способ общения
2) структура
3) система
4) средство общения
5) код
Правилам
1) алгоритм
2) анализ
3) метод
4) логика
5) теория
Семестр 1. РК 2
План – это
1) перечисление основного содержания текста по пунктам
2) публичное сообщение на определенную тему
3) изложение кратких сжатых выводов
4) краткая общая характеристика книги, статьи
5) сжатое изложение основных положений статьи
Семестр 2
РК 1
1. Определите, какая из характеристик научного стиля неверна:
1) Основная функция – дать точные сведения.
2) Языковые средства – сложные предложения, вводные слова.
3) Стилевые черты – стандартизированность речи, речевые штампы.
4) Форма использования – письменная.
5) Сфера применения – учебники, учебные пособия, статьи.
2. Основу лексики научного стиля составляет:
1) Специальная терминология
2) Оценочная лексика
3) Общественно-политическая лексика
4) Слова-жаргоны
5) Общеупотребительная лексика
3. Стилистика изучает:
1) Слова как части речи.
2) Стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
3) Словосочетание и предложение.
4) Лексическое значение слова.
5) Устойчивые сочетания слов.
4. Подстили научного стиля:
1) Научно-информационный, научно-познавательный, собственно-научный.
2) Учебно-научный, научно-популярный, научно-познавательный.
3) Научно-популярный, научно-информационный, научно-технический.
4) Научно-познавательный, научно-информационный, научно-популярный.
5) Собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный.
5. Жанры научного стиля:
1) Рецензия, монография, отзыв, статья, доклад.
2) Учебное пособие, статья, договор, отзыв.
3) Монография, интервью, расписка, рецензия
4) Очерк, тезисы, резюме, рецензия.
5) Диссертация, учебник, договор, доверенность.
6.Общественно-политическая лексика, слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, фразеологические сочетания, пословицы, риторические вопросы используются в стиле:
1) Художественном.
2) Деловом.
3) Научном.
4) Публицистическом.
5) Разговорном.
Вариант 1
1. Город - крупное поселение, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, обычно административный и культурный центр. Город возникает на том уровне развития общества, когда социальное разделение труда приводит к отделению ремесла от сельского хозяйства, к возникновению регулярного товарообмена.
1) публицистический
2) официально-деловой
3) художественный
4) разговорный
5) научный2
2 . Мы живем в нашем городе, учимся, работаем, отдыхаем. Мы мчимся в вихре своих дел, проблем, надежд. Каждый день транспортные артерии города наполняют около миллиона рабочих и служащих, занятых во всех сферах деятельности. Наш город - настоящий мегаполис, центр политической, экономической и культурной жизни страны.
1) официально-деловой
2) разговорный
3) научный
4) публицистический
5) художественный
Как многоярусные соты, шумит и живет Город. Прекрасный в утренней дымке в предгорьях Алатау. Городские сады стоят безмолвные и спокойные, укрытые белым, нетронутым снегом. Садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись зелеными пятнами, с аллеями и бульварами, грушами и яблонями.
1) разговорный
2) научный
3) художественный
4) публицистический
5) официально-деловой
Гроза - это атмосферное явпение, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучеводождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью. Гроза бывает в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара нагретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую поверхность.
1) разговорный
2) научный
3) официально-деловой
4) публицистический
5) художественный
Отзыв – это
1) публичное сообщение на определенную тему
2) изложение основных положений статьи, книги
3) общая характеристика и оценка работы с рекомендацией
4) краткая характеристика книги, статьи
5) сжатое изложение содержания статьи, книги
Рецензия – это
1) выводы в виде кратких формулировок
2) перечисление основных положений по пунктам
3) подробный критический разбор работы и ее оценка
4) текст, дающий общее представление о книге
5) общая характеристика работы и ее оценка
Реферат – это
1) сжатое изложение основного содержания текста
2) изложение выводов первоисточника
3) публичное сообщение на определенную тему
4) общая характеристика работы с рекомендациями
5) краткая общая характеристика книги
Аннотация – это
1) изложение выводов и аргументации первоисточника
2) сжатое изложение основного содержания текста
3) краткая характеристика содержания статьи или книги в обобщенном виде
4) свертывание фраз и сокращений слов
5) критический разбор работы и ее оценка
Тезисы – это
1) изложение основных положений статьи, книги
2) публичное сообщение на определенную тему
3) свертывание фраз и сокращение слов
4) краткая характеристика книги, статьи
5) сжатое изложение содержания статьи, книги
Конспект – это
1) свертывание фраз и сокращений слов
2) сжатое изложение основного содержания текста
3) краткая характеристика книги в обобщенном виде
4) изложение выводов и аргументации первоисточника
5) критический разбор работы и ее оценка
Семестр 2
Рубежный контроль 2.
Вариант 2.
1. Словарь, предназначенный для фиксации норм произношения
1) орфографический
2) фразеологический
3) этимологический
4) терминологический
5) орфоэпический
2. Используется в материалах газет, журналов, радио
1) разговорный
2) научный
3) публицистический
4) художественны
5) официально-деловой
3. Словарь, где описываются слова, употребляющиеся в определенной науке
1)этимологический
2)фразеологический
3)терминологический
4)толковый
5)топонимический
4. Стиль учебников, пособий, диссертаций
1) разговорный
2) научный
3) публицистический
4) художественны
5) официально-деловой
5. Определите стиль текста:
Яркое солнышко сияло на небе по-летнему, но прохладный осенний ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Они кружились в воздухе и падали вниз
1) разговорный
2) научный
3) публицистический
4) художественны
5) официально-деловой
6. Словарь, в котором объясняется происхождение слов
1)фразеологический
2) иностранных слов
3)топонимический
4) омонимический
5) этимологический
7. Уместен в неофициальной обстановке со знакомыми людьми
1) разговорный
2) научный
3) публицистический
4) художественны
5) официально-деловой
8. Словарь, где описывается значение и источник заимствованных слов
1) терминологический
2) синонимический
3) иностранных слов
4) энциклопедический
5) толковый
9. Определите стиль текста:
Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак может быть использован с различным назначением
1) разговорный
2) научный
3) публицистический
4) художественны
5) официально-деловой
10. Определите стиль текста:
Прошу Вас освободить меня от занимаемой должности
1) разговорный
2) научный
3) публицистический
4) художественны
5) официально-деловой
11. Словарь, содержащий лексику, характерную для определенной местности
1) антропонимический
2) терминологический
3) диалектный
4) омонимический
5) синонимический
12. Определите стиль текста:
Существует неписанные и писанные правила хорошего тона. Соблюдение и несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека
1) разговорный
2) научный
3) публицистический
4) художественны
5) официально-деловой
13. Словарь, в котором собраны наиболее употребительные в речи слова
1)орфографический
2) фразеологический
3) орфоэпический
4) этимологический
5) частотный.
14. Словарь, предназначенный для фиксации правописания слов
1) синонимический
2) толковый
3) антонимический
4) орфографический
5) орфоэпический
15. Определите стиль текста:
Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу.
1) разговорный
2) научный
3) публицистический
4) художественны
5) официально-деловой
16. Словарь, в котором фиксируются ряды слов близкие по значению
1)антонимический
2)синонимический
3)топонимический
4)терминологический
4)фразеологический
17. Определите, какая из характеристик соответствует научному стилю:
1) стилевые черты – точность, логичность
2) стилевые черты – призывность, собирательность
3) стилевые черты – непринужденность, непосредственность
4) стилевые черты – стандартизированность, отсутствие экспрессивности
5) стилевые черты – непосредственность, собирательность
18. Словарь, где описываются слова противоположные по смыслу
1) антонимический
2)терминологический
3)орфоэпический
4)синонимический
5)иностранных слов
19. Словарь, где объясняются лексические и грамматические значения слов
1) омонимический
2) терминологический
3) синонимический
4) толковый
5) энциклопедический
20. Словарь, фиксирующий нормы употребления устойчивых сочетаний слов
1) энциклопедический
2) фразеологический
3) толковый
4) топонимический
5) терминологический
21. Словарь, в котором фиксируются имена собственные людей
1) энциклопедический
2) диалектный
3) частотный
4) антропонимический
5) топонимический
22. Словарь, который содержит сведения о предметах, лицах, фактах, явлениях
1) диалектный
2)энциклопедический
3) антропонимический
4) толковый
5) фразеологический
23. Определите, какая из характеристик соответствует научному стилю
1) сфера применения – делопроизводство
2) сфера применения – статьи, учебные пособия
3) сфера применения – радио и телевидение
4) сфера применения – общение в быту
5) сфера применения – романы, рассказы, пьесы
24. Научный стиль употребляется
1) агитационно-массовой деятельности
2) общении граждан с учреждениями
3) словесно- художественном творчестве
4) научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности толковый
5) общение в быту
25. Стиль, обслуживающий сферу общественных отношений
1) публицистический
2) литературный
3) разговорный
4) научный
5) официально-деловой
26. Укажите предложение с составным именным сказуемым
1) Я продолжал стоять на коленях и с глубоким унынием глядел на нее.
2) Их изба была третья с краю.
3) Катя старалась победить себя.
4) Я решил бежать за ним и его машиной, но не догнал.
5) Белеет парус одинокий…
27. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
1) Прохожие, шагая против ветра, сгибались в три погибели. Я продолжал стоять на коленях и с глубоким унынием глядел на нее.
2) Все вокруг блестело сильным двойным блеском молодых утренних лучей и вчерашнего ливня.
3) Петь с чужого голоса всегда плохо.
4) Только борющийся имеет право на жизнь.
5) Люблю грозу в начале мая!
28. Определите, каким членом предложения является выделенное слово: Родина – моя колыбель.
1) подлежащее
2) сказуемое
3) дополнение
4) обстоятельство
5) определение
29. Стиль, обслуживающий сферу общественных отношений
1) публицистический
2) литературный
3) разговорный
4) научный
5) официально-деловой
30. Укажите слово, у которого есть окончание
1) втроем
2) вперегонки
3) верность
4) быстро
СМК ЖГУ П/УМКД.09-2016 | Ф.4.09-33 |
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
Русский язык
№ | Шифр | Наименование литературы | Наличие | Приме чание | |
В библиотеке и на кафедре | % обеспеченности | ||||
Основная | |||||
1. | ш 141 2-2я73 А-14 | Абдыкулова К. Е., Ким Г. В., Павленко В. К. Русский язык. Прак- тический курс (учебное пособие). – Алматы: Санат. 1995.-208с | 11 | ||
2. | Ш 141. 2-я73 Ж27 | Жаналина Л. К., МусатаеваМ.. Практический курс русского языка. – Алма-Ата: Рауан, 2005.-529с. | 18аб. ч/з 3 | ||
3. | ш141 2-96 А-50 | Метса А. А., Аликметс К. П., Судавичене Л. В. Русский язык. Аудио-визуальный курс (Учебное пособие для неязыковых специальностей вузов). – М.: Высшая школа, 1991. – 191с. | 3 ч/з | ||
4. | Миронова В. Г., Хмельницкая И. Б. Обучение научному стилю речи.- Алматы: Ана тылы, 1993. –143с. | ||||
5. | Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат/ Под ред. К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой.- Алматы, 2009. – 217с. | ||||
6. | Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. – 3-е изд. – Алматы: Казақ университеті, 2009+. – 203с. | ||||
Дополнительная | |||||
1. | ш 141 2-96 А39 | Акишина А. А., Бормановская Н. И. Русский речевой этикет. –М., 1986. | 3 ч/з | ||
2. | ш7:х Г46 | Гиздатов Г. Г.Культура письменной речи юриста. (Учебное посо- бие). –Алматы: Центр деловой книги, Глобус, 1999. | 1 ч/з | ||
3. | ш141 2-7я73 С31 | Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений.-М.: В.шк., 1984.-319с. | 3 аб. 1-ч/з | ||
4. | У231 144 В26 | Вейзе А.А. Реферирование текста.-Минск:БГУ,1978.-128с. | 11-аб. | ||
5. | Ш141.2-96 | Г.Т. Нуркина, Р.Т. Мендекинова. Учебное пособие по русскому языку.-Алма-Ата:Мектеп,1987.-160с. | 5-ч/з 290-аб | ||
6. | Ш141. 2-96 М22 | С.А. Мамекбаева, Л.Г. Гиззатова, Т.А. Манасбаева. Пособие по развитию навыков русской речи.-Алма-Ата:Мектеп, 1986.-184с. | 5-аб. 5-ч/з | ||
7. | Ш141.2-96 М91 | К.А. Мусагалиев и др. Практический курс русского языка.-Алма-Ата: Мектеп,1987.-182с | 55-аб. 4-ч/з | ||
8. | Ш141.2. Д-81 | А.В. Дудников, А.И. Арбузова, И.И.Ворожбицкая Русский язык..-М.:Высшая школа, 1975.-296 | 130-аб. 20-ч/з | ||
9. | Ш141.2 923у п-89 | П.С.Пустовалов, М.П.Сенкевич Пособие по развитию речи.-М.:Просвещение, 1976.-287с. | 30-аб. 20-ч/з | ||
10. | Ш141 2я 73 К 58 | Кожабекова Н.А. Русский язык:Корректировочный курс.Часть1.-Талдыкорган:ЖГУ, 2006.-70с. | 30-аб | ||
11. | Кожабекова Н.А. Русский язык: Развитие навыков научной речи.Часть2.-Талдыкорган:ЖГУ, 2005.-70с. | 30-аб | |||
12. | Ш141.2-49 Л-89 | Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка.- М.:Русск.язык, 1988. | 145-аб. 30-ч/з | ||
13. | Ш141.2-4. А-46 | Александрова З. Е. Словарь синонимов рус-ского языка. – М.: Русский язык, 1975.-600с. | 30-аб. 20-ч/з. | ||
14. | Ш163.12-211я21 М-79 | Мусатаева М. Ш., Шеляховская Л. А. Словообразовательный словарь тюркизмов в русском языке.- Алма-Ата: Ана тылы, 1995. | 10-аб. | ||
15. | Ш141.2-42 О-45 | Ожегов С. И. Словарь русского языка., 1984 | 50-аб. 28-ч/з | ||
16. | Ш163.24-48 Р-89 | Мусабаев Г. Г. Русско-казахский словарь. Алма-Ата, 1981.- 576с.Т1 Т2.-580с./ | 10-ч/з | ||
17. | Ш141.2-49 Т-46 | Тихонов А. Н. Словарь-справочник по русскому языку.- М.: Цитадель, 1996.-704с Словообразовательный словарь русского языка.-М.:Русск.язык,1990.-885с.Т1.Т.2 | 50-аб. 15- ч/з | ||
18. | Ш1я2 Э-68 | Панов М. В. Энциклопедический словарь юного филолога.-М.: Педагогика, 1984.-352с/. | 6-аб. 5-ч/з | ||
Электронная | |||||
1. | Кожабекова Н.А. Русский язык в модулях. Часть1.-Талдыкорган:ЖГУ, 2009. | ||||
Справочные материалы | |||||
1 | Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985 | ||||
2 | Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М.: Рус.яз., 1989. | ||||
3 | Орфографический словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1982. |
Кафедра журналистики и филологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академическим вопросам
__________ Еркинбаева Л.К.
«_____» ___________2017 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины: Русский язык
Специальности: все специальности 1 курса университета
с казахским языком обучения
Форма обучения: очная
Талдыкорган – 2017 г.
Учебно-методический комплекс составлен преподавателем Абайдельдановой М.К. на основании типовой учебной программы цикла общеобразовательных дисциплин
(подпись преподавателя)
Рассмотрен на заседании кафедры журналистики и филологии
От «_____»____________ 2017 г., протокол № ______
Заведующий кафедрой ___________________ Есенбек Ж.Б.
Одобрен методическим бюро гуманитарного факультета
От «_____»_____________ 2017 г., протокол № _______
Председатель МБ__________________________ Жаукумова Ш.С.
СМК ЖГУ П/УМКД.09-2016 | Ф.4.09-28 |
Гуманитарный факультет
Дата: 2018-09-13, просмотров: 643.