Финансовые отношения, сознательно осуществляемые и регулируемые с участием государства, формируют финансовую политику. Она складывается из 2 направлений:
- в области налоговых изъятий и государственных расходов;
- процессов перераспределения денежных ресурсов и создания государственного бюджета.
Исходным основанием финансовой политики выступает фискальная политика – совокупность мер по сознательному манипулированию налогами и государственными расходами (впервые необходимость ее мер обосновал Дж. М. Кейнс).
В современной экономической тории существуют различные точки зрения на методы фискальной политики:
1) сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Уменьшение налогового бремени приведет к росту доходов:
- населения, а, следовательно, к росту сбережений;
- бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.
2) традиционный кейнсианский подход (ориентируются на создание эффективного совокупного спроса).
Фискальная политика бывает 2 видов:
1. дискреционная – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.
Влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении госрасходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства, ВНП. Сокращение госрасходов влечет за собой, следовательно, сокращение ВНП. В свою очередь, введение дополнительных налогов или увеличение уже существующих налоговых ставок приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).
Следовательно, дискреционную политику можно использовать в различные периоды экономического цикла. В период спада:
- увеличение госрасходов, снижение налогов, сочетание двух методов.
В краткосрочном периоде сдерживающая фискальная политика снизит инфляцию спроса, но при этом возрастет безработица, т.к. объем производства сократится.
В долгосрочном периоде растущие налоговые изъятия обусловят падение совокупного предложения и появление стагфляции.
2. недискреционная фискальная политика (политика автоматических стабилизаторов) – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменения макроэкономической ситуации (эта политика возможна только в сбалансированных странах, где показатели близки к равновесным – США, Япония).
К основным стабилизаторам относятся:
- изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла, при этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема – налоговые поступления возрастают (при прогрессивной ставке налогообложения), что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста;
- система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержке малоимущих, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
Налоги и налоговая политика
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность этих лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.
Налоговая политика выполняет следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.
К элементам налогов относятся:
- субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог
- носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог
- объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог
- ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади). Различают:
= твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти)
= пропорциональные – действую в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины
= прогрессивные – возрастание ставки по мере роста дохода
= регрессивные – снижение величины ставки по мре роста дохода
Виды налогов:
1. по способу платежа различают:
- прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный, на землю, на операции с ценными бумагами)
- косвенные – субъект налога и его носитель обычно не совпадают, взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины)
2. налоги по их использованию делятся на:
- общие – поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий
- специальные – имеют строго определенное назначение (на ГСМ, дороги)
3. в зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог:
- федеральные – устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием (налог на прибыль, НДС, подоходный, на ценные бумаги, таможенные пошлины и т.д.);
- региональные – налог на имущество предприятий;
- местные – налог на недвижимость граждан и др. сборы.
Принципы построения эффективной налоговой системы:
- критерий относительного равенства налоговых обязательств. Он непосредственно связан с идеей справедливости;
- критерий экономической нейтральности или эффективности – означает, что налоги не должны оказывать искажающего влияния на экономику;
- организационная простота - при прочих равных условиях, чем проще налоговая система, тем с меньшими издержками формируются доходы государства;
- гибкость налогообложения – его способность автоматически изменяться при изменении экономической ситуации в стране;
- прозрачность (контролируемость) налоговой системы.
Концепции налогообложения (вытекают из первого принципа – относительного равенства):
1. субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают у государства (кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды). Но здесь есть трудности: невозможно точно определить личную выгоду от обороны, здравоохранения, образования; а также необходимо облагать малоимущих и безработных как получателей выгоды
2. другая концепция – юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Однако здесь может возникнуть проблема – при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что носит название эффект Лаффера (Рис. 12.1)
Рис. 12.1. Кривая Лаффера
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
- ставка налога = 0: поступлений в бюджет нет
- ставка = 100%: поступлений также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)
При всех остальных значениях налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать. В точке А – достигается максимум поступлений налогов в бюджет, ставка считается оптимальной.
Суть «эффекта Лаффера» - если экономика находится справа от точки А (точка В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.
В РФ собирается свыше 50 налогов и сборов, наибольшая доля поступлений приходится на НДС и налог на прибыль юридических лиц.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.