Международное трудовое право
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентированные с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Международные нормы труда следует рассматривать как важнейший источник российского трудового права, который расширяет, обогащает права граждан, открывает новые перспективы развития отечественного трудового законодательства, приведения его в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами. Значительна роль международных трудовых норм в консолидировании нашего трудового законодательства, предотвращении снижения достигнутого уровня правовых гарантий, а также в активизации правотворческой деятельности законодателя.

Студенты должны хорошо знать источники международно-правового регулирования труда. Среди них важное место занимает Международная организация труда, которая для выполнения своих задач использует три основных метода работы: разработку, принятие международных норм и осуществление контроля за их соблюдением. Необходимо уяснить, что содержание международных стандартов труда, принятых ООН и МОТ, это концентрированное выражение мирового опыта, объект внимательного изучения, заимствования, практического использования в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда.

Практические занятия

Основой успешного усвоения курса «Трудовое право» является систематическая работа. Необходимо не только заслушивать и конспектировать лекции, но и активно работать на семинарских (практических) занятиях. Именно семинарские (практические) занятия по курсу представляют собой важнейшую форму работы студентов. Их значимость определяется следующими обстоятельствами:

         Во-первых, характерной чертой семинарских (практических) занятий по курсу является изучение непосредственно системы правоотношений в сфере труда.

         Во-вторых, на семинарских (практических) занятиях студент анализирует действующее законодательство в социально-трудовой сфере.

         В-третьих, семинарские (практические) занятия по курсу учат студента таким необходимым профессиональным навыкам, как умение дискутировать, спорить, доказательно излагать свои мысли, внимательно подходить к аргументам своих оппонентов.

         В-четвертых, семинарские (практические) занятия становятся основой, на которой будущий юрист правильно и профессионально формировать свою речь.

         И, наконец, семинарские (практические) занятия дают студенту углубленное знание предмета, позволяющее ему использовать их при изучении смежных дисциплин.

         Круг тем и вопросов, которые разбираются на семинарских (практических) занятиях, определяются планами семинарских (практических) занятий.

      Поскольку главным объектом изучения на семинаре являются правоотношения, планы семинарских (практических) занятий содержат список источников и литературы, который предлагается для анализа при раскрытии того или иного вопроса семинарского занятия. По каждой теме семинарского (практического) занятия предусмотрены реферативные сообщения (доклады) студентов, темы которых указываются в планах семинарских занятий.

      Семинарские (практические) занятия проводятся в форме беседы, когда вся группа готовится по предложенным вопросам и участвует в обсуждении в равной мере. Уточнения, дополнения, комментарии, аргументированное опровержение сказанного выступающим – вот перечень возможностей проявить свои знания и свое понимание обсуждаемого вопроса каждым участником семинара. Ссылка на статьи действующего законодательства является обязательной.

   На семинарских (практических) занятиях заслушиваются реферативные сообщения (доклады), сопровождающиеся рецензированием и обсуждением, решаются практические ситуации и тесты.

    При изучении учебной дисциплины преподаватель может использовать интерактивные методы обучения, такие как: направленная дискуссия, творческие задания, работа в малых группах, деловые игры, позитивное комментирование и др. Интерактивные методы позволяют повысить процент усвоения учебного материала, добиться обратной информационной связи между студентами и преподавателем, а также заинтересовать и включить в работу малоактивных студентов.  

 

Тема План занятия
1. 1 Предмет, метод, система трудового права. 1. Понятие и роль труда в жизни общества. 2. Понятие и предмет трудового права, его особенности. 3. Цели и задачи трудового законодательства Российской Федерации. 4. Особенности метода правового регулирования труда. 5. Система трудового права. 6. Соотношение трудового права со смежными отраслями российского права, связанными с трудом (гражданским, административным правом, правом социального обеспечения и др.). Реферативные сообщения (доклады): - Роль, задачи трудового права и тенденции его развития.
2. 2 Субъекты трудового права. 1. Понятие, правовой статус субъектов трудового права. 2. Классификация субъектов трудового права. 3. Граждане как субъекты трудового права. 4. Юридические лица как субъекты трудового права. 5. Администрация организации как субъект трудового права. 6. Трудовые коллективы, их полномочия и формы реализации в управлении организацией. 7. Профессиональные союзы как субъекты трудового права, их права и гарантии деятельности. Реферативные сообщения (доклады): - Правовое положение иностранной рабочей силы в Российской Федерации. - Проблемы деятельности профессиональных союзов в Российской Федерации.
3. 3 Основные принципы трудового права. 1. Понятие и значение правовых принципов. 2. Классификация принципов правового регулирования труда. 3. Содержание основных принципов правового регулирования труда. 4. Соотношение принципов правового регулирования трудовых отношений с субъективными трудовыми правами и обязанностями. 5. Гарантии обеспечения соблюдения принципов трудового права. Реферативные сообщения (доклады): - Основные принципы трудового права в соотношении с положениями международных актов, посвященных установлению основ правового регулирования труда. Задание: Согласно классификациям составьте схему принципов трудового права.
4. 4 Источники трудового права. 1. Понятие источников трудового права, их особенности. 2. Классификация источников трудового права. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации как источник трудового права. 4. Акты текущего законодательства как источники трудового права. 5. Акты социального партнерства как особые источники трудового права. 6. Локальные нормативные акты, содержащие номы трудового права. 7. Значение руководящих постановлений высших судебных органов. 8. Международные акты как источники трудового права. 9. Действие источников трудового права в пространстве, во времени и по кругу лиц. 10. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда, общее и специальное законодательство о труде. Реферативные сообщения (доклады): - Анализ Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактов 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» и «О гражданских и политических правах»; - Сравнительная характеристика Европейской социальной хартии (пересмотренной № 153) с трудовым законодательством РФ; - Специальное законодательство на примере Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
5. 5 Правоотношения в сфере труда. 1. Понятие, признаки и структура трудовых правоотношений. 2. Система правовых отношений в сфере труда. 3. Основания возникновения, изменения и прекращения собственно трудовых правоотношений. 4. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми: понятие, классификация и характеристика каждого вида. Задание: Составьте схему юридических фактов в сфере трудовых правоотношений.
6. 6 Социальное партнерство в сфере труда. 1. Понятие и основные принципы социального партнерства. 2. Стороны социального партнерства. Представительство интересов работников и работодателей. Органы социального партнерства. 3. Уровни и формы социального партнерства. 4. Коллективные переговоры, взаимные консультации. 5. Участие работников в управлении организацией. Участие сторон в досудебном разрешении трудовых споров. 6. Понятие, содержание и виды соглашений в сфере труда, порядок разработки и принятия. 7. Понятие, стороны и содержание коллективного договора. 8. Порядок разработки проекта и принятия коллективного договора. 9. Сроки заключения коллективного договора, сфера и условия его действия. 10. Ответственность сторон социального партнерства. Реферативные сообщения (доклады): - Институт социального партнерства в зарубежных странах. Задание: Составьте образец коллективного договора.
7. 7 Правовое регулирование занятости и трудоустройства. 1. Понятие и формы занятости. Политика государства в сфере занятости населения. 2. Гарантии права граждан на труд, их связь с правом на обеспечение занятости. 3. Понятие трудоустройства, его формы и значение. 4. Правовая организация трудоустройства. 5. Квотирование рабочих мест. 6. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. 7. Понятие безработного, его правовой статус. 8. Пособие по безработице, его размеры, порядок и сроки выплаты. 9. Права и обязанности органов службы занятости. 10. Правовая регламентация использования иностранной рабочей силы в России и граждан Российской Федерации за рубежом. Реферативные сообщения (доклады): - Скрытая безработица. - Общественные работы в Российской Федерации. Задание: Составьте схему организации трудоустройства граждан.
8. 8 Трудовой договор. 1. Понятие и стороны трудового договора. Отличие трудового договора от иных видов договоров. 2. Содержание и форма трудового договора. 3. Виды трудового договора. Особенности отдельных видов трудовых договоров. 4. Порядок заключения трудового договора: необходимый возраст, документы, гарантии при приеме на работу, испытание при приеме на работу. 5. Трудовая книжка. 6. Изменение трудового договора: перевод на другую постоянную работу и перемещение, временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости. Отстранение от работы. 7. Общие основания прекращения трудового договора. 8. Расторжение трудового договора по инициативе работника. 9. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. 10. Расторжение трудового договора, по обстоятельствам независящим от сторон. 11. Порядок увольнения. Гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора. 12. Защита персональных данных работника. Задание: Составьте образец трудового договора (срочного, бессрочного и по совместительству).
9 Рабочее время и время отдыха. 1. Понятие рабочего времени. Правовые нормативы рабочего времени. 2. Виды рабочего времени. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. 3. Режим рабочего времени, его виды и порядок установления. 4. Понятие и виды учета рабочего времени. 5. Понятие и виды времени отдыха. 6. Понятие отпуска и его виды. 7. Условия и порядок предоставления отпусков. Реферативные сообщения (доклады): - Правовая категория рабочего времени в зарубежных странах. - Правовая категория времени отдыха в зарубежных странах.
9. 10 Оплата труда. 1. Основные понятия в сфере оплаты труда. Индексация заработной платы. 2. Методы правового регулирования заработной платы. 3. Формы оплаты труда. 4. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, премиальная и др. 5. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. 6. Исчисление средней заработной платы. Ограничение удержаний из заработной платы. 7. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда. 8. Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда. 9. Нормирование труда. 10. Гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты, их виды. Реферативные сообщения (доклады): - Государственные гарантии при направлении в служебную командировку. Задание: Составьте схему, раскрывающую содержание основных систем оплаты труда.
11 Дисциплина труда. 1. Понятие и значение дисциплины труда. 2. Методы обеспечения дисциплины труда. 3. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. 4. Меры поощрения за успехи в труде, их виды и порядок применения. 5. Поощрения за особые трудовые заслуги. 6. Дисциплинарная ответственность работников: понятие, основание и виды. 7. Меры дисциплинарного взыскания, их виды. Порядок их применения, обжалования и снятия. Творческое задание: В малых группах разыграйте порядок наложения дисциплинарного взыскания на работника за нарушение правил внутреннего трудового распорядка с составлением необходимых юридических документов.
12 Правовое регулирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. 1. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. 2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. 3. Ученический договор: понятие, содержание, порядок заключения. 4. Гарантии и компенсации для лиц, совмещающих работу с учебой. Задание: Составьте образец ученического договора.
13 Охрана труда. 1. Понятие и значение охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда. 2. Система законодательства об охране труда. 3. Требования охраны труда. Нормы и правила по охране труда (единые, межотраслевые, отраслевые, локальные). Организация охраны труда. 4. Права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, гарантии их обеспечения. 5. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда. 6. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда. 7. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Реферативные сообщения (доклады): - Особенности охраны труда женщин. - Особенности охраны труда несовершеннолетних. - Особенности охраны труда лиц с пониженной трудоспособностью. Задание: Схематично составьте алгоритм действий работодателя при несчастном случае на производстве. Творческое задание: Инсценируйте расследование несчастного случая на производстве.
14 Материальная ответственность сторон трудового правоотношения. 1. Понятие, основание и виды материальной ответственности сторон трудового договора. 2. Условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора. 3. Материальная ответственность работодателя перед работником. 4. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. 5. Виды и пределы материальной ответственности работника. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника. 6. Особенности полной материальной ответственности работника. 7. Порядок взыскания ущерба. Задания: - Смоделируйте ситуацию по привлечению работника к полной материальной ответственности за ущерб, нанесенный имуществу работодателя, с составлением необходимых юридических документов. - Составьте образец договора о полной материальной ответственности (индивидуальной, коллективной).
15 Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. 1. Критерии дифференциации правового регулирования труда отдельных категорий работников. 2. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. 3. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. 4. Особенности правового регулирования труда руководителя организации. 5. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству. 6. Особенности регулирования труда дистанционных работников. 7. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом. 8. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных и временных работах. 9. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 10. Правовое регулирование труда государственных и муниципальных служащих. Реферативные сообщения (доклады): - Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц. - Особенности регулирования труда работников транспорта. - Особенности регулирования труда педагогических работников. - Особенности регулирования труда медицинских работников. - Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. - Особенности регулирования труда работников дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.
16 Защита трудовых прав работников. 1. Понятие, сущность и значение защиты трудовых прав. 2. Формы и стадии защиты трудовых прав. 3. Способы защиты трудовых прав: понятие, особенности, виды. 4. Самозащита работниками трудовых прав. 5. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. 6. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. 7. Ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства. 8. Судебная защита трудовых прав работников. Реферативные сообщения (доклады): - Типичные нарушения в сфере труда, способы их преодоления. - Защита социально-трудовых прав в Конституционном Суде Российской Федерации. Задание: Схематично составьте алгоритм поведения по защите трудовых прав.
17 Трудовые споры. 1. Понятие и виды трудовых споров, причины их возникновения. 2. Подведомственность и подсудность трудовых споров. 3. Индивидуальные трудовые споры: понятие, виды и органы по их рассмотрению. 4. Комиссия по трудовым спорам: образование, порядок и особенности рассмотрения трудового спора и исполнения решения. 5. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде. 6. Коллективные трудовые споры: понятие, система органов и механизм их разрешения. 7. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. 8. Забастовка. Реализация права на забастовку. Реферативные сообщения (доклады): - Судебная практика по трудовым спорам. - Анализ ведущих постановлений Пленума Верховного Суда РФ, связанных с вопросами рассмотрения судебных дел по трудовым спорам. Задание: Составьте образец искового заявления по трудовому спору (о восстановлении на работе, о взыскании неполученной заработной платы, об обжаловании наложенного дисциплинарного взыскания и т.п.).
18 Международное трудовое право. 1. Понятие и значение международно-правового регулирования труда. 2. Источники международно-правового регулирования труда. 3. Международная организация труда (МОТ): структура, задачи, принимаемые акты. 4. Характеристика отельных источников международного трудового права. Реферативные сообщения (доклады): - Анализ основных конвенций и рекомендаций МОТ. - Соотношение норм международного права и российского трудового законодательства. Творческое задание: Подготовьте перечень действующих в Российской Федерации международных актов, содержащих нормы трудового права.

Самостоятельная работа обучающихся

Успешное изучение учебной дисциплины «Трудовое право» предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на семинарских (практических) занятиях, но и самостоятельную работу, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах.

Самостоятельная работа включает в себя:

- изучение источников трудового права, основной и дополнительной литературы, указанной в методических рекомендациях по различным темам курса;

- конспектирование различных работ при подготовке к семинарским занятиям по темам учебного курса;

- анализ научной литературы по проблемам трудового права;

- поиск в энциклопедической литературе понятий, категорий, определений трудового права;

- подбор и анализ научного материала при подготовке реферативных сообщений (докладов) на практические занятия;

- предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;

- изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;

- ознакомление с содержанием статей по трудовому праву;

- работа с дополнительной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины;

- решение задач, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

- подготовка рефератов, сообщений для выступлений на практических занятиях;

- подготовка докладов на научных студенческих конференциях и в научных клубах;

- решение тестов.

На практическом занятии студентам рекомендуется литература для самостоятельной работы.

К особенностям самостоятельной работы студентов относится:

-использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Университете;

-активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах, факультативных курсах;

-сбор, обобщение и анализ нормативных источников и иных материалов для практических занятий;

-использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям по трудовому праву.

В конце каждого практического занятия студентам предлагаются определенные виды самостоятельной работы (например, реферативные сообщения, вопросы для самоконтроля, тесты, задачи, творческие задания и пр.), рекомендуется литература для самостоятельной работы.       

 

Задания для самостоятельной работы:

Тема Задание
1. Предмет, метод, система трудового права. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие и роль труда в жизни общества. Понятие и предмет трудового права, его особенности. Цели и задачи трудового законодательства Российской Федерации. Особенности метода правового регулирования труда. Система трудового права. Соотношение трудового права со смежными отраслями российского права, связанными с трудом (гражданским, административным правом, правом социального обеспечения и др.). Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Роль, задачи трудового права и тенденции его развития. Задачи: 1. Менеджеру по продажам Ванину организация включила в договор условия о том, что он при выполнении заданий работодателя сам организует свой труд, контроль работодателя будет производиться через сдачу отчетов в конце недели, заработная плата будет рассчитываться в процентах от проданных изделий и минимальный ее размер не устанавливается. Кроме этого, он несет полную материальную ответственность с упущенной выгодой. Трудовой или гражданский договор заключил менеджер по продажам? Тесты: - В общественную организацию труда не входят отношения, касающиеся: А) общественного производства материальных благ; Б) индивидуального труда; В) труда индивидуального предпринимателя. - Метод трудового права: А) императивный; Б) диспозитивный; В) императивно-диспозитивный. - Что шире по своей природе: А) система отрасли трудового права; Б) система законодательства трудового права; В) система науки трудового права. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие и роль труда в жизни общества. 2. Понятие и предмет трудового права, его особенности. 3. Цели и задачи трудового законодательства Российской Федерации. 4. Особенности метода правового регулирования труда. 5. Система трудового права. 6. Соотношение трудового права со смежными отраслями российского права, связанными с трудом (гражданским, административным правом, правом социального обеспечения и пр.).
2. Субъекты трудового права. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие, правовой статус субъектов трудового права. Классификация субъектов трудового права. Граждане как субъекты трудового права. Юридические лица как субъекты трудового права. Администрация организации как субъект трудового права. Трудовые коллективы, их полномочия и формы реализации в управлении организацией. Профессиональные союзы как субъекты трудового права, их права и гарантии деятельности. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Правовое положение иностранной рабочей силы в Российской Федерации. - Проблемы деятельности профессиональных союзов в Российской Федерации. Задачи: 1. Безработный Смирнов явился в территориальный центр занятости для получения предложения о трудоустройстве в состоянии алкогольного опьянения, за что директор центра занятости объявил ему выговор и лишил пособия по безработице сроком на месяц. В каких отношениях Смирнов находится с центром занятости? 2. Гражданка России Потапова выехала за границу на постоянное место жительство и заключила там трудовой договор с зарубежным филиалом российской организации. Какое трудовое законодательство распространяется на Потапову? Тесты: - Целью создания профсоюза является: А) объявление забастовки и руководство ею; Б) защита социальных и трудовых прав трудящихся; В) проведение культурно-просветительных, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий; Г) организация участия в избирательном процессе. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие, правовой статус субъектов трудового права. 2. Классификация субъектов трудового права. 3. Граждане как субъекты трудового права. 4. Юридические лица как субъекты трудового права. 5. Администрация организации как субъект трудового права. 6. Трудовые коллективы, их полномочия и формы реализации в управлении организацией. 7. Профессиональные союзы, их права и гарантии деятельности.
3. Основные принципы трудового права. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие и значение правовых принципов. Классификация принципов правового регулирования труда. Содержание основных принципов правового регулирования труда. Соотношение принципов правового регулирования трудовых отношений с субъективными трудовыми правами и обязанностями. Гарантии обеспечения соблюдения принципов трудового права. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Основные принципы трудового права в соотношении с положениями международных актов, посвященных установлению основ правового регулирования труда. Задачи: 1. Безработный Лазарев, проживающий с престарелой матерью, трудоустраиваться на работу не желал. Жил на пенсию матери, требовал от нее денег на спиртные напитки и сигареты. Она неоднократно обращалась в органы милиции с просьбой трудоустроить сына, но те отвечали, что не обладают такими полномочиями. Дайте оценку ситуации с точки зрения принципов трудового права. 2. В акционерном обществе «Авиа» действуют несколько профсоюзных организаций, в числе которых малочисленная профсоюзная организация бортпроводников. Когда этот выборный профсоюзный орган решил проверить соблюдение норм охраны труда бортпроводников, руководство АО «Авиа» не допустило представителей профсоюза к проверке, пояснив, что такими полномочиями обладает общественная организация, объединяющая более 50% работающих. Оцените ситуацию с точки зрения принципов трудового права. 3. Инженер Игнатов обратил внимание на то, что регулярно получает премиальные в меньшем размере, чем другие сотрудники, выполняющие аналогичную работу. Связав этот факт со своей активной деятельностью в качестве члена профсоюзного комитета, он обратился в КТС. На нарушение каких принципов права может сослаться Игнатов в своем заявлении в комиссию? Тесты: - Правовые принципы это: А) нормативно-руководящие начала права; Б) мера возможного поведения лица; В) способ, с помощью которого регулируются конкретные отношения. - Межотраслевым принципом не является: А) принцип свободы труда; Б) право на охрану здоровья; В) право на отдых. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие и значение правовых принципов. 2. Понятие и классификация принципов правового регулирования труда. 3. Содержание основных принципов правового регулирования труда. 4. Соотношение принципов правового регулирования трудовых отношений с субъективными трудовыми правами и обязанностями. 5. Гарантии обеспечения соблюдения принципов трудового права.
4. Источники трудового права. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие источников трудового   права, их особенности. Классификация источников трудового права. Трудовой кодекс Российской Федерации как источник трудового права. Акты текущего законодательства как источники трудового права. Акты социального партнерства как особые источники трудового права. Локальные нормативные акты, содержащие номы трудового права. Значение руководящих постановлений высших судебных органов. Международные акты как источники трудового права. Действие источников трудового права в пространстве, во времени и по кругу лиц. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда, общее и специальное законодательство о труде. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Анализ Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактов 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» и «О гражданских и политических правах»; - Сравнительная характеристика Европейской социальной хартии (пересмотренной № 153) с трудовым законодательством РФ; - Специальное законодательство на примере Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Задачи: 1. При заключении коллективного договора директор ООО «Вымпел» предложил не повышать оплату труда за работу в ночные смены, чтобы сэкономить фонд оплаты труда и не производить сокращение штата работников. Работники организации поддержали директора, поскольку хотели сохранить место работы. Представитель выборного профсоюзного органа заявил, что такое положение коллективного договора будет противоречить трудовому законодательству и включать его в коллективный договор нельзя. Дайте правовую оценку ситуации. Тесты: - Действующий Трудовой кодекс РФ вступил в силу: А) 26.12.2001; Б) 01.02.2002; В) 30.06.2006; Г) 01.07.2002. - В отношении гражданина, работающего по трудовому договору в организации иностранного государства, действуют: А) трудовые нормы национального законодательства, если иное не предусмотрено в международном договоре; Б) трудовые нормы иностранного государства; В) нормы публичного международного права. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие источников трудового права, их особенности. 2. Классификация источников трудового права. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации как источник трудового права. 4. Акты текущего законодательства как источники трудового права. 5. Акты социального партнерства как особые источники трудового права. 6. Локальные нормативные акты, содержащие номы трудового права. 7. Значение руководящих постановлений высших судебных органов. 8. Международные акты как источники трудового права. 9. Действие источников трудового права в пространстве, во времени и по кругу лиц. 10. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда, общее и специальное законодательство о труде.
5. Правоотношения в сфере труда. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие, признаки и структура трудовых правоотношений. Система правовых отношений в сфере труда. Основания возникновения, изменения и прекращения собственно трудовых правоотношений. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми: понятие, классификация и характеристика каждого вида. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Задачи: 1. Преподаватель Петров заключил договор о возмездном оказании услуг с Институтом повышения квалификации. По этому договору он был обязан читать лекции, проводить семинарские занятия с группой слушателей в соответствии с расписанием, составленным институтом. Также он был обязан подготовить учебно-методический комплекс по своей дисциплине. Оплата его труда зависела от отработанного учебного времени. Он отработал весь учебный год, но при уходе в отпуск отпускные ему выплачены не были. В каких отношениях с институтом находится Петров? 2. Иванов заключил трудовое соглашение с Сидоровым, по которому он должен был поклеить обои, побелить потолок, а также убирать и охранять квартиру во время нахождения Сидорова в зарубежной командировке в течение шести месяцев. Какова природа заключенного договора между Ивановым и Сидоровым? 3. В коллективном договоре организации предусматривалось, что работодатель имеет право сокращать продолжительность ежегодного основного отпуска работникам, появившимся на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и вследствие этого отстраненным от работы. Могут ли трудовые отношения регулироваться коллективным договором? Является ли коллективный договор основанием возникновения трудовых отношений? Тесты: - Трудовые отношения возникают: А) из юридических поступков; Б) из юридических актов; В) из актов государственных органов; Г) из юридических состояний. - Производными от трудовых являются следующие отношения: А) возникающие по поводу реализации труда; Б) регулирующие процесс труда; В) по оказанию помощи лицу в трудоустройстве. - Укажите общественное отношение, производное от трудового: А) пенсионное отношение; Б) отношение по рассмотрению трудовых споров; В) имущественное отношение; Г) административное отношение. Вопросы для самоконтроля: 1. Система правовых отношений в сфере труда. 2. Понятие, признаки и структура трудовых правоотношений. 3. Основания возникновения, изменения и прекращения собственно трудовых правоотношений. 4. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми: понятие, классификация и характеристика каждого вида.
6. Социальное партнерство в сфере труда. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие и основные принципы социального партнерства. Стороны социального партнерства. Представительство интересов работников и работодателей. Органы социального партнерства. Уровни и формы социального партнерства. Коллективные переговоры, взаимные консультации. Участие работников в управлении организацией. Участие сторон в досудебном разрешении трудовых споров. Понятие, содержание и виды соглашений в сфере труда, порядок разработки и принятия. Понятие, стороны и содержание коллективного договора. Порядок разработки проекта и принятия коллективного договора. Сроки заключения коллективного договора, сфера и условия его действия. Ответственность сторон социального партнерства. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Институт социального партнерства в зарубежных странах. Задачи: 1. На судоремонтном заводе «Балтийский  ветер» действуют две профсоюзные организации и совет работников. Ни одна из организаций, представляющих работников, не объединяет более половины от их общего числа. Каковы должны быть действия сторон при заключении коллективного договора на заводе? 2. В  ходе проведения коллективных переговоров Скоков, член комиссии, представляющий работников, совершил прогул. Приказом директора он был уволен из организации без согласия представительного органа работников. Вправе ли работодатель по собственной инициативе расторгнуть договор с членом комиссии по коллективным переговорам? 3. На заводе «Красный путь» действует три первичных профсоюзных организации, ни одна из которых не объединяет более половины работников. Каждая из них направила директору завода предложение вступить в переговоры о заключении коллективного договора, однако он всем отказал, пояснив, что они не представляют интересы большинства работников. Каким образом можно решить сложившуюся ситуацию? Тесты: - Что не является формой осуществления социального партнерства: А) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений; Б) коллективно-договорное регулирование трудовых отношений; В) участие представителей работников в деятельности коллегиальных исполнительных органов организации; Г) участие работников в управлении организацией. - Сторона, получившая письменное уведомление с предложением начать коллективные переговоры обязана начать переговоры: А) в семидневный срок; Б) в трехдневный срок; В) в пятидневный срок; Г) в течение трех месяцев. - На каком уровне заключается коллективный договор: А) на уровне отрасли; Б) на уровне федерации; В) на уровне профессии; Г) на уровне предприятия; Д) на уровне субъекта РФ. - В содержание коллективного договора могут быть включены условия о: А) формировании уставного капитала организации; Б) формах и системе оплаты труда работников организации; В) способах реализации продукции; Г) финансовых инвестициях производства; Д) предоставлении служебной квартиры. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие и основные принципы социального партнерства. 2. Стороны социального партнерства. Представительство интересов работников и работодателей. Органы социального партнерства. 3. Уровни и формы социального партнерства. 4. Коллективные переговоры, взаимные консультации. 5. Участие работников в управлении организацией. Участие сторон в досудебном разрешении трудовых споров. 6. Понятие, содержание и виды соглашений в сфере труда, порядок разработки и принятия. 7. Понятие, стороны и содержание коллективного договора. 8. Порядок разработки проекта и принятия коллективного договора. 9. Сроки заключения коллективного договора, сфера и условия его действия. 10. Ответственность сторон социального партнерства.
7. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие и формы занятости. Политика государства в сфере занятости населения. Гарантии права граждан на труд, их связь с правом на обеспечение занятости. Понятие трудоустройства, его формы и значение. Правовая организация трудоустройства. Квотирование рабочих мест. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Понятие безработного, его правовой статус. Пособие по безработице, его размеры, порядок и сроки выплаты. Права и обязанности органов службы занятости. Правовая регламентация использования иностранной рабочей силы в России и граждан Российской Федерации за рубежом. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Скрытая безработица. - Общественные работы в Российской Федерации. Задачи: 1. Житель Москвы заключил срочный трудовой договор с организацией во Владивостоке, где получил временную регистрацию по месту проживания. После истечения срока трудового договора он обратился за регистрацией в качестве безработного во Владивостокский центр занятости. Центр занятости отказал в регистрации. Оцените правомерность действий центра занятости. 2. Васильева после ликвидации предприятия была безработной в течение года, после годичного срока выплаты пособия по безработице она устроилась на работу с испытательным сроком три месяца. После окончания испытательного срока была уволена как не справившаяся с испытанием, в связи с чем обратилась в службу занятости. Может ли Васильева быть признанной безработной? Имеет ли она право на получение пособия по безработице? 3. Ефимова, проработавшая в НИИ более 20 лет в качестве бухгалтера, была уволена по сокращению штатов. Обратившись в службу занятости, она получила предложение поступить на работу в фирму, расположенную в том же районе города, на должность главного бухгалтера с окладом почти вдвое выше прежнего, но по срочному трудовому договору на год. Ефимова сочла предложенную работу неподходящей, так как прежний ее трудовой договор был бессрочным. Можно ли считать подходящей предложенную Ефимовой работу? Тесты: - Кто из перечисленных лиц не считается занятым: А) лицо, выполняющее общественные работы; Б) студент; В) лицо, работающее по найму; Г) домашняя хозяйка; Д) лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой. - Первоначальный период выплаты пособия по безработице не может превышать: А) 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев; Б) 18 календарных месяцев со дня регистрации в качестве безработного; В) 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев; Г) максимальный срок законодательством не установлен. - Выплата пособия по безработице не производится в периоды: А) отпуска по беременности и родам; Б) в случае отказа от двух вариантов подходящей работы; В) в период нетрудоспособности безработного; Г) переезда безработного в другую местность. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие и формы занятости. Политика государства в сфере занятости населения. 2. Гарантии права граждан на труд. Их связь с правом на обеспечение занятости. 3. Понятие трудоустройства, его формы и значение. 4. Правовая организация трудоустройства. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. 5. Понятие безработного, его правовой статус. 6. Пособие по безработице, его размеры, порядок и сроки выплаты. 7. Правовое регулирование квотирования рабочих мест. 8. Права и обязанности органов службы занятости. 9. Правовая регламентация использования иностранной рабочей силы в России и граждан Российской Федерации за рубежом.
8. Трудовой договор. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие и стороны трудового договора. Отличие трудового договора от иных видов договоров. Содержание и форма трудового договора. Виды трудового договора. Особенности отдельных видов трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора: необходимый возраст, документы, гарантии при приеме на работу, испытание при приеме на работу. Трудовая книжка. Изменение трудового договора: перевод на другую постоянную работу и перемещение, временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости. Отстранение от работы. Общие основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Расторжение трудового договора, по обстоятельствам независящим от сторон. Порядок увольнения. Гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора. Защита персональных данных работника. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Задачи: 1. При приеме на работу токарем гражданину Абрамову в отделе кадров АО «Метзавод» предложили подписать трудовой договор, в котором было указано, что Абрамов принимает на себя обязательство по первому требованию администрации выполнять сверхурочную работу за пределами своего рабочего дня, отпуск у него будет 18 календарных дней, а также он будет нести полную материальную ответственность за те станки, инструменты и материалы, с которыми будет работать. В графе о размере заработной платы стояло указание «Согласно Положению об оплате труда». На вопрос Абрамова, сколько же он будет зарабатывать, ему сказали, что это будет 8-10 тысяч. Соответствует ли закону подготовленный проект трудового договора с Абрамовым? 2. Граждане Потехин и Михальчук договорились с директором магазина о приеме их на работу грузчиками, сдали администратору трудовые книжки и другие документы и на следующий день вышли на работу. Проработав две недели, они узнали, что приказ о приеме их на работу так и не издан, а директор магазина, к которому они обратились за разъяснениями, заявил им, что в их услугах больше не нуждается. Могут ли Потехин и Михальчук настаивать на заключении с ними трудового договора? 3. Работник заключил трудовой договор с трехмесячным испытательным сроком. Через месяц после начала работы работник совершил прогул. Работодатель уволил его по ч. 1 ст. 71 ТК РФ как не выдержавшего испытательный срок. Правильно ли поступил работодатель? 4. Гражданин Мишин был принят в АО «Автокомбинат № 3» водителем пассажирского автобуса. За нарушение правил дорожного движения он в установленном порядке был лишен права управления транспортными средствами на шесть месяцев. Приказом по автокомбинату его перевели на этот срок на работу автослесарем, но Мишин приступить к новой работе отказался. Правомерен ли отказ Мишина? Как разрешить сложившуюся проблему? 5. В адрес машиностроительного завода по морю прибыл груз. Из порта прибытия сообщили, что порт не в состоянии разгрузить корабль из-за недостатка докеров, и предложили заводу выделить бригаду грузчиков, а технику предоставит порт. Директор завода издал приказ о направлении в порт 20 человек для разгрузки корабля, обещав всем, кто будет работать в порту, полуторный тариф по оплате труда. Однако рабочие отказались работать в порту и продолжали работать на своем прежнем месте. Через два дня завод остановился из-за отсутствия комплектующих изделий, находящихся на судне. Имели ли право работники завода отказаться от работы в порту при данных обстоятельствах? Тесты: - Укажите документ, который необходимо предъявить при приеме на работу: А) характеристика с последнего места работы; Б) документ, удостоверяющий личность; В) свидетельство об ИИН; Г) выписка из истории болезни; Д) справка с последнего места работы. - Укажите, в каком случае произведено перемещение: А) поручение другой неквалифицированной работы; Б) переезд вместе с предприятием в другую местность; В) замена временно отсутствующего работника; Г) переход в другую организацию; Д) поручение той же работы в другом структурном подразделении. - Какие сведения не записываются в трудовую книжку: А) сведения о работнике: Ф.И.О., образование; Б) сведения о выполняемой работе; В) сведения о поощрениях; Г) сведения о дисциплинарных взысканиях, за исключением увольнения; Д) сведения о переводах на другую работу. - В каком случае работодатель вправе уволить работника: А) опоздание; Б) ликвидация организации; В) простой; Г) производственная необходимость; Д) невыполнение задания. - Укажите дополнительные условия трудового договора: А) трудовая функция; Б) время начала работы; В) продолжительность отпуска; Г) предоставление жилой площади; Д) размер заработной платы. - Что такое трудовой договор: А) добровольное соглашение; Б) административный акт; В) направление на работу молодого специалиста; Г) договор между руководителем и коллективом; Д) гражданско-правовой договор. - В каком случае администрация может уволить работника: А) опоздание на работу; Б) недостаточный профессионализм; В) стихийное бедствие; Г) отказ от использования очередного отпуска; Д) простой. - На какой срок не может быть заключен трудовой договор: А) на сезон; Б) на 3 года; В) на неопределенный срок; Г) на 6 лет; Д) на срок до 2 месяцев. - По общему правилу испытательный срок не может превышать: А) 6 месяцев; Б) 3 месяцев; В) одного года; Г) 18 месяцев; Д) законом не установлен. - При увольнении работника по п. 2 ст. 81 ТК РФ необходимо мотивированное мнение: А) самого работника; Б) выборного профсоюзного органа, чьим членом является работник; В) высшего органа иной общественной организации; Г) государственной инспекции по труду; Д) трудового коллектива предприятия. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие и стороны трудового договора. Отличие трудового договора от иных видов договоров. 2. Содержание и формы трудового договора. 3. Виды трудового договора. Особенности отдельных видов трудовых договоров. 4. Порядок заключения трудового договора: необходимый возраст, документы, гарантии при приеме на работу, испытание при приеме на работу. 5. Трудовая книжка. 6. Изменение трудового договора: перевод на другую постоянную работу и перемещение, временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости. Отстранение от работы. 7. Общие основания прекращения трудового договора. 8. Расторжение трудового договора по инициативе работника. 9. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. 10. Расторжение трудового договора, по обстоятельствам независящим от сторон. 11. Порядок увольнения. Гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора. 12. Защита персональных данных работника.
9. Рабочее время и время отдыха. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие рабочего времени. Правовые нормативы рабочего времени. Виды рабочего времени. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Режим рабочего времени, его виды и порядок установления. Понятие и виды учета рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха. Понятие отпуска и его виды. Условия и порядок предоставления отпусков. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Правовая категория рабочего времени в зарубежных странах. - Правовая категория времени отдыха в зарубежных странах. Задачи: 1. Для своевременно выполнения государственного оборонного заказа директор предприятия своим приказом установил для работников цеха сборки готовой продукции шестидневную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днем. Дайте правовую оценку приказа директора предприятия. 2. В связи с изменением организационных и технологических условий труда, чтобы сохранить рабочие места и не допустить массового увольнения работников, работодатель ввел режим неполного рабочего дня сроком на шесть месяцев. Работникам, отказавшимся от продолжения работы на условиях неполного рабочего времени, было предложено написать заявление на увольнение по собственному желанию. Дайте правовую оценку действий работодателя. 3. Иванов, являющийся родителем ребенка в возрасте 11 лет, обратился к работодателю с письменным заявлением о предоставлении неполного рабочего дня. Работодатель потребовал от Иванова предоставить справку от его супруги, свидетельствующую о том, что она не работает на условиях неполного рабочего дня. Правомерно ли такое требование работодателя? Тесты: - Укажите максимальную продолжительность рабочего времени: А) 24 часа; Б) 36 часов; В) 42 часа; Г) 40 часов. - Какова минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска: А) 12 календарных дней; Б) 24 рабочих дня; В) 30 календарных дней; Г) 28 календарных дней. - Когда предоставляется отпуск за первый год работы: А) в любое время первого года работы; Б) по истечении 11 месяцев работы; В) в конце календарного года; Г) по истечении 6 месяцев непрерывной работы. - Укажите обстоятельство, при котором привлечение к сверхурочным работам не допускается: А) производство работ, необходимых для обороны страны; Б) неявка сменщика; В) заранее запланированные работы; Г) производственная авария. - Ежегодный оплачиваемый отпуск может быть перенесен на следующий календарный год: А) по просьбе работника; Б) по инициативе администрации; В) за дисциплинарный проступок; Г) при временной нетрудоспособности работника. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие рабочего времени. Правовые нормативы рабочего времени. 2. Виды рабочего времени. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. 3. Режим рабочего времени, его виды и порядок установления. 4. Понятие и виды учета рабочего времени. 5. Понятие и виды времени отдыха. 6. Понятие отпуска и его виды. 7. Условия и порядок предоставления отпусков.
10. Оплата труда. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Основные понятия в сфере оплаты труда. Индексация заработной платы. Методы правового регулирования заработной платы. Формы оплаты труда. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, премиальная и др. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Исчисление средней заработной платы. Ограничение удержаний из заработной платы. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда. Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда. Нормирование труда. Гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты, их виды. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Государственные гарантии при направлении в служебную командировку. Задачи: 1. Получив расчетный листок при очередной выплате заработной платы, менеджер по поставкам продукции АО «Экологические системы» Петров обнаружил, что с него удержано 33% заработной платы. Петров обратился в бухгалтерию АО, где ему пояснили, что в предыдущие два месяца вследствие счетной ошибки ему были выплачены излишние суммы, а сейчас они с него взысканы. Петров против оснований и размеров удержания не возражал, но заявил, что взыскание с него сразу более чем 30% заработной платы «подорвет его семейный бюджет». Правомерны ли действия работодателя? 2. Рабочие сборочного участка Колосов и Ванин в связи с поломкой погрузчика два дня не могли выполнять производственные задания. Приходя утром на работу и видя отсутствие необходимых деталей, они уходили в комнату отдыха, где смотрели телевизор и играли в домино. При получении заработной платы они обнаружили, что два рабочих дня им не оплачены, и обратились за разъяснением к адвокату. В роли адвоката дайте ответ Колосову и Ванину. 3. В связи с задержкой выплаты заработной платы на 20 дней программист Смирнов, предупредив письменно заведующего отделом, приостановил работу и не приходил на работу в течение недели. В это время он обратился в суд с иском о взыскании заработной платы, взыскании морального вреда и оплаты времени приостановки работы. Какое решение примет суд? Тесты: - Кто устанавливает минимальный размер оплаты труда: А) администрация предприятия; Б) профсоюзный орган; В) парламент; Г) президент; Д) министерство здравоохранения и социального развития. - Выходное пособие в размере среднего месячного заработка выплачивается: А) в случае ликвидации организации или сокращения численности или штата работников; Б) в случае отказа работника от перевода на другую работу в другую местность вместе с организацией; В) в связи с призывом работника на военную службу; Г) в случае прогула; Д) в связи с разглашением работником охраняемой законом тайны, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Вопросы для самоконтроля: 1. Основные понятия в сфере оплаты труда. Индексация заработной платы. 2. Методы правового регулирования заработной платы. 3. Формы оплаты труда. 4. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, премиальная и др. 5. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. 6. Исчисление средней заработной платы. Ограничение удержаний из заработной платы. 7. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда. 8. Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда. 9. Нормирование труда. 10. Гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты, их виды.
11. Дисциплина труда. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие и значение дисциплины труда. Методы обеспечения дисциплины труда. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Меры поощрения за успехи в труде, их виды и порядок применения. Поощрения за особые трудовые заслуги. Дисциплинарная ответственность работников: понятие, основание и виды. Меры дисциплинарного взыскания, их виды. Порядок их применения, обжалования и снятия. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Задачи: 1. Работника за прогул уволили с работы. В приказе об увольнении было записано: «За прогул рабочей смены 15 марта 2016 года объявить Иванову выговор и уволить». Правомерна ли такая формулировка приказа работодателя? 2. Работница, имеющая трехлетнего ребенка, появилась на работе в состоянии алкогольного опьянения. Работодатель составил акт и издал приказ об увольнении работницы. Приказ на второй день после издания был предъявлен работнице под роспись. Возможно ли увольнение работницы? 3. Приказом по организации 30 апреля проводился субботник по благоустройству организации. Работу бригады по благоустройству территории контролировал бригадир. За неудовлетворительные результаты проведения субботника бухгалтеру был объявлен выговор. Правомерно ли наложение дисциплинарного взыскания? Тесты: - За нарушение трудовой дисциплины администрация вправе применить следующее дисциплинарное взыскание: А) замечание; Б) перевод на нижеоплачиваемую работу; В) предупреждение; Г) выговор с последующим увольнением; Д) лишение премии. - Дисциплинарное взыскание действует: А) два года; Б) один год; В) три месяца; Г) срок действия не установлен; Д) один месяц. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие и значение дисциплины труда. 2. Методы обеспечения дисциплины труда. 3. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. 4. Меры поощрения за успехи в труде, их виды и порядок применения. 5. Поощрения за особые трудовые заслуги. 6. Дисциплинарная ответственность работников: понятие, основание и виды. 7. Меры дисциплинарного взыскания, их виды. Порядок их применения, обжалования и снятия.
12. Правовое регулирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Ученический договор: понятие, содержание, порядок заключения. Гарантии и компенсации для лиц, совмещающих работу с учебой. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Задачи: 1. Старший специалист дирекции фирмы «Комсет» Новикова, имея диплом о высшем образовании по специальности «Бухгалтер-экономист», поступила в заочную аспирантуру Краснопольского государственного университета по специальности «Финансы и кредит». Когда она обратилась с заявлением о предоставлении ей учебного отпуска для участия в экзаменационной сессии, начальник отдела кадров организации заявление не принял и объяснил, что отпуск ей не положен, поскольку она получает второе высшее образование. Обоснованно ли действие начальника отдела кадров? Вопросы для самоконтроля: 1. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. 2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. 3. Ученический договор. 4. Гарантии и компенсации для лиц, совмещающих работу с учебой.
13. Охрана труда. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие и значение охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Система законодательства об охране труда. Требования охраны труда. Нормы и правила по охране труда (единые, межотраслевые, отраслевые, локальные). Организация охраны труда. Права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, гарантии их обеспечения. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Особенности охраны труда женщин. - Особенности охраны труда несовершеннолетних. - Особенности охраны труда лиц с пониженной трудоспособностью. Задачи: 1. Токарю Машкову был объявлен выговор за работу на станке без защитных очков, а слесарю Демину сделано замечание за отказ от медицинского осмотра. Через три дня Машков снова был замечен работающим без защитных очков, а Демин вновь отказался проходить медицинский осмотр. Машков был членом профсоюза, а Демин нет. Администрация предприятия обратилась в профком для получения согласия на увольнение Машкова и Демина по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Правомерны ли действия работодателя? 2. Лаборант Иванова должна была пройти инструктаж по правилам работы с вновь поступившими в лабораторию реактивами. Однако она без уважительных причин на инструктаж не явилась, за что администрация объявила ей выговор. Через два дня после объявления взыскания при смешивании реактивов у Ивановой в руках взорвалась колба и она получила тяжелые ожоги. Несет ли работодатель ответственность за этот несчастный случай? 3. Администрация строительного треста отказалась принять от каменщика Алиева специальную одежду, которую он просил заменить на новую в связи с истечением срока носки. Отказ администрации был мотивирован тем, что фактически срок носки не истек, так как время нахождения Алиева в командировке и в отпуске не включается в срок носки спецодежды. Правомерны ли действия администрации? Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие и значение охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда. 2. Система законодательства об охране труда. 3. Требования охраны труда. Нормы и правила по охране труда (единые, межотраслевые, отраслевые, локальные). Организация охраны труда. 4. Права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, гарантии их обеспечения. 5. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда. 6. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда. 7. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. 8. Специальные нормы охраны труда отдельных категорий граждан.
14. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие, основание и виды материальной ответственности сторон трудового договора. Условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора. Материальная ответственность работодателя перед работником. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Виды и пределы материальной ответственности работника. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника. Особенности полной материальной ответственности работника. Порядок взыскания ущерба. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Задачи: 1. Водитель автобазы № 65 Охотин по окончании рабочей смены самовольно использовал закрепленный за ним самосвал для перевозки грузов граждан. В результате случившейся по его вине аварии самосвал и частный дом были повреждены. Автобаза как владелец источника повышенной опасности понесла расходы по ремонту жилого дома и самосвала. Кроме того, автобазе были причинены убытки в виде неполученных доходов, так как автомобиль не использовался по назначению в течение 10 дней. Автобаза обратилась в суд с иском о взыскании с Охотина причиненного ущерба и упущенной выгоды. Какое решение вынесет суд? 2. Генеральный директор ООО «Ремсервис» установил своим приказом коллективную (бригадную) ответственность за офисную мебель, компьютеры и другие материальные ценности, находящиеся в зале приема посетителей и в кабинетах сотрудников. Правомерны ли действия генерального директора? 3. Работница пришла устраиваться по совместительству на работу в организацию на должность, связанную с материальной ответственностью. Руководитель организации отказался заключить трудовой договор, так как на   должность, связанную с материальной ответственностью, можно принимать работников только по трудовой книжке на постоянную штатную работу. Правильно ли поступает руководитель? Тесты: - Укажите один из видов материальной ответственности работников: А) полная; Б) сокращенная; В) частичная; Г) нормированная. - Укажите, в каком случае применяется ограниченная материальная ответственность: А) ущерб причинен при исполнении трудовых обязанностей; Б) ущерб причинен недостачей; В) ущерб причинен преступными действиями работника; Г) ущерб причинен в состоянии алкогольного опьянения; Д) ущерб причинен превышением производственно-хозяйственного риска. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие, основание и виды материальной ответственности сторон трудового договора. 2. Условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора. 3. Материальная ответственность работодателя перед работником. 4. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. 5. Виды и пределы материальной ответственности работника. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника. 6. Особенности полной материальной ответственности работника. 7. Порядок взыскания ущерба.
15. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Критерии дифференциации правового регулирования труда отдельных категорий работников. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Особенности правового регулирования труда руководителя организации. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству. Особенности регулирования труда дистанционных работников. Особенности регулирования труда лиц,  работающих вахтовым методом. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных и временных работах. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Правовое регулирование труда государственных и муниципальных служащих. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц. - Особенности регулирования труда работников транспорта. - Особенности регулирования труда педагогических работников. - Особенности регулирования труда медицинских работников. - Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. - Особенности регулирования труда работников дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Задачи: 1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету «Биржа труда». В ней они увидели объявление о приеме на следующие вакансии: - швея на швейное производство; - рабочий на лакокрасочное производство; - кондуктор автобуса; - продавец в продовольственный магазин; - секретарь судебного заседания в районный суд; - крупье в казино. Могут ли девушки претендовать на эти вакансии? 2. После прохождения производственного обучения Федорову (16 лет) и Семенову (17 лет) был присвоен третий разряд. По приказу директора завода они были направлены на работу в слесарный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы восемь часов. Законно ли решение начальника цеха? 3. При производстве ремонтных работ по газоснабжению работник в возрасте 17 лет, отработав дневную смену - семь часов, отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно и покинул рабочее место, за что ему работодателем был объявлен выговор. Дайте правовую оценку действий работника и работодателя. Тесты: - Укажите перечень работ, с которыми ТК РФ не связывает ограничение при приеме на работу несовершеннолетних: А) работы с вредными условиями труда; Б) подземные работы, выполняемые рабочими всех профессий; В) работы в ночное время; Г) работы со сложной вычислительной техникой; Д) работы с опасными условиями труда. - Укажите перечень работ, с которыми ТК РФ не связывает ограничение при приеме на работу несовершеннолетних: А) работы с вредными условиями труда; Б) подземные работы, выполняемые рабочими всех профессий; В) работы в ночное время; Г) работы со сложной вычислительной техникой; Д) работы с опасными условиями труда. - Испытание устанавливается при приеме на работу: А) лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; Б) лиц, имеющих судимость в соответствии с уголовным законодательством; В) лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя; Г) лиц, успешно завершившим ученичество, прохождение которого является одним из условий заключения трудового договора с работодателем; Д) беременных женщин. - По ст. 261 ТК РФ по инициативе работодателя можно уволить: А) беременную женщину вследствие несоответствия занимаемой должности; Б) женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет; В) женщину, имеющую ребенка в возрасте от трех до 14 лет вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; Г) одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет; Д) одинокую мать, воспитывающую ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.    - Что кроме сокращенной продолжительности рабочего времени характерно для условий труда несовершеннолетнего: А) уменьшение заработной платы; Б) удлиненный отпуск; В) ненормированный рабочий день; Г) уменьшение стажа работы. - Какой категории работников администрация обязана установить неполной рабочий день: А) инвалидам 3 группы; Б) одному из родителей, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет; В) молодым специалистам; Г) государственным служащим. - На какие категории работников не распространяется сокращенная продолжительность рабочего времени: А) на несовершеннолетних; Б) на педагогических работников; В) на медицинских работников; Г) на государственных служащих. Вопросы для самоконтроля: 1. Критерии дифференциации правового регулирования труда отдельных категорий работников. 2. Особенности правового регулирования труда руководителя организации. 3. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом. 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 5. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству. 6. Правовое регулирование труда государственных и муниципальных служащих.
16. Защита трудовых прав работников. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие, сущность и значение защиты трудовых прав. Формы и стадии защиты трудовых прав. Способы защиты трудовых прав: понятие, особенности, виды. Самозащита работниками трудовых прав. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства. Судебная защита трудовых прав работников. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Типичные нарушения в сфере труда, способы их преодоления. - Защита социально-трудовых прав в Конституционном Суде Российской Федерации. Задачи: 1. Председатель комиссии по социальному страхованию профкома АО «Завод железобетонных изделий» Колодков, не освобожденный от основной работы, был уволен по приказу директора за неоднократное нарушение своих трудовых обязанностей без уважительных причин. Колодков обратился с жалобой в обком профсоюза, и правовой инспектор обкома потребовал восстановить председателя комиссии в связи с нарушением порядка увольнения. Сформулируйте ответ обкома профсоюза. 2. В связи с задержкой выплаты заработной платы более 15 дней работники токарного цеха, известив в письменной форме директора завода, приостановили выполнение своих трудовых обязанностей. Директор обратился в суд с иском о признании забастовки в токарном цехе незаконной, поскольку рабочие не проводили примирительные процедуры, чем нарушили нормы ТК РФ РФ о порядке разрешения коллективного трудового спора. Какое решение примет суд? 3. Проверяя обоснованность жалобы работницы Носковой, уволенной из АО «Сияние Севера», государственный инспектор труда пришел на рабочее место уволенной, не поставив в известность представителей работодателя. Выявив нарушения, допущенные при увольнении Носковой, инспектор выдал работодателю предписание с требованием отмены незаконного увольнения. Генеральный директор АО отказался выполнить предписание, мотивируя тем, что согласно ТК РФ инспектор был обязан поставить работодателя в известность о проведении проверки в организации. Кто прав в данной ситуации? Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие, сущность и содержание защиты трудовых прав. 2. Формы и стадии защиты трудовых прав. Механизм правового регулирования труда. 3. Способы защиты трудовых прав: понятие, особенности, виды. 4. Самозащита работниками трудовых прав. 5. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. 6. Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде. 7. Ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства. 8. Судебная защита трудовых прав работников.
17. Трудовые споры. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие и виды трудовых споров, причины их возникновения. Подведомственность и подсудность трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры: понятие, виды и органы по их рассмотрению. Комиссия по трудовым спорам: образование, порядок и особенности рассмотрения трудового спора и исполнения решения. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде. Коллективные трудовые споры: понятие, система органов и механизм их разрешения. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. Забастовка. Реализация права на забастовку. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Судебная практика по трудовым спорам. - Анализ ведущих постановлений Пленума Верховного Суда РФ, связанных с вопросами рассмотрения судебных дел по трудовым спорам. Задачи: 1. В комиссию по трудовым спорам входит 12 человек (по шесть от работников и работодателя). На заседании комиссии присутствовали семь человек. Из них три представителя работников и четыре представителя работодателя. Решение КТС принято большинством в четыре голоса. Требования работника отклонены. Законно ли решение КТС при таком кворуме и распределении голосов? 2. Повар Смирнов, уволенный за распитие спиртных напитков в рабочее время, обратился в КТС с просьбой восстановить его на работе, считая, что с ним поступили жестко, поскольку он отмечал свой день рождения. Председатель КТС не принял у него заявление и добавил, что с алкоголиками не намерен разговаривать. Законны ли действия председателя комиссии? 3. Слесарь Белов получил очередную заработную плату в два раза меньше, чем в предыдущие месяцы, хотя нормы выработки и расценки не менялись, а объем работы даже несколько увеличился. Белов принес заявление в КТС с требованием взыскать невыплаченную часть заработной платы. Но председатель КТС заявление у работника не принял и попросил его сначала самому выяснить причины недоплаты у начальника цеха и в бухгалтерии, а также попытаться урегулировать этот вопрос путем переговоров с работодателем. Белов обозвал председателя КТС бюрократом, который во всем потакает работодателю, и отнес свое заявление в суд. Прав ли председатель КТС, не принявший заявление у Белова? Тесты: - Назовите орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: А) профсоюзный орган; Б) суд общей юрисдикции; В) трудовой арбитраж; Г) Конституционный суд. - Коллективные трудовые споры рассматриваются: А) районным (городским) судом; Б) арбитражным судом; В) трудовым коллективом; Г) примирительной комиссией и трудовым арбитражем. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие и виды трудовых споров, причины их возникновения. 2. Подведомственность и подсудность трудовых споров. 3. Индивидуальные трудовые споры: понятие, виды и органы по их рассмотрению. 4. Комиссия по трудовым спорам: образование, порядок и особенности рассмотрения и исполнения трудового спора. 5. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде. 6. Коллективные трудовые споры: понятие, система органов и механизм их разрешения. 7. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. 8. Забастовка. Реализация права на забастовку.
18. Международное трудовое право. Для овладения знаниями необходимо составить конспект по плану: Понятие и значение международно-правового регулирования труда. Источники международно-правового регулирования труда. Международная организация труда (МОТ): структура, задачи, принимаемые акты. Характеристика отельных источников международного трудового права. Для формирования умений необходимо выполнить следующие задания: Реферативные сообщения (доклады): - Анализ основных конвенций и рекомендаций МОТ. - Соотношение норм международного права и российского трудового законодательства. Вопросы для самоконтроля: 1. Понятие и значение международно-правового регулирования труда. 2. Источники международно-правового регулирования труда. 3. Международная организация труда (МОТ): структура, задачи, принятые акты. 4. Отельные источники международного трудового права.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода предусматривает использование различных активных и интерактивных методов проведения занятий, среди которых:

•   Метод работы в малых группах;

•   Метод групповых дискуссий, с помощью которого приобретаются навыки коллективного взаимодействия;

•   Метод моделирования конкретных ситуаций, позволяющий выработать умение и навыки индивидуального или группового решения поставленных задач;

•   Лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации;

•   Лекции - электронные презентации;

•   Мозговой штурм;

•   Презентация и демонстрация;

•   Составление юридического документа;

•   Комментирование научной статьи;

•   Подготовка обзора научной литературы по теме;

•   Позитивное комментирование ответов студентов;

•   Творческие задания;

•   Анализ конкретных ситуаций;

•   Составление резюме;

•   Сократов метод;

•   «Мини-конференция»;

•   «Круглый стол»;

•   Составление таблиц, алгоритмов и схем;

•   Ролевая игра;

•   Интернет-тренажеры;

•   Использование дистанционных форм подготовки для ознакомления с необходимым материалом через восприятие текстового и схематического индивидуального практикования, что способствует процессу интеллектуального развития.

Интерактивные методы позволяют повысить процент усвоения учебного материала, добиться обратной информационной связи между студентами и преподавателем, а также заинтересовать и включить в работу малоактивных студентов.   

Занятия практического и лекционного типа для соответствующих групп студентов проводятся в активной и интерактивной формах в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

 

Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов (очное обучение/ заочное обучение)
Лекции Интерактивная лекция, методика «мозговой штурм», методика «вопросы и ответы». 0 / 0
Практические занятия Деловая игра, методика «мозговой штурм», методика «вопросы и ответы», работа в малых группах, работа в парах. 20 / 2

ВСЕГО:

20 / 2

 

1) Сопровождение лекции презентациями, видеоматериалами.

2) Задания по составлению юридических документов.

3) Интерактивные образовательные технологии в рамках практических занятий.

 

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

В процессе изучения дисциплины «Трудовое право» применяется несколько форм контроля. Помимо устного способа контроля используются письменные способы, при которых уменьшается субъективность оценки знаний и умений, что дает основание рассматривать их как более объективные в сравнении с устными ответами. Среди письменных форм контроля учебного процесса используются следующие: решение тестовых заданий, письменные ответы на контрольные вопросы, создание кодифицированных актов и представление их в виде презентации с использованием мультимедиа, написание контрольных работ, составление студентами ситуационных задач, заполнение таблиц при проведении сравнительно-правового анализа нормативно-правовых актов, составление юридических экспертиз нормативно-правовых актов и пр.

Проводится также контроль самоподготовки. Наиболее общими формами этого вида контроля являются: устные ответы на вопросы, ответы на тестовые задания, решение ситуационных задач, подготовка и сообщение научного доклада, рецензирование научного доклада.

Применяется контроль исходного уровня готовности студентов к занятию. Выясняется уровень подготовки студентов к занятию, устанавливаются непонятные вопросы, разъясняются они и обеспечивается одинаковая готовность студентов группы к практическому занятию. В этой части занятия используется устный опрос с применением мозгового штурма или Сократова метода, тестовые задания.

Следующий контроль усвоения изученной темы. Основными формами контроля усвоения темы являются: устные ответы на вопросы, решение ситуационных задач, ответы на тестовые задания, письменные ответы на контрольные вопросы.

Промежуточный контроль. Используются ситуационные задачи, а также составляются юридические экспертизы изученных источников права.

Итоговый контроль. Экзамен принимается в комбинированной форме: устный способ контроля снабжается предварительной подготовкой письменного ответа, а также может применяться тестовый метод.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах:

· опрос;

· проверка выполнения самостоятельных работ;

· решение практических и ситуационных задач;

· демонстрация презентаций;

· терминологический диктант;

· тестирование.

Контроль за самостоятельной работой студентов и оценка ее результатов может быть осуществлена различными методами. Среди них первое место принадлежит экспертному методу с его классическим подходом, который осуществляется:

- в устном опросе преподавателем студентов в ходе практического занятия;

- проверке предложенных студентам контрольных работ;

- проверке предложенных студентам алгоритмов;

- оценке докладов, сообщений, с которыми студенты выступают на практических занятиях.

Оценка освоения дисциплины в форме тестирования:

- применяются ресурсы программ «Интернет-тренажеры в образовании» и «Интернет-экзамен» (http://www. i-exam.ru).

- применяются тесты, разработанные преподавателем по темам учебной дисциплины.

Тесты выполняются письменно и сдаются студентами для проверки преподавателем. Тестовый способ оценки включает в себя следующие критерии:

    - от 95% до 100% вопросов правильные (отлично);

    - от 71% до 94% правильные (хорошо);

    - от 51% до 70% правильных (удовлетворительно);

    - 50% и более неправильных (неудовлетворительно).

Критерии оценок на зачете

 Оценка "зачет" ставится студентам, которые при ответе:

- обнаруживают всестороннее и твердое систематическое знание источников права и программного материала;

- усвоили основную и наиболее важную дополнительную литературу;

- способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;

- владеют понятийным аппаратом;

- демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;

- допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.

  Оценка "незачет" ставится студентам, которые при ответе:

- обнаруживают значительные пробелы в знаниях источников права и основного программного материала;

- допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы;

- демонстрируют незнание теоретических понятий.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 337.