Социальное партнерство в сфере труда

Определение понятия «социальное партнерство» дано в ст. 23 ТК РФ. Поскольку в указанной статье социальное партнерство определяется как система, необходимо выделить ее системообразующий признак и элементы этой системы. Правоотношения образуют систему на базе предмета трудового права, а ее элементами станут принципы (ст. 24), стороны (ст. 25), уровни (ст. 26), формы (ст. 27) и органы (ст. 35).

Необходимо уяснить, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Представители работников в социальном партнерстве, как правило, профессиональные союзы и их объединения. Кроме профсоюзов, интересы работников могут защищать иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Такие представители должны быть наделены на собрании работников соответствующими полномочиями.

Интересы работников на уровне организации представляют первичная профсоюзная организация или иные лица, избираемые работниками.

Интересы работников на более высоком уровне могут представлять только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами РФ, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Важно внимательно ознакомиться с видами органов социального партнерства, с поставленными перед ними задачами, с их нормативно-правовой базой. Основным органом социального партнерства является комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с одноименным Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ.

Рассматривая такую форму социального партнерства как коллективные переговоры, необходимо знать, кому предоставлено право на ведение коллективных переговоров, каков порядок ведения переговоров, каковы гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.

После изучения общих положений о коллективно-договорном регулировании трудовых отношений студентам необходимо изучить правовые акты социального партнерства - коллективные договоры и соглашения в сфере труда.

Существенные моменты, включенные законодателем в определение понятия коллективного договора, перечислены в ст. 40 ТК РФ.

Немаловажное значение имеет уяснение положений, связанных с содержанием коллективного договора. ТК РФ указывает, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами (ч. 1 ст. 41).

Вторым важным видом актов социального партнерства, обладающим большей юридической силой, чем коллективный договор, является соглашение.

Важно учесть, что коллективные договоры и соглашения, несмотря на общие принципы их заключения, являются разными правовыми документами, юридически оформляющими завершение коллективных переговоров. Для более глубокого понимания этих правовых актов полезно провести сравнение между коллективным договором и соглашением, выявляя их различия и сходство.

Завершить рассмотрение вопроса об актах социального партнерства следует анализом видов юридической ответственности, предусмотренных за нарушение законодательства о социальном партнерстве (гл. 9 ТК РФ).

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 7.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 20.