Выращивание (культивирование) микроорганизмов широко применяется для выделения, накопления и сохранения их. В лабораторных условиях микроорганизмы выращивают при качественном анализе микрофлоры различных объектов, при количественном анализе — для подсчета жизнеспособных клеток, а в производственных условиях — для накопления полезных человеку микроорганизмов и продуктов их обмена веществ.
Среда, используемая в лабораторных условиях для накопления микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, называется питательной. К питательным средам для выращивания микроорганизмов предъявляют определенные требования: они должны содержать необходимые питательные вещества в легкоусвояемой форме (азотистые, углеводные, минеральные вещества, витамины), должны быть изотоничны по отношению к микробной клетке, обладать буферными свойствами, иметь оптимальную вязкость и определенный окислительно-восстановительный потенциал. Обязательное условие — стерильность питательных сред, поскольку посторонние микроорганизмы изменяют свойства среды и затрудняют культивирование и изучение определенных микробов.
Универсальных сред, пригодных для всех видов микроорганизмов, не существует. Отдельные виды микробов в зависимости от особенностей обменных процессов нуждаются в различных питательных веществах и условиях культивирования.
В качестве питательной среды в ряде случаев используют натуральные продукты (картофель, молоко и т. д.). Такие среды называются естественными. Однако чаще питательные среды, используемые в лабораторной практике, являются искусственными, т. е. приготовленными в лаборатории специально для данной цели по определенным рецептам.
Питательные среды различны по составу, консистенции и назначению.
Состав сред. В микробиологической практике широко применяют так называемые простые (или обычные) среды, пригодные для культивирования многих видов микроорганизмов. К простым средам для выращивания бактерий относят мясопептонный бульон (МПБ), мясопептонный агар (МПА). Пептон, мясная вода, входящие в состав этих сред, служат источником азота, углерода, зольных элементов и факторов роста, необходимых для микробной клетки. Простые среды для выращивания микроскопических грибов — неохмеленное пивное сусло и сусло-агар.
Сложные среды готовят, как правило, на основе простых, добавляя к ним питательные вещества, необходимые для более требовательных видов микроорганизмов (например, сахарный бульон, кровяной агар и др.).
Консистенция сред. По консистенции питательные среды бывают жидкими, полужидкими и плотными.
К жидким средам относят мясопептонный бульон, сусло и др. Уплотнение сред достигается добавлением к жидким средам агар-агара и желатина.
Агар (по-малайски — желе) — плотный волокнистый материал, получаемый из морских водорослей и образующий в водных растворах плотный гель. Агар растворяется в воде при нагревании и застывает при комнатной температуре. Благодаря способности придавать питательному продукту, консистенцию плотного студня и высокой устойчивости к ферментативному действию микробов агар широко применяется при изготовлении полужидких (0,5% агара) и плотных (1—2%) питательных сред.
Желатин — белковое вещество животного происхождения. Применение его как уплотнителя ограничено из-за низкой (22—27 °С) температуры разжижения.
Плотными средами являются, например, мясопептонный агар (МПА), сусло-агар (СА), мясопептонный желатин.
Назначение сред. В зависимости от задач исследования, кроме простых сред, используемых для выращивания многих видов микробов, применяют элективные и дифференциально-диагностические среды.
При посеве культуры необходимо соблюдать стерильность, т. е. предотвращать возможность загрязнения исследуемого материала и питательных сред посторонними микроорганизмами.
Посев осуществляют различными методами в зависимости от его цели: выращивание микроорганизмов в толще среды или на ее поверхности.
Для глубинного посева (в толще среды) используют обычно мерные количества плотной среды, заготовленные в пробирках по 10—15 мл. Культуру вносят в пробирки с расплавленным и охлажденным до 40— 45 °С агаром, а затем заливают смесь в чашку Петри. Возможен и другой способ глубинного посева: взвесь микроорганизмов вносят непосредственно в стерильную чашку Петри на дно, слегка приоткрыв крышку, а затем заливают ее расплавленным и охлажденным агаром. Среду с культурой тщательно перемешивают круговыми движениями чашки, не поднимая ее с поверхности стола. После этого чашку оставляют на столе до застывания агара.
Для поверхностного роста исследуемый материал наносят на поверхность уже застывшей среды. По пластинке агара материал распределяют с помощью шпателя или бактериологической петли.
При посеве шпателем (стеклянной палочкой, согнутой в виде треугольника) чашка с застывшей средой находится на поверхности стола. Левой рукой слегка приоткрывают крышку, а правой вносят на поверхность агара определенное количество (петлю, каплю или определенный объем) культуры , круговыми движениями шпателя распределяют культуру по всей поверхности среды.
При использовании бактериологической петли посев осуществляют штриховым способом. Чашку Петри кладут на стол дном кверху и левой рукой поднимают только ее основание со средой; держат дно чашки в руке вертикально, и осторожно, не разрывая среду, сеют культуру петлей зигзагообразными движениями (штрихом).
Литература: [1, с.39-58]; [10, с. 32-47].
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите, что такое обмен веществ.
2. Рассмотрите химический состав микробной клетки.
3. Опишите элементы и вещества необходимы для питания микробов.
4. Опишите, каким образом поступают питательные вещества в клетку.
5. Объясните способность микробов развиваться на сравнительно сухих товарах.
6. Опишите явления тургора, плазмолиза, плазмоптиса.
7. Рассмотрите изменения, которые происходят с веществами, поступающими в клетку из питательной среды.
8. Проанализируйте различия между питанием сапрофитов и паразитов.
9. Приведите химические суммарные уравнения аэробного дыхания.
10. Опишите, что такое ферменты, и каковы их характерные признаки?
11. Рассмотрите роль ферментов в жизни микроорганизмов?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 425.