МИКРОБИОЛОГИЯ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
задания для контрольной работы и рекомендации по ее выполнению
для учащихся заочной формы получения образования
по специальности 2 – 91 01 01
«Производство продукции и организация общественного питания»
Могилев 2016
Автор: Бордунова Л М.- преподаватель колледжа
Рецензент(ы): Шалохина Н.С.- преподаватель колледжа
Разработано на основе типовой рабочей программы учебной дисциплины «Микробиология», утвержденной Министерством образования РБ 28.11.2005 г.
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии естественно -математических дисциплин
протокол № 1 от « 30» августа 2016
Содержание
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Перечень рекомендуемой литературы | 5 |
3 | Примерный тематический план дисциплины | 6 |
4 | Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы | 7 |
5 | Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы | 22 |
Пояснительная записка
Программой дисциплины «Микробиология» предусмотрено изучение микрофлоры пищевых продуктов.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
Современные достижения науки микробиологии и микробиологической промышленности; морфологию и физиологию микроорганизмов; распространение микроорганизмов в природе; роль микроорганизмов в возникновении пищевых инфекций и отравлений.
Должны уметь: работать с микроскопом, проводить микробиологические исследования и санитарную оценку качества пищевых продуктов.
Процесс изучения дисциплины должен способствовать формированию научного мировоззрения, экологической грамотности.
Последовательность изучения учебного материала обусловлена взаимосвязью его разделов и логикой основных этапов профессиональной и практической деятельности.
При изучении предмета необходимо учитывать межпредметные связи с дисциплинами: «Товароведение пищевых продуктов». «Физическая и коллоидная химия», «Технология приготовления пищи».
По материалу курса выполняется контрольная работа по одному из вариантов, приведенных в конце методических указаний.
Программой предусматривается выполнение лабораторных работ с целью изучения учащимися представления о морфологии основных групп микроорганизмов, используемых в пищевых производствах или являющихся возбудителями порчи пищевых продуктов; а также методах микробиологической оценки качества продуктов.
В конце изучения курса проводится обязательная контрольная работа, вопросы которой включают материал, являющийся наиболее важным.
ВВЕДЕНИЕ
Задачи и содержание дисциплины «Микробиология».
Краткий исторический обзор развития науки микробиологии. Перспективы использования микробиологических процессов в свете современных требований.
Значение изучения курса «Микробиология» для подготовки техников-технологов общественного питания.
Методические рекомендации
Изучая историю развития микробиологии, нужно ознакомиться с сущностью и значением трудов Луи Пастера и Роберта Коха, русских микробиологов Мечникова И.И., Гамалеи Н.Ф., Ивановского Д. В., Омелянского В. П., а также основоположников технической и пищевой микробиологии - Костычева С. П., Буткевича B.C., Шапошникова В. Н., Никитинского Я. Я., Королева С.А.
Обратите внимание на значение микробиологии для формирования специалистов в сфере общественного питания. Познакомьтесь с основными задачами курса, не забывайте, что материал курса тесно связан с такими дисциплинами как "Биология", "Химия", "Товароведение пищевых продуктов", "Физическая и коллоидная химия", "Технология приготовления пищи", "Торгово-технологическое оборудование»
Литература: [1, c.3-8]; [10], c.3-6];.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите задачи курса «Микробиология».
2. Какие вопросы рассматривает микробиология?
3. Изложите исторический путь развития микробиологии.
4. Проанализируйте, с какими науками взаимосвязана микробиология.
Лабораторная работа № 1
Изучение устройства микроскопа, техники микроскопирования. Приготовление препаратов из различных культур микроорганизмов. Изучение морфологических признаков бактерий
Лабораторная работа № 2
Изучение морфологических признаков бактерий, плесневых грибов, дрожжей.
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы
Понятие «идентификация микроорганизмов» означает определение положения данного вида в систематике, т. е. его названия.
Для идентификации микроскопических грибов важными признаками являются их морфологические и культуральные свойства.
К морфологическим свойствам микроскопических грибов относятся строение вегетативного тела и органов размножения.
Грибы — крупные (длина гифов — несколько десятков мкм, толщина — 10—15 мкм). и достаточно контрастные микроорганизмы, поэтому в лабораторных условиях для изучения морфологических свойств их микроскопируют в прижизненных неокрашенных препаратах типа «раздавленная капля» при малых (объектив 8х) и средних (объектив 40х) увеличениях.
Культуральными свойствами микроскопических грибов называются внешний вид грибницы, способ ее роста по отношению к среде обитания (поверхностный или глубокий). Например, мицелий гриба может развиваться на поверхности среды (мукоровые грибы) или внутри (гриб Фитофтора в картофеле).
При культивировании на питательных средах в лабораторных условиях у грибов, как правило, отмечается радиальное разрастание грибницы, образуется округлая колония. Мицелий некоторых видов грибов окрашен за счет отложения пигмента в клеточных оболочках: розовый — у гриба Фузариум, зеленый — у гриба Пенициллиум, черный — у некоторых аспергилловых грибов.
Культуральные свойства грибов исследуют невооруженным глазом (визуально).
Изучение морфологических и культуральных свойств позволяет установить название рода микроскопических грибов. Определение названия вида гриба требует дальнейшего исследования процессов жизнедеятельности микроорганизмов.
Литература: [1, c.3-39]; [10, c. 7-31].
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите размеры и формы бактерий.
2. Опишите процесс размножения бактерий.
3. Назовите причину высокой устойчивости спор к внешним воздействиям.
4. Приведите примеры практического использования бактериофагов.
5. Приведите примеры грибов одноклеточных, многоклеточных, а также грибов с одно- и многоклеточными конидиями.
6. Опишите строение органов бесполого и полового размножения грибов.
7. Назовите признаки, которые положены в основу систематики грибов.
8. Укажите характерные отличия каждого класса грибов.
9. Приведите примеры грибов (из каждого класса), имеющих важное хозяйственное значение.
10.Опишите морфологические признаки дрожжей и способы их размножения.
11.Проанализируйте, какой вред могут принести отдельные виды и роды дрожжей в производстве.
Лабораторная работа № 3
Приготовление питательных сред. Выращивание колоний микроорганизмов.
Литература
[1, с.59-70];
[10, с.48-56].
Вопросы для самопроверки
Лабораторная работа №5
Проведение санитарно-бактериологического анализа проб воздуха и воды
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы
Степень микробной загрязненности воздушной среды является важным показателем ее санитарного состояния.
Обсемененность воздуха закрытых помещений микроорганизмами выражают:
· общим количеством микробов, находящихся в 1 м3 воздуха;
· количеством в том же объеме воздуха санитарно-показательных микробов (гемолитические стрептококки и патогенные стафилококки). По их концентрации определяют степень загрязненности воздушной среды выделениями дыхательных путей человека, подобно тому, как по титру кишечной палочки судят о загрязнении воды испражнениями.
Микробиологический анализ на наличие патогенных бактерий и вирусов проводят по эпидемическим показаниям.
Для определения бактериальной загрязненности воздуха не разработаны стандартные методы исследования, отсутствуют в настоящее время и нормативы ее оценки. Для ориентировочной оценки чистоты воздуха по бактериологическим показателям рекомендуются критерии.
Известны два метода забора проб для бактериологического анализа воздуха. Самый простой, не требующий специальной аппаратуры, — седиментационный метод Коха, по которому о степени микробной обсемененности судят по количеству выросших колоний на МПА в чашке Петри после того, как чашку выдерживают открытой на воздухе в течение 10 мин. Этот метод используется как ориентировочный.
Литература: [1, с.105-110]; [10, с.83-89].
Вопросы для самопроверки:
1. Рассмотрите, какими факторами определяется количественный и качественный состав микрофлоры воздуха.
2. Назовите, какими способами дезинфицируют воздух в помещении.
3. Опишите микрофлору почвы.
4. Перечислите, какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к питьевой воде и воде, используемой в пищевой промышленности.
5. Назовите способы очистки сточных вод.
6. Опишите микрофлору тела здорового человека.
7. Назовите особенности микрофлоры больных людей и бактерионосителей.
Лабораторная работа № 6
Определение бактериальной обсеменённости пищевых продуктов.
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы
В соответствии с ГОСТом свежесть мяса убойных животных, субпродуктов и птицы определяют по органолептическим показателям: внешнему виду и цвету поверхности туши и мышц на разрезе, консистенции, запаху, состоянию жира, сухожилий, прозрачности и аромату бульона. Мясо сомнительной свежести хотя бы по одному из этих показателей подвергают химическому и бактериологическому анализу.
Для определения свежести мяса бактериологическим методом, проводят микроскопию мазка-отпечатка с поверхностных и из глубоких слоев мяса, окрашенного по Граму.
Бактериологическое исследование мяса позволяет ориентировочно судить о количестве и видовом составе микроорганизмов на различных участках его. Кроме этого, несвежее мясо оставляет в мазке-отпечатке интенсивно окрашенный след вследствие разрушения мышечных волокон.
Методические рекомендации
Изучая микробиологию мяса, необходимо уяснить, что по физико-химическим свойствам оно представляет собой благоприятную среду для развития микроорганизмов и может легко подвергаться бактериальной порче. Обратите внимание на факторы, способствующие проникновению микроорганизмов с поверхности мяса вглубь (прежде всего измельчение мяса при изготовлении фарша). Познакомьтесь с составом микрофлоры мяса, его изменением в зависимости от условий окружающей среды. По такой же схеме изучите микрофлору всех классов пищевых продуктов, обращая особое внимание на наличие бактерицидных свойств у некоторых продуктов (свежевыдоенное молоко, яйца куриные с целой скорлупой, неповреждённые плоды и овощи, квашеные, солёные, моченые плоды и овощи).
Литература: [1, с.145-164]; [10, с.144-169].
Вопросы для самопроверки:
1. Опишите характерные особенности и свойства патогенных микробов?
2. Назовите микробные токсины и какова сила их действия?
3. Дайте определение, что такое "инфекция". Её источники и пути распространения.
4. Назовите условия возникновения и развития инфекционных заболеваний.
5. Рассмотрите, какие пищевые заболевания являются общими для животных и человека.
6. Дайте определение, что такое иммунитет, и какие виды его известны.
7. Дайте определение, что такое бациллоносительство и какая роль бациллоносительства в распространении инфекции.
8. Дайте определение, что такое токсикоинфекции.
9. Охарактеризуйте наиболее часто встречающиеся пищевые инфекции.
10. Укажите возможные источники инфицирования пищевых продуктов возбудителями пищевых заболеваний.
11. Опишите, какое значение имеет количественное определение бактерий группы E. coli при санитарной оценке пищевых продуктов и санитарного состояния предприятий общественного питания.
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы
Домашняя контрольная работа проводится с целью руководства самостоятельной работой учащегося и текущего контроля за его работой над учебным материалом в период между экзаменационными сессиями.
Домашняя контрольная работа должна быть выполнена в установленные учебным графиком сроки.
Вариант контрольной работы определяется по прилагаемой таблице и перечню вопросов в зависимости от двух последних цифр номера личного дела (шифра) учащегося.
В таблице вариантов по горизонтали Б размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является последней цифрой шифра учащегося. По вертикали А размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых — предпоследняя цифра шифра.
Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с вопросами варианта учащегося. Например, шифр учащегося имеет последние цифры 15. Пересечение строки по вертикали А и столбца по горизонтали Б определяет клетку варианта с вопросами (5, 16, 26, 34, 48). При выборе необходимого варианта следует быть очень внимательным во избежание ошибок.
Прежде, чем приступить к выполнению домашней контрольной работы, необходимо провести серьезную подготовительную работу. Для того, что бы сложилась целостная картина по учебной дисциплине, целесообразно ознакомиться с методическими рекомендациями по изучению разделов, тем программы в целом.
Домашняя контрольная работа может быть выполнена одним из способов:
рукописным - в тетради в клетку; машинописным.
Независимо от способа выполнения на обложке контрольной работы в специальном бланке указывается фамилия, имя, отчество, шифр учащегося, номер группы, наименование учебной дисциплины, номер домашней контрольной работы, вариант и домашний адрес.
При выполнении работы рукописным способом она должна быть написана аккуратно, грамотно и разборчиво синими или фиолетовыми чернилами в тетради с полями шириной 25 мм., страницы обязательно нумеруются. Объем выполненной домашней контрольной работы не должен превышать 18 листов.
На первой странице контрольной работы отступив 20 мм сверху, записывается номер и полное условие задания (задачи), а затем - ответ.
При выполнении контрольной работы машинописным способом набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60 - 70, межстрочный интервал должен составлять 1-1,5 интервала, количество текстовых строк на странице - 39 - 40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала. При этом устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего — не менее 20мм, левого — 30мм и правого -10 мм. Абзацный отступ - не менее 15-17 мм.
Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста. Объем работы не должен превышать 10-12 страниц односторонней печати.
Каждый новый вопрос (задание) рекомендуется начинать с новой страницы.
Ответы должны быть конкретными, изложены по существу и в тоже время охватывать учебный материал в полном объеме. Необходимо творчески подходить к изложению материала домашней контрольной работы. Ответы на вопросы должны содержать элементы анализа, сопровождаться конкретными примерами из практики работы учащегося.
Механическое переписывание текста учебников, учебных пособий и иных учебных изданий не допускается.
В домашней контрольной работе должны быть ссылки на источник информации. Материал, используемый для написания теоретических заданий домашней контрольной работы, должен быть изложен с учетом авторского понимания вопроса. Указанная ссылка проставляется в виде номера, под которым учебник, монография или статья находится в списке используемой литературы и заключается в квадратную скобку, (например, [5.С.12]).
В конце домашней контрольной работы указывается список используемой литературы, ставится дата и подпись учащегося, оставляется одна страница для рецензии преподавателя.
Результаты выполнения домашней контрольной работы оцениваются отметками «зачтено», «не зачтено».
Домашняя контрольная работа оценивается отметкой «зачтено», если она выполнена в полном объеме согласно варианта с учетом всех требований к выполнению и оформлению контрольных работ, изложенных выше. Допускаются недочеты, такие как:
- недостаточно полное и грамотное написание одного из
теоретических заданий;
- неточности в формулировках;
Отметка «не зачтено» ставится, в случае если домашняя контрольная работа выполнена:
- не по своему варианту;
- в неполном объеме;
- без полного соблюдения требований по оформлению домашней контрольной работы;
Домашняя контрольная работа с отметкой «не зачтено» возвращается учащемуся с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению ошибок, с которыми необходимо внимательно ознакомится, устранить и доработать отдельные задания с целью углубления своих знаний и вновь сдать (выслать) вместе с не зачтенной домашней контрольной работой на проверку.
Зачтенная и доработанная контрольная работа предъявляется преподавателю при сдаче обязательной контрольной работы.
Вопросы домашней контрольной работы
1. Цели и задачи науки микробиологии.
2. Краткий обзор развития науки микробиологии.
3. Значение изучения предмета "Микробиология" для подготовки техников-технологов предприятий общественного питания.
4. Бактерии. Размер, основные формы, строение клеток, подвижность, размножение.
5. Бактерии. Спорообразование, принципы систематики.
6. Плесневые грибы. Строение, размножение, характеристика отдельных представителей грибов.
7. Классификация плесневых грибов.
8. Дрожжи. Особенности строения и размножения.
9. Классификация дрожжей.
10.Понятие о вирусах, их основные свойства и значение.
11. Отличительные особенности основных групп микроорганизмов (сравните строение, размножение и другие признаки).
12. Микроскоп, его устройство и основные правила пользования.
13. Приготовление живых препаратов микроорганизмов для микроскопирования
14.Техника приготовления мазка (простая окраска).
15.Обмен веществ как главное свойство живого организма. Химический состав микробной клетки.
16.Ферменты и их свойства, условия, влияющие на активность ферментов, использование ферментов микроорганизмов в пищевой промышленности.
17. Питание микроорганизмов. Понятие о тургорном давлении, плазмолизе и плазмоптисе клетки. Автотрофные и гетеротрофные микроорганизмы.
18.Дыхание микроорганизмов как энергетический процесс, аэробные и анаэробные микроорганизмы.
19.Культивирование микроорганизмов. Характеристика питательных сред.
20.Влияние физических факторов (температура, влажности среды) на развитие микроорганизмов.
21.Влияние физических факторов (концентрации растворенных веществ, излучений) на развитие микроорганизмов.
22.Использование различных физических и химических факторов для повышения сохраняемости пищевых продуктов.
23.Влияние химических факторов (реакции среды, химических веществ) на развитие микроорганизмов.
24.Использование различных химических и биологических факторов для повышения сохраняемости пищевых продуктов.
25.Влияние биологических факторов на развитие микроорганизмов. Антибиотики и фитонциды, их воздействие на сохраняемость пищевых продуктов.
26.Формы изменчивости и методы, применяемые для получения новых штаммов микроорганизмов.
27.Микрофлора почвы. Типичные сапрофитные микробы. Выживаемость патогенных микроорганизмов. Азотфиксирующие бактерии, нитрификация и денитрификация.
28.Микрофлора воды по микробиологическим показателям.
29.Микрофлора воздуха, происхождение, состав.
30.Микрофлора тела человека. Эпидемиологическая роль микроорганизмов в окружающей среде.
31.Стерилизация, ее виды, характеристика физических способов стерилизации.
32.Санитарно-бактериологический анализ микрофлоры воздуха, воды, смывов с рук.
33.Взятие смывов с оборудования, инвентаря и рук для бактериологического исследования. Взятие пробы для санитарно-бактериологического анализа воздуха и воды.
34.Спиртовое брожение. Возбудители, условия брожения, промышленное использование.
35.Молочнокислое брожение. Возбудители, условия брожения, промышленное использование.
36.Маслянокислое брожение. Возбудители, условия брожения. Роль маслянокислых бактерий в процессах порчи пищевых продуктов.
37.Понятие об окислительных процессах (уксуснокислое и лимоннокислое брожение).
38.Разрушение жиров микроорганизмами. Роль гнилостных процессов в порче пищевых продуктов.
39.Патогенные микроорганизмы и их биологические особенности. Понятие об инфекции.
40.Защитные силы организма в борьбе с инфекциями.
41.Микробиологический контроль как средство предупреждения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.
42.Микрофлора мяса и мясных продуктов.
43.Микрофлора яиц и яичных продуктов.
44.Микрофлора рыбы и рыбных продуктов.
45.Микрофлора стерилизованных баночных консервов.
46.Микрофлора молока и молочных продуктов, жиров.
47.Микрофлора плодов, овощей и продуктов их переработка.
48.Микрофлора зерна, муки и хлеба.
49.Определение количества микроорганизмов в пищевых продуктах методом счета колоний.
50. Определите степени бактериальной обсемененности пищевых продуктов методом мазка-отпечатка.
Варианты контрольной работы по учебной дисциплине «Микробиология»
Б А | Последняя цифра | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | ||
Предпоследняя цифра | 1 | 1 20 30 31 50 | 2 19 29 32 47 | 3 18 28 33 46 | 4 17 27 35 49 | 5 16 26 34 48 | 6 15 24 37 43 | 7 14 25 36 45 | 8 13 22 38 42 | 9 12 23 39 44 | 10 11 21 40 41 |
2 | 10 20 23 36 50 | 9 19 24 40 49 | 8 18 21 37 48 | 7 17 22 35 47 | 6 16 25 33 46 | 5 15 27 39 45 | 4 14 28 32 44 | 3 13 26 31 43 | 2 12 30 38 42 | 1 11 29 34 41 | |
3 | 5 20 21 31 50 | 4 19 22 33 49 | 3 18 23 32 48 | 2 17 24 36 47 | 1 16 25 37 46 | 6 11 26 34 45 | 7 12 27 35 44 | 8 13 28 38 43 | 9 14 29 39 42 | 10 15 30 40 41 | |
4 | 10 20 23 36 50 | 9 19 24 40 49 | 8 18 21 37 48 | 7 17 22 35 47 | 6 16 25 33 46 | 5 15 27 39 45 | 4 14 28 32 44 | 3 13 26 31 43 | 2 12 30 38 42 | 1 11 29 34 41 | |
5 | 2 20 30 31 50 | 1 19 29 32 47 | 5 18 28 33 46 | 4 17 27 35 49 | 3 16 26 34 48 | 7 15 24 37 43 | 6 14 25 36 45 | 9 13 22 38 42 | 8 12 23 39 44 | 10 11 21 40 41 | |
6 | 5 20 21 31 50 | 4 19 22 33 49 | 3 18 23 32 48 | 2 17 24 36 47 | 1 16 25 37 46 | 6 11 26 34 45 | 7 12 27 35 44 | 8 13 28 38 43 | 9 14 29 39 42 | 10 15 30 40 41 | |
7 | 1 20 30 31 50 | 2 19 29 32 47 | 3 18 28 33 46 | 4 17 27 35 49 | 5 16 26 34 48 | 6 15 24 37 43 | 7 14 25 36 45 | 8 13 22 38 42 | 9 12 23 39 44 | 10 11 21 40 41 | |
8 | 9 19 23 36 50 | 10 20 24 37 49 | 8 18 21 40 48 | 7 17 22 35 47 | 5 16 25 33 46 | 6 15 27 39 41 | 4 14 28 32 44 | 3 13 26 31 43 | 2 12 30 38 42 | 1 11 29 34 45 | |
9 | 5 20 21 31 50 | 4 19 22 33 49 | 3 18 23 32 48 | 2 17 24 36 47 | 1 16 25 37 46 | 6 11 26 34 45 | 7 12 27 35 44 | 8 13 28 38 43 | 9 14 29 39 42 | 10 15 30 40 41 | |
0 | 10 20 23 36 50 | 9 19 24 40 49 | 8 18 21 37 48 | 7 17 22 35 47 | 6 16 25 33 46 | 5 15 27 39 45 | 4 14 28 32 44 | 3 13 26 31 43 | 2 12 30 38 42 | 1 11 29 34 41 |
МИКРОБИОЛОГИЯ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
задания для контрольной работы и рекомендации по ее выполнению
для учащихся заочной формы получения образования
по специальности 2 – 91 01 01
«Производство продукции и организация общественного питания»
Могилев 2016
Автор: Бордунова Л М.- преподаватель колледжа
Рецензент(ы): Шалохина Н.С.- преподаватель колледжа
Разработано на основе типовой рабочей программы учебной дисциплины «Микробиология», утвержденной Министерством образования РБ 28.11.2005 г.
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии естественно -математических дисциплин
протокол № 1 от « 30» августа 2016
Содержание
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Перечень рекомендуемой литературы | 5 |
3 | Примерный тематический план дисциплины | 6 |
4 | Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы | 7 |
5 | Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы | 22 |
Пояснительная записка
Программой дисциплины «Микробиология» предусмотрено изучение микрофлоры пищевых продуктов.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
Современные достижения науки микробиологии и микробиологической промышленности; морфологию и физиологию микроорганизмов; распространение микроорганизмов в природе; роль микроорганизмов в возникновении пищевых инфекций и отравлений.
Должны уметь: работать с микроскопом, проводить микробиологические исследования и санитарную оценку качества пищевых продуктов.
Процесс изучения дисциплины должен способствовать формированию научного мировоззрения, экологической грамотности.
Последовательность изучения учебного материала обусловлена взаимосвязью его разделов и логикой основных этапов профессиональной и практической деятельности.
При изучении предмета необходимо учитывать межпредметные связи с дисциплинами: «Товароведение пищевых продуктов». «Физическая и коллоидная химия», «Технология приготовления пищи».
По материалу курса выполняется контрольная работа по одному из вариантов, приведенных в конце методических указаний.
Программой предусматривается выполнение лабораторных работ с целью изучения учащимися представления о морфологии основных групп микроорганизмов, используемых в пищевых производствах или являющихся возбудителями порчи пищевых продуктов; а также методах микробиологической оценки качества продуктов.
В конце изучения курса проводится обязательная контрольная работа, вопросы которой включают материал, являющийся наиболее важным.
Перечень рекомендуемой литературы
1 | Азаров В.Н. Основы микробиологии и санитарии. -М.: Экономика, 1986 |
2 | Аникиев З.В. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. - М.: Просвещение, 1975 |
3 | Березин И.В. Биотехнология и ее перспективы. - М.: Знание, 1986 |
4 | Богданов В.М. Техническая микробиология пищевых продуктов - М.: Пищевая промышленность, 1968 |
5 | Вербина Н.М. Микробиология пищевых производств. - М: Агропромиздат, 1988 |
6 | Жвирблянская А.Ю. Микробиология в пищевой промышленности.- М.: Пищевая промышленность, 1975 |
7 | Лерина И.В. Лабораторные работы по микробиологии. Экономика, 1986 - |
8 | Моисеева Е.Л. Микробиология мясных и молочных продуктов при холодильном хранении. - М.: Агропромиздат, 1988 |
9 | Сутин И. А. Микробиология. - М.: Медицина,1975 |
10 | Трушина Т.П. Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии для общепита.- Ростов-на-Дону « Феникс», 2000 |
Примерный тематический план
Тема, раздел | Количество учебных часов | Время на самостоя-тельную работу учащихся | ||||
Всего | В том числе | |||||
Для дневной формы | Для заочной формы | На обзорные занятия | На лабораторные занятия | |||
Введение Тема 1 Классификация и морфология микроорганизмов Лабораторная работа № 1 Изучение устройства микроскопа, техники микроскопирования Лабораторная работа № 2 Изучение морфологических признаков бактерий, плесневых грибов, дрожжей. Тема 2 Физиология микроорганизмов Лабораторная работа №3 Приготовление питательных сред. Выращивание колоний микроорганизмов. Тема 3 Культивирование и рост микроорганизмов Тема 4 Воздействие на микро-организмы физических и химических факторов Лабораторная работа №4 Изучение влияния температуры, соли, сахара на микроорганизмы Тема 5 Воздействие на микроорга-низмы факторов живой природы Тема 6 Экология микроорганизмов Лабораторная работа №5 Проведение санитарно-бактериоло-гического анализа проб воздуха, воды Тема 7 Микробиологические процессы, вызываемые микроорганизмами Тема 8 Патогенные микроорганизмы Тема 9 Микробиология продоволь-ственного сырья и пищевых продуктов Лабораторная работа №6 Определение бактериальной обсемененности пищевых продуктов ОКР Итого: | 1 6 4 4 4 1 3 6 2 8 1 4 0 | 3 1 2 1 1 8 | 1 1 1 1 4 | 2 2 2 2 4 | 1 3 3 4 2 1 2 6 2 7 1 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Задачи и содержание дисциплины «Микробиология».
Краткий исторический обзор развития науки микробиологии. Перспективы использования микробиологических процессов в свете современных требований.
Значение изучения курса «Микробиология» для подготовки техников-технологов общественного питания.
Методические рекомендации
Изучая историю развития микробиологии, нужно ознакомиться с сущностью и значением трудов Луи Пастера и Роберта Коха, русских микробиологов Мечникова И.И., Гамалеи Н.Ф., Ивановского Д. В., Омелянского В. П., а также основоположников технической и пищевой микробиологии - Костычева С. П., Буткевича B.C., Шапошникова В. Н., Никитинского Я. Я., Королева С.А.
Обратите внимание на значение микробиологии для формирования специалистов в сфере общественного питания. Познакомьтесь с основными задачами курса, не забывайте, что материал курса тесно связан с такими дисциплинами как "Биология", "Химия", "Товароведение пищевых продуктов", "Физическая и коллоидная химия", "Технология приготовления пищи", "Торгово-технологическое оборудование»
Литература: [1, c.3-8]; [10], c.3-6];.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите задачи курса «Микробиология».
2. Какие вопросы рассматривает микробиология?
3. Изложите исторический путь развития микробиологии.
4. Проанализируйте, с какими науками взаимосвязана микробиология.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 473.