А
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью
анкеты, при котором анкетируемые дают письменные ответы на
вопросы.
Актуальность темы исследования включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания.
В
Выполнение работы несамостоятельное – заимствование в объеме, не оправданном целью цитирования, цитирование без проведения самостоятельного исследования.
Г
Гипотеза исследования – совокупность теоретически обоснованных предположений о возможном решении проблемы исследования, истинность которых подлежит проверке.
Д
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.
З
Заимствование – правомерное или неправомерное использование в письменных работах в виде цитат или изложения продукта чужого интеллектуального труда.
Заимствование корректное – приведение выдержки из текста, с указанием имени автора, названия произведения и в объеме, оправданном целью цитирования.
Заимствование некорректное – приведение выдержки из текста, без указания имени автора, названия произведения и в объеме, не оправданном целью цитирования.
И
Идея – определенное положение о системе взглядов, теорий и т.п.
Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.
Интервьюирование – метод исследования, при котором исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.
Исследование в области педагогики – процесс и
результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре,
содержании, принципах, технологиях, механизмах
Исследовательская беседа – метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении, с помощью которого исследователь выясняет мнение и отношение, как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
К
Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа (тезиса, статьи, отчета и т.п.).
Концепция – система идей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки, определяющая характер познавательной и практической деятельности.
Концепции образования (от лат. сопсерtiо - понимание, восприятие, система) – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.
Концепция образования (концепция подготовки) – система социальных, педагогических и учебно-организационных исходных позиций, которыми руководствуются при организации обучения и воспитания на одной из ступеней системы образования.
Концепция (теория) обучения – совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.
Критерий - признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
М
Метод изучения и анализа документации – метод исследования, при котором изучается различная документация (личные дела, медицинские карты, классные журналы, дневники, протоколы собраний, заседаний и т.п.), что позволяет вооружить исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Метод изучения и анализа результатов деятельности испытуемых – метод исследования, при котором изучаются результаты деятельности испытуе6мых (письменные, графические, творческие, контрольные работы, рисунки, чертежи, детали, тетради по отдельным дисциплинам и т.п.), которые могут дать необходимые сведения об индивидуальности испытуемых, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Метод моделирования – общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект.
Методологическая культура – целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию учителя (убеждения), мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание), внутренний план сознания (самосознания), и детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.
Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний, обоснованию программ, логики, методов и оценки качества исследовательской работы.
Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Модель – описание, которое отражает реальность до уровня абстракции, т.е. представляет некий идеальный образ, мысленный или условный; изображение, описание, схема) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве «заменителя». Модель обеспечивает прогноз и делает его более полным и обоснованным, но это возможно только на базе уже выявленных тенденций, исторического опыта, выделенного и интерпретированного на основе ретроспективного анализа, экспертных оценок экстраполяции тенденций на будущее, концептуального истолкования фактов.
Модель по содержанию, полностью или преимущественно, может быть:
- описательной чаще всего это текст, раскрывающий принципы преобразования, ее этапы и технологии, связи между проблемой, содержанием, способами его трансформации и результатами);
- структурной (обнаруживается состав, иерархия элементов системы);
- функциональной или функционально-динамической 9тогда преимущественно используются схемы и сравнительные таблицы, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы);
- эвристической (дающей возможность обнаружить новые связи и зависимости);
- интегративной, смешанной, включающей в себя компоненты нескольких или всех видов моделей.
О
Образовательная модель – образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выделяется крупная, но довольно целостная и самостоятельная часть – то явление, которое будет исследоваться. Им могут быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.
П
Парадигма педагогическая (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), этап кризиса в научной революции, заключающийся в смене П., переходе от одной П. к др.
Парадигма развития образования (от греческого paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических, методологических и иных установок в развитии образования, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта).
Педагогический эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности, сущность которого заключается в специальной организации педагогической деятельности педагогов и обучающихся с целью проверки и
Педагогическое наблюдение – целенаправленное специально организованное восприятие исследуемых объектов, явлений, процессов, как в естественных, так и в экспериментальных условиях в процессе, которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Педагогическое тестирование – один из методов целенаправленного обследования испытуемых, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерить диагностируемые качества.
Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора.
Предмет исследования – конкретная часть объекта, сущностная его сторона, те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Положения, выносимые на защиту – основные положения, содержание которых, согласно проблеме исследования, выносятся на публичную защиту.
Проблема исследования выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки и является своеобразной заявкой на поиск решения противоречия в научной психолого-педагогической литературе и опытно-экспериментальной работе.
С
Степень разработанности проблемы исследования включает указание того, в какой степени изучена проблема исследования в психолого-педагогической литературе, какие ее направления и аспекты не нашли достаточного освещения в педагогической науке и практике.
Т
Тенденция – направление, в котором совершается развитие.
Тенденции развития образования – основные направления, определяющие его дальнейшее развитие.
У
Условие, в понимании философов, - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Чаще всего условия рассматриваются как нечто внешнее для явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества. Условия, как одна из категорий детерминизма образует, таким образом, момент всеобщей диалектической взаимосвязи.
У словия (педагогические) – условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и которые должны обеспечить наиболее эффективное формирование и развитие нужного качества/процесса, так как создают ту среду и те взаимоотношения, в которых необходимые явления, процессы возникают, существуют и развиваются.
Ф
Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила к.-л. изменения, явления.
Факторы – то, что объективно существует и с необходимостью определяет тот или иной процесс.
Э
Этапы исследования – составные части исследовательской деятельности, выстроенные в определенной последовательности.
Приложение 10
Оформление ссылок по ГОСТу Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка»
С 1 января 2009 года был введен в действие ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка», разработанный ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Данный стандарт «устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение документов. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях. Стандарт предназначен для авторов, редакторов, издателей»[2].
Согласно «Общим положениям» «Библиографической ссылки» (п. 4.6.), «по месту расположения в документе различают библиографические ссылки: внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску)»[3].
Список литературы, помещенный в конце диссертации, является совокупностью затекстовых ссылок. Поскольку этот список в диссертации один и помещается после основного текста, то при нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа[4]. В тексте диссертации производится отсылка к затекстовой ссылке.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.