1) разъясняет требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам;
2) оказывает помощь в определении проблематики исследования и формулировании темы ВКРМ;
3) оказывает помощь в определении структуры исследования;
4) согласовывает самостоятельно составленный магистрантом программу/план написания выпускной квалификационной работы и календарный график ее/его выполнения;
5) контролирует выполнение программы/плана написания выпускной квалификационной работы и соблюдение календарного графика ее выполнения;
6) направляет работу магистранта с научной литературой и другими информационными источниками по проблеме исследования (подбор литературы осуществляется магистрантом самостоятельно);
7) помогает сформулировать научный аппарат исследования;
8) дает рекомендации по написанию теоретической главы ВКРМ и проверяет ее;
9) ориентирует магистранта в методах и методиках исследования, а также в способах обработки данных;
10) оказывает организационную и научно-методическую помощь магистранту в процессе выполнения экспериментальной части исследования в образовательной организации, проверяет ее;
11) осуществляет текущее консультирование по возникающим в связи с выполнением работы вопросам;
12) оказывает содействие магистранту в научно-исследовательской работе (участие в конференциях, подготовка научных публикаций, раскрывающих ход, результаты и выводы ВКРМ и др.);
13) по ходу выполнения работы делает необходимые замечания и контролирует их устранение;
14) после ознакомления с итоговым текстом работы выносит решение о допуске магистранта к предзащите ВКРМ;
15) составляет письменный отзыв на выпускную квалификационную работу магистранта;
16) консультирует магистранта по подготовке презентации и устного выступления на защите ВКРМ перед государственной экзаменационной комиссией.
3.2.2 Соруководитель ВКРМ и его обязанности (при наличии)
1) оказывает помощь в формулировании темы ВКРМ;
2) консультирует магистранта в процессе работы с научной литературой и другими информационными источниками по проблеме исследования;
3) помогает сформулировать научный аппарат исследования;
4) оказывает помощь в определении структуры исследования;
5) консультирует при написании теоретической главы ВКРМ;
6) ориентирует магистранта в методах и методиках исследования;
7) консультирует магистранта при написании экспериментальной части ВКРМ;
8) консультирует магистранта при подготовке публикаций по результатам ВКРМ.
Руководитель и соруководитель ВКРМ принимают участие во всех процедурах утверждения темы, ее корректировки, участвуют на предзащите ВКРМ, могут присутствовать на ее защите.
Магистранту-выпускнику следует периодически (по обоюдной договоренности, не менее двух раз в месяц) информировать научного руководителя о ходе подготовки ВКРМ, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность научного руководителя о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения ВКРМ.
Примерный алгоритм выполнения выпускной квалификационной работы магистранта
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Определение замысла выпускной квалификационной работы. | сентябрь первого года обучения |
2 | Изучение материалов дисциплины «Методология и методы педагогического исследования». | 1 семестр 1 курса |
3 | Изучение работ по методологии педагогического исследования. Включение работ классиков методологии педагогического исследования и работ, выбранных в качестве настольных книг по написанию педагогического исследования, в список литературы. | сентябрь-октябрь |
4 | Разработка проекта магистерской диссертации (в нем, как правило, должны быть представлены замысел, актуальность (основные положения), проблема и цель исследования, предварительная рабочая гипотеза исследования, ожидаемая практическая значимость работы). Проект магистерской диссертации может разрабатываться магистрантом как самостоятельно, так и при консультационной поддержке научного руководителя. | первая половина октября |
5 | Формулировка темы ВКРМ. | вторая половина октября |
6 | Составление предварительной программы/плана исследования, согласование ее/его с научным руководителем. | вторая половина октября |
7 | Оформление титульного листа ВКРМ (магистерской диссертации) (см. приложение 1), написание введение ВКРМ. | ноябрь |
8 | Разработка предварительной структуры ВКРМ. | ноябрь |
9 | Осуществление поиска, отбора и систематизации опубликованных и неопубликованных источников и литературы по теме ВКРМ, в том числе отечественных и зарубежных. | ноябрь |
10 | Изучение, анализ и качественная оценка источников и литературы по теме ВКРМ на основе определенной методологии, с использованием научных методов познания. | ноябрь |
11 | Составление первоначального списка литературы, включение в него всех работ исследователей, упомянутых в степени изученности темы и проблемы исследования и теоретико-методологической основе исследования. | ноябрь |
12 | Включение в список литературы книг, раскрывающих основные методологические подходы, лежащие в основе магистерской диссертации. | ноябрь |
13 | Включение в список литературы нормативно-правовой базы по проблематике исследования. | ноябрь |
14 | Просмотр последних в году номеров за последние 5 лет педагогических журналов, в том числе журналов по методике преподавания предмета (Педагогика, Образование и саморазвитие и др.) и составление списка научных статей по проблематике исследования. | ноябрь-декабрь |
15 | Изучение и анализ научных статей по проблематике исследования. | ноябрь-декабрь |
16 | Включение в список литературы изученных, проанализированных и используемых в работе научных статей по теме и проблеме исследования. | ноябрь-декабрь |
17 | Составление списка магистерских, кандидатских и докторских диссертаций по теме и проблематике исследования. | ноябрь-декабрь |
18 | Изучение и анализ диссертационных исследований по теме и проблеме исследования. | ноябрь-декабрь |
19 | Включение их перечня в степень изученности проблемы исследования, предварительно классифицировав их по группам (магистерские, кандидатские, докторские и внутри по изучаемым проблемам), с указанием авторов диссертационных исследований и в скобках года их защиты. При использовании материалов диссертационных исследований в магистерской диссертации необходимо сделать на них ссылку в своей работе. | ноябрь-декабрь |
20 | Включение в список литературы изученных, проанализированных и используемых в работе диссертационных исследований по теме исследования. | ноябрь-декабрь |
21 | Изучение, анализ, представление в списке литературы различных источников по проблематике исследования. | ноябрь-декабрь |
22 | Согласование списка литературы с научным руководителем ВКРМ, соруководителем ВКРМ. | конец декабря |
23 | Конкретизация структуры ВКРМ и ее согласование с научным руководителем и соруководителем. | конец декабря |
24 | Защита научного аппарата и структуры ВКРМ. | конец декабря-январь |
25 | Составление и ведение собственной электронной базы материалов ВКРМ. | весь период работы над ВКРМ |
26 | Начало написания первой теоретической главы ВКРМ. | январь |
27 | В целях сохранения всех сносок до окончания исследования можно (в качестве рекомендации) в тексте после соответствующего абзаца 10 шрифтом одинарным интервалом в квадратных скобках написать данные этого источника, оформив его сразу по ГОСТу (убрав их в окончательном варианте работы). | |
28 | Разработка программы эмпирической части исследования. | конец января |
29 | Конкретизация и обоснование выбора методов исследования. | конец января |
30 | Выбор и обоснование выбора методик исследования (в зависимости от проблематики исследования). | конец января |
31 | Обработка, анализ, систематизация и фиксация (авторский текст) отобранных материалов для продолжения написания теоретической главы исследования, в том числе оригинальных научных результатов. | февраль |
32 | Написание теоретической главы ВКРМ. | февраль-март |
33 | Представление теоретической главы ВКРМ научному руководителю ВКРМ для обсуждения, корректировка текста теоретической главы с учетом сделанных замечаний. | конец марта |
34 | Повторное представление теоретической главы ВКРМ (в случае необходимости) научному руководителю ВКРМ для обсуждения, корректировка текста теоретической главы с учетом сделанных замечаний. | по согласованию с научным руководителем |
35 | Проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента, который проводится в начале исследования с использованием соответствующего проблематике исследования диагностического инструментария (методов и методик исследования) и ставит своей задачей выяснение исходного состояния изучаемого явления на практике. | апрель-май |
36 | Сбор и отбор фактического материала и эмпирических данных. | апрель-май |
37 | Обработка, анализ, систематизация и фиксация (авторский текст) отобранных эмпирических материалов. | апрель-май |
38 | Проектирование/разработка программы/элективного курса/индивидуального образовательного маршрута обучающихся/методики/модели и т.п. (в зависимости от проблемы и предмета исследования) для проведения формирующего этапа эксперимента. | конец мая-июнь |
39 | Проведение формирующего этапа педагогического эксперимента, в процессе которого организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия. Апробация в процессе прохождения практик или практической деятельности в образовательной организации теоретических положений исследования, программ/курсов/индивидуальных образовательных маршрутов/практических разработок и т.п. | сентябрь -март |
40 | Проведение контрольного этапа педагогического эксперимента, который дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы). В целом используются те же методы и методики исследования, которые использовались на констатирующем этапе исследования. | апрель |
41 | Организация и проведение дополнительных исследований (в случае необходимости) с целью уточнения полученных результатов. | апрель |
42 | Представление предварительных научных результатов (теоретических положений, программ/курсов/индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, практических/методических рекомендаций, ориентировочных выводов) на научно-исследовательском семинаре, заседании выпускающей кафедры, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, в том числе на базе образовательной организации, в которой проводится педагогическое исследование. | весь период работы над ВКРМ |
43 | Окончательное структурирование научной информации, в том числе уточнение и детализация структуры ВКРМ, корректировка (в случае необходимости) и дополнение научного аппарата исследования. | май |
44 | Апробация результатов исследования должна осуществляться в процессе их использования в практической деятельности субъектов педагогического процесса, в преподавании учебных предметов/дисциплин, в научных докладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методического содержания. | весь период работы над ВКР |
45 | Подготовка и окончательное оформление текстовой части магистерской диссертации. | май |
46 | Окончательное оформление таблиц и иллюстративного материала ВКРМ. | май |
47 | Написание заключения ВКРМ. | май |
48 | Представление экспериментальной главы, заключения исследования научному руководителю и соруководителю ВКРМ для обсуждения, корректировка текста экспериментальной главы исследования с учетом сделанных замечаний. | май |
49 | Повторное представление экспериментальной главы (в случае необходимости), заключения исследования научному руководителю и соруководителю ВКРМ для обсуждения, корректировка текста экспериментальной с учетом сделанных замечаний. | по согласованию с научным руководителем и соруководителем ВКРМ |
50 | Предварительная презентация результатов ВКРМ в рамках научно-исследовательской работы. | конец марта-начало апреля |
51 | Корректировка презентации ВКРМ и устного выступления после ее представления на научно-исследовательском семинаре. | апрель |
52 | Сдача итогового варианта ВКРМ, оформленного в соответствие с требованиями научному руководителю для итоговой проверки | май |
53 | Подготовка текста доклада и презентации ВКРМ для предварительной защиты. | июнь |
54 | Предзащита выпускной квалификационной работы (с презентацией). | июнь |
55 | Корректировка презентации магистерской диссертации и устного выступления после ее предзащиты. | июнь |
56 | Сдача итогового, отпечатанного и переплетенного варианта ВКРМ, оформленного в соответствии с требованиями, научному руководителю для написания отзыва | не позднее, чем за три недели до публичной защиты |
57 | Предоставление ВКРМ на проверку в системе «Антиплагиат». | не позднее, чем за 14 дней до защиты |
58 | Предоставление итогового, отпечатанного и переплетенного варианта ВКРМ, оформленного в соответствие с требованиями рецензенту. | не позднее, чем за 15 дней до публичной защиты |
59 | Сдача итогового, отпечатанного и переплетенного варианта ВКРМ, оформленного в соответствие с требованиями, с приложением отзыва научного руководителя, рецензии, справки о результатах проверки в системе «Антиплагиат» магистерской диссертации на выпускающую кафедру (где она регистрируется лаборантом кафедры в журнале регистрации ВКРМ). | не позднее, чем за 5 календарных дней до публичной защиты |
60 | Передача итогового варианта ВКРМ в государственную экзаменационную комиссию. | не позднее, чем за 2 календарных дня до публичной защиты |
61 | Публичная защита ВКРМ (с презентацией) на заседании Государственной аттестационной комиссии (далее ГАК) | июнь |
4. Технические требования к выпускной квалификационной работе магистранта, правила оформления цитат, ссылок, списка литературы, приложений, рекомендации к электронной презентации и устному выступлению на защите
ВКРМ должна быть отредактирована и вычитана. Наличие опечаток, орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок, оформление ВКРМ (в том числе цитат, ссылок, списка источников и литературы, приложений) не по требованиям является основанием для снижения оценки.
4.1 Технические требования к выпускной квалификационной работе магистранта
Показатель | Технические требования к оформлению |
Текстовый редактор | Microsoft Word |
Параметры листа | Стандартный лист белой односортной бумаги формата А4 размером 210х297 мм (печать на одной стороне). |
Шрифт | Times New Roman, Кегль 14, кегль сносок 10. Интервал 1,5 |
Поля | Верхнее – 2 см, нижнее –2 см, левое - 3 см., правое – 1,5 см |
Абзац | Каждый абзац текста работы начинается с красной строки (отступ на 1,25 см). |
Выравнивание текста и заголовков | Выравнивание текста - по ширине, выравнивание заголовков - по центру. |
Контуры букв и знаков | Без ореола и расплывающейся краски. Насыщенность букв должна быть ровной в пределах строки, страницы и всей ВКРМ. |
Титульный лист | Титульный лист ВКРМ оформляются по установленному образцу (см. приложение 1). |
Оглавление | Оглавление ВКРМ оформляются по установленному образцу (см. приложение 2). Страница с содержанием работы включает наименования всех глав, параграфов с указанием номера их начальной страницы. |
Названия глав, параграфов, пунктов, подпунктов | Начиная с абзаца их можно выделять более крупным или жирным шрифтом, чем основной текст, при этом цифры, указывающие их номера, не должны выступать за границу абзаца. Названия глав, параграфов должны соответствовать их наименованию, указанному в оглавлении ВКРМ. При оформлении отдельных глав работы следует помнить, что каждая глава должна начинаться с новой страницы. Название каждой главы в тексте работы следует писать 16-м полужирным шрифтом; название каждого параграфа выделяется 14-м полужирным шрифтом. Название главы не отделяются от названия параграфа интервалом. Название параграфа не отделяется от текста параграфа интервалом. Названия глав и параграфов не подчеркиваются. Точка в конце названия главы и названия параграфа не ставится. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой (1.1; 1.2). Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. |
Нумерация страниц | Все страницы ВКРМ, включая и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавлений. Титульный лист ВКРМ включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Порядковый номер страницы проставляется справа нижнего поля страницы. Нумерация приложений продолжает нумерацию страниц текста работы, но не входит в ее нормативный объем. |
Формулы | Короткие и не имеющие самостоятельного значения формулы из текста не выделяются и не нумеруются. Наиболее важные или длинные формулы располагаются на отдельных строках по центру листа и нумеруются в случае, если в дальнейшем на них имеются ссылки в тексте работы. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. |
Таблицы и иллюстративный материал (чертежи, рисунки, схемы, фотографии, диаграммы, графики) | Таблицы и иллюстративный материал должны иметь названия и порядковую нумерацию. Нумерация таблиц и иллюстративного материала (чертежи, рисунки, схемы, фотографии, диаграммы, графики) (отдельно для таблиц и иллюстративного материала) должна быть сквозной на протяжении всей работы. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака No) пишется в правом верхнем углу над названием таблицы. Слово «таблица», ее порядковый номер и название не выделяется полужирным шрифтом. Название таблицы выравнивается по центру. Иллюстративный материала обозначается в ВКРМ сокращенным словом рисунок "Рис.". Сокращение Рис., порядковый номер рисунка (без знака No) и название рисунка пишется под приводимым графическим изображением и не выделяется полужирным шрифтом. При ссылке на таблицу или рисунок следует указать номер таблицы или рисунка. |
Сокращения/буквенные аббревиатуры | ВКРМ может содержать список сокращений (помимо общепринятых) наиболее часто упоминаемых в тексте слов и словосочетаний, понятий и терминов, названий документов и организаций, а также список условных обозначений величин и формул, использованных в работе. Сокращения в списке располагают в порядке приведения их в тексте работы с необходимой расшифровкой и пояснениями. Сокращения (буквенные аббревиатуры) вводятся автором ВКРМ по тексту работы, без оформления их отдельным списком. При первом использовании в тексте таких аббревиатур они указываются в круглых скобках после полного наименования/определения, и в дальнейшем их расшифровка не требуется. |
Представление цитат | Каждую цитату необходимо подтвердить ссылкой на источники. |
Исправления | Категорически не допускается наличие в ВКРМ помарок, карандашных исправлений, пятен, загибов и т.п. |
Переплет и брошюровка | ВКРМ должна быть переплетена в твердой обложке. Перед переплетом и последующим предъявлением выпускной квалификационной работы на кафедру студент должен проверить: идентичность заголовков в содержании и в работе, а также их общую редакционную согласованность; правильность подкладки листов (их последовательность); наличие ссылок на рисунки, таблицы, приложения, литературу; правильность этих ссылок; правильность нумерации рисунков, таблиц, приложений; общую редакционную согласованность заголовков таблиц и надписей; наличие необходимых подписей на заполненном титульном листе; наличие сквозной нумерации страниц и соответствие ее содержанию. |
4.2 Правила оформления цитат и ссылок на использованные источники
Цитированием является включение в текст работы дословной выдержки из какого-либо другого текста или чьих-либо дословно приводимых высказываний. Цитаты должны использоваться в тексте работы в той мере, в какой это необходимо для разъяснения позиции другого автора, комментирования дискуссионных положений или подкрепления аргументов автора ВКРМ. Не рекомендуется перегружать текст работы цитатами, а также приводить их при изложении собственных выводов и полученных лично автором результатов исследования. При цитировании текста (в том числе математических, статистических, технических и других данных) цитата приводится в кавычках и дословно, без изменения синтаксиса, орфографии, пунктуации, расстановки абзацев и шрифтовых выделений в цитируемом тексте. При цитировании части предложения после открывающихся кавычек ставится отточие и цитата начинается со строчной буквы. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается в случае, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска. При выделении каких-либо слов или предложений в приводимой цитате автор ВКРМ должен в скобках отметить «выделено мной».
Библиографические ссылки[1] обязательны при цитировании, а также в случаях, когда в тексте работы проводится анализ содержания других публикаций или происходит отсылка к тем из них, где материал представлен более полно, при заимствовании полученных другими авторами материалов без дословного воспроизведения (цитирования). Ссылка является точным указанием на источник (в том числе неопубликованный, архивный документ, электронный ресурс), откуда извлечена цитата или заимствованы материалы. Такое указание должно быть достаточным для идентификации, поиска и общей характеристики источника.
Порядок оформления ссылок представлен в приложении 10.
4.3 Правила оформления списка литературы
Список литературы является обязательным структурным элементом ВКРМ. Он должен включать только те работы, на которые имеются ссылки в тексте ВКРМ. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронно-библиотечных систем, ресурсов сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. В списке литературы должно быть не менее 50 источников, в том числе на иностранном языке. В списке литературы обязательно должны быть фундаментальные работы по проблеме исследование, а также работы исследователей представляемой научной школы. Не менее 20% источников должны быть за последние 3 года.
Список литературы оформляется в алфавитном порядке.
Источники на иностранных языках приводятся в списке литературе после кириллического алфавитного ряда.
Примеры библиографического описания в списке литературы представлены в приложении 11.
4.4 Правила оформления приложений
Приложения к ВКРМ включают вспомогательный материал, дополняющий основной текст работы и имеющий самостоятельное научное/справочное значение. В приложения могут быть вынесены текстовые документы или их копии, выдержки из документов (отчетов, инструкций, протоколов, планов), схемы организации эксперимента, протоколы и листы наблюдений, анкеты, тесты, варианты решения задач по проектным ситуациям, методики, разработанные автором ВКРМ, конспекты занятий и др. Приложения могут представлять собой иллюстративный материал - таблицы, графики, карты, фотографии, рисунки и т.п.
Приложения располагаются после списка литературы. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Приложения нумеруются (в случае, если их количество больше одного) арабскими цифрами без знака № («Приложение 1», «Приложение 2») в правом верхнем углу и обязательно имеют тематический заголовок. Каждое приложение начинается с новой страницы.
На все приложения в тексте выпускной квалификационной работы должны быть ссылки (например, см. приложение 1).
Страница с оглавлением ВКРМ должна включать перечень и полное название каждого приложения.
Вспомогательные указатели, примечания и списки сокращений в приложения не включаются. Не допускается перемещение в приложения авторского текста с целью сокращения объема диссертации.
Рекомендации к электронной презентации выпускной квалификационной работе магистранта
Электронная презентация сопровождает доклад студента о ходе и результатах научного исследования в ходе публичной защиты ВКРМ на заседании ГЭК.
Содержание презентации может совпадать с текстом выступления, но не дублировать его. Основной целью презентации является комплексное представление проблемного поля исследования и его результатов.
Примерный состав слайдов:
- титульный лист (наименование учебного заведения, структурного подразделения, выпускающей кафедры, направление и профиль подготовки, тема ВКРМ, Ф.И.О. автора, научная степень, звание/должность научного руководителя и соруководителя (при наличии), город и год защиты);
- актуальность темы ВКРМ (подтверждающие актуальность исследования цифры, факты, иллюстративный материал);
- степень разработанности проблемы исследования (эта информация может быть показана с помощью схемы или тезисами);
- противоречие/я;
- проблема, цель, объект и предмет исследования;
- гипотеза исследования;
- задачи исследования;
- теоретико-методологическая основа исследования (эта информация может быть показана с помощью схемы или перечня);
- научная, теоретическая и практическая значимость работы;
- цель констатирующего этапа эксперимента, опытно-экспериментальная база исследования, методы и методики исследования;
- результаты констатирующего этапа эксперимента (эта информация может быть показана с помощью таблиц, диаграмм, гистограмм) (несколько слайдов);
- цель и основное содержание формирующего этапа эксперимента (несколько слайдов);
- цель и результаты контрольного этапа эксперимента (эта информация может быть показана с помощью таблиц, диаграмм, гистограмм) (несколько слайдов);
- основные выводы работы, список публикаций, в которых отражены основные результаты исследования.
Объем презентации определяется общей длительностью выступления (8-10 минут) и составляет не менее 15 слайдов.
Часть слайдов может быть ориентирована только на визуальное восприятие и сопровождаться минимальными устными комментариями в ходе выступления (например, в устном комментарии слайда «Проблема исследования, цель исследования, объект исследования, предмет исследования» выступающий называет только цель исследования, проблема, объект и предмет исследования воспринимается только визуально; гипотеза исследования озвучивается, а в комментарии слайда «Задачи исследования» говориться, что задачи исследования представлены на слайде (каждая задача называется позже в логике устного выступления, рекомендуется строить устное выступление по задачам ВКРМ).
Презентация должна быть подготовлена в программной среде Microsoft PowerPoint.
Фон слайдов должен быть единым для всей презентации, иметь деловой, психологически комфортный стиль, соответствующий формату мероприятия. Не рекомендуется использовать типовые шаблоны фона с графическими изображениями или рисунками. Если в качестве фона отдельных слайдов используется изображение, то степень его яркости не должна мешать четкому восприятию графических объектов и чтению текста.
Текст, размещаемый на слайде, должен быть лаконичен и ограничен по общему объему. Рекомендуется оформлять текст в виде тезисов и маркированных (пронумерованных) положений, а также широко использовать графические объекты (схемы, таблицы, графики, диаграммы). Слайды не должны иметь подзаголовков, дублирующих содержание информационных объектов.
Текст оформляется шрифтом не менее 20 pt (в отдельных случаях (если на слайд не помещается небольшое количество оставшегося текста) шрифт может быть уменьшен до 18). Возможно выделение текста полужирным шрифтом, но не рекомендуется использование курсива. Форматирование текста осуществляется по ширине. Рекомендуемый шрифт –Times New Roman. Оптимальной цветовой комбинацией шрифта и фона являются «темные буквы на белом фоне». В тексте может быть сделано логическое ударение – выделение слова или словосочетания цветом.
В тексте должны быть соблюдены принятые правила орфографии, пунктуации, сокращения и специальные правила оформления (например, отсутствие точки в заголовках).
Схемы, таблицы, графики и диаграммы, включенные в состав презентации, либо выполняют самостоятельные информативные функции, либо иллюстрируют конкретные тезисы выступления, посвященные содержанию и выводам ВКРМ. Цветовое оформление графических объектов должно быть соразмерным общей цветовой гамме (рекомендуется использовать не более трех цветов в рамках всей презентации).
Используемые в составе презентации иллюстративные изображения (репродукции картин, плакаты, фотографии, рисунки и т.п.) должны быть связаны с конкретными содержательными элементами презентации. Все изображения должны иметь максимально большое разрешение (не допускается «растянутое» изображение слабого разрешения). При размещении на слайдах изображение необходимо «растягивать» только через «угол», чтобы не нарушить его пропорции. Каждое изображение должно иметь подпись, корректно и грамотно отражающую его выходные данные.
Анимационные эффекты могут быть применены к графическим объектам (схемам, таблицам, графикам и диаграммам) и изображениям, если это необходимо для поэтапного восприятия материала. Для оформления базовой информации использование анимационных эффектов не рекомендуется.
В качестве отдельных элементов презентации могут быть использованы аудио- и видеоматериалы. Длительность каждого из таких фрагментов должна быть строго ограничена. Интенсивность звука должна быть комфортной для аудитории. Не допускается использование музыки в качестве постоянного фона.
4.6 Рекомендации и примерные клише к устному выступлению на защите выпускной квалификационной работы магистранта
Устное выступление магистранта на защите ВКРМ может начинаться словами: «Уважаемый председатель, члены экзаменационной комиссии! Вашему вниманию и оценке предлагаются результаты выпускной квалификационной работы на тему: «…….».
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что …………….
Степень разработанности проблемы исследования и основные его противоречие/я представлены на слайдах.
Целью исследования явилось …………….……………………………….
Гипотеза исследования: …………………..
Задачи исследования представлены на слайде.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена на слайде, позвольте на ней не останавливаться, а раскрыть .
научную значимость исследования, заключающуюся в ……….
Теоретическая значимость исследования представлена на слайде.
Практическая значимость исследования заключается в …………….
Позвольте далее перейти непосредственно к основным результатам исследования.
В ходе решения первой задачи, были …..
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что ….
В ходе решения второй задачи …………………………..
В ходе решения третьей задачи …… и т.п.
В ходе раскрытия решения задач исследования следует остановиться на цели и результатах констатирующего этапа эксперимента, цели и содержании формирующего этапа эксперимента, раскрыть цель и результаты контрольного этапа педагогического эксперимента, а также основные выводы по работе.
Опубликовано 6 статей/тезисов, раскрывающих ход, результаты и основные выводы по проведенному исследованию (следует особо выделить (при наличии) статьи в журналах, индексируемые в Российском индексе научного цитирования (ВАК) и статьи в зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях (в том числе в изданиях, индексируемых в международных цитатно-аналитических базах данных (Scopus, Web of Science и др.).
Закончить устное выступление следует словами: «Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана. Спасибо за внимание!»
Примечание: устное выступление не должно превышать 8-10 минут.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.