Нормативная база выполнения выпускной квалификационной работы магистранта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и уровню высшего образования магистратура;

- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный Минтруда и социальной защиты РФ 18 октября 2013 г. № 544н;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. N 301
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки от 29 июня 2015г. №636;

- Регламент подготовки и защиты выпускной квалификационной работы обучающимися федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», принятый решением Ученого совета 11.02.2016г., №0.1.167-06/33-к/16;

- Регламент использования системы «Антиплагиат» для проверки и оценки письменных работ студентов в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», принятый решением Ученого совета 22.11.2014г., №0.1.1.67-06/195/14.

1.5 Перечень сокращений, используемых в тексте требований к выпускной квалификационной работе магистранта

К(П)ФУ - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ФГОС ВО – Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования,

ПС – профессиональный стандарт

ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа высшего образования,

ФОС – фонды оценочных средств,

ГИА – государственная итоговая аттестация,

НИРМ – научно-исследовательская работа магистранта,

НИС – научно-исследовательский семинар,

ВКРМ – выпускная квалификационная работа магистранта,

з.е. – зачетная единица.

 

2. Основные требования к теме, структуре, содержанию и объему выпускной квалификационной работы магистранта, выполняемой в форме магистерской диссертации

2.1 Основные требования к теме выпускной квалификационной работы магистранта

    Основными требованиями к теме ВКРМ являются:

- актуальность,

- проблемность,

- практикоориентированность,

- исследовательский характер,

- соответствие направлению и профилю подготовки,

- направленность на формирование конкретных компетенций из ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и уровню высшего образования магистратура и конкретных трудовых действий из профессионального стандарта Педагога.

    Перечень тем выпускных квалификационных работ студентов (магистерских диссертаций) ежегодно определяется выпускающими кафедрами, утверждается заведующим выпускающей кафедры и доводится до сведения магистрантов не позднее чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации.

Магистранту может предоставляться право выбора темы ВКРМ в установленном порядке, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Определению темы ВКРМ предшествует предварительная работа по постановке научной проблемы и прогнозированию результатов исследования. Постановка проблемы понимается как обобщение конкретных сформулированных научных вопросов, касающихся предмета и цели будущего исследования, определение границы между знанием и незнанием о предмете. Такие вопросы формулируются на основе предварительного ознакомления со справочно-информационными изданиями, электронными (интернет) базами данных и научной литературой в заданной области, оценки достаточности исходных материалов и/или разработанности методов исследования. Анализ и сопоставление полученных данных позволяет наметить цель, задачи, структуру и перспективы будущего исследования, смоделировать его ожидаемый результат.

Окончательная формулировка темы ВКРМ представляет собой ее название, отражающее научную проблему. Неопределенные формулировки, («Анализ некоторых вопросов...», «К изучению...», «Материалы к...») в заглавии работы не допускаются. Сокращения в названии ВКРМ не допускаются. В названии работы должно быть не более 11 слов. Допускается краткая конкретизация названия темы работы в скобках, при этом количество слов в скобках не входит в общее количество слов в названии ВКРМ.  

Тема выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является индивидуальной и не может быть повторена другими студентами. Если одна и та же тема выбрана двумя и более студентами, то заведующий выпускающей кафедры оставляет за собой право закрепить тему за тем студентом, который более аргументировано обоснует свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.

 


Требования к структуре выпускной квалификационной работы магистранта

Структура ВКРМ является формой организации научного материала, отражающей логику исследования, обеспечивающей единство и взаимосвязанность всех элементов содержания. Структура магистерской диссертации должна соответствовать критериям целостности, системности, связности и соразмерности (соответствия объема фрагмента текста его научной емкости).

ВКРМ должна включать:

- титульный лист, оформление которого осуществляется по форме согласно приложению к настоящим требованиям (см. приложение 1), (титульный лист должен подписываться магистрантом, научным руководителем, соруководителем ВКРМ и заведующим выпускающей кафедры);

- оглавление, которое включает в себя порядок расположения отдельных частей ВКРМ с указанием страниц, с которых начинается соответствующая часть (см. приложение 2);

- основной текст ВКРМ, в которое входит введение, основная часть и заключение;

- список литературы.

Структурным компонентом ВКРМ является приложение.

Введение ВКРМ включает в себя следующие аспекты:

• Актуальность темы исследования, включающая степень разработанности проблемы исследования и противоречия  

• Проблема исследования

• Цель исследования

• Объект исследования

• Предмет исследования 

• Гипотеза исследования

• Задачи исследования

• Теоретико-методологическая основа исследования

• Методы и методики исследования

• Опытно-экспериментальная база исследования

• Научная новизна исследования

• Теоретическая значимость исследования

• Практическая значимость исследования

• Достоверность исследования.

• Апробация результатов исследования

• Структура и объем работы

Обоснование актуальности темы исследования включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания.

Выделяются следующие уровни актуальности темы исследования:

- для педагогической науки и практики в целом,

- для отдельных предметных методик,

- для региона,

- для конкретного учебного заведения (какое влияние оказывает на результативность и качество образовательного процесса);

- для отдельного обучающегося.

В степени разработанности проблемы исследования указываются исследователи, которые изучали те или иные аспекты темы и проблемы магистерской диссертации. Необходимо обозначить в какой степени изучена проблема исследования в научной литературе, какие ее направления и аспекты не нашли достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.  

Противоречие/я: выявляется/выявляются противоречие/я между реальным и должным, между предъявляемыми современными требованиями и ситуацией, которая имеется в педагогической практике на сегодняшний день. 

Заканчивать описание актуальности темы исследования можно следующим образом: «Работа по формированию ... (называете проблему исследования) далеко неудовлетворительна», или «Проблема …. (называете проблему исследования) не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике», или «не раскрыты...», «… не выявлены...», «… не разработаны...» и т. п.

Постановка проблемы исследования понимается как обобщение конкретных сформулированных научных вопросов, касающихся предмета и цели будущего исследования, определение границы между знанием и незнанием о предмете.

Целью исследования является решение поставленной научной проблемы, получение нового знания о предмете и объекте. Не рекомендуется формулировать цель как «исследование…», «изучение…», подменяя саму цель процессом ее достижения. Рекомендуемые выражения для формулировки цели исследования: выявить/определить, спроектировать/разработать и т.п.

Формулирование проблемы и цели исследования влечет за собой выбор объекта исследования. В качестве объекта исследования выделяется крупная, но довольно целостная и самостоятельная часть – тот процесс, явление, область педагогической действительности, какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие, которое будет изучаться и преобразоваться исследователем.

Предмет исследования - конкретная часть объекта, сущностная его сторона, те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению, или условия (педагогические/организационно-педагогические и т.п.) эффективности какого-либо процесса, условия формирования какого-либо качества.

Гипотеза исследования - совокупность теоретически обоснованных предположений о возможном решении проблемы исследования, истинность которых подлежит проверке. Гипотезы могут состоять из одного предложения (линейные) или из нескольких (разветвленные).

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются задачи исследования, которые определяются поставленной целью (гипотезой), уточняют и конкретизируют цель исследования, представляя собой конкретные последовательные этапы достижения цели и решения проблемы исследования.

Возможные подходы к формулированию задач исследования (1):

Первая задача может быть связана с характеристикой исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей её решения.

Вторая задача может иметь теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий её решения.

Третья задача может иметь рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает разработку конкретных программ, курсов, индивидуальных образовательных маршрутов, практических рекомендаций и т.п.

Возможные подходы к формулированию задач исследования (2):

Первая задача может быть связана с анализом исторических корней и современного состояния теории и практики исследуемой сферы образовательной деятельности.

Вторая задача может быть связана с разработкой авторской новации (проекта, модели, программы, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, методики и т.д.) для данной сферы педагогической деятельности.

Третья задача может быть связана с выявлением эффективности данной новации в процессе опытно-экспериментальной работы.

Четвертая задача может быть связана с разработкой научно-методических/практических рекомендаций по внедрению авторской новации в образовательную практику.

Возможны и другие подходы к формулированию задач педагогического исследования.

Теоретико-методологической основой исследования выступают те концептуальные подходы, принципы, концепции, теории, теоретические положения, на которые исследователь опирается в своей работе.

Методы педагогического исследования - способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

В выпускной квалификационной работе магистранта могут быть использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогическая беседа, интервьюирование, анкетирование, изучение и анализ документации (указать в скобках какой), изучение и анализ деятельности испытуемых (указать в скобках, что именно анализировалось), изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования (обязательны в магистерской диссертации).

В выпускной квалификационной работе используются конкретные методики исследования, которые также необходимо обозначить в научном аппарате ВКРМ. Методики исследования должны быть адекватны теме и проблеме исследования и соответствовать возрасту испытуемых.

В опытно-экспериментальной базе исследования нужно указать конкретное образовательное/ые заведение/я, в котором/ых проводилась опытно-экспериментальная работа (необходимо указать полное его название, как на сайте).

В аспекте научной новизны исследования характеризуется содержательная сторона результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические результаты, которые автор представляет как самостоятельные, и которые ранее не были известны и не зафиксированы в педагогической науке и образовательной практике. Научная новизна подразумевает новый научный результат, новое решение поставленной проблемы, ожидаемое по завершении исследования. Новизна может выражаться в новом объекте или предмете исследования (он рассматривается впервые), вовлечении в научный оборот нового материала, в иной постановке известных проблем и задач, новом методе решения или в новом применении известного решения или метода, в новых результатах эксперимента, разработке оригинальных моделей и т.п.

В разделе теоретической значимости исследования определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории педагогики, методики преподавания предмета. Необходимо выделить положения, которые ранее отсутствовали в науке и получены исследователем в результате научного поиска, а затем показать их теоретическую значимость для дальнейшего развития педагогической науки, методики преподавания предмета. 

Практическая значимость исследования определяется возможностями прикладного использования его результатов в образовательной практике.  Необходимо указать, кем и где (конкретная область применения) могут быть использованы результаты исследования, что конкретно разработано в плане практического применения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.

Апробация результатов исследования включает сведения о выступлениях автора магистерской диссертации с научными сообщениями и докладами, раскрывающими ход и результаты исследования, на научных конференциях, семинарах, круглых столах, заседаниях кафедры и других научно-педагогических сообществ, а также внедрении результатов исследования в образовательной процесс конкретной/ых организации/й (указывается полное наименование образовательной/ых организации/й, в которой/ых происходила апробация результатов исследования).

Обязательной формой апробации магистерской диссертации является публикация научных статей, отражающих специфику проблемного поля исследования и авторского подхода к его анализу. Приводится перечень публикаций, в том числе электронных, с указанием объема (количества печатных листов) каждой публикации и общего их числа.

В аспекте «Структура и объем выпускной квалификационной работы» указывается из каких структурных элементов состоит данная работа: введение, количество глав, заключение, списка литературы, количество приложений, а также объем работы. 

Аспекты введения в тексте ВКРМ необходимо выделить полужирным шрифтом.

Основная часть ВКРМ включает, как правило, 2 главы (теоретическую и экспериментальную), которые разбиваются на параграфы (как правило, 3-4). Структура и последовательность параграфов определяется поставленными в магистерской диссертации исследовательскими задачами.

Первая глава выпускной квалификационной работы посвящается теоретическим или теоретико-методологическим основам изучаемой проблемы. В этой главе:

- описывается сущность и характеристики объекта и предмета исследования, содержание процесса их развития и современное состояние;

- оценивается место, занимаемое объектом исследования в рамках исследуемой предметной области;

- проводится уточнение понятийно-категориального аппарата исследования;

- освещаются изменения изучаемого явления за последние годы с целью выявления особенностей и основных тенденций его развития;

- описывается (уточняется) система факторов, оказывающих влияние на изучаемый предмет, процесс или явление, и исследуется механизм этого влияния;

- оценивается степень изученности исследуемой проблемы, называются теоретически и практически нерешенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе с указанием личного мнения автора работы;

- предлагаются собственные или уточняются существующие классификации (типологии) процессов, явлений, влияющих факторов, систем и др., по определенным классификационным признакам и т.п.

В теоретической главе работы дается анализ отечественной и зарубежной научной и научно-методической литературы по теме исследования; выявляются и анализируются теоретические основы изучаемой проблемы. В теоретической главе магистрант не должен пересказывать существующие в научной литературе точки зрения, а должен их осмыслить и проанализировать; следует обосновать, почему автор придерживается той или иной концепции, теории. В ней осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ различных теоретических подходов. Теоретический анализ источников по теме ВКРМ должен отличаться глубиной и критичностью, умением самостоятельно оценить различные подходы и точки зрения, показать собственную позицию по отношению к изучаемому вопросу. Основные положения теоретической главы должны быть аргументированы ссылками на источники, научную литературу и концептуально-аналитические модели познания.

Во второй главе выпускной квалификационной работы рекомендуется представить ее эмпирическую часть, а именно:

- научно обоснованную авторскую новацию (модель, программу, проект и т.п.), направленную на совершенствование и повышение качества образовательного процесса;

- программу опытно-экспериментальной работы, описание используемых методов, методик, ее основных этапов;

- сравнительный анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования, данные диагностики участников контрольной и экспериментальной групп до формирующего этапа эксперимента и после его завершения.  

В экспериментальной главе следует подробно представить целевые, содержательные и результативные характеристики констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

Примеры слов-связок для теоретической и экспериментальных глав выпускной квалификационной работы педагогического направления подготовки приведены в приложении 12.

Каждый структурный компонент основной части завершается самостоятельными выводами (не отдельным разделом, а абзацем/ами внутри параграфов).

Названия глав должны быть предельно краткими и точно отражать их основное содержание. Название главы не может повторять название ВКРМ.

Объем параграфов ВКРМ должен быть примерно равным, допускается несколько больший объем параграфов экспериментальной главы по сравнению с параграфами теоретической главы.

Заключение ВКРМ содержит в себе:

- итоги выполненного исследования в соответствии с поставленными задачами;

- основной научный результат, полученный автором в соответствии с целью исследования (решение поставленной научной проблемы, получение/применение нового знания о предмете и объекте), подтверждение или опровержение рабочей гипотезы;

- перспективы дальнейшей разработки темы исследования.

    Объем заключения – примерно 3 страницы.

    Список литературы должен содержать не менее 50 источников, в том числе на иностранном языке.

Список сокращений и условных обозначений (при необходимости).

Словарь терминов (при необходимости).

Список иллюстративного материала (при необходимости).

Все материалы ВКРМ справочного и вспомогательного характера (не вошедшие в основной текст выпускной квалификационной работы): текстовые документы, таблицы, графики, иллюстрации, схемы организации эксперимента, образцы протоколов и листов наблюдений, анкет, тестов, в том числе разработанные автором, полный текст разработанных программ, курсов, конспекты уроков, внеклассных мероприятий, выносятся в приложения.

2.3  Основные требования к содержанию и объему выпускной квалификационной работы магистранта

Содержание введения, основной части и заключения ВКРМ должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Содержание работы отражает исходные предпосылки научного исследования, весь его ход и полученные результаты.

ВКРМ не может быть компилятивной и описательной. Текст работы не может носить реферативный характер. Содержание ВКРМ характеризуется обязательным наличием дискуссионного (полемического) материала. Содержание работы должно удовлетворять современному состоянию научного знания и квалификационным требованиям, предъявляемым к подготовке магистра.

ВКРМ может включать в себя материал курсовых и ВКР, написанных этим же обучающимся ранее. Вместе с тем, такой материал не должен составлять существенной части магистерской диссертации (более половины материала магистерской диссертации). Не допускается использование не переработанных фрагментов текста ранее выполненных работ.

Объем ВКРМ без приложений составляет 70-100 страниц.

Магистрант несет персональную ответственность за самостоятельность содержательной части ВКРМ и достоверность результатов исследования.  

3. Порядок подготовки выпускной квалификационной работы магистра нта

3.1 Общая характеристика процесса подготовки выпускной квалификационной работы магистранта

Подготовка ВКРМ осуществляется в течение всего срока обучения в магистратуре в рамках научно-исследовательской работы и практик, предусмотренных ОПОП подготовки магистров. Порядок работы над ВКРМ предполагает определенную последовательность этапов ее выполнения, включая выбор темы исследования, планирование, организацию и виды научно-исследовательской работы на каждом этапе подготовки магистерской диссертации, а также выполнение требований к отчетной документации, отражающей промежуточные итоги работы магистранта над ВКРМ.

    Научно-исследовательская работа магистранта (далее - НИРМ) организуется как в индивидуальной (очные и он-лайн консультации научного руководителя, соруководителя, специалистов-практиков), так и в коллективной форме (семинары, практикумы, конференции, исследовательские лаборатории, конкурсы студенческих работ, web-форумы, выставки, практики, проектная деятельность, в том числе по грантам и контрактам).

    На различных этапах подготовки ВКРМ могут быть предусмотрены следующие конкретные виды НИРМ, результаты выполнения которых, являются отчетными материалами по каждому этапу: написание научного аппарата выпускной квалификационной работы, подготовка аналитического обзора литературы по проблеме исследования, доклада/тезисов доклада, публикации, грантовой заявки, разработка рекомендаций, создание модели, организация выставки или конференции, участие в разработке сайта и т.п.

    Подготовка ВКРМ ведется также в процессе прохождения всех типов практик, предусмотренных учебным планом подготовки магистров направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

3.2 Научное руководство и соруководство (при наличии) подготовкой выпускной квалификационной работы магистранта

    Для подготовки ВКРМ выпускающая кафедра назначает магистранту руководителя ВКРМ и соруководителя ВКРМ (при необходимости).

     Руководителями ВКРМ могут быть:

- преподаватели кафедр Института психологии и образования К(П)Ф, имеющие российскую или зарубежную ученую степень и/или ученое звание;

- преподаватели кафедр другого структурного подразделения К(П)ФУ, реализующие предметную или методическую подготовку студентов конкретной магистерской программы, имеющие российскую или зарубежную ученую степень и/или ученое звание.

Соруководителями ВКРМ могут быть;

- преподаватели выпускающей кафедры Института психологии и образования К(П)Ф, имеющие российскую или зарубежную ученую степень и/или ученое звание;

- преподаватели других кафедр Института психологии и образования К(П)ФУ, имеющие ученую степень кандидата или доктора педагогических наук и/или ученое звание доцента или профессора.

    В тех случаях, когда руководитель или соруководитель ВКРМ не является преподавателем выпускающей кафедры осуществляется передача соответствующего количества часов нагрузки профессорско-преподавательского состава в порядке, установленном в К(П)ФУ.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 238.