В построенной когнитивной карте представлены наиболее важные, непо- средственные связи между концептами (те связи, которые явно существуют в представлении экспертов). Но для полного анализа причинно-следственной структуры инновационного механизма необходима также информация о неяв- ных (опосредованных) взаимных влияниях концептов.
Приведем пример опосредованного влияния. Из рисунок 3.1 и таблица 3.3 видно, что концепт «Квалификация персонала» (1) оказывает положительное влияние на концепт «Качество новой продукции» (11), который в свою очередь влияет положительно на концепт «Объём продаж новой продукции» (9). Таким образом, можно утверждать, что между концептами 1 и 9 также с высокой ве- роятностью существует причинно-следственная связь. Аналогичным образом
можно выделить и более длинные цепочки влияний, например (8—9—27—
22—19). В целом можно утверждать, что достаточным условием наличия причин- но-следственной связи между концептами является наличие в когнитивном графе пути между соответствующими вершинами, и чтобы вес всех входящих в него дуг имел одинаковый знак.
Если путь содержит как положительно, так и отрицательно взвешенные дуги, то характер влияния между начальным и конечным концептами определя- ется значениями весов (например, в случае сильного положительного влияния концепта А на концепт В, который в свою очередь оказывает слабое отрица- тельное влияние на концепт С, можно утверждать, что концепт А положитель- но влияет на С и сила его влияния является средней).
Учесть все имеющиеся в системе опосредованные взаимовлияния позво- ляет операция транзитивного замыкания когнитивной матрицы. Кратко опи- шем её алгоритм [7].
От исходной когнитивной матрицы w (таблицы. 3.2) переходим к когни-
тивной матрице R размерностью 2п х 2п (п - число концептов) путем замены:
w ij
> 0 ⇒ r2i −1, 2 j −1 = wij, r2i , 2 j
= w ij
(6)
− w ij < 0 ⇒ r2i −1, 2 j
= −w ij , r2i , 2 j −1 = −w ij
(7)
Остальные элементы матрицы R принимают нулевое значение. Находим
транзитивное замыкание нечёткого отношения R:
~ n
i 2 n
U U U
|
(8)
где п — число концептов;
R 2 = R × R ,
и произведение нечётких отношений вычисляем по схеме:
если C = A × B, то c ij
= max a ik b kj (i, j = 1,..., n)
k =1,...,n
(9)
|
переходим к транзи-
тивно замкнутой когнитивной матрицеV , элементами которой являются пары
|
|
ij , ij
) , где
v ij
характеризует силу положительного влияния, а
~ — силу от-
рицательного влияния i − го
концепта на
j − й
|
|
|
|
|
v ij , в нижней - ~
Дальнейшее исследование структуры инновационного механизма осно-
вано на вычислении системных показателей соответствующей когнитивной карты, основными среди которых являются показатели консонанса и воздейст-
вия.
Консонансом влияния i − го
концепта на
j − й
называется показатель
|
|
|
с ij
=
|
| + | v~ |
(10)
а воздействием
i − го
концепта на
j − й
показатель
p ij
= sgn(v ij
|
|
|
|, | v ij
|), | v ij
|≠| v ij |
(11)
Таким образом, под воздействием понимается доминирующее по силе
влияние между концептами, а показатель консонанса выражает меру доверия к знаку воздействия (чем выше консонанс, тем убедительнее мнение об этом знаке).
Таблица 4.4 - Транзитивно замкнутая матрица когнитивной карты ин-
новационного механизма предприятия
Наибольший интерес для анализа системы представляют интегральные показатели консонанса и воздействия. Выражения для их вычисления приведе-
ны ниже. Консонанс влияния /-го концепта на систему:
|
С i = ∑c j
n j =1
где
с ij
- консонанс влияния i − го
концепта на
Консонанс влияния системы на
j − й
концепт:
1 n
С j = ∑c j
n i =1
Воздействие i − го
концепта на систему:
1 n
где
p ij
— воздействие i − го
P i = ∑ p j
n j =1
концепта на
j − й
Воздействие системы на
j − й
концепт:
1 n
P j = ∑ p j
n i =1
Также можно ввести показатель централизации воздействия:
p r s
E i = P i − P i
(16)
Системные показатели когнитивной карты инновационного механизма
предприятия, найденные с использованием формул (7)—(13), представлены в таблице 3.5.
Таблица 4.5 - Системные показатели когнитивной карты инновационного механизма предприятия
|
«Объём продаж новой продукции» (9), «Качество новой продукции» (11), «Ве- роятность патентной защиты новых разработок» (16), «Соответствие организа- ционной структуры целям предприятия» (20). При этом они не испытывают сильного влияния с её стороны. Влияя на вышеперечисленные факторы, можно
«сдвинуть» всю систему в положительную сторону.
Наибольшему влиянию со стороны системы подвержены концепты
«Уровень корпоративной и инновационной культуры» (2), «Скорость выхода на рынок новой продукции» (10), «Инвестиции в инновации» (21), «Конкурен- тоспособность предприятия» (22), «Гибкость перехода на новую продукцию» (23), «Наличие резервных мощностей, ресурсов, технологий» (25), «Прибыль- ность новой продукции» (27). Высока вероятность, что влияние системы на них способно погасить любое отрицательное воздействие извне. Стало быть, если руководство предприятия намерено оказать на них какое-либо долговре- менное воздействие, ему следует делать ставку на влияние опосредованное, воздействуя на концепты, указанные в предыдущем абзаце. В частности, на прибыльность новой продукции (концепт 27) невозможно влиять напрямую,
однако концепт 27 зависит от таких факторов, как маркетинговые усилия,
мотивация персонала.
Отрицательное влияние на систему оказывают концепты «Сопротивление изменениям» (5), «Количество новых разработок» (13), «Сроки разработки но- вой продукции, создания и испытания опытного образна» (14), «Доминирова- ние интересов текущего производства» (26). С другой стороны, система отри- цательно влияет на концепты 5, 14, 17 («Синергия подразделений») и 26.
Поскольку в случае концептов 5, 14 и 26 отрицательное влияние оказыва- ется двусторонним, возникают отрицательные циклы. Это означает, что при по- ложительном внешнем воздействии на эти концепты их негативное влияние на систему с течением времени будет возрастать. Если же на них воздействовать отрицательно, то влияние этих концептов будет ослабляться, что приведёт к положительному эффекту для системы в целом. Таким образом, противодейст- вуя росту сопротивления изменениям, способствуя сокращению сроков разра- ботки новой продукции и обращая внимание, помимо текущего производства, на рыночные новинки и предложения собственного персонала, руководство предприятия способно ускорить инновационный процесс.
Исследование структуры инновационного механизма можно продолжить, если рассмотреть матрицу системных показателей (табл. 5) «на срезе», выделив узловые точки, те классы концептов, которые значительно влияют на всю сис- тему. Примеры таких классов для различных уровней среза показаны на рис. 2.
На рис. 2 видно, что при уровне среза 0,8 можно выделить два узла отрица- тельного влияния. Первый из них характеризует параметры разработки и выхода на рынок новой продукции (скорость выхода на рынок - сроки разработки - вы- полнение плана по выпуску), второй — взаимное отрицательное влияние кон- цептов «Количество новых разработок» (13) и «Доминирование интересов те- кущего производства» (26). При понижении уровня среза до 0,7 появляется ещё один, «творческо-мотивационный» узел взаимных отрицательных влияний.
Рисунок 5.2 - Классы взаимных отрицательных и положительных влияний и
взаимного консонанса в когнитивной карте инновационного механизма пред-
приятия
Класс взаимного положительного влияния при уровне среза 0,8 содержит
три узла, в каждом из которых можно выделить концепты, на которые возмож- но и необходимо влиять для приведения системы к желаемому состоянию. Так, в первом узле (13, 4, 15, 12, 16) теоретически поддаётся влиянию концепт 4 («Творческая активность персонала»), однако поскольку данный концепт сба- лансирован, то есть влияние, оказываемое им на систему (правда, с низким консонансом 0,3), равноценно влиянию системы на него (с консонансом 0,7), то внешнее воздействие на данный концепт, скорее всего, не вызовет замет- ной ответной реакции системы.
В узле, содержащем концепты 24 и 10, влиянию поддаётся первый из них («Выполнение плана по выпуску новой продукции»). Однако, хотя он сбалан- сирован, влияние на него со стороны системы будет больше из-за высокого консонанса. Он зависит от других концептов, и оттого влияние нецелесообраз- но: любое воздействие на данный концепт будет поглощено влиянием систе-
мы.
В самом большом узле взаимных положительных влияний представлены
наиболее «яркие» несбалансированные концепты «Квалификация персонала» (1),
«Качество маркетинговых исследований» (7), «Объём продаж новой продукции» (9), «Качество новой продукции» (11). Они оказывают на систему самое сильное
воздействие. Все они в той или иной мере поддаются влиянию со стороны ру- ководства, однако наиболее сильную реакцию системы вызовет влияние на кон- цепт 1, характеризующийся самой высокой степенью несбалансированности (показатель централизации воздействия для него равен 0,2).
Узел взаимного консонанса системы при уровне среза 0,9 объединяет концепты «Обеспеченность научно-технической и коммерческой информацией и наличие источников её постоянного пополнения» (18), «Соответствие органи- зационной структуры целям предприятия» (20), «Инвестиции в инновации» (21),
«Гибкость перехода на новую продукцию» (23), «Натичие резервных мощностей, ресурсов, технологий» (25). Поскольку те же концепты присутствуют и в самом крупном узле взаимных положительных влияний, то можно сделать вывод, что связи между ними весьма устойчивы, достоверны.
Интересно, что концепт 4 («Творческая активность персонала»), кон- цепт 12 («Уровень новизны разработок»), концепт 13 («Количество новых разра- боток») присутствуют одновременно в узлах положительных и отрицательных взаимовлияний. Значит, положительное воздействие руководства на данные факторы желательно, но требует большой осторожности, иначе можно ухуд- шить состояние системы в целом.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 326.