Инновация — это сложный, творческий и сопряжённый с риском процесс разработки, внедрения и коммерциализации лучшей по своим свойствам про- дукции (работ, услуг) для любой сферы общества на конкурентном рынке; это процесс последовательной трансформации творческой идеи в продукт (работу, услугу) и выведение его на рынок с использованием всех доступных для органи- зации ресурсов [1].
Инновации представляют собой изменения системного функциониро- вания организации, вызванные необходимостью достижения её стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды [2]. В условиях статичной внеш- ней среды инновации ограничивались бы повышением внутрихозяйственной эффективности, а их цикл был бы конечным — до момента достижения предела эффективности. Меняющаяся внешняя среда, в первую очередь её технологиче- ское развитие, обусловливает непрерывность инновационного цикла и недости- жимость совершенства. Предприятию необходим прогноз последствий управ- ленческих решений вовне и внутри. Поскольку инновационная деятельность предприятия требует непосредственного контроля и координации со стороны менеджеров, необходимо внедрять системы прогнозирования изменений во внутренней среде.
Такая система должна базироваться на поддержании и развитии иннова- ционного механизма. Принято считать, что инновационный механизм пред- приятия включает в себя организационно-экономическую форму осуществле- ния инновационной деятельности и поиска инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности [3].
Сложный и динамичный характер инновационных процессов на пред- приятии требует оценки последствий различных инновационных стратегий. Прогнозы и оценки должны базироваться на принципах системного анализа ин- формации об инновационных процессах и потенциально возможных стратегиях
управления ими (в том числе последствиях реализации каждой стратегии). Математическое моделирование инновационного механизма предприятия мо- жет помочь в прогностике и оценках.
Однако, подобно большинству систем в экономике и менеджменте, ин- новационный механизм слабо структурирован. (Под слабоструктурированными понимаются системы, параметры и законы поведения которых описываются в основном на качественном уровне, и изменения параметров системы может приводить к труднопредсказуемым изменениям её структуры [4].) Для модели- рования таких систем аналитическое описание либо статистическое наблюдение зависимостей между входными или выходными параметрами затруднено, а за- частую невозможно. Приходится прибегать к субъективным моделям, осно- ванным на экспертной информации, обрабатываемой с привлечением логики
«здравого смысла», интуиции и эвристик.
Одним из наиболее эффективных подходов к исследованию слабо струк- турированных систем и процессов является методология когнитивного моде- лирования, предложенная Аксельродом [5]. Она получила развитие во многих работах [например 4, 6—9]. В рамках когнитивной модели информация о сис- теме представляется в виде набора понятий (факторов) и связывающей их при- чинно-следственной сети, называемой когнитивной картой. Карта отражает субъективные представления эксперта (или группы экспертов) о законах и за- кономерностях, присущих моделируемой системе. Построение когнитивной карты моделируемой системы фактически означает снятие неопределённости за счёт формирования модели знаний аналитика об этой системе. К построен- ной карте применяются методы аналитической обработки, ориентированные на исследование структуры системы и получение прогнозов её поведения при различных управляющих воздействиях. Цель — нахождение оптимальных стратегий управления.
Таким образом, процесс когнитивного моделирования происходит на двух уровнях: концептуальном и математическом. Вначале эксперт, исходя из своих знаний и представлений о предметной области, формирует её понятий-
ную модель в виде набора понятий и причинно-следственных связей между ними (концептуальный уровень). Затем эта модель представляется в виде ког- нитивной карты, обработка которой ведётся на уровне математического моде- лирования. Полученные результаты должны быть истолкованы в терминах предметной области (возврат на концептуальный уровень).
Мы предлагаем методику исследования инновационного механизма предприятия с помощью особых когнитивных моделей, в основе которых лежит аппарат нечётких когнитивных карт [4, 7].
Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.