Общая характеристика когнитивного моделирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновация — это сложный, творческий и сопряжённый с риском процесс разработки, внедрения и коммерциализации лучшей по своим свойствам про- дукции (работ, услуг) для  любой сферы общества на конкурентном рынке; это процесс последовательной трансформации творческой идеи в продукт (работу, услугу) и выведение его на рынок с использованием всех доступных для органи- зации ресурсов [1].

Инновации представляют собой изменения системного функциониро- вания организации, вызванные необходимостью достижения её стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды [2]. В условиях статичной внеш- ней среды инновации ограничивались бы повышением внутрихозяйственной эффективности, а их цикл был бы конечным — до момента достижения предела эффективности. Меняющаяся внешняя среда, в первую очередь её технологиче- ское развитие, обусловливает непрерывность инновационного цикла и недости- жимость совершенства. Предприятию необходим прогноз последствий управ- ленческих решений вовне и внутри. Поскольку инновационная деятельность предприятия требует непосредственного контроля и координации со стороны менеджеров,  необходимо  внедрять  системы  прогнозирования  изменений  во внутренней среде.

Такая система должна базироваться на поддержании и развитии иннова- ционного механизма. Принято считать, что инновационный механизм пред- приятия включает в себя организационно-экономическую форму осуществле- ния инновационной деятельности и поиска инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности [3].

Сложный и динамичный характер инновационных процессов на пред- приятии  требует  оценки  последствий  различных  инновационных  стратегий. Прогнозы и оценки должны базироваться на принципах системного анализа ин- формации об инновационных процессах и потенциально возможных стратегиях


управления ими (в том числе последствиях реализации каждой стратегии). Математическое моделирование инновационного механизма предприятия мо- жет помочь в прогностике и оценках.

Однако, подобно большинству систем в экономике и менеджменте, ин- новационный механизм слабо структурирован. (Под слабоструктурированными понимаются системы, параметры и законы поведения которых описываются в основном на качественном уровне, и изменения параметров системы может приводить к труднопредсказуемым изменениям её структуры [4].) Для модели- рования таких систем аналитическое описание либо статистическое наблюдение зависимостей между входными или выходными параметрами затруднено, а за- частую невозможно. Приходится прибегать к субъективным моделям, осно- ванным на экспертной информации, обрабатываемой с привлечением логики

«здравого смысла», интуиции и эвристик.

 

Одним из наиболее эффективных подходов к исследованию слабо струк- турированных систем и процессов является методология когнитивного моде- лирования, предложенная Аксельродом [5]. Она получила развитие во многих работах [например 4, 6—9]. В рамках когнитивной модели информация о сис- теме представляется в виде набора понятий (факторов) и связывающей их при- чинно-следственной сети,  называемой  когнитивной  картой.  Карта  отражает субъективные представления эксперта (или группы экспертов) о законах и за- кономерностях,  присущих  моделируемой  системе.  Построение  когнитивной карты моделируемой системы фактически означает снятие неопределённости за счёт формирования модели знаний аналитика об этой системе. К построен- ной карте применяются методы аналитической обработки, ориентированные на исследование структуры системы и  получение прогнозов её поведения при различных  управляющих  воздействиях.  Цель  —  нахождение  оптимальных стратегий управления.

Таким  образом,  процесс  когнитивного  моделирования  происходит  на двух уровнях: концептуальном и математическом. Вначале эксперт, исходя из своих знаний и представлений о предметной области, формирует её понятий-


ную модель в виде набора понятий и причинно-следственных связей между ними (концептуальный уровень). Затем эта модель представляется в виде ког- нитивной карты, обработка которой ведётся на уровне математического моде- лирования.  Полученные  результаты  должны  быть  истолкованы  в  терминах предметной области (возврат на концептуальный уровень).

Мы предлагаем  методику исследования  инновационного   механизма предприятия с помощью особых когнитивных моделей, в основе которых лежит аппарат нечётких когнитивных карт [4, 7].

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.