При построении нечёткой когнитивной карты эксперту необходимо отве- чать на множество вопросов, которые можно в общем виде описать двумя во- просами-шаблонами:
Есть ли причинно-следственная связь между факторами А и В, и если да,
то какой из факторов А и В является причиной, а какой — следствием?
Усиливается или ослабляется концепт-следствие в результате усиления (ослабления) концепта-причины и в какой степени это усиление (ослабле- ние)проявляется?
Нечёткая когнитивная карта, описывающая инновационный механизм предприятия, строилась на опросе 11 экспертов в области управления иннова- циями. Вначале каждому эксперту предлагалось выявить ряд факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятия. Полученная инфор- мация была обработана с целью устранения двусмысленностей и повторений, а также для согласования используемой экспертами терминологии.
По мнению опрошенных, на инновационный потенциал предприятия влияют 27 факторов, которые могут быть разделены на 4 группы (таблица
3.1).Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия
Таблица 4.1 - Факторы, влияющие на инновационную деятельность предпри-
ятия
№ | Описание фактора |
Персонал
Маркет и н г
9 | Объём продаж новой продукции |
10 | Скорость выхода на рынок новой продукции |
11 | Качество новой продукции |
НИОКР | |
12 | Уровень новизны разработок |
13 | Количество новых разработок |
14 | Сроки разработки новой продукции, создания и испытания опыт- ного образца |
№ | Описание фактора |
Предприятие | |
15 | Синергия подразделений |
16 | Обеспеченность научно-технической и коммерческой информаци- ей, наличие источников ее постоянного пополнения |
17 | Наличие долгосрочной стратегии (ориентация на долгосрочную перспективу) |
18 | Соответствие организационной структуры целям предприятия |
19 | Инвестиции в инновации |
20 | Конкурентоспособность предприятия |
21 | Гибкость перехода на новую продукцию |
22 | Выполнение плана по выпуску новой продукции |
23 | Наличие резервных мощностей, ресурсов, технологий |
24 | Доминирование интересов текущего производства |
25 | Прибыльность новой продукции |
На следующем этапе эксперты устанавливали причинно-следственные
связи между факторами с указанием для каждой связи её характера (усиливаю- щая она или ослабляющая). В результате получена когнитивная карта иннова- ционного механизме предприятия (рисунок 3.1), отражающая его причинно- следственную структуру (без учёта интенсивности взаимовлияний).
Наконец, на третьем этапе экспертам предлагалось оценить силу каждого влияния Словесные суждения экспертов были формализованы с помощью шкалы (таблица 3.2).
|
Таблица 4.2 - Шкала для формализации силы влияния между концептами
Элемент шкалы | Интерпретация в терминах силы влия- ния |
0 | Влияние отсутствует |
0,1 | Минимально возможное (практически отсутствует |
0,3 | Слабое |
0,5 | Среднее |
0,7 | Существенное |
0,9 | Сильное |
1 | Максимально возможное |
0,2 0,4 0,6 0,8 | Промежуточные уровни |
По результатам данного этапа была сформирована когнитивная матрица,
содержащая усреднённые (по данным каждого эксперта) оценки интенсивности влияний (таблица 3.3).
Таблица 4.3 - Когнитивная матрица инновационного механизма предприятия
Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.