Построение когнитивной карты инновационного механизма предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При построении нечёткой когнитивной карты эксперту необходимо отве- чать на множество вопросов, которые можно в общем виде описать двумя во- просами-шаблонами:

Есть ли причинно-следственная связь между факторами А и В, и если да,

 

то какой из факторов А и В является причиной, а какой — следствием?

 

Усиливается или ослабляется концепт-следствие в результате усиления (ослабления) концепта-причины и  в  какой степени это  усиление (ослабле- ние)проявляется?

Нечёткая  когнитивная  карта,  описывающая  инновационный  механизм предприятия, строилась на опросе 11 экспертов в области управления иннова- циями.      Вначале каждому            эксперту предлагалось               выявить           ряд         факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятия. Полученная инфор- мация была обработана с целью устранения двусмысленностей и повторений, а также для согласования используемой экспертами терминологии.

По  мнению  опрошенных,  на  инновационный  потенциал  предприятия влияют 27 факторов, которые могут быть разделены на 4 группы (таблица

3.1).Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия

 

Таблица 4.1 - Факторы, влияющие на инновационную деятельность предпри-

ятия

Описание фактора

Персонал

1 Квалификация персонала 2 Уровень корпоративной и инновационной культуры 3 Мотивация персонала 4 Творческая активность персонала 5 Сопротивление изменениям 6 Производительность

Маркет и н г

7 Качество маркетинговых исследований (непрерывный поиск но- вых рыночных предложений) 8 Качество маркетинга инноваций (текущего и на выходе)
9 Объём продаж новой продукции
10 Скорость выхода на рынок новой продукции
11 Качество новой продукции

НИОКР

12 Уровень новизны разработок
13 Количество новых разработок
14 Сроки разработки новой продукции, создания и испытания опыт- ного образца
Описание фактора

Предприятие

15 Синергия подразделений
16 Обеспеченность научно-технической и коммерческой информаци- ей, наличие источников ее постоянного пополнения
17 Наличие  долгосрочной стратегии  (ориентация на  долгосрочную перспективу)
18 Соответствие организационной структуры целям предприятия
19 Инвестиции в инновации
20 Конкурентоспособность предприятия
21 Гибкость перехода на новую продукцию
22 Выполнение плана по выпуску новой продукции
23 Наличие резервных мощностей, ресурсов, технологий
24 Доминирование интересов текущего производства
25 Прибыльность новой продукции

 

На следующем этапе эксперты устанавливали причинно-следственные

 

связи между факторами с указанием для каждой связи её характера (усиливаю- щая она или ослабляющая). В результате получена когнитивная карта иннова- ционного механизме предприятия (рисунок 3.1), отражающая его причинно- следственную структуру (без учёта интенсивности взаимовлияний).

Наконец, на третьем этапе экспертам предлагалось оценить силу каждого влияния  Словесные  суждения  экспертов  были  формализованы  с  помощью шкалы (таблица 3.2).


 

 
Рисунок 4.1 - Когнитивная карта инновационного механизма предприятия

 

 

Таблица 4.2 - Шкала для формализации силы влияния между концептами

Элемент шкалы Интерпретация в терминах силы влия- ния
0 Влияние отсутствует
0,1 Минимально возможное (практически отсутствует
0,3 Слабое
0,5 Среднее
0,7 Существенное
0,9 Сильное
1 Максимально возможное
0,2 0,4 0,6 0,8 Промежуточные уровни

 

По результатам данного этапа была сформирована когнитивная матрица,

 

содержащая усреднённые (по данным каждого эксперта) оценки интенсивности влияний (таблица 3.3).


Таблица 4.3 - Когнитивная матрица инновационного механизма предприятия

 




Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.