Главными причинами интенсивного развития корпоративной социальной ответственности, или сокращенно КСО, являются активизация движения общественных групп, критикующих решения и действия бизнеса, отказ потребителей приобретать товары и пользоваться услугами безответственных компаний, а также рост профсоюзного движения. Одновременно с этим наблюдается ужесточение трудового и экологического законодательства, появляются общественные инициативы, направленные на развитие корпоративной социальной ответственности. |
К началу XXI века уже большинство крупных западных компаний сформировали собственные политики КСО, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности вошло в учебные курсы по корпоративному менеджменту ведущих экономических вузов.
В общем случае, корпоративная социальная ответственность – это «отвечающая специфике и уровню развития компании, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласовано вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании, с особым учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств компании и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании (рост объемов производства, повышении качества продукции и услуг и др.), улучшению репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями» [1].
Эволюция КСО насчитывает 5 основных этапов своего развития, связанных с концепциями и особенностями трактовки понятия КСО в разные периоды ее существования.
Первый (классический подход) основан на теории корпоративного эгоизма (Милтон Фридман 1971 г.).
«Борьба с бедностью — функция не частного бизнеса. Это дело государства. Наше дело — зарабатывать деньги для акционеров и клиентов в рамках закона. Других обязанностей у нас нет. Мы платим налоги и больше ничего не должны никому, кроме Бога и совести».
Вторая точка зрения, получившая название теории корпоративного альтруизма, прямо противоположна теории М. Фридмана (авторство этой теории принадлежало Комитету по экономическому развитию).
Основная идея заключается в том, что бизнес должен заботиться не только о росте прибыли, но и делать максимально доступным вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества, а также в сохранение окружающей среды.
Третья позиция представлена одной из самых сильных «центристских» теорий, теория «разумного эгоизма» (enlightened self-interest). Она строится на том, что социальная ответственность бизнеса — это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Затраты на социальные и благотворительные программы сокращают текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли.
«Эффект публичности» — именно в этом состоит основной мотив социальной деятельности компании.
В 1990-х гг. интегрированный подход к социальной ответственности. Этот подход к пониманию смысла социальной ответственности бизнеса получил название социально значимых направлений деятельности (Socially anchored competences), а главное его достоинство заключается в том, что он смягчает противоречия между интересами компании и общества.
Единая теория КСО – диалектика нормативного и инструментального подхода направлена на моральное обоснование поведения компаний и отдельных менеджеров увязывает социально ответственное ведение бизнеса с его эффективностью.
Сейчас продолжают разрабатываться новые трактовки КСО. Например, американец К. Годпастер выступил с обоснованием теории «корпоративной совести», рассматривающей корпорацию как субъект морали и подразумевающей наличие у менеджеров равных этических обязательств по отношению ко всем заинтересованным сторонам
Несмотря на достаточно большое количество подходов к пониманию и реализации концепции КСО, общим для них остается тезис о достижении целей устойчивого развития общества, под которым понимается удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без создания угроз для удовлетворения потребностей будущих поколений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 257.