Что же такое КСО и в чем заключается ее сущность?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Сегодня все большее количество предприятий, организаций, ученых, практиков и просто любознательных людей интересуются вопросами корпоративной социальной ответственности (КСО), или, как ее по-другому называют, корпоративной ответственности, учетом корпоративной этики, корпоративной гражданской позицией, устойчивым развитием, ответственным бизнесом и др.

НЕ ПУТАТЬ и НЕ РАВНЯТЬ с

  • Благотворительностью
  • Пиаром
  • Отголоском наследия социально-ориентированных программ СССР
  • Политическими лозунгами
  • Государственными социальными программами

Причины разночтений в определении КСО и\или СОБ?

Ответ на этот вопрос требует определенного философского принятия того факта, что разные стейкхолдеры (или синоним — заинтересованные стороны) видят мир по своему и имеют на это полное право: для работника компании социальная ответственность — это достойная оплата труда, гарантия высоких трудовых стандартов, а для местных сообществ СОБ — это уже инвестиции компании в развитие регионов присутствия, и т.д., примеров может быть много, соответственно широкому кругу стейкхолдеров, и это только с одной стороны.

С другой стороны, нужно понимать также тот факт, что социальная ответственности бизнеса рассматривается на самых разных концептуальных уровнях: это может быть инструмент в руках бизнеса по достижению и обеспечению целей устойчивого развития, или концепция в руках правительства, например, ЕС, по определению роли и места бизнеса в обществе, или взгляд исследователя социолога, который рассматривает СОБ как вид социального института использующегося для достижения социального гомеостаза и т.д.

Конечно, существуют академические специализированные исследования и разработки по определению СОБ, но и здесь не все так гладко.

Итак: «…Социальная Ответственность Бизнеса привлекает к себе большое внимание в литературе по менеджменту начиная с 1950х годов. Понятие КСО было пересмотрена и проанализировано с различных точек зрения и доступные публикации были всесторонне рассмотрены многими авторами (например, Carroll, 1999, 2008; DeBakkeretal., 2005; GarrigaandMele, 2004; Lee, 2008).

Тем не менее, несмотря на почти 70 лет дебатов, КСО остается весьма спорной концепцией. Большинство авторов согласны, что термин расплывчат и плохо определен (см.Votaw, 1973; Preston и Post, 1985; QuaziandO’Brien, 2000; Lee, 2008), что ему не хватает теоретической базы (Preston, 1975; Post, 1978; Ženíšek, 1979; Jones, 1980), а «ценность черпается и восприимчива к конкретным идеологическим и эмоциональным интерпретациям» (Aupperle и др, 1985: 446). В то время как КСО остается одной из широко используемых платформ для обсуждения роли бизнеса в обществе, другие концепции оценивают эту роль с иной точки зрения, например, теории заинтересованных сторон (Freeman, 1984); бизнес-этики (Velasquez, 1988), корпоративной социальной деятельности (КСД) (Wartick и Cochran, 1985), общественного договора (DonaldsonиDunfee, 2002), или корпоративного гражданства (Mele, 2008).

Хотя нет единого определения КСО, «Большинство ученых согласны, что корпоративная социальная ответственность- это (а)социальная, … (б)ответственность, которая обычно понимается в данном контексте как … ‘долг’ (обязанность), (в)корпораций, который, как правило, относится не только к корпоративным юридическим субъектам, но к бизнес-организациям в целом” (VanOosterhout и Heugens, 2008: 201) и «к другим типам институтов помимо бизнеса в более узком смысле” (Maclagan, 2008: 371).

Эта цитата дает полезное обобщение КСО для исследователей данного объекта. Европейская комиссия попыталась предоставить практикам следующее руководство: «корпоративная социальная ответственность является по существу концепцией, согласно которой компании добровольно решают внести свой вклад в улучшение общества и окружающей среды» (EC, 2001: 5). Но эти и другие принятые определения (например, Carroll, 1991) не решают фундаментальную проблему отсутствия ясности как в социальных вопросах, которые организации должны охватить (Jones, 1980), так и как в действительности они могут охвачены. Решение как “приживить” эту концепцию в своей деятельности, и как «вести себя как хороший гражданин в бизнесе” (CBI, 1973) оставлено на усмотрение каждого отдельного бизнеса.

Также было предположено, что расхождение в определениях КСО частично является результатом различных взглядов на роль бизнеса в обществе в различных регионах мира (Argandona и Hoivik, 2009). Даже в относительно небольшом географическом пространстве Европы, где КСО набирала популярности с 1990 года (Koleva и др., 2010), есть расхождения в политике и практике КСО (Furrer и др., 2010). Недавнее смещение фокуса КСО с Запада, особенно США и Западной Европы, в другие регионы (Skouloudis и др 2011). — Азия, Южная Америка (Calderon, 2011) Африка (Dartey-Баа и Amponsah-Tawiah, 2011) и Центральная Европа (Baughn и др, 2007) — продемонстрировала расхождение в понимании и практике КСО…»

 

Канадская модель КСО

В Канаде многие организации плодотворно сотрудничают с Национальным институтом качества Канады, который внедряет специальный канадский стандарт социальной ответственности бизнеса — модель совершенства качества и здорового рабочего места

Японская модель

Японцы не признают европейские стандарты, они ориентируются в области КСО на свои этические кодексы.

Лишь в 2010 г. они частично включили ISO 26000

Особенности японской модели КСО

  • обеспечение гендерного равенства;
  • развитие волонтерства – ответственное поведение граждан к своей стране;
  • поддержание программ за чистоту окружающей среды;
  • обеспечение добросовестного партнерства (создание индустриальных групп).

Заметим, что в течение нескольких последних десятилетий бизнесом проделан огромный путь по осознанию своей ответственности за сохранение окружающей среды, решение социально-экономических проблем, повышение качества жизни местных сообществ, соблюдение прав человека, противодействие коррупции и за ряд других вопросов, важность которых признается обществом. Несмотря на разнообразие подходов к построению системы корпоративной социальной ответственности, все они объединены одной общей целью – обеспечить устойчивое развитие общества.

Таким образом, КСО постепенно становится новой философией бизнеса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получение прибыли, но также на достижение общественного блага и поддержание экологической стабильности.

 

 

Что говорят исследования?

В Докладе о развитии человека Программы развития Организации Объединенных Наций за 2011 год говорится о неразрывности устойчивого развития с главными вопросами справедливости.

Доклад призывает к срочным действиям, позволяющим уменьшить скорость изменения климата, предотвратить дальнейшую деградацию окружающей среды и снизить неравенство. Если этого не сделать, усугубление состояния окружающей среды может аннулировать недавний прогресс в развитии человеческого потенциала для беднейших государств мира.

Основные выводы доклада:

1) За прошедшие тридцать лет государства из 25-процентной группы с наиболее низким рейтингом индекса развития человеческого потенциала повысили свои результаты на целых 82%.

2) В случае сохранения подобных темпов на протяжении последующих сорока лет, большинство из этих государств достигнут стандартов равных или даже лучших, чем использующиеся на сегодняшний день в странах из верхней 25-процентной группы.

3) Последствия, вызванные изменением климата, способны сорвать прогресс в самых неразвитых государствах мира.

4) Налог на торговлю валютой в размере 0,005 процента способен ежегодно привлекать от сорока и более миллиардов долларов для финансирования борьбы с крайней нищетой и изменением климата.

5) Полтора миллиарда человек, не подключенных на сегодняшний день к электросети, получат к ней доступ без увеличения количества мировых выбросов углерода даже на процент.

 

А вот Доклад о «зеленой» экономике Программы ООН по окружающей среде преподносит «зеленую» экономику в качестве эффективного двигателя роста, способствующего созданию новых рабочих мест. Кроме того, данная экономика является необходимым фактором в процессе ликвидации бедности.

Основные выводы доклада:

1) Инвестиции в размере лишь двух процентов всемирного валового внутреннего продукта (ВВП) в развитие десяти основных секторов, включая гражданское строительство, сельское хозяйство, энергетику, лесоводство, рыбное хозяйство, промышленное производства, транспорт, туризм, утилизацию отходов и водные ресурсы, могут служить толчком к переходу к ресурсосберегающей и низкоуглеродистой экономике.

 

2) Экологическая направленность экономики на протяжении 5–10 лет может привести к более оперативному росту внутреннего валового продукта в целом и внутреннего валового продукта на одного человека, чем в рамках традиционного плана развития.

 

3) Благодаря значительному прогрессу в сфере энергетической эффективности, в контексте «зеленой» экономики глобальный спрос на энергетические носители, доверяя прогнозам, уменьшится практически на 40 процентов к 2050 году.

 

4) Есть вероятность, что «зеленый» сценарий инвестирования даст возможность уменьшить количество выбросов CO2 где-то на третью часть к 2050 году (сравнительно с нынешним развитием событий).

 

5) Переход к «зеленой» экономике позволит создать новые рабочие места.

 

Понятие социальной ответственности используется во многих сферах деятельности, но только в бизнес-контексте, указывая на конкретные направления развития, оно приобретает четкую формулировку. Это позволяет исследователям и специалистам разделить СОБ на определенные виды.

Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это вклад, вносимый организацией в развитие социальной, экономической и экологической сфер на добровольных началах.

 

Некоторые виды социальной ответственности носят правовой характер и отражены в законодательстве. В их числе:

  1. Предоставление качественных услуг и продукции потребителям.
  2. Создание законных рабочих мест, официальная выдача заработной платы, финансовые инвестиции в развитие сотрудников.
  3. Строгое соблюдение налогового, трудового, экологического и других законодательств.
  4. Эффективность деятельности (увеличение благосостояния акционеров, создание и дальнейшее увеличение экономической добавленной стоимости).
  5. Ведение дел с учетом этических норм и общественных ожиданий.
  6. Вклад в развитие общества за счет реализации социальных программ и проектов (как индивидуально, так и в партнерстве с другими организациями).

 

А вот Организация Объединённых Наций предлагает более практикоориентированную классификацию, указывающую компаниям на конкретные задачи. Но даже при беглом взгляде становится ясно, что эти классификации очень похожи. Меняется лишь формулировка и появляются некоторые дополнения, выходящие за пределы законодательства.

Согласно данным ООН, СОБ (или КСО) делится на два вида — внутреннюю и внешнюю.

 

К внутренней относятся:

- безопасность на рабочем месте;

- стабильная, достойная оплата труда;

- гарантия социального и медицинского страхования для работников;

- предоставление персоналу возможности дополнительного обучения: программы подготовки, повышения квалификации;

- оказание финансовой помощи в экстренных случаях.

 

К внешней СОБ относятся:

- социальные инвестиции и благотворительность;

- забота об окружающей среде;

- ответственность компании перед потребителями;

- взаимодействие с властью и местными сообществами.

 

Кроме того, некоторые исследователи «разбивают» корпоративную социальную ответственность на несколько уровней.

Первый уровень Своевременная выплата налогов и заработной платы, а также, по возможности, расширение рабочего штата компании.
Второй уровень Обеспечение достойных условий труда и жизни для сотрудников (предоставление жилья, повышение квалификации и пр.).
Третий уровень Проведение организацией благотворительной деятельности.

 

Теперь давайте рассмотрим социальную ответственность с точки зрения ее трех основных направлений: экологического, экономического и социального. Именно эти три «ветки» являются частью стратегии и определяют сущность данного понятия.

 

 

Экологическая составляющая КСО направлена на решение таких остро стоящих проблем, как:

- загрязнение водных и земельных ресурсов, атмосферы;

- истощение природных ресурсов;

- снижение биологического разнообразия;

- стремительное изменение климата.

 

Для решения этих проблем социально ответственные компании, в рамках своих стратегий по КСО, разрабатывают экологическую политику, направленную на снижение их негативного воздействия на окружающую среду. Примеры эффективной экологической политики смотрите в материале «Как сделать наиболее эффективной экологическую политику компаний».

Включение экологической составляющей в концепцию социальной ответственности произошло после ряда серьёзных экологических катастроф.

Например, в Бхопале (Индия) в 1994 году на предприятии по производству пестицидов Union Carbide произошла утечка токсичных газов. В результате аварии погибло более 22 тыс. человек.

Причиной столь ужасной трагедии стали вопиющие нарушения техники безопасности, низкооплачиваемый, неквалифицированный персонал, а также отказ руководства компании заменить износившееся оборудование. Кроме того, по некоторым данным, в 1984 году на предприятии были отключены системы защиты, обеспечивающие процесс ликвидации.

 

Не менее страшная трагедия обрушилась в 1989 году на жителей Америки. В результате аварии на танкере Valdez компании Exxon в море вылилось 260 тыс. баррелей сырой нефти. Катастрофа привела к масштабному загрязнению береговых линий (около 1600 км) и гибели тысяч животных. Сама же компания-производитель понесла огромные ущербы, выплачивая штрафы и проводя очистительные работы.

Что касается экономической составляющей КСО, она предусматривающую не только увеличение прибыли для компании, но и улучшение благосостояния общества.

Так как сегодня бизнес является одним из основных двигателей экономического развития, можно утверждать, что выбор, совершаемый компаниями, фактически формирует наше будущее. Но, конечно же, этот фактор зависит от степени взаимодействия бизнеса и государства.

Экономическая составляющая КСО предусматривает:

Ø инвестиции, направленные на развитие устойчивости продукции;

Ø эффективное использование трудовых ресурсов;

Ø создание устойчивой цепочки поставок;

Ø проведение исследований в интересах развития бизнеса;

Ø эффективное использование материалов и ресурсов, применяемых для производства конечного продукта;

Ø этическое поведение по отношению к потребителям и конкурентам.

Многие КСО-эксперты утверждают, что именно экономическая составляющая является наиболее противоречивой и сложной. Ее устойчивость и эффективность зависит от роли, которую берет на себя организация, а также методологии определения и измерения конечных результатов.

Социальная составляющая бизнеса затрагивает вопросы этики. Проявляется она в ряде действий, направленных на интересы персонала и местного сообщества, а именно:

Ø соблюдении прав человека (в отношении как персонала, так и населения);

Ø соблюдении правил охраны труда;

Ø профессиональном развитии кадров;

Ø развитии регионов присутствия (проведении благотворительных и волонтерских акций, повышении уровня занятости среди населения).

Также стоит упомянуть о классификации, созданной на базе КСО-обязательств. Обязательства в таблице выстраиваются по степени важности — от необходимых, навязываемых экономикой и законом, до добровольческих, являющихся личной инициативой компании.

Экономические Экономическая ответственность (необходимость в получении прибыли) является приоритетом для компании. Отсутствие прибыли несет за собой потерю рабочих мест. Если сотрудники потеряют свою работу, их не будет волновать каким образом компания выполняет свои обязательства перед обществом. Поэтому, перед тем как начать вести политику корпоративной социальной ответственности, компании, в первую очередь, следует подумать о своем финансовом положении.
Юридические Юридические обязательства – это требования, установленные действующим законодательством. В соответствии с теорией корпоративной социальной ответственности, после обеспечения своей платежеспособности, компании следует обеспечить надлежащее выполнение своих обязательств в рамках закона. Юридические обязательства могут варьироваться от правил техники безопасности к трудовому законодательству, законе об охране окружающей среды и даже криминальному законодательству.
Этнические Этнические обязательства выполняются по инициативе руководителей. Сюда входят мероприятия по охране окружающей среды, выплата достойных зарплат или, например, отказ от ведения коммерческой деятельности со странами, находящимися под экономическими санкциями.
Филантропические Если компания выполняет этнические обязательства, она может приступить к выполнению и филантропических, основная цель которых — приносить пользу обществу. Эти обязательства могут проявляться в поддержке общественных организаций, спонсировании социальных проектов, жертвовании денежных средств на благотворительные мероприятия.

 

Л.Н. Толстой.

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.

Процессы глобализации также сформировали мировое технологическое и информационное пространство. Процесс глобализации привел к мощному развитию мировой торговли и развитию интеграционных процессов. Произошло углубление международного разделения труда (МРТ) в виде внутриотраслевой специализации и кооперации. В связи с этим большого изменения испытывают сущности устоявшихся понятий и терминов. Такое представление ценностей приводит к возникновению принципиально новой концепции в рамках корпоративного управления – концепции корпоративной социальной ответственности.

 

Генезис концепции корпоративной социальной ответственности приводит к осмыслению такой социально-философской категории как ответственность бизнеса.

 

Концепция корпоративной социальной ответственности в ее различных интерпретациях известна миру уже достаточно давно.

 

Основные идеи концепции социальной ответственности и подходы к ее реализация через социально ответственное поведение зародились еще в середине XX столетия в США. За это время она прошла в своем развитии три этапа.

Первый этап (60-е — середина 70-х годов ХХ века) характеризуется расцветом филантропии и благотворительности. Деловая и социальная активность в тот период были разграничены. Помощь для решения социально значимых вопросов предоставлялась преимущественно в натуральной или денежной форме на основе личных симпатий руководителя бизнес-структуры.

Второй этап (середина 70-х – начало 80-х годов ХХ столетия) характеризуется становлением стратегической филантропии. В это время бизнес начинает увязывать решение социальных проблем со стратегическими целями корпорации.

Третий этап (конец 80-х годов ХХ века) характеризуется развитием практики осуществления социальных инвестиций. Усилия коммерческого, некоммерческого и государственного секторов в этот период начинают объединяться для решения конкретных социальных проблем.

 

Некоторые специалисты воспринимают социально ответственное поведение, прежде всего, в этическом смысле, другие – как концепцию юридической ответственности. Так, по мнению М. Палацци и Дж. Статчера, «социальная ответственность представляет собой в своей основе философию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом, причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства».

Согласно ставшей уже классической позиции А. Керолла, корпоративная социальная ответственность является многоуровневой, ее можно представить в виде пирамиды (рис. 1.).

                                   Рис. 1. Пирамида А. Керрола

 

Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах. Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. Филантропическая ответственность побуждает компанию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

 

Таким образом, КСО – это обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.

 

Модель пирамиды КСО А. Керолла, основанная на соподчинении экономического, правового, этического и филантропического «уровней» социальной ответственности в последнее время подвергается жесткой критической оценке и переосмыслению. Критики исходят из того, что этика является важнейшим элементом всех уровней КСО, рассматриваемых А. Кероллом, при этом остался открытым вопрос о том, является КСО обязанностью или подразумевает некие «необязательные усилия» [1].

 

В зарубежных источниках информации социальная ответствен­ность часто трактуется как самостоятельно (добровольно) взятое на себя обязательство бизнеса поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с работниками, их семьями, местными сообществами и обще­ством в целом с целью улучшения качества жизни путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом.

 

В то же время Институт исследований Всемирного банка социальную ответственность трактует двояко:

Как комплекс направлений политики и действий организации, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполнением требований законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды;

Нацеленность бизнеса на устойчивое развитие.

Европейская Комиссия в своих документах опирается на самое широкое определение: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды».

 

В свою очередь Всемирный совет предпринимателей по вопросам устойчивого развития бизнеса описывает корпоративную социальную ответственность как вклад бизнеса в устойчивое экономическое развитие. С учетом соответствия законодательству и нормативным актам корпоративная социальная ответственность обычно включает «выходящие за пределы, установленные законодательством», обязательства и мероприятия в следующих сферах:

  • корпоративное управление и корпоративная этика;
  • здравоохранение и охрана труда;
  • охрана окружающей среды;
  • права человека (включая основные трудовые права);
  • управление человеческими ресурсами;
  • взаимодействие с обществом, развитие и инвестирование;
  • корпоративная благотворительность и волонтерство;
  • удовлетворение требований потребителя и приверженность принципу честной конкуренции;
  • борьба со взяточничеством и меры по борьбе с коррупцией;
  • отчетность, прозрачность и информирование о деятельности;
  • отношения с поставщиками, как в национальной, так и в международной цепочке поставок.

Перечисленные элементы корпоративной социальной ответственности часто взаимосвязаны и взаимозависимы и выполняются компаниями в процессе их деятельности. Поскольку бизнес играет главную роль в повышении благосостояния общества, корпоративная социальная ответственность является центральным понятием в системе менеджмента. Она позиционирует компании, как с точки зрения действующих рисков, так и с позиции преимуществ возможностей, которые она предоставляет, особенно относительно их корпоративной репутации и широкого вовлечения в деятельность заинтересованных сторон (акционеров, сотрудников, потребителей, сообществ, поставщиков, правительства, неправительственных, международных и других организаций, с которыми связана деятельность компании) [2].

Таким образом, корпоративная социальная ответственность, прежде всего, означает переход от слов к делу, то есть к эффективным и конкретным действиям и управлению их социальным и экологическим влиянием.

Литература

1. Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления. // Журнал «ARS ADMINISTRANDI» («Искусство управления»), 2011 г., с. 53.

2. О. Алексеева. Социальная ответственность компаний — опыт Запада и России // журнал «Меценат», №4, 2011 г.

 

 

Принципы

Права человека

Принцип 1 Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашенных на международном уровне прав человека. Принцип 2 Деловые круги не должны быть причастны к нарушениям прав человека.

Трудовые отношения

Принцип 3 Деловые круги должны поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров. Принцип 4 Деловые круги должны выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда. Принцип 5 Деловые круги должны выступать за полное искоренение детского труда. Принцип 6 Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.

Окружающая среда

Принцип 7 Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности. Принцип 8 Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды. Принцип 9 Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий. Противодействие коррупции Принцип 10 Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

 

Десять универсальных принципов Глобального договора ориентированы на воплощение практик ответственного бизнеса в сферах прав человека, стандартов труда, экологической ответственности и борьбы с коррупцией.

Глобальный договор не предусматривает обязательного надзора или строгой оценки деятельности компаний. Он базируется исключительно на добровольных инициативах бизнеса по поддержке принципов устойчивого развития, прозрачной деятельности, публичной отчетности, воплощение принципов Глобального договора в деловую стратегию, корпоративную культуру и свою повседневную деловую практику.

Таким образом, Глобальный договор является сугубо добровольной инициативой, преследующей две цели:

  1. интеграция десяти принципов в предпринимательскую деятельность в мировом масштабе;
  2. стимулирование действий в поддержку более широких целей развития ООН.

 

В интересах достижения этих целей Глобальный договор обеспечивает обучение и участие посредством нескольких механизмов:

  • политических диалогов,
  • обучения,
  • местных сообществ,
  • партнерских проектов.

 

Будучи добровольной инициативой, Глобальный договор нацелен на то, чтобы обеспечить широкое участие в нем различных групп из числа предпринимательского сообщества и других организаций, которые формируют и развивают социально-ориентированную деятельность.

Для того, чтобы присоединиться к Глобальному договору, компания направляет письмо за подписью исполнительного директора (и с одобрения Правления) на имя Генерального секретаря ООН, в котором выражается поддержка Глобального договора и его принципов.

Присоединение к Глобальному договору означает публичное заявление о своей приверженности Десяти универсальным принципам данной инициативы. Организация, берущая на себя такое обязательство, должна инициировать такие изменения в своей предпринимательской деятельности, посредством которых Глобальный договор и его принципы превратились бы в неотъемлемый элемент управленческой и предпринимательской стратегии, культуры и повседневных операций; опубликовать в своем годовом отчёте или аналогичном публичном отчёте (например, в отчёте по вопросам устойчивости) информацию о том, каким образом она поддерживает Глобальный договор и его принципы («сообщение о достигнутом прогрессе»); публично поддерживать Глобальный договор и его принципы, используя такие коммуникационные возможности, как пресс-релизы, выступления и т.п.

.

 

 

Открытость

  • Прозрачность (транспарентность). Принципы ведения социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими и понятными.
  • Публичность. Любая информация о КСО, за исключением конфиденциальной, должна быть доступна общественности
  • Достоверность. Недопустимо сокрытие или фальсификация данных о КСО.
  • Диалог. Социальная политики строится на основе ведения диалога со всеми заинтересованным сторонами, обязательно наличие обратной связи с адресатами социальных программ.

2. Системность.

  • Направленность. Наличие приоритетных направлений реализации социальных программ
  • Единство во времени (последовательность). Ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также за будущее влияние деятельности Компании на внешний мир.
  • Единство в пространстве. Универсальные принципы КСО для всех региональных подразделений Компании.
  • Регулярность. Отказ от единичных и фрагментарных акций в пользу планомерных программ и проектов в рамках в зафиксированных приоритетных направлений КСО.
  • Интегрированность. Проникновение принципов КСО во все бизнес-процессы и процесс принятия решений на всех иерархических уровнях.

Значимость.

  • Актуальность. Реализуемые программы КСО должны быть своевременны и востребованы.
  • Масштабность. Программы КСО должны охватывать значительную аудиторию и быть заметны для общества в целом.
  • Эффективность. Затраченные на реализацию программ средства должны ощутимо помогать в решении проблем, при этом результаты программ подлежат регулярной оценке и учету.

Недопущение конфликтов.

Политическая не ангажированность. Неучастие в предвыборных гонках, поддержке политических партий или отдельных политических деятелей.

Дистанцирование от церкви. Отказ от поддержки духовенства, церкви, отдельных конфессий или религиозных течений. Отказ от поддержки националистических движений. Отказ от поддержки фан-клубов. В том числе спортивных, музыкальных или иных молодежных течений, противопоставляющих себя остальным.

Таким образом, при рассмотрении проблемы принципы КСО вызваны к жизни общественными ожиданиями, которые в общем виде сводятся к следующему: организация весьма активно и открыто должна действовать в таких сферах, как охрана среды обитания, здравоохранение, защита прав граждан и потребителей. То есть часть своих доходов должна обращать во благо общества, и делать это открыто, системно, масштабно, в актуальных направлениях и без приоритетов в области политики и религии.

Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.

Таким образом, компания имеет право называть себя социально ответственной, а это означает, что компания действует по принципам социальной ответственности и осуществляет комплекс социальных программ в приоритетных для неё направлениях.

 

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Сегодня все большее количество предприятий, организаций, ученых, практиков и просто любознательных людей интересуются вопросами корпоративной социальной ответственности (КСО), или, как ее по-другому называют, корпоративной ответственности, учетом корпоративной этики, корпоративной гражданской позицией, устойчивым развитием, ответственным бизнесом и др.

Что же такое КСО и в чем заключается ее сущность?

Попробуем разобраться.

КСО – это,

1. выполнение организациями социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы.

2. готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.

 

В общем случае, КСО предполагает:

  • производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;
  • соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;
  • содействие повышению квалификации и навыков персонала;
  • защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;
  • защиту культурного наследия;
  • поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;
  • помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;
  • соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.

 

Сегодня существует множество определений понятия «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность»:

Социальная ответственность фирмы — максимальное использование преимуществ компании и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом [1].

Социальная ответственность отличается от юридической и рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира [2].

Социальная ответственность означает способность организации или предприятия оценить последствия своей деятельности для устойчивого социального развития общества . Социальная ответственность — широкое понятие, охватывающее и такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие. Организации обязаны проявлять ответственность в трех областяхфинансы, влияние их деятельности на общество и окружающую среду, воздействие на экологию. Это относится не только к бизнесу, но и к правительственным, общественным и добровольческим организациям [3].

Социальная ответственность бизнеса — концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом [4].

Социальная ответственность представляет собой в своей основе философию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом, причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства [5].

Социальная ответственность бизнеса:

1) комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды;

2) нацеленность бизнеса на устойчивое развитие [6].

Корпоративная социальная ответственность – инструмент, с помощью которого возможно оказывать влияние на общество, обеспечивая устойчивое развитие [7].

Корпоративная социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума [8].

Корпоративная социальная ответственность – это серьезная попытка разрешить социальные проблемы, вызванные полностью или частично действиями корпорации [9].

Корпоративная социальная ответственность означает специфические обязательства компании и проистекающие из них действия коммерческих организаций в отношении своих нуждающихся общностей, определяемых и размещенных вне основной операционной среды бизнеса [10].

 

Социальная ответственность (social responsibility) — обязательство фирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, принятое ею сверх требуемого от нее в соответствии с законодательством и экономическими условиями [11].

 

Наиболее полным представляется определение, данное Ростиславом Куринько, президентом Центра взаимодействия бизнеса и общества, в котором он емко и комплексно раскрывает сущность понятия корпоративной социальной ответственности: «Корпоративная социальная ответственность – это отвечающая специфике и уровню развития компании, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласовано вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании, с особым учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств компании и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании (рост объемов производства, повышении качества продукции и услуг и др.), улучшению репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями» [12].

 

Подводя итог, следует сказать, что корпоративная социальная ответственность — это не просто ответственность компании перед людьми, организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, перед обществом в целом, не просто набор принципов, в соответствии с которыми компания выстраивает свои бизнес-процессы, а философия организации предпринимательской и общественной деятельности, которых придерживаются компании, заботящиеся о своем развитии, обеспечении достойного уровня жизни людей, о развитии общества в целом и сохранении окружающей среды для последующих поколений.

  1. Шпотов Б. Деловая этика и менеджмент: современные подходы / Б. Шпотов // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 1.
  2. Социальное управление: словарь. М., 1986. С. 367.
  3. Фиглин Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации/ Л.Фиглин // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2.
  4. Социальное измерение в бизнесе. Международный форум лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского. М.: НП Социальные инвестиции, Изд. дом «Красная площадь», 2001. — С. 25.
  5. Палацци М. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе. / М. Палацци, Дж.Статчер . — 1997. — С. 17.
  6. Институт исследований Мирового банка (Djordjija Petkoski, Saskia Kerse- maekers, Alisa Valderania. Corporate Social Responsibility and Sustainable Competitiveness // worldbank.com)
  7. Гордон Х. Фитч. Корпо­ративная ответственность перед обществом. Корпо­ративный социальный отчет. Рекомендации Ас­социации менеджеров / Гордон Х. Фитч. // www.amr.ru
  8. Китчин Т. Корпора­тивная социальная ответ­ственность: в фокусе бренд / Т. Китчин. // Менеджмент се­годня. — 2003. — № 5. — С. 24.
  9. Европейская комиссия. Корпоративная ответственность перед обществом. Корпоративный социальный отчет. Рекомендации Ассоциации менеджеров // www.amr.ru
  10. Социальная ответствен­ность бизнеса: актуальная повестка / под. ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — С.15
  11. Стивен П. Менеджмент. / П. Стивен, М. Коул­тер // 6-е издание: пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2004. — С. 192-195.
  12. Осваиваем КСО: просто о сложном / Ростислав Куринько – К.: Издательство «Журнал «Радуга», 2011. – 204 с.

 

 

Что такое СОБ? Что такое социальная ответственность бизнеса (ее иногда называют корпоративная ответственность бизнеса) (СОБ)?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 306.