“Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего”.
Л.Н. Толстой.
Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.
Процессы глобализации также сформировали мировое технологическое и информационное пространство. Процесс глобализации привел к мощному развитию мировой торговли и развитию интеграционных процессов. Произошло углубление международного разделения труда (МРТ) в виде внутриотраслевой специализации и кооперации. В связи с этим большого изменения испытывают сущности устоявшихся понятий и терминов. Такое представление ценностей приводит к возникновению принципиально новой концепции в рамках корпоративного управления – концепции корпоративной социальной ответственности.
Генезис концепции корпоративной социальной ответственности приводит к осмыслению такой социально-философской категории как ответственность бизнеса.
Концепция корпоративной социальной ответственности в ее различных интерпретациях известна миру уже достаточно давно.
Основные идеи концепции социальной ответственности и подходы к ее реализация через социально ответственное поведение зародились еще в середине XX столетия в США. За это время она прошла в своем развитии три этапа.
Первый этап (60-е — середина 70-х годов ХХ века) характеризуется расцветом филантропии и благотворительности. Деловая и социальная активность в тот период были разграничены. Помощь для решения социально значимых вопросов предоставлялась преимущественно в натуральной или денежной форме на основе личных симпатий руководителя бизнес-структуры.
Второй этап (середина 70-х – начало 80-х годов ХХ столетия) характеризуется становлением стратегической филантропии. В это время бизнес начинает увязывать решение социальных проблем со стратегическими целями корпорации.
Третий этап (конец 80-х годов ХХ века) характеризуется развитием практики осуществления социальных инвестиций. Усилия коммерческого, некоммерческого и государственного секторов в этот период начинают объединяться для решения конкретных социальных проблем.
Некоторые специалисты воспринимают социально ответственное поведение, прежде всего, в этическом смысле, другие – как концепцию юридической ответственности. Так, по мнению М. Палацци и Дж. Статчера, «социальная ответственность представляет собой в своей основе философию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом, причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства».
Согласно ставшей уже классической позиции А. Керолла, корпоративная социальная ответственность является многоуровневой, ее можно представить в виде пирамиды (рис. 1.).
Рис. 1. Пирамида А. Керрола
Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах. Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. Филантропическая ответственность побуждает компанию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.
Таким образом, КСО – это обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.
Модель пирамиды КСО А. Керолла, основанная на соподчинении экономического, правового, этического и филантропического «уровней» социальной ответственности в последнее время подвергается жесткой критической оценке и переосмыслению. Критики исходят из того, что этика является важнейшим элементом всех уровней КСО, рассматриваемых А. Кероллом, при этом остался открытым вопрос о том, является КСО обязанностью или подразумевает некие «необязательные усилия» [1].
В зарубежных источниках информации социальная ответственность часто трактуется как самостоятельно (добровольно) взятое на себя обязательство бизнеса поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с работниками, их семьями, местными сообществами и обществом в целом с целью улучшения качества жизни путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом.
В то же время Институт исследований Всемирного банка социальную ответственность трактует двояко:
Как комплекс направлений политики и действий организации, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполнением требований законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды;
Нацеленность бизнеса на устойчивое развитие.
Европейская Комиссия в своих документах опирается на самое широкое определение: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды».
В свою очередь Всемирный совет предпринимателей по вопросам устойчивого развития бизнеса описывает корпоративную социальную ответственность как вклад бизнеса в устойчивое экономическое развитие. С учетом соответствия законодательству и нормативным актам корпоративная социальная ответственность обычно включает «выходящие за пределы, установленные законодательством», обязательства и мероприятия в следующих сферах:
Перечисленные элементы корпоративной социальной ответственности часто взаимосвязаны и взаимозависимы и выполняются компаниями в процессе их деятельности. Поскольку бизнес играет главную роль в повышении благосостояния общества, корпоративная социальная ответственность является центральным понятием в системе менеджмента. Она позиционирует компании, как с точки зрения действующих рисков, так и с позиции преимуществ возможностей, которые она предоставляет, особенно относительно их корпоративной репутации и широкого вовлечения в деятельность заинтересованных сторон (акционеров, сотрудников, потребителей, сообществ, поставщиков, правительства, неправительственных, международных и других организаций, с которыми связана деятельность компании) [2].
Таким образом, корпоративная социальная ответственность, прежде всего, означает переход от слов к делу, то есть к эффективным и конкретным действиям и управлению их социальным и экологическим влиянием.
Литература
1. Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления. // Журнал «ARS ADMINISTRANDI» («Искусство управления»), 2011 г., с. 53.
2. О. Алексеева. Социальная ответственность компаний — опыт Запада и России // журнал «Меценат», №4, 2011 г.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 270.