В июле 2014 года рабочая группа Генеральной Ассамблеи ООН по целям устойчивого развития одобрила документ, содержащий ряд экологических, экономических и социальных задач, направленных на достижение устойчивого развития. Так называемые семнадцать целей устойчивого развития, представленные в документе, позволят покончить с бедностью, решить вопрос неравенства, защитить планету от пагубного воздействия производства и модернизировать Цели Развития Тысячелетия.
23 января 2015 года Генсек ООН Пан Ги Мун выступил на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе, призывая страны ускорить осуществление семнадцати целей в области устойчивого развития. Свое выступление Главный секретарь ООН закончил словами: «Давайте же ставить амбициозные цели и добиваться их вместе. Я призываю каждого из вас: сделаем 2015 год периодом решительных действий!».
25 сентября 2015 года в Нью-Йорке 193 страны-члены ООН приняли новую Повестку дня в области устойчивого развития на срок после 2015 года. По прогнозам, данная программа позволит ликвидировать бедность к 2030 году и обеспечить устойчивое будущее.
Лидеры различных государств заявили о готовности «защитить Землю от деградации, в особенности за счет рационального применения природных ресурсов, внедрения рациональных моделей производства и потребления, а также принятия срочных действий по причине изменений климата». Также лидеры стран заявили о намерении содействовать созданию справедливого, миролюбивого общества, лишенного страха, насилия и социальных барьеров.
Виды социальной ответственности бизнеса
Понятие социальной ответственности используется во многих сферах деятельности, но только в бизнес-контексте, указывая на конкретные направления развития, оно приобретает четкую формулировку. Это позволяет исследователям и специалистам разделить СОБ на определенные виды.
Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это вклад, вносимый организацией в развитие социальной, экономической и экологической сфер на добровольных началах.
Некоторые виды социальной ответственности носят правовой характер и отражены в законодательстве. В их числе:
А вот Организация Объединённых Наций предлагает более практикоориентированную классификацию, указывающую компаниям на конкретные задачи. Но даже при беглом взгляде становится ясно, что эти классификации очень похожи. Меняется лишь формулировка и появляются некоторые дополнения, выходящие за пределы законодательства.
Согласно данным ООН, СОБ (или КСО) делится на два вида — внутреннюю и внешнюю.
К внутренней относятся:
- безопасность на рабочем месте;
- стабильная, достойная оплата труда;
- гарантия социального и медицинского страхования для работников;
- предоставление персоналу возможности дополнительного обучения: программы подготовки, повышения квалификации;
- оказание финансовой помощи в экстренных случаях.
К внешней СОБ относятся:
- социальные инвестиции и благотворительность;
- забота об окружающей среде;
- ответственность компании перед потребителями;
- взаимодействие с властью и местными сообществами.
Кроме того, некоторые исследователи «разбивают» корпоративную социальную ответственность на несколько уровней.
Первый уровень | Своевременная выплата налогов и заработной платы, а также, по возможности, расширение рабочего штата компании. |
Второй уровень | Обеспечение достойных условий труда и жизни для сотрудников (предоставление жилья, повышение квалификации и пр.). |
Третий уровень | Проведение организацией благотворительной деятельности. |
Теперь давайте рассмотрим социальную ответственность с точки зрения ее трех основных направлений: экологического, экономического и социального. Именно эти три «ветки» являются частью стратегии и определяют сущность данного понятия.
Экологическая составляющая КСО направлена на решение таких остро стоящих проблем, как:
- загрязнение водных и земельных ресурсов, атмосферы;
- истощение природных ресурсов;
- снижение биологического разнообразия;
- стремительное изменение климата.
Для решения этих проблем социально ответственные компании, в рамках своих стратегий по КСО, разрабатывают экологическую политику, направленную на снижение их негативного воздействия на окружающую среду. Примеры эффективной экологической политики смотрите в материале «Как сделать наиболее эффективной экологическую политику компаний».
Включение экологической составляющей в концепцию социальной ответственности произошло после ряда серьёзных экологических катастроф.
Например, в Бхопале (Индия) в 1994 году на предприятии по производству пестицидов Union Carbide произошла утечка токсичных газов. В результате аварии погибло более 22 тыс. человек.
Причиной столь ужасной трагедии стали вопиющие нарушения техники безопасности, низкооплачиваемый, неквалифицированный персонал, а также отказ руководства компании заменить износившееся оборудование. Кроме того, по некоторым данным, в 1984 году на предприятии были отключены системы защиты, обеспечивающие процесс ликвидации.
Не менее страшная трагедия обрушилась в 1989 году на жителей Америки. В результате аварии на танкере Valdez компании Exxon в море вылилось 260 тыс. баррелей сырой нефти. Катастрофа привела к масштабному загрязнению береговых линий (около 1600 км) и гибели тысяч животных. Сама же компания-производитель понесла огромные ущербы, выплачивая штрафы и проводя очистительные работы.
Что касается экономической составляющей КСО, она предусматривающую не только увеличение прибыли для компании, но и улучшение благосостояния общества.
Так как сегодня бизнес является одним из основных двигателей экономического развития, можно утверждать, что выбор, совершаемый компаниями, фактически формирует наше будущее. Но, конечно же, этот фактор зависит от степени взаимодействия бизнеса и государства.
Экономическая составляющая КСО предусматривает:
Ø инвестиции, направленные на развитие устойчивости продукции;
Ø эффективное использование трудовых ресурсов;
Ø создание устойчивой цепочки поставок;
Ø проведение исследований в интересах развития бизнеса;
Ø эффективное использование материалов и ресурсов, применяемых для производства конечного продукта;
Ø этическое поведение по отношению к потребителям и конкурентам.
Многие КСО-эксперты утверждают, что именно экономическая составляющая является наиболее противоречивой и сложной. Ее устойчивость и эффективность зависит от роли, которую берет на себя организация, а также методологии определения и измерения конечных результатов.
Социальная составляющая бизнеса затрагивает вопросы этики. Проявляется она в ряде действий, направленных на интересы персонала и местного сообщества, а именно:
Ø соблюдении прав человека (в отношении как персонала, так и населения);
Ø соблюдении правил охраны труда;
Ø профессиональном развитии кадров;
Ø развитии регионов присутствия (проведении благотворительных и волонтерских акций, повышении уровня занятости среди населения).
Также стоит упомянуть о классификации, созданной на базе КСО-обязательств. Обязательства в таблице выстраиваются по степени важности — от необходимых, навязываемых экономикой и законом, до добровольческих, являющихся личной инициативой компании.
Экономические | Экономическая ответственность (необходимость в получении прибыли) является приоритетом для компании. Отсутствие прибыли несет за собой потерю рабочих мест. Если сотрудники потеряют свою работу, их не будет волновать каким образом компания выполняет свои обязательства перед обществом. Поэтому, перед тем как начать вести политику корпоративной социальной ответственности, компании, в первую очередь, следует подумать о своем финансовом положении. |
Юридические | Юридические обязательства – это требования, установленные действующим законодательством. В соответствии с теорией корпоративной социальной ответственности, после обеспечения своей платежеспособности, компании следует обеспечить надлежащее выполнение своих обязательств в рамках закона. Юридические обязательства могут варьироваться от правил техники безопасности к трудовому законодательству, законе об охране окружающей среды и даже криминальному законодательству. |
Этнические | Этнические обязательства выполняются по инициативе руководителей. Сюда входят мероприятия по охране окружающей среды, выплата достойных зарплат или, например, отказ от ведения коммерческой деятельности со странами, находящимися под экономическими санкциями. |
Филантропические | Если компания выполняет этнические обязательства, она может приступить к выполнению и филантропических, основная цель которых — приносить пользу обществу. Эти обязательства могут проявляться в поддержке общественных организаций, спонсировании социальных проектов, жертвовании денежных средств на благотворительные мероприятия. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 460.