Регуляторы общественных отношений — объединение конкретных норм, регламентирующих поведение людей или взаимодействие других объектов регулирования в разных сферах жизнедеятельности.
В каждом обществе действует большое количество самых разных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. За основу социального регулирования нередко берут классовые интересы, в которых отправной точкой регулирования общественных интересов становится мнение и воля эксплуататорского класса. Конечно, такой вид регулирования имеет своей особенностью учитывать и общие социальные интересы в некоторых социальных сферах, однако основными классовыми регуляторами по-прежнему можно назвать моральные нормы. Это значит, что подобный подход, в частности социальное регулирование как система позволяет господствовать тому или иному классу, эксплуатировать те классы, группы и т.д, которые ему подчиняются, создавать ценности и идеалы, которые будут признаны более низкими социальными слоями.[6]
Правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников определяет гражданское законодательство.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Участниками таких отношений, которые регулируются ГЗ являются граждане и юридические лица. В отношениях, которые регулируются ГЗ может принимать участие и РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования (статья 124).
ГЗ регулирует отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, или участвуют в подобной деятельности, основываясь на том, что предпринимательская деятельность – это такой вид деятельности, который является самостоятельным видом и осуществляется на свой страх и риск, главной целью которой является получение прибыли посредством пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Правила, установленные ГЗ, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ФЗ.
2. Неотчуждаемые права и свобода человека и другие нематериальные блага защищаются ГЗ, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.[7]
В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, в совокупности оказывающие воздействие на развитие общественных отношений и поведение людей. Уже в первобытном обществе функционировали «местные» регуляторы — система мононорм, регулировавшая наиболее важные для жизни родовой общины общественные отношения.
Термин «регулирование» трактуется как механизм, который определят поведение людей и их сообществ, придает ему определенное направление, ограничивает конкретными рамками и упорядочивает.
В регулятивной системе выделяют нормативные и ненормативные социальные регуляторы В качестве нормативного регулирования рассматривается способ регулирования с помощью установленных правил, а именно: одинаковый масштаб, мера поведения, способ установления определенных, конкретных рамок поведения участников общественных отношений.
Цель регулирующего воздействия нормативных регуляторов – систематизировать общественные отношения, добиться конкретного их состояния, особенно благодаря механизму социального принуждения.
Социальное принуждение делится на:
- государственное, которое применяется в случае нарушения норм права;
- моральное, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;
- со стороны общественных объединений, в случае нарушения корпоративных норм, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;
- со стороны мирового сообщества — когда нарушаются общепризнанные нормы и принципы международного права.
В систему нормативных регуляторов входят нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и тд. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент. К специфическим нормативным регуляторам можно отнести религиозные нормы.
Все нормативные регуляторы взаимодействуют не только друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, но и с другими регуляторами, которые являются как ненормативными. Можно выделить три вида ненормативных регуляторов, а именно ценностный, директивный и информационный. Все они воздействуют на общественные отношения.
Ценностный регулятор регулирует поведение членов общества посредством исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Такая система изначально формируется в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. п. Данный регулятор формируется и остается в памяти этнической группы. Он сохраняет свое регулирующее значение на будущих этапах развития общества продолжительный период времени. Такой регулятор включает в себя традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, способные быть устойчивыми в различных сферах отношений социума.[8]
Директивный регулятор – это метод регулирования общественных отношений посредством директивы, приказа, указания, с целью решения каких-либо важных задач или для достижения цели.
Информационный регулятор – это способ воздействовать на общественные процессы посредством СМИ. Действие информационного регулятора, его эффективность объясняются связью с институтом гласности, т.е. данный институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.
Ненормативные регуляторы действуют и положительно и отрицательно на функционирование нормативных регуляторов, а именно они могут умножить действие нормативных, особенно правовых норм, и также затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.
Однако, далеко не все нормы права являются социально полезными и эффективными, несмотря на то, что они приняты в установленном порядке. [9]
Например, у ценностного регулятора, большая доля подражания массовому поведению. Несмотря на то, что это древнейший из всех регуляторов, те нормы права, которые не учитывают сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут действовать в современном мире. Директивный и информационный ненормативные регуляторы тоже основываются на материальных и моральных стимулах.
Все нормы, которые действуют в социуме подразделяют на 2 большие группы: социальные и технические.
Социальные нормы — это конкретные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Нередко в юридической литературе социальные нормы трактуются в качестве правил поведения в обществе, отражающих потребности и интересы социума.
Технические нормы - это нормы, позволяющие регулировать отношения между людьми и внешним миром. Такие нормы не подразумевают социальное содержание, однако соблюдение подобных норм необходимо во избежание аварий, катастроф и тд. К техническим нормам можно отнести биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Такие нормы создаются людьми. Наиболее важные технические нормы прописываются в нормах права, и приобретают юридическую силу и именуются технико-юридическими. При нарушении таких правил применяется юридическая ответственность. К подобным правилам относятся: Правила противопожарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, ГОСТы, стандарты и т. д.
В условиях НТП придается большое внимание значению технических норм. Это связано с тем, что технические ошибки влекут за собой промышленные и экологические катастрофы.
Все социальные нормы, в частном случае правовые, возникают в силу их необходимости для общества. Это и есть их общее сходство, общий качественный признак. Любая из существующих норм является социальной необходимостью и создана с целью регулирования определенных отношений. Несмотря на это формы, методы, значение регулирования правовыми нормами и регулирования иными социальными нормами существенно различаются, в связи с тем, что правовые нормы принято считать общеобязательными, и они имеют государственную поддержку и охрану, и точно определяют юридические права и обязанности для всех участников регулируемых отношений, выступают в качестве равной меры (одинакового масштаба) оценки их поступков, и в этом качестве они формальны.[10]
Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.