Современное общество и способы регулирования общественных отношений

Регуляторы общественных отношений — объединение конкретных норм, регламентирующих поведение людей или взаимодействие других объектов регулирования в разных сферах жизнедеятельности.

 

В каждом обществе действует большое количество самых разных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. За основу социального регулирования нередко берут классовые интересы, в которых отправной точкой регулирования общественных интересов становится мнение и воля эксплуататорского класса. Конечно, такой вид регулирования имеет своей особенностью учитывать и общие социальные интересы в некоторых социальных сферах, однако основными классовыми регуляторами по-прежнему можно назвать моральные нормы. Это значит, что подобный подход, в частности социальное регулирование как система позволяет господствовать тому или иному классу, эксплуатировать те классы, группы и т.д, которые ему подчиняются, создавать ценности и идеалы, которые будут признаны более низкими социальными слоями.[6]

 

 Правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников определяет гражданское законодательство.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участниками таких отношений, которые регулируются ГЗ являются граждане и юридические лица. В отношениях, которые регулируются ГЗ может принимать участие и РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования (статья 124).

ГЗ регулирует отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, или участвуют в подобной деятельности, основываясь на том, что предпринимательская деятельность – это такой вид деятельности, который является самостоятельным видом и осуществляется на свой страх и риск, главной целью которой является получение прибыли посредством пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила, установленные ГЗ, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ФЗ.

2. Неотчуждаемые права и свобода человека и другие нематериальные блага защищаются ГЗ, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.[7]

В любом обществе исторически складывается и действует систе­ма социальных регуляторов, в совокупности оказывающие воздействие на развитие общественных отношений и поведение людей. Уже в первобытном обществе функционировали «местные» регуляторы — система мононорм, регулировавшая наиболее важные для жизни ро­довой общины общественные отношения.

Термин «регулирование» трактуется как механизм, который определят поведение людей и их сообществ, придает ему определенное направление, ограничивает конкретными рамками и упорядочивает.

В регулятивной системе выделяют нормативные и не­нормативные социальные регуляторы В качестве нормативного регулирования рассматривается способ регулирования с помощью установленных правил, а именно: одинаковый масштаб, мера поведения, способ установления определенных, конкретных рамок поведения участников общественных отношений.

Цель регулирующего воздействия нормативных регуляторов – систематизировать общественные отношения, добиться конкретного их состояния, особенно благодаря механизму социального при­нуждения.

Социальное принуждение делится на:

- государственное, которое применяется в случае нарушения норм права;

- моральное, которое выражается в общественном осуждении на­рушения норм нравственности и этических норм;

- со стороны общественных объединений, в случае нарушения кор­поративных норм, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

- со стороны мирового сообщества — когда нарушаются обще­признанные нормы и принципы международного права.

В систему нормативных регуляторов входят нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и тд. Разно­видностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; су­дебный прецедент. К специфическим нормативным регуляторам можно отнести религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют не только друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, но и с дру­гими регуляторами, которые являются как ненорматив­ными. Можно выделить три вида ненормативных регуляторов, а именно ценност­ный, директивный и информационный. Все они воздействуют на общественные отношения.

Ценностный регулятор регулирует поведение членов общества посредством исторически сложившейся системы социальных ценно­стей, стереотипов поведения, психологических установок. Такая система изначально формируется в культуре общества или отдельных на­родов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. п. Данный регулятор формируется и остается в памя­ти этнической группы. Он сохраняет свое регулирующее значение на будущих этапах развития общества продолжительный период времени. Такой регулятор включает в себя традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, способные быть устойчивыми в различных сферах отношений социума.[8]

Директивный регулятор – это метод регулирования обществен­ных отношений посредством директивы, приказа, указания, с целью решения каких-либо важных задач или для достижения цели.

Информационный регулятор – это способ воздействовать на общественные процессы посредством СМИ. Дейст­вие информационного регулятора, его эффективность объясняются связью с институтом гласности, т.е. данный институт обеспечивает уча­стие населения в делах государства и его информирование о поло­жении дел в стране.

Ненормативные регуляторы действуют и положительно и отрицательно на функционирование нормативных регуляторов, а именно они могут умножить действие нормативных, особенно правовых норм, и также затормозить, бло­кировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Однако, далеко не все нормы права являются социально полезными и эффек­тивными, несмотря на то, что они приняты в установленном порядке. [9]

Например, у ценностного регулятора, большая доля подражания массовому поведению. Несмотря на то, что это древнейший из всех регуляторов, те нормы права, которые не учиты­вают сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут действовать в современном мире. Директивный и информационный ненормативные регуляторы тоже основываются на материальных и моральных стиму­лах.

Все нормы, которые действуют в социуме подразделяют на 2 большие группы: социальные и технические.

Социальные нормы — это конкретные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Нередко в юри­дической литературе социальные нормы трактуются в качестве прави­л поведения в обществе, отражающих потребности и интересы социума.

Технические нормы - это нормы, позволяющие регулировать отношения между людьми и внешним миром. Такие нормы не подразумевают социальное содержание, однако соблюдение подобных норм необходимо во избежание аварий, катастроф и тд. К техническим нормам можно отнести биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Такие нормы создают­ся людьми. Наиболее важные технические нормы прописываются в нормах права, и приобретают юридическую силу и именуются технико-юридическими. При нарушении таких правил применяется юридическая ответственность. К подобным правилам относятся: Правила противопо­жарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, ГОСТы, стандарты и т. д.

В условиях НТП придается большое внимание значению техниче­ских норм. Это связано с тем, что технические ошибки влекут за собой промышленные и экологические катастрофы.

Все социальные нормы, в частном случае правовые, возникают в силу их необходимости для общества. Это и есть их общее сходство, общий качественный признак. Любая из существующих норм является социальной необходимостью и создана с целью регулирования определенных отношений. Несмотря на это формы, методы, значение регулирования право­выми нормами и регулирования иными социальными нормами существенно различаются, в связи с тем, что правовые нормы принято считать общеобязательными, и они имеют государственную поддержку и охрану, и точно определяют юридичес­кие права и обязанности для всех участников регули­руемых отношений, выступают в качестве равной меры (одинакового масштаба) оценки их поступков, и в этом качестве они формальны.[10]

Дата: 2018-12-21, просмотров: 56.