АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧСЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Кафедра _Юриспруденция__________________________________________________________
Дисциплина _Теория государства и права________________________________________
Факультет Уголовного права_____________________________________группа______________
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студенту Мининкову Алексею Алексеевичу _______________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель____________Туманов Дмитрий Валерьевич________________
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Тема: _________Механизм правового регулирования и его элементы_____________________
____________________________________________________________________________________
(утверждена на заседании кафедры «____» ____________20___г. протокол №_____)
Целевая установка: Всестороннее изучение правового регулирования и его влияние на общество.
Основные вопросы, подлежащие разработке:
1. Основные понятия правового регулирования: термины, механизм, элементы, структура, виды.
2. Влияние правового регулирование на общество и общественные отношения
3. Актуальные проблемы, связанные с влиянием правового регулирования на общество и осуществлением этого механизма.
Основная литература:
Юрицин А.А. Особенности механизма правового регулирования организационных отношений в рамках контрактной системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд / Юрицин А.А- М.: Юстицинформ, 2017. - 150 c.
Ручкина Г.Ф., Барков А.В. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации. Совершенствование правового регулирования / А.В. Барков [и др.].- М.: Русайнс, 2017.— 184 c.
Самохвалова A.Ю., Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации. / А. Ю. Самохвалова — М.: Проспект, 2018.— 184 c.
А.В.Поляков, В.В.Лаптева Эффективность правового регулирования. Монография / Денисенко В.В.— М.: Проспект, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 240 c.
Доронина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное / Казанцев Н.М.— М.: НОРМА, 2017.— 160 c
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Механизм правового регулирования……………………………………...5
1.1 . Основные понятия, принципы, элементы, цели и задачи правового регулирования…………………………………………………………...…5
1.2 . Структура механизма правового регулирования……………………...12
2. Влияние правового регулирования на общественные отношения…….16
2.1. Современное общество и способы регулирования общественных отношений…………………………………………………………………….162.2 Правовые нормы и нормы морали………………………………………20
2.3Представления о праве с точки зрения ученых XIX—XX вв………….28
2.4.Влияние правового регулирования на общественные отношения: положительные и отрицательные стороны регулирования, основные проблемы и способы их решения, возникающие в процессе применения данного механизма…………………………………………………………...34
Заключение…………………………………………………………………….....38
Список использованной литературы
Введение
Для любого человеческого общества характерна определенная степень организованности. В связи с тем, что человек постоянно находится в социуме (в малых или больших социальных группах: семья, школа, колледж и т.д.) его потребности и интересы так или иначе влияют на ту или иную группу.
Это порождает необходимость регулирования общественных отношений.
Регулирование отношений в обществе бывает социальное, религиозное, нравственное, корпоративное, правовое.
Все выше перечисленные группы классифицированы по особенностям регулирования, основаниям и порядку принятия.
Одним из самых влиятельных регулирований в обществе можно назвать правовое регулирование. Его особенность состоит в том, что оно оказывает целенаправленное воздействие на общественные отношения посредством норм права на поведения людей. Поэтому для написания данной курсовой работы была выбрана тема: «Механизм правового регулирования и его элементы». Этот вопрос можно назвать достаточно актуальным в настоящее время, в связи с тем что правильное регулирование общественной жизни, посредством установленных правил и норм поведения способствует благоприятным политическим, социальным, экономическим, и моральным принципам общества.
Целью данной работы по выбранной теме будет изучение всех аспектов правового регулирования, его влияние на общественные отношения, исследование элементов и механизмов, а также других составляющих правового регулирования и его структуры в целом.
Для достижения цели необходимо будет выполнить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и термины по выбранной теме;
- изучить общественные отношения и способы их регулирования;
- проанализировать влияние правового регулирования на общество;
Такие цели помогут провести более точный и глубокий анализ по исследуемой теме.
Объектом исследования в данной работе является правовое регулирование.
Предметом исследования является механизм правового регулирования.
Основной проблемой исследования в данной работе будет являться правовое регулирование и механизм его функционирования.
В качестве источников литературы, используемых для написания данной работы будут взяты профильные научные книги и учебники, а также работа будет основана на использовании кодекса РФ и нормативных правовых актах.
На сегодняшний день в России выпущено значительное количество законопроектов, регулирующих всю социальную систему. Однако, нельзя с уверенностью утверждать, что механизм правового регулирования в социальной сфере полностью изучен и не требует дальнейшего рассмотрения.
Исходя из всего вышеперечисленного, в курсовой работе будет проведено всестороннее исследование правового регулирования, его структуры механизма функционирования и влияние этого механизма на общество, а также проблемы и решения функционирования правового регулирования.
Основные понятия, принципы, элементы, цели и задачи правового регулирования.
Сейчас под «механизмом правового регулирования» понимается способ функционирования и система средств воздействия на общественные отношения, а также оно воспринимается в виде юридической надстройки в системном «работающем» виде (И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон).
Термин правовое регулирование стал базисом от которого произошло впоследствии понятие «механизм правового регулирования». Понятие
«механизм правового регулирования» объединяет и систематизирует юридические средства правового воздействия на общественные отношения. Оно также определяет место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.
Понятие механизма правового регулирования позволяет:
- интегрировать все явления правовой действительности –правоотношения, нормы, юридические акты и т.д., принимающие участие в правовом воздействии на социальную сферу и представить их в функционирующем и воздействующем друг на друга виде. Это и будет показывать результат правового регулирования.
- выделить главные функции, выполняющие определенные юридические явления в правовой системе, осветить их взаимосвязь и функционирование.
Главная цель механизма правового регулирования — осуществление движения интересов субъектов к ценностям без препятствий (содержательный признак).
Механизм правового регулирования — система юридических средств, различающихся по природе и позволяющих достигать его цели (формальный признак).
Юридическая цель – это состояние взаимоотношений, процессов или явлений, в котором использую конкретные комплексы юридических средств, для достижения идеального взаимодействия всех элементов. В основе такой цели лежит формализованность, официальность, общеобязательность и согласованность действий для ее достижения.
В следствие взаимодействия элементов в механизме правового регулирования цели законодателя, правоприменителя и конкретного участника правоотношений могут пересекаться и «спорить» между друг другом. Единообразие данных целей интегрирует все элементы механизма правового регулирования в одну взаимосогласованную систему, которая позволяет достичь наилучшего результата.
Можно выделить виды средств правового регулирования:
1) по категориям:
· средства-инструменты, входящие в содержание права и представляющие собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.;
· средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;
2) по юридической значимости:
· основные;
· вспомогательные;
3) по функциональному назначению:
· регулятивные;
· охранительные;
4) по характеру права:
· материальные;
· процессуальные;
5) по времени действия:
· однократные;
· многократные;
6) по форме деятельности:
· нормативные;
· индивидуальные;
7) по предмету правового регулирования:
· уголовно-правовые;
· гражданско-правовые;
8) по предоставлению или ограничению прав:
· стимулирующие;
· ограничивающие.[1]
В качестве предмета правового регулирования выделяют: правовые отношения, которые регулируются с помощью нормативно-организационного воздействия.
Главные элементы механизма правового регулирования:
- норма права;
-юридический факт или фактический состав ( главным образом организационно-исполнительный правоприменительный акт);
- правоотношение;
- акты реализации прав и обязанностей;
- охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
В качестве определенных дополнительных элементов механизма правового регулирования можно назвать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и тд.
Любой из этих элементов выполняет определенные регулятивные функции, и воздействует на поведение людей и социальные отношения.
Нормы права – это предписания или образец, модели поведения в правовых отношениях. Эти нормы служат базой правового регулирования. В них прописывается , что дозволено и что разрешено, какие будут последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания.
Нормативно-правовой акт это документ, который содержит в себе нормы права, и регулирует поведение людей с помощью установления правового режима регламентации разных видов общественных отношений.
Акты официального толкования это документы, издающиеся исключительно
уполномоченными на такие действия органами и направлены на разъяснение смысла правовых норм.
Юридические факты - жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений и предусмотренные нормами права. Правоотношения - это средство проецирования общих моделей поведения, предусмотренных в нормах права, в конкретных и индивидуальных актах поведения членов общества (субъектов права).
Акты реализации права –это действия субъектов права, участников правовой жизни, вследствие которых осуществляются предписания норм права. В подобных действиях (в большинстве случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права – это индивидуализированные предписания (прописанные органом власти), направленные на регламентацию общественных отношений. Такие акты (как действия, так и документы) направлены на индивидуализированное правовое регулирование. В качестве примера акта применения права можно выделить решение суда по определенному юридическому делу.
В зависимости от элементов механизма правового регулирования выделяют простое и сложное регулирование.
Простое регулирование – это процесс, в основе которого лежит только государственный властный акт (нормативный акт). Индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами, к которым относиться данный акт.
Сложное регулирование – это процесс, в основе которого лежат два акта государственно-властного характера. Первый акт - нормативный акт, второй — акт применения нормы права.
Эффективность механизма правового регулирования в первую очередь зависит от верно определенных целей регулирования а также оптимальных подобранных средств для достижения этих целей.
Методы правового регулирования:
1. Диспозитивный (метод равноправия сторон и выбора варианта поведения).
2. Императивный (отношения власти-подчинения, заданное поведение).
Типы правового регулирования:
1. Общедозволительный - «разрешено все, что не запрещено», применяется в частном праве.
2. Разрешительный — «запрещено все, что прямо не разрешено законом», применяется в публичном праве.
Способы правового регулирования:
1. Основные:
- дозволение – субъект имеет право на совершение конкретных действий. Его можно представить в виде делегирования комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственник квартиры имеет право распоряжаться ей по своему усмотрению);
- обязывание - возложение обязанности совершать определенные действия (например, владелец участка обязан уплатить налог на землю);
- запрет - возложение обязанности воздерживаться от запрещенных действий; (работодатель не имеет права использовать труд несовершеннолетнего для сверхурочных работ)
- рекомендование (совет).[2]
Обязывание и запрет схожи между собой в связи с тем, что оба возлогают обязанности. Однако, в первом случае обязанности носят позитивный, активный характер, а во втором – пассивный. В основе общедозволительного типарегулирования лежит общее дозволение, в котором используется принцип «разрешено все, что не запрещено». Это значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных (в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону).
В основе разрешительного типа регулирования лежит общий запрет, он строится по принципу «запрещено все, что не разрешено». Это значит, что субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права, причем в большинстве случаев еще необходимо иметь компетентное решение государственного органа. Например, запретив работу в выходные дни, трудовое законодательство в порядке исключения разрешает работать в выходные дни при особых условиях оплаты или предоставления льгот.
2. Дополнительные:
- поощрение – присвоение награды субъекту за надлежащую реализацию норм права;
- рекомендация – возможность выбрать более подходящий вариант правомерного поведения.
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во–первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а во–вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
В качестве дополнительных способов рассматривается предупредительное (превентивное) воздействие норм, которое предусматривает возможность применять правового принуждения. Например, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным действием на лиц, склонных к совершению преступления. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение активное правомерное поведение (за изобретательскую деятельность).[3]
Немаловажное значение при построении достаточно непростого правового регулирования уделяется общим юридическим запретам и общим юридическим дозволениям. Понятие "общие" применяется к понятиям «запрет» и «дозволение» и означает, что данное правовое предписание является базисным , исходным направляющим для конкретной сферы общественных отношений.
Особая задача нормы права в механизме правового регулирования заключается в том, чтобы:
а) выделить общий круг людей, на которых направлено действие;
б) определить содержание общественных отношений (содержание поведения субъекта), а также объекты правоотношений;
в) выделить обстоятельства, в которых субъект должен «опираться» на конкретное правило поведения;
г) понять само правило поведения указанием на права и обязанности участников регулируемых отношений, характер их связи между собой, и государственно-принудительные меры, которые применяются к лицам при неисполнении ими юридических обязанностей.
Влияние правового регулирования на общественные отношения: положительные и отрицательные стороны регулирования, основные проблемы и способы их решения, возникающие в процессе применения данного механизма.
По мнению проф. А.В. Полякова, справедливость это проявление должного. Соответствие должному представляет собой справедливость. Недолжное не может быть справедливым. Поскольку право устанавливает и выражает должное (как должно быть), оно всегда справедливо. В противном случае оно не было бы правом. Право справедливо по своей природе.
Несмотря на это необходимо различать справедливость права как единого явления и справедливость отдельных нормативных правовых актов, законов. Справедливость отдельных нормативных правовых актов, законов А.В. Поляков считает исключительным критерием отнесение акта к правовым или неправовым, возникновение или невозникновение на основе данного акта социально признаваемых прав и обязанностей у каких-нибудь субъектов.
Если права и обязанности возникают объективно и акт является правовым, он в определенных ситуациях может быть некорректным со стороны восприятия его обществом. Право и справедливость имеют несколько аспектов взаимодействия: реализация справедливости в законодательстве; справедливость в качестве главного принципа осуществления права, в том числе правоприменительной деятельности.
Основная задача права и его принципов - регулирование общественных отношений. Исходя из этого правовое регулирование — это способ воздействия на общественные отношения посредством прав и других юридических средств . Правовое регулирование и правовое воздействие на общественные отношения это два разных воздействия. Кроме исключительно юридических средств правовое воздействие заключает в себе воспитательные, организационные, профилактические и другие средства правового влияния на деяния человека.[19]
Правовое регулирование – это один из важнейших типов социального регулирования, без которого общество существовать не может. В качестве его характерных особенностей можно выделить: нормативное регулирование, которое базируется на идее свободы и справедливости.
Общественные отношения, на которые воздействует правовое регулирование, принято называть - предмет правового регулирования.
Выделяют объективные и субъективные границы правового (законодательного) регулирования. Не все общественные отношения регулируются правом;
- Не регулируются правом отношения, с экономической точки зрения не созревшие для подобного регулирования.
- Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые не терпящие правового вмешательства.
- Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, которые признаны неадекватными.[20]
- Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Большинство отношений (между супругами, также возможно регулировать с помощью юридических норм, но в этом нет необходимости)
Другие общественные отношения можно рассматривать в качестве предмета правового регулирования. Они закреплены в законодательстве.
Предмет правового регулирования довольно подвижен. В нем возможно сокращение и в этом случае законодательство убирает конкретные нормы, а возможно и полностью блоки (например акты, регулировавшие государственно-плановую экономику),и наоборот возможно расширение. Такие изменения возникают если появляются новые общественные отношения, которые требуют правового воздействия. В таком случае издаются новые юридические нормы.
Регулирование общественных отношений происходит точно выбранным способом (или их совокупностью), который называется метод правового регулирования. Наряду с предметом правового регулирования, механизм правового регулирования также подвержен динамике. Чем более стабильна экономика, государственные структуры и общественный порядок тем более мягким становиться механизм правового регулирования.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется посредством интегрирования юридических средств, которые и называются механизмом правового регулирования. Он включает в себя большое количество элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. В качестве основных элементов механизма правового регулирования, как уже отмечалось ранее можно назвать: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Принципы права и правовая культура можно назвать «сквозными», в связи с тем, что они включают в себя полностью механизм правового регулирования, активизируясь в той или иной мере в его другие элементы.
Правовое регулирование — это процесс, длящийся во времени и включающий в себя несколько стадий:
-регламентация общественных отношений
-действие юридических норм.
В современном мире в последствии проведения реформ — экономической, политической и правовой — сложилось совершенно другое соотношение экономики, политики, права. Государство стремится исправить созданные прежде ошибки, но в итоге удовлетворяется только часть населения, в то время как интерес общества в целом остается неудовлетворенным. Существенно изменилось отношение к собственности, произошли изменения в общественной психологии изменился капитализм. В связи с социалистическими революциями изменилась и роль капиталистического государства. Государство принимают активную роль в общественной жизни, поддерживает малоимущие интересы, обеспечивает согласование противоречивых интересов. В современном мире общество можно охарактеризовать в качестве рыночного капиталистического общества представляющего единый комплекс собственников-акционеров, которые связанны не только в границах одного государства, но и в рамках мирового сообщества.
В современной России независимо от государства и довольно эффективно функционируют в основном частные предприятия в сфере торговли, бытового обслуживания, сельского хозяйства и прочих сферах производственной деятельности. Что касается научной сферы, транспортной, связи, сферы крупного промышленного производства и некоторых иных областей в них также необходимо регулирование государством и политическая власть.
Без вмешательства в процесс производства и распределения его результатов, власть государства определяет границы социальной справедливости посредством права. Власть разрабатывает правила, целью которых является регулирование жизни общества и обеспечение постоянного без проблемного функционирования данной социальной системы.
Особо острое значение этот вопрос обретает, в тех ситуациях в которых государство вынуждено контролировать деятельность естественных монополий, использование природных ресурсов, обеспечение экологической и технологической безопасности, ограничение чрезмерной имущественной дифференциации населения и т.д.[21]
Субъективизм при оценке общественных явлений при современной политической власти влияет не только на экономику, но и на политику и право. Политика все также активно вмешивается в сферу отношений, которые регулируются правом. Право в современном мире довольно часто следует за событиями, и далеко не всегда ему удается предугадать их негативно проявление заранее.
Экономика - это система взаимодействий в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, предопределяющая содержание различных идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. Такая система особенно наглядна в период реформ и революций, в то время как изменяется отношение к собственности и это влияет на внутреннюю и внешнюю политику и характер политических и правовых решений.[22]
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать несколько выводов. Во-первых, механизм правового регулирования – это необходимый инструмент, который позволяет регулировать общественные отношения посредством установленных правил и норм поведения. В качестве механизмов правового регулирования используются различные нормативно- правовые акты, законы, установленные правительством, и прочие нормативно правовые документы. Необходимость этого инструмента обусловлена тем, что в современном обществе регулирование является «рамками» поведения, за которые не должно выходить общество во избежание катастроф, конфликтов, революций, митингов и тд.
Во-вторых, для того чтобы регулирование охватывало все общество, а не только конкретную его часть необходимо, чтобы целью правового регулирования были не конкретные слои населения а население в целом, включая разные группы и слои, различающиеся по разным признакам (демография, пол, возраст, финансовое положение и многое другое).
В-третьих, далеко не все сферы нуждаются в государственном регулировании. Как было отмечено ранее в современной России независимо от государства и довольно эффективно функционируют в основном частные предприятия в сфере торговли, бытового обслуживания, сельского хозяйства и прочих сферах производственной деятельности. Что же касается научной сферы, то там необходимо государственное регулирование и политическая власть.
В-четвертых, регулирование невозможно без норм морали, свободы, нравственности, религии, т.к они влияют на формирование законов норм актов и прочих нормативно-правовых документов. Как было изложено выше право тесно связано со всеми вышеперечисленными элементами оно должно быть справедливо и не должно противоречить установленным нормам.
В связи с чем можно сделать один общий вывод, что изучение механизма правового регулирования, его структурных элементов, его функционирование, становление по сегодняшний день очень важно для изучения не только в области юриспруденци, но и других областях современного общества. Ведь незнание законов не освобождает от отвественности.
[1] А.В.Поляков, В.В.Лаптева Эффективность правового регулирования. Монография / Денисенко В.В.— М.: Проспект, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 240 c.
[2] Ручкина Г.Ф., Барков А.В. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации. Совершенствование правового регулирования / А.В. Барков [и др.].- М.: Русайнс, 2017.— 184 c.
[3] Самохвалова A.Ю., Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации. / А. Ю. Самохвалова — М.: Проспект, 2018.— 184 c.
[4] А.В.Поляков, В.В.Лаптева Эффективность правового регулирования. Монография / Денисенко В.В.— М.: Проспект, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 240 c.
[5] Доронина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное / Казанцев Н.М.— М.: НОРМА, 2017.— 160 c
[6] А.В.Поляков, В.В.Лаптева Эффективность правового регулирования. Монография / Денисенко В.В.— М.: Проспект, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 240 c.
[7] Юрицин А.А. Особенности механизма правового регулирования организационных отношений в рамках контрактной системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд / Юрицин А.А- М.: Юстицинформ, 2017. - 150 c.
[8] Юрицин А.А. Особенности механизма правового регулирования организационных отношений в рамках контрактной системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд / Юрицин А.А- М.: Юстицинформ, 2017. - 150 c.
[9] Ручкина Г.Ф., Барков А.В. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации. Совершенствование правового регулирования / А.В. Барков [и др.].- М.: Русайнс, 2017.— 184 c.
[10] Самохвалова A.Ю., Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации. / А. Ю. Самохвалова — М.: Проспект, 2018.— 184 c.
[11] Ручкина Г.Ф., Барков А.В. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации. Совершенствование правового регулирования / А.В. Барков [и др.].- М.: Русайнс, 2017.— 184 c.
[12] Доронина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное / Казанцев Н.М.— М.: НОРМА, 2017.— 160 c
[13]Самохвалова A.Ю., Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации. / А. Ю. Самохвалова — М.: Проспект, 2018.— 184 c.
[14] Юрицин А.А. Особенности механизма правового регулирования организационных отношений в рамках контрактной системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд / Юрицин А.А- М.: Юстицинформ, 2017. - 150 c.
[15] Самохвалова A.Ю., Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации. / А. Ю. Самохвалова — М.: Проспект, 2018.— 184 c.
[16] Юрицин А.А. Особенности механизма правового регулирования организационных отношений в рамках контрактной системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд / Юрицин А.А- М.: Юстицинформ, 2017. - 150 c.
[17] Доронина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное / Казанцев Н.М.— М.: НОРМА, 2017.— 160 c
[18] Доронина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное / Казанцев Н.М.— М.: НОРМА, 2017.— 160 c
[19] Самохвалова A.Ю., Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации. / А. Ю. Самохвалова — М.: Проспект, 2018.— 184 c.
[20] Доронина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное / Казанцев Н.М.— М.: НОРМА, 2017.— 160 c
[21] Доронина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное / Казанцев Н.М.— М.: НОРМА, 2017.— 160 c
[22] Ручкина Г.Ф., Барков А.В. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации. Совершенствование правового регулирования / А.В. Барков [и др.].- М.: Русайнс, 2017.— 184 c.
АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧСЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Кафедра _Юриспруденция__________________________________________________________
Дисциплина _Теория государства и права________________________________________
Факультет Уголовного права_____________________________________группа______________
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студенту Мининкову Алексею Алексеевичу _______________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель____________Туманов Дмитрий Валерьевич________________
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Тема: _________Механизм правового регулирования и его элементы_____________________
____________________________________________________________________________________
(утверждена на заседании кафедры «____» ____________20___г. протокол №_____)
Целевая установка: Всестороннее изучение правового регулирования и его влияние на общество.
Основные вопросы, подлежащие разработке:
1. Основные понятия правового регулирования: термины, механизм, элементы, структура, виды.
2. Влияние правового регулирование на общество и общественные отношения
3. Актуальные проблемы, связанные с влиянием правового регулирования на общество и осуществлением этого механизма.
Основная литература:
Юрицин А.А. Особенности механизма правового регулирования организационных отношений в рамках контрактной системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд / Юрицин А.А- М.: Юстицинформ, 2017. - 150 c.
Ручкина Г.Ф., Барков А.В. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации. Совершенствование правового регулирования / А.В. Барков [и др.].- М.: Русайнс, 2017.— 184 c.
Самохвалова A.Ю., Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации. / А. Ю. Самохвалова — М.: Проспект, 2018.— 184 c.
А.В.Поляков, В.В.Лаптева Эффективность правового регулирования. Монография / Денисенко В.В.— М.: Проспект, Ай Пи Эр Медиа, 2017.— 240 c.
Доронина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное / Казанцев Н.М.— М.: НОРМА, 2017.— 160 c
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Механизм правового регулирования……………………………………...5
1.1 . Основные понятия, принципы, элементы, цели и задачи правового регулирования…………………………………………………………...…5
1.2 . Структура механизма правового регулирования……………………...12
2. Влияние правового регулирования на общественные отношения…….16
2.1. Современное общество и способы регулирования общественных отношений…………………………………………………………………….162.2 Правовые нормы и нормы морали………………………………………20
2.3Представления о праве с точки зрения ученых XIX—XX вв………….28
2.4.Влияние правового регулирования на общественные отношения: положительные и отрицательные стороны регулирования, основные проблемы и способы их решения, возникающие в процессе применения данного механизма…………………………………………………………...34
Заключение…………………………………………………………………….....38
Список использованной литературы
Введение
Для любого человеческого общества характерна определенная степень организованности. В связи с тем, что человек постоянно находится в социуме (в малых или больших социальных группах: семья, школа, колледж и т.д.) его потребности и интересы так или иначе влияют на ту или иную группу.
Это порождает необходимость регулирования общественных отношений.
Регулирование отношений в обществе бывает социальное, религиозное, нравственное, корпоративное, правовое.
Все выше перечисленные группы классифицированы по особенностям регулирования, основаниям и порядку принятия.
Одним из самых влиятельных регулирований в обществе можно назвать правовое регулирование. Его особенность состоит в том, что оно оказывает целенаправленное воздействие на общественные отношения посредством норм права на поведения людей. Поэтому для написания данной курсовой работы была выбрана тема: «Механизм правового регулирования и его элементы». Этот вопрос можно назвать достаточно актуальным в настоящее время, в связи с тем что правильное регулирование общественной жизни, посредством установленных правил и норм поведения способствует благоприятным политическим, социальным, экономическим, и моральным принципам общества.
Целью данной работы по выбранной теме будет изучение всех аспектов правового регулирования, его влияние на общественные отношения, исследование элементов и механизмов, а также других составляющих правового регулирования и его структуры в целом.
Для достижения цели необходимо будет выполнить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и термины по выбранной теме;
- изучить общественные отношения и способы их регулирования;
- проанализировать влияние правового регулирования на общество;
Такие цели помогут провести более точный и глубокий анализ по исследуемой теме.
Объектом исследования в данной работе является правовое регулирование.
Предметом исследования является механизм правового регулирования.
Основной проблемой исследования в данной работе будет являться правовое регулирование и механизм его функционирования.
В качестве источников литературы, используемых для написания данной работы будут взяты профильные научные книги и учебники, а также работа будет основана на использовании кодекса РФ и нормативных правовых актах.
На сегодняшний день в России выпущено значительное количество законопроектов, регулирующих всю социальную систему. Однако, нельзя с уверенностью утверждать, что механизм правового регулирования в социальной сфере полностью изучен и не требует дальнейшего рассмотрения.
Исходя из всего вышеперечисленного, в курсовой работе будет проведено всестороннее исследование правового регулирования, его структуры механизма функционирования и влияние этого механизма на общество, а также проблемы и решения функционирования правового регулирования.
Механизм правового регулирования .
Основные понятия, принципы, элементы, цели и задачи правового регулирования.
Сейчас под «механизмом правового регулирования» понимается способ функционирования и система средств воздействия на общественные отношения, а также оно воспринимается в виде юридической надстройки в системном «работающем» виде (И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон).
Термин правовое регулирование стал базисом от которого произошло впоследствии понятие «механизм правового регулирования». Понятие
«механизм правового регулирования» объединяет и систематизирует юридические средства правового воздействия на общественные отношения. Оно также определяет место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.
Понятие механизма правового регулирования позволяет:
- интегрировать все явления правовой действительности –правоотношения, нормы, юридические акты и т.д., принимающие участие в правовом воздействии на социальную сферу и представить их в функционирующем и воздействующем друг на друга виде. Это и будет показывать результат правового регулирования.
- выделить главные функции, выполняющие определенные юридические явления в правовой системе, осветить их взаимосвязь и функционирование.
Главная цель механизма правового регулирования — осуществление движения интересов субъектов к ценностям без препятствий (содержательный признак).
Механизм правового регулирования — система юридических средств, различающихся по природе и позволяющих достигать его цели (формальный признак).
Юридическая цель – это состояние взаимоотношений, процессов или явлений, в котором использую конкретные комплексы юридических средств, для достижения идеального взаимодействия всех элементов. В основе такой цели лежит формализованность, официальность, общеобязательность и согласованность действий для ее достижения.
В следствие взаимодействия элементов в механизме правового регулирования цели законодателя, правоприменителя и конкретного участника правоотношений могут пересекаться и «спорить» между друг другом. Единообразие данных целей интегрирует все элементы механизма правового регулирования в одну взаимосогласованную систему, которая позволяет достичь наилучшего результата.
Можно выделить виды средств правового регулирования:
1) по категориям:
· средства-инструменты, входящие в содержание права и представляющие собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.;
· средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;
2) по юридической значимости:
· основные;
· вспомогательные;
3) по функциональному назначению:
· регулятивные;
· охранительные;
4) по характеру права:
· материальные;
· процессуальные;
5) по времени действия:
· однократные;
· многократные;
6) по форме деятельности:
· нормативные;
· индивидуальные;
7) по предмету правового регулирования:
· уголовно-правовые;
· гражданско-правовые;
8) по предоставлению или ограничению прав:
· стимулирующие;
· ограничивающие.[1]
В качестве предмета правового регулирования выделяют: правовые отношения, которые регулируются с помощью нормативно-организационного воздействия.
Главные элементы механизма правового регулирования:
- норма права;
-юридический факт или фактический состав ( главным образом организационно-исполнительный правоприменительный акт);
- правоотношение;
- акты реализации прав и обязанностей;
- охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
В качестве определенных дополнительных элементов механизма правового регулирования можно назвать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и тд.
Любой из этих элементов выполняет определенные регулятивные функции, и воздействует на поведение людей и социальные отношения.
Нормы права – это предписания или образец, модели поведения в правовых отношениях. Эти нормы служат базой правового регулирования. В них прописывается , что дозволено и что разрешено, какие будут последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания.
Нормативно-правовой акт это документ, который содержит в себе нормы права, и регулирует поведение людей с помощью установления правового режима регламентации разных видов общественных отношений.
Акты официального толкования это документы, издающиеся исключительно
уполномоченными на такие действия органами и направлены на разъяснение смысла правовых норм.
Юридические факты - жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений и предусмотренные нормами права. Правоотношения - это средство проецирования общих моделей поведения, предусмотренных в нормах права, в конкретных и индивидуальных актах поведения членов общества (субъектов права).
Акты реализации права –это действия субъектов права, участников правовой жизни, вследствие которых осуществляются предписания норм права. В подобных действиях (в большинстве случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права – это индивидуализированные предписания (прописанные органом власти), направленные на регламентацию общественных отношений. Такие акты (как действия, так и документы) направлены на индивидуализированное правовое регулирование. В качестве примера акта применения права можно выделить решение суда по определенному юридическому делу.
В зависимости от элементов механизма правового регулирования выделяют простое и сложное регулирование.
Простое регулирование – это процесс, в основе которого лежит только государственный властный акт (нормативный акт). Индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами, к которым относиться данный акт.
Сложное регулирование – это процесс, в основе которого лежат два акта государственно-властного характера. Первый акт - нормативный акт, второй — акт применения нормы права.
Эффективность механизма правового регулирования в первую очередь зависит от верно определенных целей регулирования а также оптимальных подобранных средств для достижения этих целей.
Методы правового регулирования:
1. Диспозитивный (метод равноправия сторон и выбора варианта поведения).
2. Императивный (отношения власти-подчинения, заданное поведение).
Типы правового регулирования:
1. Общедозволительный - «разрешено все, что не запрещено», применяется в частном праве.
2. Разрешительный — «запрещено все, что прямо не разрешено законом», применяется в публичном праве.
Способы правового регулирования:
1. Основные:
- дозволение – субъект имеет право на совершение конкретных действий. Его можно представить в виде делегирования комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственник квартиры имеет право распоряжаться ей по своему усмотрению);
- обязывание - возложение обязанности совершать определенные действия (например, владелец участка обязан уплатить налог на землю);
- запрет - возложение обязанности воздерживаться от запрещенных действий; (работодатель не имеет права использовать труд несовершеннолетнего для сверхурочных работ)
- рекомендование (совет).[2]
Обязывание и запрет схожи между собой в связи с тем, что оба возлогают обязанности. Однако, в первом случае обязанности носят позитивный, активный характер, а во втором – пассивный. В основе общедозволительного типарегулирования лежит общее дозволение, в котором используется принцип «разрешено все, что не запрещено». Это значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных (в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону).
В основе разрешительного типа регулирования лежит общий запрет, он строится по принципу «запрещено все, что не разрешено». Это значит, что субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права, причем в большинстве случаев еще необходимо иметь компетентное решение государственного органа. Например, запретив работу в выходные дни, трудовое законодательство в порядке исключения разрешает работать в выходные дни при особых условиях оплаты или предоставления льгот.
2. Дополнительные:
- поощрение – присвоение награды субъекту за надлежащую реализацию норм права;
- рекомендация – возможность выбрать более подходящий вариант правомерного поведения.
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во–первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а во–вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
В качестве дополнительных способов рассматривается предупредительное (превентивное) воздействие норм, которое предусматривает возможность применять правового принуждения. Например, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным действием на лиц, склонных к совершению преступления. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение активное правомерное поведение (за изобретательскую деятельность).[3]
Немаловажное значение при построении достаточно непростого правового регулирования уделяется общим юридическим запретам и общим юридическим дозволениям. Понятие "общие" применяется к понятиям «запрет» и «дозволение» и означает, что данное правовое предписание является базисным , исходным направляющим для конкретной сферы общественных отношений.
Особая задача нормы права в механизме правового регулирования заключается в том, чтобы:
а) выделить общий круг людей, на которых направлено действие;
б) определить содержание общественных отношений (содержание поведения субъекта), а также объекты правоотношений;
в) выделить обстоятельства, в которых субъект должен «опираться» на конкретное правило поведения;
г) понять само правило поведения указанием на права и обязанности участников регулируемых отношений, характер их связи между собой, и государственно-принудительные меры, которые применяются к лицам при неисполнении ими юридических обязанностей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 370.