В структуре механизма правового регулирования, можно выделить несколько ее элементов:
- нормативную основу или нормы права, которые выражают основные способы воздействия права - дозволение, запрет, обязывание;
- способы реализации, проявляющиеся в фактическом поведении людей, совершении действий или отказа от действий (бездействии).
Между данными элементами имеются промежуточные звенья. Это юридические факты, правоотношения. Механизм правового регулирования – это продолжительный процесс, состоящий из нескольких стадий.
Можно выделить стадии:
1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);
2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
3) реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей, воплощение их в определенном, поведении участников общественных отношений;
4) применение права.[4]
Осуществление норм права в поведении субъектов невозможно без издания актов применения права. Это происходит на факультативной стадии правового регулирования. Данная стадия может присутствовать между первой и второй или второй и третьей стадиями.
Стадия первая - формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Однако, нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. Важное место в нормативной основе занимают юридические средства: позитивные связывания, дозволения и запреты, в связи с тем, что они проявляются в действии права.
Следующая стадия - это правоотношения, которые возникли в результате юридических фактов и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения.
В рамках правоотношений устанавливается определенная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных.
В этой связи устанавливается, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.
Третья стадия характеризуется реализацией субъективных прав и юридических обязанностей. В ней достигаются цели правового регулирования. В процессе осуществления действия для достижения этой цели они (действия) реализуются в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.
Последняя стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Она наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными средствами разрешить конфликт. Исходя из чего на данном этапе возникает необходимость в правоотношениях другого рода - правоохранительных, и в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощыо юрисдикционных органов имеет возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения. Сторона, нарушившая в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, в котором первостепенная юридическая ответственность. Поэтому, охранительное правоотношение строится в зависимости от властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Итак, основным элементом в этом этапе можно назвать охранительные правоприменительные акты.
Различие между механизмом правового регулирования и правовой системой, по-видимому, заключается только в том, что последняя, как полагают некоторые ученые, включает в себя наряду с юридическими средствами правового воздействия еще и правовые учреждения (суды, прокуратуру, адвокатуру).[5]
По итогам исследований можно сказать , что взаимосвязь механизма правового регулирования и правовой системы общества нуждается в последующем изучении.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 261.