(составитель – Кафедра литературы и методики её преподавания)
1. Творческое наследие методистов-«шестидесятников» (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский)и их роль в становлении отечественной методики преподавания литературы.2. Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и его перспективность для современной методической науки в школьной практике.3. Влияние культурно-исторической школы, психологической школы, интуитивизма и других течений в литературоведении на формирование методической мысли.4. Актуальность теоретического наследия М.А.Рыбниковой для современного преподавания литературы.5. Проблема соотношения эмоционального и логического начала в школьном изучении литературных произведений и ее осмысление отечественной методикой (Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, Н.В. Колокольцев, Н.Д. Молдавская, А.С. Дегожская, Т.В. Чирковская и др.).6. Изучение читателя-школьника как методическая проблема и ее отражение в работах современных ученых (Л.С. Выготский, О.И. Никифорова, В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова и др.)История методики преподавания иностранных языков
(составитель – Кафедра теории английского языка)
1. Развитие зарубежной методики.
2. Развитие отечественной методики (дореволюционный период).
3. Развитие отечественной методики (1917 – 1930-е годы).
4. Развитие отечественной методики (1930 – 1940-е годы).
5. Развитие отечественной методики (1941 – 1959-е годы).
6. Развитие отечественной методики (1960 – 1969 гг.).
7. Развитие отечественной методики (1970 – 1979 гг.).
8. Развитие отечественной методики (1980 – 1989 гг.).
9. Развитие отечественной методики (1990 – до наших дней).
10. Лингводидактические идеи Л.В.Щербы и их значение для развития методики.
11. История интенсивных методов обучения иностранным языкам (1960 – по н.в.).
12. Генезис проблемы обучения лексике в методике преподавания иностранных языков.
13. Генезис проблемы обучения письменной речи в методике преподавания иностранных языков.
14. Генезис проблемы обучения устной речи в методике преподавания иностранных языков.
15. Применение мультимедийных технологий в методике обучения иностранным языкам.
История методики преподавания музыки
(составитель – Кафедра теории и методики музыкального образования)
1. Идеи музыкального образования в работах Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского и их роль в развитии музыкально-образовательной практики.
2. Содержание теории «Ладового ритма» Б.Л. Яворского. Ее назначение для современной музыкально-педагогической практики.
3. Историко-методологические и психолого-педагогические предпосылки возникновения моносубъектного подхода к преподаванию музыки.
4. Историко-методологические и психолого-педагогические предпосылки возникновения личностно-развивающего подхода к преподаванию музыки.
5. Особенности становления интонационного подхода в теории и методике преподавания музыки.
6. Особенности становления жанрового подхода в теории и методике преподавания музыки.
7. Особенности становления стилевого подхода в теории и методике преподавания музыки.
8. Компетентностный подход как новый ориентир в музыкальном образовании: история, проблемы и перспективы внедрения в музыкально-педагогическую практику.
9. История, основные тенденции и инновационные идеи развития музыкального образования в России и за рубежом.
10. История, основные тенденции и инновационные идеи развития профессионального образования в России и за рубежом.
11. Развитие творческой индивидуальности как цель музыкального образования. Историческая специфика методического обеспечения процесса развития творческой индивидуальности в музыкально-педагогической практике.
12. Основные тенденции обновления содержания и методов музыкального образования (на примере анализа современных методических разработок и программ).
История культурологии
(составитель – кафедра философии и культурологии)
1. История культурологи как специфическая область культурологических исследований.
2. Представление о культуре в эпоху античности и в средние века.
3. Разрушение средневекового теоцентризма и ренессансное открытие идеи культуры.
4. Эволюция понятия «культура» в эпоху Нового времени.
5. Культурологические идеи французского Просвещения (ХVIII в.).
6. Формирование концепта «цивилизация» во второй половине ХVIII и начале ХIХ вв.
7. Рефлексии культуры в Германии в конце ХVIII – первой половине ХIХ вв.
8. Русская культурософия ХIХ в.
9. Теоретико-культурологическая мысль Германии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
10. Изучение культуры в социальной и культурной антропологии конца ХIХ вв. первой половины ХХ вв.
11. Опыт постижения культуры в русской культурологии первой трети ХХ столетия.
12. Место культурологии в системе современного гуманитарного знания и основные направления и концепции в культурологи ХХ-ХХI вв.
Требования к содержанию, структуре, оформлению реферата
Требования к содержанию
Для дисциплины «История и философия науки», как и для других социально-гуманитарных дисциплин, одной из продуктивных форм самостоятельной работы является написание рефератов под руководством и контролем научного руководителя. Письменная работа, помимо реферирования ключевых (концептуальных) работ по выбранной теме, предполагает привлечение материала журнальных публикаций, художественной литературы, фактов социальной реальности, связанных с ценностным содержанием отрасли научного знания, история и философия которой являются объектом изучения. Формулировка тем призвана ввести аспиранта в проблемное интеллектуальное пространство современной философии науки. Реферат – работа, развивающая креативные способности аспирантов, их умение решать нестандартные задачи и приращивать новые знания в дополнение к уже имеющимся. Степень свободы аспиранта при его написании довольно высока по сравнению с другими формами учебной работы: свобода выбора темы реферата, стиля и системы доказательств, подбора литературы и т. д.
Во-первых, реферат - это письменная работа, способствующая развитию навыков последовательного изложения мыслей аспиранта в виде связного текста. При этом преследуется цель постепенной выработки определенного научного и литературного стиля мышления, наличие которого неотъемлемо от культурного облика начинающего исследователя, ученого вне зависимости от его специализации.
Во-вторых, реферат является формой, организующей самостоятельную работу аспирантов. Это значит, что все предлагаемые в данных методических рекомендациях темы рефератов и проводимые научными руководителями консультации нацелены прежде всего на максимальную эффективность реферата в усвоении студентом материалов учебной дисциплины. Ответственно и правильно проработанный реферат значительно облегчит подготовку к экзамену по дисциплине.
В-третьих, реферат – это первая из доступных аспиранту форм научно-исследовательской работы. Процесс его подготовки должен формировать соответствующие навыки. В частности, реферативная форма изложения удачно сочетает в себе необходимость использования элементов научного анализа материала и научного обобщения (синтеза). Анализ необходим при усвоении главного содержания используемой литературы, а синтез при суммарном изложении разных научных позиций или существенно отличающихся точек зрения авторов анализируемых источников. Для решения поставленных вопросов недостаточно лишь копирование параграфа учебника или монографии. Обязательным является сопоставление нескольких концепций, собственные предпочтения и выводы.
Требования к структуре и оформлению реферата
1. Титульный лист реферата включает полное название университета и кафедры, на которой выполнен реферат. Ниже располагается название реферата. Далее следуют фамилия, имя и отчество аспиранта, выполнившего реферат, фамилия научного руководителя, под руководством которого разработан реферат. В самом низу листа обозначается город и год написания реферата.
2. На второй странице составляется оглавление реферата с указанием страниц начала каждого пункта реферата. Оно не должно повторять названия или структуру использованных для написания реферата источников. Автор реферата должен составлять собственные вопросы к используемым им материалам в соответствии с избранной темой.
3. Объем реферата должен быть не менее 10 машинописных страниц формата А-4, напечатанных через два интервала.
4. При написании реферата необходимо использовать не менее 10-15 источников, которые должны быть указаны в алфавитном порядке на последней странице реферата.
5. Литература для написания реферата может быть взята из списков рекомендованной на лекциях и семинарах литературы. Может и должна привлекаться не указанная в этих списках литература, т. к. сам подбор ее аспирантом для раскрытия темы составляет неотъемлемую часть индивидуальной творческой работы над рефератом и учитывается при его оценке.
6. Темы рефератов утверждены, автор не может их изменить или взять другие.
7. При прямом цитировании одного из источников в конце цитаты в квадратных скобках указывается номер источника по списку литературы к реферату и - через запятую – страница цитируемого текста.
8. Текст реферата должен излагаться от первого лица («Я», «Автор реферата» и т.п.), а не от имени автора источника (книги) и не безлично. Должна присутствовать хотя бы минимальная критика источника, т.е. оценка книги или статьи с позиции пишущего реферат.
9. Реферат является формой научной работы, поэтому изложение материалов в нем должно основываться на доказательствах, подтверждениях, последовательности, а не эмоциях и пристрастиях автора.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью процесса обучения в вузе. Правильная организация самостоятельной работы позволяет обучающимся развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивает высокий уровень успеваемости в период обучения, способствует формированию навыков совершенствования профессионального мастерства.
Самостоятельная работа обучающихся во внеаудиторное время включает в себя подготовку к аудиторным занятиям, а также изучение отдельных тем, расширяющих и углубляющих представления обучающихся по разделам изучаемой дисциплины. Такая работа может предполагать проработку теоретического материала, работу с научной литературой, выполнение практических заданий, подготовку ко всем видам контрольных испытаний, выполнение творческих работ.
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине представлено в рабочей программе и включает в себя:
– рекомендуемую основную и дополнительную литературу;
– информационно-справочные и образовательные ресурсы Интернета;
– оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине.
Конкретные рекомендации по планированию и проведению самостоятельной работы по дисциплине «История и философия науки» представлены в методических указаниях для обучающихся, а также в методических материалах фондов оценочных средств.
Виды самостоятельной работы обучающихся
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
1. Составление глоссария по основным терминам учебной дисциплины «История и философия науки»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 312.