Тема: Общетеоретические проблемы социально-гуманитарных наук. Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного познания. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Специфика методологии социально-гуманитарного познания. Объект и предмет познания;

2. Субъект социально-гуманитарного познания;

Специфика методологии социально-гуманитарного познания. Объект и предмет познания.

Основной задачей данной темы является выделение специфики объекта и предмета социально-гуманитарных наук (в отличие от естественных наук). В общих чертах проблема вроде бы и ясна. В самом деле, существуют естественные науки с их объектом и предметом. С изучение природных явлений. Но существуют социально-гуманитарные науки которые изучают общество, жизнь человека. Которые определяют особенность объекта и предмета этих наук. Однако имеется некоторое разночтение в понимании объекта и предмета в социально-гуманитарном знании. Одна философы, а также некоторые представители естественных наук, как например Гадамер – основоположник философской герменевтики. Полагают, что в социально-гуманитарных науках должна быть выделена некая ключевая дисциплина, например история вокруг которой должны объединиться все другие науки об обществе, общественных процессов. Представители постмодернизма (специальный взгляд, восприятие действительности) в качестве ключевой науки выделяют этнологию вокруг которой объединяют все другие науки об обществе.

Но с данными утверждениями согласиться нельзя, по той причине, что социально-гуманитарное знание представляет собой нечто целостное, систематизированное, имеющее свой цельный объект и предмет исследования. Некоторые пояснения. Наука как система знаний о мире сформировалась как нечто единое возникла в 17 в. и сформировалось прежде всего как экспериментально-математическое естествознание, как наука о природе. Для этой науки было характерно:

- утверждение экспериментально-опытного знания.

- использование языка математики, как средства описания реальности

- стремление представить сложный мир в виде основных, устойчивых, постоянных закономерностей (законы механики)

- утверждение возможности причинного объяснения всех явлений (причина этого-то)

- признание постоянности природных явлений, их качественную неизменяемость

В итоге получилось следующее. Господство механистического подхода к природе образовало определенный разрыв между естественным знанием и гуманитарной культурой. Этот разрыв постепенно и обусловил формирование особой сферы научного знания социально-гуманитарных наук, которые начинают формироваться с первой половины 19 в. Их возникновение и выявило специфику их предмета и объекта. Изучение общества, человеческой жизни, человеческих отношений, процессов социализации – главное основание социально-гуманитарных наук. Иначе говоря социально-гуманитарные науки существенно отличаются то естественных наук и объектом и предметом познания.

Объектом познания выступает общество, взятое во всех своих проявлениях.

Предмет познания – более конкретные явления и процессы жизнедеятельности или общества, или человека. При анализе объекта и предмета социально-гуманитарного знания особенно важен принцип историзма, т.е. рассмотрение явлений в их возникновении, изменении, развитии, преобразовании Причем, акцент познания делается довольно часто на единичное, индивидуальное, уникальное западный социолог и экономист Макс Вебер говорит: предметом познания должна быть культурно-значимая индивидуальная действительность, которая проявляется не только в социологии, политике, философии, но и в искусствоведении, педагогике. Любая книга привлекает яркостью изображения, а она не может быть без яркой индивидуальности, без яркой личности».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.