История математики
(составитель – кафедра алгебры, геометрии и математического анализа)
1. Аксиоматический метод: «от Евклида до Гильберта».
2. Роль парадоксов теории множеств в истории математики.
3. Проблема разрешимости алгебраических уравнений в радикалах от Евклида до Галуа и Абеля.
4. Пятый постулат Евклида и неевклидова геометрия.
5. Математическая логика и универсальная алгебра в трудах А.И. Мальцева и его учеников.
6. Московская алгебраическая школа от О.Ю. Шмидта до наших дней.
7. Теория решёток и её приложения в универсальной алгебре и математической логике.
8. Исследование унарных алгебр в 20-м веке в России и за рубежом.
9. Решетки, связанные с алгебрами. Основные результаты исследований.
10. Проблемы Д. Гильберта. Современное состояние.
История физики
(составитель – Кафедра физики, методики преподавания физики и математики, ИКТ)
1. Эквивалентность различных формулировок квантовой механики, развитых В.Гейзенбергом, Э.Шрёдингером, П.Дираком и др.
2. Вариационная структура основных уравнений физики, теорема Нётер и связь законов сохранения с принципами симметрии.
3. «Курс теоретической физики» Л.Д. Ландау и Е.М. Лифшица: его структура и значение. Школа Ландау.
4. Физические основы и предшественники (В.А. Фабрикант) квантовой электроники.
5. Отечественный вклад в создание лазеров и их применение в физике, технике, медицине (работы А.М. Прохорова, Н.Г. Басова, Р.В. Хохлова, С.А. Ахманова, Б.М. Вула, В.С. Летохова, Ж.И. Алфёрова и др.)
6. Эксперимент и теория в исследовании явлений сверхпроводимости и сверхтекучести. Отечественные достижения (Л.В. Шубников, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, Н.Н. Боголюбов, В.Л. Гинзбург и др.). Проблема высокотемпературной сверхпроводимости.
7. Вклад отечественных учёных в создание и развитие синергетики.
8. Вехи истории физики твёрдого тела.
9. История открытия комбинационного рассеяния света.
10. Случайное и закономерное в истории физических открытий.
История биологии
(составитель – Кафедра теории и методики биолого-химического образования и ландшафтной архитектуры)
1. История развития фаунистических исследований.
2. Экология как наука, место в системе наук.
3. Развитие идей В.И. Вернадского в современной экологии.
4. Становление эволюционного подхода в зоологии и экологии.
5. «Золотой век» теоретической экологии.
История историографии
(составитель – Кафедра отечественной истории и историко-краеведческого образования)
1. Характерные черты средневекового историзма и жанры русской средневековой историографии.
2. Русская летописная традиция: своеобразие, этапы развития.
3. Жанры исторических сочинений в конце XV - XVI веке: особенности проблематики, новые черты.
4. Историческая публицистика XVI века.
5. Смутное время в исторических сочинениях современников.
6. "Скифская история" Андрея Лызлова как пример научной монографии XVII в.
7. Идеи Просвещения и российская историография в XVIII в.
8. Историческая концепция В.Н. Татищева.
9. Академия наук и ее роль в разработке проблем русской истории в XVIII в.
10. Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер: методы критики источников.
11. Дискуссия о происхождении русского государства в середине XVIII в. Норманисты и антинорманисты.
12. М.М. Щербатов и его "История России с древнейших времен".
13. Проблема «Россия-Запад» в российской исторической мысли конца XVIII - XIX в.
14. Историческая концепция Н.М. Карамзина.
15. Скептическая школа в русской историографии и конструктивно-критический метод.
16. Влияние немецкой классической философии на теоретические основы исторических концепций русских историков XIX в.
17. Исторические взгляды славянофилов.
18. Государственная школа в русской историографии XIX в.
19. Концепция русской истории в трудах С.М. Соловьева.
20. Организационная структура исторической науки в России во второй половине XIX в.
21. Направления российской исторической науки в середине - второй половине XIX в. (консервативное, либеральное, демократическое, народническое, марксистское) - (одно на выбор соискателя).
22. Труды А.А. Кизеветтера по социальной и законодательной истории второй половины XVIII - первой половины XIX вв.
23. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского.
24. Историческая концепция П.Н. Милюкова.
25. Учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского.
26. Петербургская историческая школа второй половины XIX - начала XX вв.
27. А.С. Лаппо-Данилевский "Методология истории".
28. Московская школа русской историографии второй половины XIX - начала XX вв.
29. Организационное строительство советской исторической науки.
30. Историческая концепция М.Н. Покровского.
31. Становление советской историографической традиции: этапы, особенности.
32. «Академическое дело» и репрессии против историков в конце 1920-1930-е годы.
33. "Краткий курс истории ВКП (б)" и его влияние на историческую науку.
34. Дискуссии в советской исторической науке (обзор).
35. Влияние "оттепели" на историческую науку.
36. Перестройка и историческая наука: диалог с мировой наукой, "возвращение" дореволюционного наследия.
37. Современная историографическая ситуация: методология, проблематика, перспективные направления научного поиска.
38. Дискуссионные проблемы истории России на страницах исторической периодики (конца 1980-нач. 1990 гг.; 1990-х гг.; начала 2000-х гг.) (период и издания на выбор соискателя).
История историографии
(составитель – Кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения)
1. «Философская история» XVIII в. и лорд Болингброк.
2. Романтизм и либеральная французская историческая школа. Тьери. Ф. Гизо. Ж. Мишле.
3. Л. фон Ранке и его критический метод.
4. Материалистическое понимание истории К. Маркса.
5. И.Г. Дройзен и его «Историка».
6. Философско-историческая концепция Б. Кроче.
7. Концепция глобальной истории О. Шпенглера.
8. История цивилизаций А. Дж. Тойнби как один из вариантов глобальной истории.
9. Р.Дж. Коллингвуд и его «Идея истории».
10. Историко-методологическая позиция М. Блока.
11. Ф. Бродель и его концепция цивилизации и истории повседневности.
12. Постмодернизм: основные принципы и представители.
13. Э. Хобсбаум как представитель марксистской методологии в своей трилогии «Век революций. Век капитализма. Век империй».
14. «Новая социальная история» и историческая антропология (обоснование постановки темы и некоторые представители).
История экономики
(составитель - Кафедра управления персоналом и экономики в сфере образования)
1. Классический этап развития экономической науки.
2. Становление понятия «Рынок» как главного объекта экономического анализа.
3. Рынок как саморегулирующаяся система и необходимость государственного регулирования.
4. Распад социалистической системы. Переход к рыночной экономике.
5. Система маркетинговой информации Ф.Котлера.
6. Экономические аспекты реструктуризации иерархических отношений в России в постперестроечный период.
7. Исторические аспекты и проблемы мотивации персонала на предприятии: зарубежный и российский опыт.
8. Рыночная ориентация как философия управления: исторические школы.
9. Эволюция российских и зарубежных школ маркетинга как концепции управления.
10. Эволюция управленческих решений в инновационной среде.
11. Историческая ретроспектива современных концептуальных школ маркетинга.
12. Основные течения современной экономической теории.
13. Новые потребности хозяйственной жизни и генезис современных направлений экономической науки.
14. Объединение маржиналистских школ и формирование неоклассического направления.
15. «Капитал» К.Маркса как главное теоретическое произведение марксизма.
История философии
(составитель – кафедра философии и культурологии)
1. Генезис социальной философии (общая характеристика).
2. Проблемы социальной философии в античности (общая характеристика).
3. Социальная философия Ф. Аквинского.
4. Гуманизм эпохи Возрождения.
5. Концепция «естественного права» в философии Нового времени.
6. Концепция «общественного договора» в философии Нового времени.
7. «Общественный договор» Ж.-Ж. Руссо.
8. Проблема человека во французском материализме.
9. Проблема социального и исторического прогресса в эпоху Просвещения.
10. Социально-философские воззрения И. Канта.
11. Социальная философия Ф. Шеллинга.
12. Философия истории Г. Гегеля.
13. Государство и гражданское общество в социально-философской концепции Г. Гегеля.
14. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
15. К. Маркс: становление концепции материалистического понимания истории.
16. Гуманизм в русской социальной философии.
17. Анархизм в русской социальной философии.
18. Проблема личности в русской социальной философии.
19. Социально-философская концепция неотомизма XX в. (общая характеристика).
20. Проблема человека в философии религиозного экзистенциализма.
21. Проблема человека в философии Ж.- П. Сартра.
22. Основные социальные концепции структурализма.
23. Основные проблемы социальной философии франкфуртской школы.
24. Философская антропология конца XX века.
25. Социальная философия в России XXI века: проблемы, тенденции, перспективы.
История литературоведения
(составитель – Кафедра литературы и методики её преподавания)
1. Проблема знаковости искусства в российской семиотической школе второй половины ХХ века.2. Проблема художественного психологизма в свете идей психологической школы.3. Проблема историзма в поэтике: А.Н. Веселовский и его школа.4. Интерпретация русской классики и проблемы историко-функционального изучение литературы в российской науке 1980-1990-ых годов. 5. Проблема взаимодействия мифологии и литературы в аспекте неомифологизма ХХ века.6. Фрейдизм в российском литературоведении ХХ века и проблема бессознательного в литературе.7. Взаимодействие наук в развитии русского литературоведения ХХ века (философия и литературоведение, психология и …, фольклористика и …, религиоведение и … и т.п.).8. Эстетические потенции слова в художественном произведении (по трудам А. А. Потебни).9. Эстетические возможности слова в художественном произведении (по трудам Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, В.В. Виноградова).10. Проблема соотношения романтизма и сентиментализма в концепции А.Н. Веселовского (по его кн.: В. Жуковский. Поэзия чувств и сердечного воображения).11. Тезис Канта о незаинтересованности эстетического суждения в истории русской литературоведческой мысли ХIХ – ХХ веков.12. Проблема архетипа в российском литературоведении ХХ века.13. Философские идеи немецкого романтизма в русской эстетике и литературоведении первой половины ХIХ века.14. Пространство и время в русском литературоведении ХХ века.15. Категория «комического» в русской эстетике и литературоведении ХIХ-ХХ веков.16. Автор и герой в теории диалогического дискурса М.М. Бахтина.17. Учение М.М. Бахтина о хронотопе.18. Трактовка авторства в работах Б.О. Кармана19. «Образ автора» как категория эстетики.20. Постмодернизм как направление мировой культуры: «русский вариант».21. Академические школы в российской науке о литературе.22. Мифологическая школа и е представители в отечественном литературоведении.23. Сравнительно-историческое литературоведение. «Историческая поэтика» А.Н. Веселовского.24. Методология литературоведческого изучения искусства словесности и основные подходы.25. Мимесис и философские основы современного понимания литературы.26. Православные основы изучения литературы и научная методология.27. Интегративные методы и подходы в современной науке.28. Проблема традиции в литературоведении (в исторической поэтике А.Н. Веселовского).29. Категория автора в литературе.30. Психологическая школа в русском литературоведении.31. Литературоведческая герменевтика и её основные методы.32. История литературоведения как науки.33. «Биографический метод» в изучении творчества писателей.34. Структурализм в литературоведении.35. Историко-функциональное изучение литературы.История языкознания
(составитель – Кафедра русского языка и методики его преподавания)
1. Праславяне и праславянский язык.
2. Генеалогическая классификация языков.
3. Славяне и их соседи в «Повести временных лет».
4. Деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности.
5. Славянские литературные языки.
6. Античные теории языкового знака.
7. Язык – мышление – действительность.
8. Рационалистические тенденции в анализе языка. Рациональные грамматики.
9. Язык в учении английских философов нового времени.
10. Основы лингвистической концепции И.Г. Гердера.
11. Основы лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
12. Истоки и принципы натуральной концепции А. Шлейхера.
13. Учение А.А. Потебни о слове.
14. Генеалогическая и типологическая классификации языков мира.
15. Язык в зеркале знаковых теорий.
16. Формальное направление в языкознании в разработке Б. де Куртенэ.
17. Истоки и принципы младограмматизма.
18. Язык. Речь. Речевая деятельность в концепции Ф. де Соссюра.
19. Проблемы сравнительно-исторического языкознания.
20. Современная зарубежная лингвистика: школы и направления.
21. Основы теории лингвистической относительности Сепира–Уорфа.
22. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи.
23. Проблемы морфологии в трудах американских дескриптивистов.
24. Взаимоотношения языка и мышления.
25. Основные элементы синтаксической системы А.А. Потебни.
26. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в работах Ф.Ф. Фортунатова.
27. Проблемы фонетики и морфологии в трудах Н.В. Крушевского.
28. Основной словарный фонд и словарный состав языка.
29. Идеалистическая теория Н.Я. Марра.
30. Развитие национальных языков. Местные диалекты и жаргоны.
31. Лингвогеография: зарождение, развитие, перспективы.
32. Диалектология и этнолингвистика: характер взаимодействия и специфические особенности.
33. Ономасиологические проблемы языкознания.
34. Основы когнитивной лингвистики: методологическая база и понятийный аппарат.
35. Лингвокультурологический аспект исследования языка.
36. Этнолингвистика в кругу смежных наук.
37. Проблемы изучения функциональной стороны языка.
38. Современные теории речевых актов.
39. Основы коммуникативной лингвистики.
40. Современная ономастика: теоретическая база, достижения, тенденции развития.
41. Современная языковая ситуация в Российской Федерации.
42. Постулаты современной лингвистики.
43. Недискретные единицы лексики. Фразеология.
44. Виды лингвистических структур (дистрибуция, оппозиция, семиотика и др.)
45. Язык как системно-структурное образование.
46. Концептология как раздел языкознания.
47. Семиотика как наука о знаковых системах. Язык как знаковая система.
48. Синхрония и диахрония в языке.
49. Проблемы социальной обусловленности языка в трудах российских лингвистов.
50. Основы и принципы этнолингвокультурологического описания диалекта.
51. Проблема символа в истории лингвистики и философии.
52. Сравнительно-исторический метод как первая научная парадигма в истории языкознания.
53. Структурный метод в языкознании, его основные направления.
54. Слово и понятие: история вопроса.
55. Проблема языка и мышления в истории языкознания (В. фон Гумбольд, А.А. Потебня, Б.А. Серебренников и др.)
56. Коммуникативно-прагматическая научная парадигма в языкознании (история и развитие).
57. История русского языкознания советского периода.
58. Когнитивная лингвистика: становление и развитие.
59. Антропоцентрическая парадигма современного языкознания.
60. Язык, речь, речевая деятельность: эволюция взглядов на сущность и соотношение понятий.
61. Текст, дискурс, дискурсивная деятельность: основные проблемы и аспекты изучения.
62. Лингвистические и философские аспекты изучения диалога.
История языкознания
(составитель – Кафедра теории английского языка)
1. Труды И.В. Сентенберг в контексте отечественных семантических исследований конца XX века.
2. Тверская школа психолингвистики во второй половине XX – начале XXI вв.
3. Саратовская школа психолингвистики И.Н. Горелова и К.Ф. Седова.
4. Лингвистическая жанристика от М.М. Бахтина до В.В. Дементьева.
5. Эволюция лингвоконцептологических исследований: этапы и персоналии.
6. Научная школа В.М. Савицкого.
7. Лингвистическая герменевтика: Г.И. Богин и его последователи.
8. Развитие отечественной лексикографии в постсоветский период.
9. Теория языковой личности и лингвоперсонология: становление и развитие.
10. Гендерная лингвистика: генезис и развитие.
11. Развитие исследований языковой картины (модели) мира.
12. Категория языковой игры: от Л. Витгенштейна до современности.
13. Становление теории прецедентности: этапы и персоналии.
14. От лингвистики текста к теории дискурса.
15. Возникновение и развитие теории функциональных стилей.
16. Корпусная лингвистика: генезис и развитие.
17. Теория прототипов Э. Рош и идея нечетких множеств Л. Заде.
18. Воронежская школа когнитивной лингвистики во второй половине XX – начале XXI вв.
19. Исследования маргинальной лексики: история и современность.
20. Развитие ассоциативного лингвистического метода и ассоциативной лексикографии.
21. Молодёжный сленг: история изучения и современные тенденции.
22. Исследование антропонимов: от структурного подхода к лингвокультурному.
23. Лингвистические исследования терминологии: история и современность.
История языкознания
(составитель – Кафедра немецкого языка и методики его преподавания)
1. Лингвистическое наследие В. фон Гумбольдта.
2. Теория лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа.
3. Ф. де Соссюр и его место в лингвистике XX века.
4. Основные этапы развития психолингвистики в СССР.
5. Основные этапы развития психолингвистики за рубежом.
6. Основные этапы развития социолингвистики в СССР.
7. Основные этапы развития социолингвистики за рубежом.
8. Копенгагенская школа и её место в языкознании.
9. Лингвистика универсалий.
10. Сравнительно-историческое языкознание в XX веке.
11. Развитие лингвистической гендерологии в Германии.
12. Развитие лингвистической гендерологии в России.
13. Развитие лингвоконцептологии в России.
14. Развитие теории дискурса в России.
15. Проблемы современной коммуникативной лингвистики за рубежом.
16. Проблемы современной коммуникативной лингвистики в России.
17. Теория речевых жанров: истоки формирования и современное состояние.
18. Статус метафоры в современной лингвистике.
19. Лингвистика текста: истоки формирования и современное состояние.
История языкознания
(составитель – кафедра языкознания)
1. Эмоции как форма отражения действительности.
2. Эмоциональная картина мира в языковой репрезентации.
3. Философия Ш. Бали о роли эмоций в языке.
4. Философия Ч. Стивенсона о месте эмоции в прагматической функции языка.
5. Соотношение рационального и эмоционального в языке.
6. Проблема интеграции общенаучных знаний в изучении эмоций языковой личности и языкового сообщества.
7. Философия Э. Станкевича о проблеме эмотивности языка.
8. Учение П.Т. Янга о мотивационной функции эмоций.
9. Отечественная и зарубежная философия и лингвистика о коннотации.
10. Взаимодействие в вербальной коммуникации homo loquens/sentiens эмоционального мышления, сознания, интеллекта.
11. Философские проблемы семиотики.
12. Проблема взаимоотношения языка и мышления в теории В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианстве.
13. Философские основы теории языка К. Бюлера.
14. Археология знания Мишеля Фуко и теория дискурса.
15. Основные положения философской антропологии и их связь с лингвистическими исследованиями.
16. Гносеологические основы теории языковой картины мира.
17. Философские проблемы французской школы анализа дискурса.
18. Работы Н. Бердяева и лингвокультурология.
19. Социология политики П. Бурдье и проблемы анализа политического дискурса.
20. Философские основы структурно-системного подхода к изучению языка.
21. Спор об именах в диалоге Платона «Кратил» и современные теории ономастической номинации.
22. Соотношение стихийного и сознательного, естественного и искусственного в ономастической номинации.
23. Проблема семантики имени собственного: от философов-стоиков до современности.
24. «Воплощенные» и «невоплощенные» имена собственные в трудах А. Гарднера.
25. Имя собственное в философских трудах П. Флоренского.
26. Философия имени А. Лосева.
27. Имя собственное в современных парадигмах философии языка.
28. Эволюция взглядов на имя собственное в современном языкознании.
29. Сравнительный исторический метод в языкознании.
30. Зарождение историзма в подходе к языку.
31. Исследование языка СМИ в парадигмах современного языкознания.
32. Медиалингвистика: история формирования и современное состояние.
33. Динамика научно-философских взглядов на общечеловеческую проблему «свой-чужой».
34. Эволюция взглядов на теорию риторической аргументации.
История языкознания
(составитель – кафедра межкультурной коммуникации и перевода)
1. Отечественные и зарубежные теории межличностной коммуникации.
2. Вербальные средства реализации коммуникативного поведения личности.
3. Коммуникативные проявления личностной идентичности (на примере одного из аспектов).
4. Ведущие методы коммуникативных / лингвистических исследований (применительно к теме исследования аспиранта / соискателя).
5. Составляющие коммуникации, ее функции и механизмы.
6. Дискурс-анализ и сферы его применения.
7. Нарративный анализ как средство многоаспектного исследования текста.
8. Языковые особенности коммуникативных жанров (на примере одного из жанров).
9. Параметрические модели межкультурной коммуникации.
10. Вербальные помехи в межкультурном общении (применительно к схеме исследования аспиранта/соискателя).
11. Невербальные средства реализации коммуникативного поведения личности.
12. Коммуникативные проявления эгоцентризма.
13. Эстетическая категория комического.
История педагогики[6]
(составитель – кафедра педагогики)
1. Исторический аспект актуальной научно-педагогической проблематики (в соответствии с темой исследования).
2. Роль философии в становлении и развитии педагогики.
3. Философские доминанты в становлении и развитии методологии педагогики.
4. Исторические доминанты в становлении и развитии методологии педагогики.
5. Единство педагогики и культуры в традициях педагогической мысли.
6. Отечественная (зарубежная) педагогика: рефлексия проблематики и перспективы исследований.
7. Генезис педагогических идей в отечественной (зарубежной) педагогике ХХ в.
8. Генезис педагогических идей в зарубежной педагогике ХХ в.
9. Становление современных подходов к образованию в отечественной педагогике.
10. Становление современных подходов к образованию в зарубежной педагогике.
11. Эвристическая ценность историко-педагогического знания.
12. Становление и развитие педагогических концепций, основанных на философии экзистенциализма.
13. Концепции воспитания (обучения), основанные на философии прагматизма.
14. Эволюция концепций педагогического управления в воспитании (обучении).
15. Влияние философии рационализма на развитие педагогической науки.
16. Роль религиозной философии в развитии педагогической мысли.
17. Феномен воспитания в первобытном обществе.
18. Аксиологический подход в педагогике: история и современность.
19. Ретроспективный анализ личностного подхода в образовании.
20. Культурологический подход в образовании и воспитании: философские основания, становление и развитие.
21. Гендерный подход в историко-педагогическом измерении.
22. Философские и социокультурные основания антропологического подхода в педагогике.
23. Становление и развитие деятельностного подхода в педагогике.
24. Идеи и концепции свободного воспитания в истории педагогической мысли.
25. Средовый подход в образовании: методологические основания, история и современность.
26. Компетентностный подход в образовании: методологические основания, история и современность.
27. Гуманитарный подход в воспитании и обучении: сущность, методологические основания.
28. *Развитие идей гуманизма в отечественной (зарубежной) педагогике[7].
29. Дошкольное воспитание в России в кон. XIX – нач. XX в. в контексте идей реформаторской педагогики.
30. *Отечественные (зарубежные) концепции дошкольного воспитания: история и современность.
31. *Эволюция взглядов на начальное образование в России (за рубежом).
32. *Концепции профессионального образования в России (за рубежом): становление, развитие, актуальная проблематика.
33. Философские основания социальной педагогики.
34. *Эволюция социально-педагогических концепций в России (за рубежом).
35. Марксизм и педагогика: сравнительный анализ подходов к проблеме в различные исторические эпохи.
36. Педагогика сотрудничества в России: истоки и развитие.
37. Проблемы толерантности в пространстве историко-педагогической культуры.
38. Патриотизм и русская национальная идея: историко-педагогический аспект.
39. Гражданское воспитание как цель отечественных педагогических концепций.
40. Историко-культурные и этнологические доминанты образования.
41. Культура и традиции как объекты педагогических исследований.
42. *Развитие теории нравственного воспитания в трудах отечественных педагогов.
43. *Развитие теории нравственного воспитания в трудах зарубежных педагогов.
44. Ретроспективный анализ метода проектов в отечественной и зарубежной педагогике.
45. Историко-педагогический анализ концепций эмоционально-творческого развития детей.
46. Творческая индивидуальность как цель образования в различные исторические эпохи.
47. Историко-педагогический анализ становления педагогики поддержки.
48. Формирование правовой культуры школьника: историко-педагогический аспект.
49. Православная традиция в истории отечественной педагогической культуры.
50. *Развитие теории содержания образования в отечественной педагогической науке.
51. *Развитие теории содержания образования в зарубежной педагогической науке.
52. *Влияние зарубежной педагогики на теорию и практику отечественного образования.
53. Концепции обучения в высшей школе в России (за рубежом): становление и развитие.
54. Историко-педагогический анализ современных проблем воспитания.
55. Историко-педагогический анализ современных проблем обучения.
56. Значение историко-педагогического знания в решении проблем современного образования (на примере одной из проблем).
57. Становление педагогических понятий в истории педагогики (на примере одного из педагогических понятий).
58. Становление педагогических принципов в истории педагогики (на примере одного или нескольких педагогических принципов).
59. *Философские основания образования (в античном мире, в Византии, в эпоху Возрождения, в эпоху Просвещения).
60. Идеи целостного учебно-воспитательного процесса В. С. Ильина.
61. Научно-педагогические школы Волгоградского государственного педагогического университета.
62. Идеи непрерывного образования: возникновение, эволюция, реализация.
63. «Традиционные» и «альтернативные» школы в истории образования: анализ и оценка их деятельности.
64. Этапы становления педагогической диагностики.
65. Эстетическое воспитание: методологические основания.
История психологии
(составитель – кафедра психологии образования и развития)
1. Жизненный мир человека как предмет философского и психологического знания.
2. Феноменология жизненного мира человека: философские и психологические парадигмы.
3. Пространство и время в структуре жизненного мира человека.
4. Нарратив в теории и практике философского и психологического знания.
5. Самосознание в структуре философского и психологического знания.
6. Современное философское осмысление проблем массовой коммуникации межкультурного взаимодействия.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.