Проблема истины в социально-гуманитарном познании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несколько слов об общенаучном понимании истины. Истина – адекватное отражение действительности в сознании человека, соответствие знаний действительности. С точки зрении научной, рациональной философии истина является объективной, а будучи объективной она может быть или абсолютной или относительной. Свое специфическое проявление истина обнаруживает в социально-гуманитарном знании. Прежде всего, переходя к рассмотрению проблемы истины в социально-гуманитарных науках, уясним особенности классической, неклассической, постклассической трактовок истины. Три понимания.

1.       Классическое понимание истины (оно идет от Платона и Аристотеля) базируется на признании того, что истина (как было уже сказано) это соответствие человеческих знаний действительности. Классическая концепция получила название «корреспондентной». В естественных науках данная концепция истины получила всеобщее признание, ее признание имеет место и в социально-гуманитарном познании общи тенденций и закономерностей (развитие общества как закономерный переход от одной степени, стадии развития к другой. Формационный и цивилизационный подход к развитию общества. Формации по Марксу – рабовладельческий строй, феодальный, капиталистический).

2.       Неклассическая трактовка истины возникает в общественных науках на рубеже 19-20 вв. Она сохраняет ориентацию на постижение сущности и свойств объекта, но вместе с тем отказывается от подчеркнутого дистанцирования субъекта познания от объекта. Неклассическая трактовка истины признает присутствие субъекта в таком объекте как общество, но при этом допуская подчас неустранимые искажения действительного положения дел. Определенным выражением этой трактовки является идея конвенциализма – общего согласия ученых относительно каких-то социальных явлений. При этом допускается существование различных взглядов на те или иные социальные объекты. И становится понятным, что это допущение требует от ученого повышенной критичности мышления по отношению к научным результатам, к полученным знаниям. И довольно часто психологически трудно совместить с научной убежденностью в своей правоте (нет единого понимания, единой оценки и подчас ученому приходиться проявлять мужество в отстаивании своих взглядов).

3.       Постнекласическая концепция истины утвердившаяся в современной науке признают не только включенность субъекта в социальную реальность, и его роль в конструировании этой соц. реальности. Таким образом особенностью истины социально-гуманитарного знания является их ситуативный характер, они оказываются в какой-то мере действительными в определенных масштабах пространства и времени, лишь в той или иной ситуации. Как быть с критериями истины? Известно, что единственным и всеобщим критерием истины является практика (опыт, эксперимент). Энгельс: «Проверка пудинга состоит в том, что его съедают». Все науки о природе критерий истины видят в практике как единственном и достоверном показаний тех или иных знаний. И сама практика в какой-то мере незавершенна и это учитывается учеными. Незавершенность практики наглядно проявляется в социальном познании, т.к. в социально-гуманитарных науках приходится допускать неустранимость определенных существенных искажений. В этой ситуации ученые социально-гуманитарных наук стремятся достойно оценить и в какой-то мере простить определенные искажения при условии, что эти искажения отвечают потребностям какого-то вида прогресса в человеческой жизни. Можно считать удовлетворительными те положения ряда ученых, которые подчеркивают мысль о том, что надо иметь в виду ту мысль, что деятельность тех или иных руководителей государства бескорыстна и направлена на истинное стремление улучшить жизнь народа, укрепить безопасность государства, одним словом приблизить жизнь каждого человека к достижению общечеловеческих ценностей: социальная справедливость, равенство. Эти общечеловеческие ценности и выступают ориентиром того насколько большими являются отклонения (искажения) тех или иных мероприятий властных структур от этих общечеловеческих ценностей.

Итак, истина это достоверное знание о действительности, соответствие знаний действительности в естественных и гуманитарных науках. Критерий истинности видится в практике. Но в науке помимо данной концепции истинности имеются и другие концепции, в частности логическая и прагматическая. Прагматическая концепция истины выдвинута в начале 19 в. представителями, так называемой прагматической философии. Их тезис: «Истина то, что полезно, что приносит успех». Нельзя забывать, что истина является прежде всего объективной, а будучи объективной эта истина может быть абсолютной (исчерпывающей), относительной (определенная неполнота знаний).



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА



Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.