Философия борьбы с преступностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4. Философия Актуальные проблемы подготовки юридических научно-педагогических кадров.

 

 

1. Философия История юридического образования и науки в России .

Юридическое образование в России становилось и развивалось одновременно со всем высшим образованием. Можно сказать, что история юридического образования, - это во многом история высшего отечественного образования.

Вопросами подготовки юридических дел в России занимались дьяки. Боль­шинство людей, которые могли себе это позволить, получали начальное образование в семьях, а затем развивали и совершенствовали его на прак­тической службе, перенимая опыт у старших и опыт­ных дьяков. Очевидно, что этого было недостаточно. Кроме того, с неизбежным развитием чиновничьей бюрократии стал накапливаться дефицит квалифици­рованных кадров. Создание профессионального юридического образования, таким образом, было лишь делом времени.

Профессиональное юридическое образование в России зародилось в XVII веке при центральных и малых учреждениях власти. Основная цель, которая ставилась перед совершенно новыми учебными организациями, — подготовка грамотных и специально подго­товленных дьяков для нужд государственного аппарата.

Непосредственное начало профессиональной юридической подготовки перспективной молодежи по­ложил Посольский приказ, где с 1621 г. обучалось двое учеников. Сохранились даже их имена: Кукменев и Непоставов. В 1669 г. в штате Посольского приказа значились уже четыре ученика.

25 декабря 1685 г. была открыта Московская элли­но-греческая академия. Её основателем был известный священник и просветитель Симеон Полоцкий. В 1687 г. завершилось строительство нового здания академии на территории Заиконоспасского монастыря, рядом с Кремлем. Небольшая часть этого монастыря сохранилась до сих пор и выходит на современную Никольскую улицу. В 1731-1735 гг. в академии учился М.В. Ломо­носов.

Петр I задумался о радикальном изменении систе­мы юридического образования в России. За время его правления было принято более 3 тысяч законов, многие из которых он лично правил (например, Воинские арти­кулы). Старые чиновники, и особенно дьяки, не справля­лись с таким количеством нормативных правовых актов. Кроме того, Петр I активно насаждал европейские законы, кото­рые дьяки не знали и не понимали. Необходимо было готовить новые юридические кадры.

Петр I начал реформировать систему образования через создание военных юридических учебных организаций. (Интересно, что возрождение юридического образования после фактического отказа большевиков от юриспруденции в 1917 и в последующие годы произошло в 1939 г. воссозданием Военно-юридической академии РККА, в которой успешно работали такие корифеи советского права, как В.М. Чхиквадзе (уголовное право), М.С. Строгович (процессуальное право), П.Н. Галанза (государственное право). Академию окончил, потом преподавал в ней вице-президент Академии наук СССР В.Н. Кудрявцев). 11 апреля 1719 г. именным указом Петр I повелел на­брать в Военную коллегию двадцать юношей для обуче­ния юридическим навыкам. В 1710-1725 гг. в России по поведению Петра I было переведено около 600 ино­странных книг по праву. В январе 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии российских наук. Одним из факультетов должен был быть юридический. Но открыть академию Петр I не успел. После его смерти это сдела­ла императрица Екатерина I.

Важную роль в развитии юридического образова­ния в России в XVIII в. играли специальные юридические учебные организации. Среди них можно назвать Кадетский корпус (основан 29 июня 1731 г.), Морской кадет­ский корпус (основан 15 декабря 1752 г.), Артиллерий­скую и инженерную дворянскую школу (была основа­на в 1758 г.), Пажеский корпус (основан в 1756 г.).

Значительным событием в развитии юридического образования является открытие Московского универ­ситета. 24 января 1755 г. был подписан указ императри­цы Елизаветы «Об учреждении Московского универси­тета и двух гимназий». Инициатором создания Москов­ского университета был фаворит императрицы действительный статский советник, граф И.И. Шувалов. Одним из первых факультетов университета был юридический факультет.

К этому времени необходимо отнести и осознание необходимости подготовки собственных научных кадров.

В 1803 г. указом императора Александра I было со­здано Ярославское правовое училище. В настоящее время училище называется Ярос­лавский университет.

В XIX в. в России наблюдался бум юридического образования. Было создано большое количество юри­дических учебных организаций.

Особняком в этом ряду стоит Училище правоведе­ния в Санкт-Петербурге на Фонтанке. 5 декабря 1835 г. состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовал император Николай I. Студенты училища были одеты в пеструю форму и их прозвали чижиками. Сегодня училище не существует, но о нем сохранилась память в виде бронзовой птички, которая называется чижик-пыжик.

Наконец, 17 июня 1878 г. на основании Положе­ния, утвержденного императором Александром II, была основана Военно-юридическая академия. Сегодня это Военный университет Министерства обороны России. Одним из главных факультетов является юридический.

Таким образом, к концу XIX в. в России было завер­шено создание системы юридического образования, которая состояла из: 1) университетов с юридически­ми факультетами; 2) специальных правовых училищ, где преподавались только юридические науки; 3) военных училищ.

Мировую известность получили ученые-правове­ды России, такие как Д.И. Мейер (отец современного русского гражданского права), К.П. Победоносцев (знаменитый монархист и специалист по гражданскому праву и процессу), Н.С. Таганцев (выдающийся специа­лист по уголовному праву и последовательный против­ник смертной казни) Ф.Ф. Мартенс (юрист-междуна­родник), А.Ф. Кони (легендарный теоретик и практик).

После Октябрьской революции 1917 г. юристы на время оказались не нужны.

Только в начале 1930-х годов стало ясно, что миро­вой пролетарской революции, на которую рассчитыва­ли большевики, в обозримом будущем не будет. Встал вопрос, кто будет заниматься обеспечением хозяйственной деятельности по индустриализации страны. Было принято нестан­дартное решение: назначить несколько сотен идейно выдержанных, прошедших Гражданскую войну больше­виков профессорами юриспруденции. Они не имели ученых степеней, некоторые из них не имели даже выс­шего юридического образования. Таких профессоров называли красными профессорами. Им в ученики были переданы молодые люди, которые изучали юрис­пруденцию.

Приоритетным направлени­ем в подготовке юристов в это время счи­талась обучение практическим навыкам. Прежде всего требовались специалисты в области коммерческого пра­ва, которое правильно называть правом социалистиче­ского хозяйствования, поскольку частная собственность в стране была ликвидирована. Также ощущалась не­хватка специалистов для работы в прокуратуре и судах. Количество юристов строго ограничивалось государ­ственным заказом. Ни один юрист не оставался без ра­боты.

Сложившаяся в 1930-х годах система подготовки юристов с небольшими изменениями просуществовала вплоть до 1990 г. Основными ее характеристиками были: 1) бесплатное образование; 2) ограничение доступа к юридическому образованию и в связи с этим большой конкурс при поступлении; 3) централизованное распре­деление выпускников (от предложенной работы никто не мог отказаться).

В советское время работала блестя­щая когорта ученых-правоведов. Об этом свидетель­ствуют хорошо проработанные качественные законы, действовавшие в то время. Не случайно, что многие советские законы с изменениями с учетом местной спе­цифики действуют в странах Восточной Европы и в ком­мунистическом Китае и сегодня.

В 1990-е годы было создано большое количество учебных организаций. Впервые после 1917 г. открывались негосудар­ственные, частные учебные заведения. Система госу­дарственных заказов и обязательного распределения выпускников была отменена. Юридическая специаль­ность стала одной из самых престижных и востребованных. При этом получила распространение совершенно необоснованная практика обучения юриспруденции людьми случайными в значительном количестве не имеющими необходимых навыков. Правилом стало, что и гражданскому, и уголовному праву, и процессуальному праву обучали одни и те же лица. Хуже того, некоторые из них не только не были подготовленными педагогами и учеными, но даже не были юристами.

Современная система подготовка юристов скла­дывается из следующих элементов: 1) подготовка юристов в общих учебных организациях, подчиненных Министерству образования и науки. Сюда входят классические университеты, где имеются юридические факультеты; 2) подготовка юристов в специализированных вузах при министерствах и других государственных органах; 3) подготовка юристов в учебных организациях с од­ной специальностью (моновузы), подчиненных Министерству образования и науки РФ; 4) подготовка в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государствен­ном университете; 5) повышение квалификации юристов, которой занимают­ся как общеобразовательные юридические учебные организации, так и специализированные.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.