4. Философия Актуальные проблемы подготовки юридических научно-педагогических кадров.
1. Философия История юридического образования и науки в России .
Юридическое образование в России становилось и развивалось одновременно со всем высшим образованием. Можно сказать, что история юридического образования, - это во многом история высшего отечественного образования.
Вопросами подготовки юридических дел в России занимались дьяки. Большинство людей, которые могли себе это позволить, получали начальное образование в семьях, а затем развивали и совершенствовали его на практической службе, перенимая опыт у старших и опытных дьяков. Очевидно, что этого было недостаточно. Кроме того, с неизбежным развитием чиновничьей бюрократии стал накапливаться дефицит квалифицированных кадров. Создание профессионального юридического образования, таким образом, было лишь делом времени.
Профессиональное юридическое образование в России зародилось в XVII веке при центральных и малых учреждениях власти. Основная цель, которая ставилась перед совершенно новыми учебными организациями, — подготовка грамотных и специально подготовленных дьяков для нужд государственного аппарата.
Непосредственное начало профессиональной юридической подготовки перспективной молодежи положил Посольский приказ, где с 1621 г. обучалось двое учеников. Сохранились даже их имена: Кукменев и Непоставов. В 1669 г. в штате Посольского приказа значились уже четыре ученика.
25 декабря 1685 г. была открыта Московская эллино-греческая академия. Её основателем был известный священник и просветитель Симеон Полоцкий. В 1687 г. завершилось строительство нового здания академии на территории Заиконоспасского монастыря, рядом с Кремлем. Небольшая часть этого монастыря сохранилась до сих пор и выходит на современную Никольскую улицу. В 1731-1735 гг. в академии учился М.В. Ломоносов.
Петр I задумался о радикальном изменении системы юридического образования в России. За время его правления было принято более 3 тысяч законов, многие из которых он лично правил (например, Воинские артикулы). Старые чиновники, и особенно дьяки, не справлялись с таким количеством нормативных правовых актов. Кроме того, Петр I активно насаждал европейские законы, которые дьяки не знали и не понимали. Необходимо было готовить новые юридические кадры.
Петр I начал реформировать систему образования через создание военных юридических учебных организаций. (Интересно, что возрождение юридического образования после фактического отказа большевиков от юриспруденции в 1917 и в последующие годы произошло в 1939 г. воссозданием Военно-юридической академии РККА, в которой успешно работали такие корифеи советского права, как В.М. Чхиквадзе (уголовное право), М.С. Строгович (процессуальное право), П.Н. Галанза (государственное право). Академию окончил, потом преподавал в ней вице-президент Академии наук СССР В.Н. Кудрявцев). 11 апреля 1719 г. именным указом Петр I повелел набрать в Военную коллегию двадцать юношей для обучения юридическим навыкам. В 1710-1725 гг. в России по поведению Петра I было переведено около 600 иностранных книг по праву. В январе 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии российских наук. Одним из факультетов должен был быть юридический. Но открыть академию Петр I не успел. После его смерти это сделала императрица Екатерина I.
Важную роль в развитии юридического образования в России в XVIII в. играли специальные юридические учебные организации. Среди них можно назвать Кадетский корпус (основан 29 июня 1731 г.), Морской кадетский корпус (основан 15 декабря 1752 г.), Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу (была основана в 1758 г.), Пажеский корпус (основан в 1756 г.).
Значительным событием в развитии юридического образования является открытие Московского университета. 24 января 1755 г. был подписан указ императрицы Елизаветы «Об учреждении Московского университета и двух гимназий». Инициатором создания Московского университета был фаворит императрицы действительный статский советник, граф И.И. Шувалов. Одним из первых факультетов университета был юридический факультет.
К этому времени необходимо отнести и осознание необходимости подготовки собственных научных кадров.
В 1803 г. указом императора Александра I было создано Ярославское правовое училище. В настоящее время училище называется Ярославский университет.
В XIX в. в России наблюдался бум юридического образования. Было создано большое количество юридических учебных организаций.
Особняком в этом ряду стоит Училище правоведения в Санкт-Петербурге на Фонтанке. 5 декабря 1835 г. состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовал император Николай I. Студенты училища были одеты в пеструю форму и их прозвали чижиками. Сегодня училище не существует, но о нем сохранилась память в виде бронзовой птички, которая называется чижик-пыжик.
Наконец, 17 июня 1878 г. на основании Положения, утвержденного императором Александром II, была основана Военно-юридическая академия. Сегодня это Военный университет Министерства обороны России. Одним из главных факультетов является юридический.
Таким образом, к концу XIX в. в России было завершено создание системы юридического образования, которая состояла из: 1) университетов с юридическими факультетами; 2) специальных правовых училищ, где преподавались только юридические науки; 3) военных училищ.
Мировую известность получили ученые-правоведы России, такие как Д.И. Мейер (отец современного русского гражданского права), К.П. Победоносцев (знаменитый монархист и специалист по гражданскому праву и процессу), Н.С. Таганцев (выдающийся специалист по уголовному праву и последовательный противник смертной казни) Ф.Ф. Мартенс (юрист-международник), А.Ф. Кони (легендарный теоретик и практик).
После Октябрьской революции 1917 г. юристы на время оказались не нужны.
Только в начале 1930-х годов стало ясно, что мировой пролетарской революции, на которую рассчитывали большевики, в обозримом будущем не будет. Встал вопрос, кто будет заниматься обеспечением хозяйственной деятельности по индустриализации страны. Было принято нестандартное решение: назначить несколько сотен идейно выдержанных, прошедших Гражданскую войну большевиков профессорами юриспруденции. Они не имели ученых степеней, некоторые из них не имели даже высшего юридического образования. Таких профессоров называли красными профессорами. Им в ученики были переданы молодые люди, которые изучали юриспруденцию.
Приоритетным направлением в подготовке юристов в это время считалась обучение практическим навыкам. Прежде всего требовались специалисты в области коммерческого права, которое правильно называть правом социалистического хозяйствования, поскольку частная собственность в стране была ликвидирована. Также ощущалась нехватка специалистов для работы в прокуратуре и судах. Количество юристов строго ограничивалось государственным заказом. Ни один юрист не оставался без работы.
Сложившаяся в 1930-х годах система подготовки юристов с небольшими изменениями просуществовала вплоть до 1990 г. Основными ее характеристиками были: 1) бесплатное образование; 2) ограничение доступа к юридическому образованию и в связи с этим большой конкурс при поступлении; 3) централизованное распределение выпускников (от предложенной работы никто не мог отказаться).
В советское время работала блестящая когорта ученых-правоведов. Об этом свидетельствуют хорошо проработанные качественные законы, действовавшие в то время. Не случайно, что многие советские законы с изменениями с учетом местной специфики действуют в странах Восточной Европы и в коммунистическом Китае и сегодня.
В 1990-е годы было создано большое количество учебных организаций. Впервые после 1917 г. открывались негосударственные, частные учебные заведения. Система государственных заказов и обязательного распределения выпускников была отменена. Юридическая специальность стала одной из самых престижных и востребованных. При этом получила распространение совершенно необоснованная практика обучения юриспруденции людьми случайными в значительном количестве не имеющими необходимых навыков. Правилом стало, что и гражданскому, и уголовному праву, и процессуальному праву обучали одни и те же лица. Хуже того, некоторые из них не только не были подготовленными педагогами и учеными, но даже не были юристами.
Современная система подготовка юристов складывается из следующих элементов: 1) подготовка юристов в общих учебных организациях, подчиненных Министерству образования и науки. Сюда входят классические университеты, где имеются юридические факультеты; 2) подготовка юристов в специализированных вузах при министерствах и других государственных органах; 3) подготовка юристов в учебных организациях с одной специальностью (моновузы), подчиненных Министерству образования и науки РФ; 4) подготовка в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете; 5) повышение квалификации юристов, которой занимаются как общеобразовательные юридические учебные организации, так и специализированные.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.