Теория социального-рыночного хозяйства |
· личная свобода;
· социальная справедливость;
· экономическая дееспособность.
Немецкие экономисты на себе испытали пагубность милитаризации экономики и подавления гражданских свобод. Им предстояло решить дилемму невозможности спонтанного порядка и неприемлемости всепроникающего государственного вмешательства. Необходимо было определить разумные границы и эффективные методы государственного вмешательства в экономику, с одной стороны, и активно защитить свободную рыночную экономику от чрезмерного вмешательства государства, с другой.
Концепция социального рыночного хозяйства формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим - “централизованно-управляемое хозяйство” - рухнул, а “меновое хозяйство” уже успело предстать в форме анархии и “черного рынка”. Германия потеряла четверть своей довоенной территории, была разделена на оккупационные зоны. Производство в начале 1948 г. едва достигало половины уровня 1936 г. Огромные людские потери, деморализованное войной и разрухой население, 12 млн. беженцев, изношенный реальный капитал, разрушенная инфраструктура, карточная система и сохранение элементов нацистской системы управления - вот далеко не полный перечень бедствий послевоенной Германии. Произошла поистине “потеря старого мира без приобретения нового”. Чувство апатии и безысходности толкало к пренебрежению установленными нормами. Порядок был настоятельно необходим. Без него было бы немыслимо никакое возрождение страны. Неудивительно поэтому, что появившаяся в 1930-40-е годы “теория порядка” послужила методологической основой социального рыночного хозяйства в ФРГ.
Социальное рыночное хозяйство возникло как особый тип общественного устройства. Ещё Вильгельм Рёпке (1899-1966) выступил не столько против господства государства как такового, сколько против его тоталитарных тенденций (будь то в социалистических или капиталистических одеждах). Поэтому он резко критиковал «фискальный социализм» кейнсианства, считая, что граждане, которые не принадлежат к мощным союзам, оказываются отделёнными от принятия судьбоносных решений, то есть от государства. Усиление влияния государства на экономическое развитие страны снова делало актуальным вопрос о том, в чьих интересах работает государственный аппарат, кто контролирует государственную машину. Между тем, первым условием общественной интеграции, с его точки зрения, является свободное государство, в котором повиновение и порядок существуют лишь с согласия граждан. Поддерживать структурные изменения путём содействия приспособлению хозяйствующих субъектов призывал и видный немецкий социолог Александр Рюстов (1885-1963).
Одним из духовных отцов немецкого ордолиберализма по праву считается Вальтер Ойкен (1891-1950). В своём фундаментаьном труде «Основы национальной экономики» (1940) он сформулировал чрезвычайно важные положения о взаимозависимости порядков (политического, экономического, социального и правового). В «Основных принципах экономической политики» (работе, изданной уже после его смерти в 1952 году) он выдвинул идею о том, что государство организует рынок, проводя политику порядка. Решающим элементом этого порядка должна стать свободная конкуренция. Эти идеи В. Ойкена развивал его соратник - немецкий правовед Франц Бём (1895-1977). Основное его внимание уделено обоснованию взаимосвязи права и власти. Только сильное правовое государство может стать гарантом эффективной рыночной экономики. Сильное государство – это не такое государство, которое раздаёт налево и направо многочисленные льготы, а то, которое использует политическую власть для создания условий для честной конкурентной борьбы.
Предстояло решить сложную дилемму невозможности спонтанного рыночного порядка, с одной стороны, и неприемлемости государственного вмешательства – с другой. Поэтому предстояло решить двуединую задачу: определить границы и методы государственного воздействия на экономику страны в таких пределах, чтобы не разрушить основы рыночной экономики сильным государством.
Термин «социальное рыночное хозяйство» был предложен Альфредом Мюллер-Армаком (1900-1978). Будучи руководителем Отдела экономической политики Министерства Экономики, - того отдела, который отвечал за обоснование общей концепции реформ, - он стремился «поставить рыночное хозяйство на службу социальному». Фактически, он пытался реализовать свои идеи о преодолении разрыва между индивидуализмом и коллективизмом, общественными и государственными институтами которые он начал разрабатывать ещё в 30-е годы.
Таблица 3-3
Спектр неолиберализма
1. Неолиберализм в узком смысле слова — Фридрих А. Хайек: “Обновить классический либерализм!” | ||
Ревизия
Неолиберализма
Либеральный
Интервенционизм
2.2. Ордолиберализм Вальтера Ойкена и Франца Бёма:
“Создать и поддерживать конкурентный порядок! ”
3. Социальное рыночное хозяйство Людвига Эрхарда: “Систематическая экономическая политика, содействующая свободе!”
Источник: «Социальное рыночное хозяйство: истоки, концепция, практика» М.: 2001, с.43.
Это не означает, что взгляды ордо-либералов были абсолютно едины, между ними были заметные различия, которые наглядно представлены в таблице 3-3. Однако, тем не менее, эти различия не носили принципиального характера. Классики социально-рыночного хозяйства характеризовали его различные стороны.
Таковы были основные идеи, которые легли в основу политики Людвига Эрхарда (1897-1977).
Практика социального рыночного хозяйства |
Минимально необходимая критическая масса рыночных преобразований была осуществлена быстро и комплексно: либерализация цен, отмена многочисленных регламентаций, сковывающих хозяйственную инициативу, переориентация инвестиционных потоков в сферу производства потребительских благ и услуг.
Эрхард умело сочетал концепцию большого скачка и градуалистский подход. Так контроль над ценами основных продуктов питания был снят лишь в 1957 г. когда была установлена конвертируемость немецкой марки. Были приняты эффективные антиинфляционные меры: блокирование вкладов (было заморожено 70% средств на счетах населения), регулярно публиковались каталоги «уместных цен», учитывающие реальные издержки производства и разумную прибыль, была принята государственная программа продажи «Каждому человеку» необходимых потребительских товаров по сниженным ценам.
Применение концепции в Германии превзошло все самые радужные прогнозы, однако опасность таилась в сильном государстве. Государственная бюрократия далеко не всегда использует свой руль в нужном направлении. Она часто склонна преувеличивать свою роль в хозяйственном развитии. В результате «порядка» становилось всё больше и больше, а «свободы» всё меньше и меньше. Появилась опасность превращения рыночной свободы в свободу, направляемую и контролируемую государством. Дело в том, что политика хозяйственного порядка представляла собой альтернативу и чистому либерализму, и плановой экономике, и даже олигархическому капитализму. Важно, однако, чтобы регулирование свободы осуществлялось не сверху, а снизу, чтобы существовала органическая взаимосвязь между свободой, самостоятельностью и ответственностью. Если этот баланс нарушается, то нарастает зависимость людей от государства, а свободные граждане превращаются в послушных подданных. Социальные блага должны быть не дарованы государством, а заработаны самими трудящимися.
Вопросы для повторения
1-1. А. Смит и Ф. Лист: единство и различие методологии экономического анализа.
1-2. Что удалось и что не удалось сделать старой, новой и новейшей исторической школе
2-1. К. Менгер, как критик Г. Шмолера
2-2. Неоклассика, как развитие классической политэкономии
3-1. Удалось ли преодолеть эмпиризм историков и априоризм неоклассиков Т. Веблену?
3-2. Причины возникновения теории экономической динамики?
4-1. Неолиберализм в узком и широком смысле слова
4-2. Причины успехов и неудач в реализации теории социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии
Темы рефератов
1. Предмет и метод национальной экономики
2. Методологические предпосылки современной микроэкономики и их критика
3. Исторические судьбы «праздного класса»
4. Можно ли применить в современной России теорию социального рыночного хозяйства?
Список литературы
1. Веблен Т. Почему экономическая наука не является эволюционной дисциплиной? // Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и процесса. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С. 10-32.
2. Гловели Г. Д. История экономических учений. М,: Юрайт. 2011.
3. Нуреев Р.М. Очерки по истории институционализма. 2-е изд. Ростов на Дону: Изд-во «Содействие – XXI век»; Гуманитарные перспективы, 2014
4. Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России. Под ред. Р.М. Нуреева. М.: ТЕИС, 2007
5. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982.
Тема 4.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.