Обострение социальных противоречий. Утопические проекты переустройства мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Обострение социальных противоречий

Завершение промышленного переворота в Англии означало создание адекватной материально-технической базы капитализма, принципиально нового уровня капиталистического обобществления труда и производства. В ходе замены мануфактурного производства фабричным происходят глубокие изменения в содержании и характере труда. Виртуозное мастерство ремесленников вытесняется однообразным механическим трудом. Рабочая сила становится товаром, а сам рабочий – живым придатком машины. Стремительными темпами растет урбанизация населения. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер. На смену личной зависимости приходит вещная. Наемные рабочие все острее осознают свое отчуждение от того, что создано с помощью их рук и противостоит им в качестве капитала. Периодически повторяющиеся экономические кризисы перепроизводства становятся ярким проявлением внутренней противоречивости исторического развития капитализма.

Экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставят вопрос об исторических судьбах капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный и критически-утопический социализм предлагают свои рецепты решения обнажившегося социального конфликта. Пытаясь преодолеть разрыв между идеальными представлениями о справедливости и прозаической реальностью, они пытаются разрешить коллизии буржуазной жизни путем создания умозрительных конструкций. Неудивительно поэтому, что для большинства таких теорий характерны элементы романтизма и утопизма.

Роберт Оуэн (1771-1858) в 7 лет окончил начальную школу. С 10 лет начинается его трудовая деятельность, а в 20 лет он - уже менеджер в Манчестере. Удачная женитьба на дочери владельца бумагопрядильной фирмы позволила получить кредиты для выкупа у тестя предприятий в шотландском городе Нью-Ланарке. На это фабрике он заводит новые порядки: 10-часавой рабочий день (вместо 13), активно занимается улучшением быта рабочих, организует первый в Британии сад-ясли, школу для детей рабочих, устанавливает минимальный возраст работающих – 10 лет. Производственная дисциплина поддерживается на предприятии с использованием морального стимулирования

Оуэн не ограничивается своим бизнесом и выступает с широкой программой реформ. В 1813 году он начинает пропаганду национального организации трудового воспитания, в

1815 году публикует «Замечания о влиянии фабричной системы», в 1817 выступает с программо радикальной перестройки общества путем создания «поселки общности и сотрудничества». Однако попытки реализовать на практике социалистические идеи путём организации трудовых колоний потерпели полный провал (1825-1827 – колония Орбистон ,близ Глазго; 1828-1834 – колония Новая гармония в Индиане ,США).

Клод Анри Ревруа де Сен-Симон (1760-1825)  легендарная личность. Он участвовал: и в Американской революции (орден Цинцинната и звание полковника), и во Французской революциях. В 1802году Сен-Симон публикует «Письма женевского обитателя к современникам», а позднее сборники - «Индустрию» (1817-1818) и «Организатор» (1819-1820)

       Автор последовательно проводит идею о прогрессивном развитии человеческого общества и превращения политики в позитивную науку об организации индустриальной системы. В качестве критерия для выделения исторических стадий развития общества у него выступает смягчение эксплуатации человека человеком; прогресс знания от фетишизма и полицентрических религий к единобожию и метафизике , а от них к позитивной науке; а также смена классов-лидеров в обществе путем политических и научных революций. Уже после смерти учителя его ученики (О. Родриг, С.-А. Базар, П. Анфантен) публикуют его работу «Новое христианство»(1825) а в 1828-1829 – «Изложение учения Сен-Симона», в которых исторический процесс показывается как убывание антагонизма анархии и возрастание ассоциации и планового комбинирования путём развития кредита и банковской системы.

"Привлекательный труд" Шарля Фурье
Мечты о будущем обществе Шарль Фурье (1772-1837) связывал с идеей привлекательности труда. Главные экономические пороки цивилизации, по его мнению, заключаются в том, что лишь одна треть населения занята производительным трудом, да и та испытывает к нему обычно отвращение. Остальная же часть населения является «паразитами»:домашними, социальными или обслуживающими общество ("дополнительными"). Для замены «цивилизации» «гармонией» необходимо, по мнению Ш. Фурье, придание труду привлекательного характера. Это можно обеспечить разнообразием труда в рамках фаланг – производительно-потребительных коопераций, объединяющих по 1600-1800 человек. Поскольку переход к устройству фалангстеров предполагался исключительно мирным путём и исключительно на средства заинтересованных богатых лиц. Так возникла схема распределения долей производимого продукта между трудом (5/12), талантом (3/12) и капиталом (4/12). Любопытно, что идея Ш. Фурье оказалась способной вдохновить не одно поколение энтузиастов. Однако истории известна лишь единственная успешная апробация идеи «фаланстера». Это - эксперимент французского. предпринимателя Жана-Батиста Андре Годэна (1817-1888) – изобретателя печи-«буржуйки», основавшего в 1859 году компанию по производству печей, каминов и кухонных плит.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.