Философское осмысление новой социально-экономической реальности предполагает по крайней мере ее категориальный, системный, исторический и аксиологический анализ.
На наш взгляд, социоэкономическая реальность – это общественное бытие, взятое в единстве его социальных и экономических факторов. В отличие от физической реальности, являющейся объектом исследования естественных и технических наук, социально-экономическая реальность изучается общественными науками, в том числе и философией. Предметом последней является исследование наиболее общих и атрибутивных характеристик социально-экономической жизни и места в ней человека в качестве ее главного субъекта и объекта. Способом существования и развития социально-экономической реальности является человеческая деятельность, прежде всего производство. Она носит конкретно исторический характер и существует всегда в определенном социальном времени и социальном пространстве. Так, например, эпоха интернета значительно модифицирует характеристики социального времени и расширяет пространство социоэкономической реальности, делает его глобальным.
Раскрытие понятия социоэкономической реальности предполагает вычленение ее основных факторов, качество которых и определяет конкретное состояние социоэкономической реальности. К таким факторам прежде всего следует отнести:
Ø Технологии - ключевой фактор. Уровень развития и характер технологий, которые применяются в производстве, экономике, учреждениях, системе образования, в быту и т.д. служит важнейшей характеристикой социоэкономической реальности.
Ø Социальный фактор - формируется на основе технологического фактора и выступает в качестве важного стимулятора изменения жизни людей и во многом определяет качество человеческого капитала. Он оказывает непосредственное воздействие на развитие экономики.
Ø Экономический фактор - проявляется в характере экономических отношений и общественного производства, в том, какие элементы являются ключевыми в качестве ресурсов, услуг, товаров, источников добавленной стоимости и занятости. В качестве важного экономического фактора выступают инструменты финансирования экономики.
Ø Гуманитарный (человеческий) фактор – это интегративный критерий качества социоэкономической реальности. Уровень развития личности, степень ее свободы, возможность развития и реализации творческих способностей индивида – все это необходимые составляющие человеческого фактора.
Для объяснения социоэкономической реальности необходимо также рассмотреть ее исторические типы. Понятно, что в общем они соответствуют историческим типам общества. Однако проблема заключается в том, что последние можно классифицировать по самым различным основаниям, например:
· Формационное основание - первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое общества (концепция марксизма).
· Цивилизационное основание - природные сообщества, восточный тип цивилизации, западный тип цивилизации, современный тип цивилизации и т.д. (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, О.Шпенглер, А.Тойнби и другие авторы).
· По степени открытости - открытые и закрытые общества (К.Поппер).
· общества механической и органической солидарности (Э. Дюркгейм);
· общества традиционного типа (Гемайншафт) и промышленно-городского типа (Гезельшафт) (Ф.Теннис) и т.д.
Отметим, что ни одна из указанных или подобных классификаций обществ не может считаться единственно правильной или, напротив, отвергаться изначально. Роль и значение той или иной классификации определяется во многом тем, под каким углом зрения, с какой конкретной целью изучается общество как сложное, многогранное образование. В 60-70-х гг. прошлого столетия социологи Д.Белл, А.Турен, Р.Арон разработали синтетическую модель типологии общества, которая сегодня широко распространена. Они, в частности, выделили доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общества, представляющие собой стадии общественного развития. В этой же парадигме рассматривает исторические типы общества и А.Тоффлер, который в работе «Третья волна» выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная, индустриальная и информационная. При этом, как пишет автор, «основная метафора, используемая в этой работе, - это столкновение волн приводящее к переменам»[117]. В представленной концепции логика исторического процесса состоит в последовательной смене названных типов общества. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальная структура общества, социальные институты, политический режим, культура, способ и качество жизни самого человека то есть претерпевают изменения все компоненты социально-экономической реальности. Таким образом, каждому из перечисленных типов общества соответствует свой тип социоэкономической реальности. Их краткая характеристика будет выглядеть следующим образом:
· Доиндустриальное общество — господствует натуральное сельскохозяйственное производство, использование экстенсивной технологии, главными ресурсами являются труд и сырье. Преобладают сословная организация и отношения личной зависимости. Главные структуры — церковь и армия. Общество крайне инерционно, поэтому мало восприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто священное, не подлежащее изменению. Как пишет Д.Белл, здесь мы имеем «природный миропорядок», когда «большая часть правил поведения человека задавалась мерой его приспособляемости к переменчивым капризам природы»[118].
· Индустриальное общество — сформировалось в результате промышленной революции (вторая пол. ХVIIIв. – ХIХв.). Занятость населения в сфере сельского хозяйства падает до 10-15% . Основа экономики — конкурентные рынки и частная собственность. Главными ресурсами являются энергия и капиталы. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, возрастанием роли управления. Говоря словами Д.Белла, это «технический миропорядок», в котором быстрое развитие техники становится главной детерминантой развития социоэкономической реальности. Кроме того, она включает также такие компоненты, как: возникновение класса капиталистов и наемных рабочих; формирование гражданского общества; свобода человека как основная базовая ценность.
· Постиндустриальное общество - стадия современного развития, которая возникает в результате научно-технической революции, а ее основными ресурсами являются знания и информация. Это общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве. Сущность постиндустриальной социоэкономической реальности заключается в росте качества жизни населения и развитии инновационной экономики, включая индустрию знаний.
С возникновением постиндустриального общества его теоретики начинают говорить о «новой экономике». Как пишет в этой связи М. Кастельс: «Классическая теория постиндустриализма объединяет три утверждения и предсказания: 1. Источник производительности и роста находится в знании, распространяемом на области экономической деятельности через обработку информации. 2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг. 3. В новой экономике будет расти значение профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями»[119]. Таким образом, с появлением постиндустриального общества логично говорить о возникновении новой экономики и вырастающей на ее основе новой социоэкономической реальности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 261.