План:
• определение общения,
• уровни общения,
• функции общения,
• элементы общения,
• каналы общения,
• факторы, способствующие общению,
• стили общения
• терапевтическое и нетерапевтическое общение.
«Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания». М. Я. Мудров
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Существует ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:
- внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)
- межличностный (между двумя и более людьми)
- общественный (между большими группами)
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: 1. информационная (предоставление информации)
2. экспрессивная (эмоциональная).
3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение).
ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ:
Для того, чтобы общение было эффективным оно не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов:
- отправитель – кто передает информацию;
- сообщение – посылаемая информация;
- канал – форма отправки сообщения;
- получатель – кому посылается сообщение;
- подтверждение – способ уведомления отправителя, что сообщение получено.
КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ:
1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ)
Вербальное общение м.б. эффективным, если:
- хорошо владеть литературным языком, избегая всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности;
- следить за интонацией голоса. Интонация должна соответствовать содержанию.
- говорить медленно, громко, но не кричать, простыми, короткими фразами.
- уметь грамотно излагать свои мысли.
- по возможности задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые предполагается получить
полный ответ. Вопросы на которые можно ответить «Да» или «Нет» называются закрытыми).
Подумайте и дайте ответ, что такое вербальный интеллект?
Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:
"Таблетки, микстура и теплое слово,
Горчичники, банки и нежное слово, - Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова - не лечат больного!"
В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.).
Вы можете общаться с ними:
• письменно
Эффективность письменного общения зависит от того, умеет ли человек читать, понимать, видеть написанное сообщение.
Письменное общение может быть эффективным, если:
- писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);
- выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);
- включать в записку всю необходимую информацию;
- писать грамотно, ошибки подрывают авторитет сестры;
- выбирать простые и понятные слова;
- точно указывать время;
обязательно подписывать сообщение;
- человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.
• посредством карточек с рисунками
• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").
Всё это относится к бессловесному (невербальному) общению, владение которым также важно в работе медсестры, как и вербальным.
БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)
К этому типу общения относятся:
а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.
Подумайте и дайте ответ, как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему?
б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").
Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:
"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:
- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".
Подумайте и дайте ответ,
какие жесты считаются недопустимыми?
каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта):
- интимное - менее 40 см,
- личное - 40см - 2 м
- социальное - 2 - 4 м,
- открытое - более 4 м.
Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходиться «вторгаться» в личную и интимную зоны комфорта пациента. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого участника общения и находить приемлемое и для сестры и для пациента расстояние.
Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.
К невербальному типу общения примыкают и так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
* пауза
* интонация
* возгласы и восклицания
* тон, звучность, тембр голоса
* дикция
* скорость речи
Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.