Тема: «ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План:

• определение общения,

• уровни общения,

• функции общения,

• элементы общения,

• каналы общения,

• факторы, способствующие общению,

• стили общения

• терапевтическое и нетерапевтическое общение.

 

«Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим искус­ством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».  М. Я. Мудров

 

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

 

Существует ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:

- внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)

- межличностный (между двумя и более людьми)

- общественный (между большими группами)              

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:  1. информационная (предоставление информации)

2. экспрессивная (эмоциональная).

3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение).

ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ:

Для того, чтобы общение было эффективным оно не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов:

- отправитель – кто передает информацию;

- сообщение – посылаемая информация;

- канал – форма отправки сообщения;

- получатель – кому посылается сообщение;

- подтверждение – способ уведомления отправителя, что сообщение получено.

                                                                                                                                                                

КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ:

 

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ)

Вербальное общение м.б. эффективным, если:

- хорошо владеть литературным языком, избегая всевоз­можного словесного мусора, профессионального жаргона, развяз­ности;

- следить за интонацией голоса. Интонация должна соответствовать содержанию.

- говорить медленно, громко, но не кричать, простыми, короткими фразами.

- уметь грамотно излагать свои мысли.

- по возможности задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые предполагается получить

полный ответ. Вопросы на которые можно ответить «Да» или «Нет» называются закрытыми).     

Подумайте и дайте ответ, что такое вербальный интеллект?

Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:
"Таблетки, микстура и теплое слово,  
Горчичники, банки и нежное слово, -                                                                                                                 Ни капли холодного, острого, злого!                                                                                                                                     Без доброго слова, без теплого слова, 
Без нежного слова - не лечат больного!"

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.).

Вы можете общаться с ними:    

• письменно

Эффективность письменного общения зависит от того, умеет ли человек читать, понимать, видеть написанное сообщение.

Письменное общение может быть эффективным, если:

- писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

- выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);

- включать в записку всю необходимую информацию;

- писать грамотно, ошибки подрывают авторитет сестры;

- выбирать простые и понятные слова;

- точно указывать время;

обязательно подписывать сообщение;

- человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.      

• посредством карточек с рисунками

• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").

Всё это относится к бессловесному (невербальному) общению, владение которым также важно в работе медсестры, как и вербальным.




БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Подумайте и дайте ответ, как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему?

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:

"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, ко­торого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспо­койстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фра­зу он повторял многократно в дни перед кончиной".

Подумайте и дайте ответ,

какие жесты считаются недопустимыми?

каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?

 

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕ­НИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта):


- интимное - менее 40 см,    

- личное - 40см - 2 м

- социальное - 2 - 4 м,                                         

- открытое - более 4 м.


                                                              

Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходиться «вторгаться» в личную и интимную зоны комфорта пациента. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого участника общения и находить приемлемое и для сестры и для пациента расстояние.

Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимаю­щего общения. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.        

 

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсе­строй, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.

К невербальному типу общения примыкают и так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:                  

* пауза                                                                

* интонация      

* возгласы и восклицания

* тон, звучность, тембр голоса

* дикция

* скорость речи



Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.