Тема: «ОБЩЕНИЕ и ОБУЧЕНИЕ в СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План:

• определение общения

• уровни общения

• функции общения

• элементы общения

• каналы общения

• стили общения

• терапевтическое и нетерапевтическое общение

 

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

 

Существует ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:

- внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)

- межличностный (между двумя и более людьми)

- общественный (между большими группами)         

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:   1. информационная (предоставление информации)

2. экспрессивная (эмоциональная).

3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение).

ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ:

Для того, чтобы общение было эффективным оно не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов:

- отправитель – кто передает информацию;

- сообщение – посылаемая информация;

- канал – форма отправки сообщения;

- получатель – кому посылается сообщение;

- подтверждение – способ уведомления отправителя, что сообщение получено.

                                                                                                                                                                

КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ:

 

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ)

Задание: что способствует эффективности вербального общения?

2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Задание: как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему?

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").

Задание: какие жесты можно использовать в общении?

Каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?

 

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕ­НИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта):


- интимное - менее 40 см,    

- личное - 40см - 2 м

- социальное - 2 - 4 м,                                         

- открытое - более 4 м.


Задание: выбор зон комфорта в общении.

                                                              

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсе­строй, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.

 

3. ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Задание: от чего зависит эффективность письменного общения? Как правильно составить письменное сообщение.

 

Важную роль в общении играет "эффект ореола" - первый образ воспри­ятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

Задание: что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным?

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.                                              Различают 5 стилей общения:


1) давления (авторитарный);    

2) уступки;                              

3) компромисса;                     

4) сотрудничества;

5) избегания.

Задание: охарактеризуй каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой, Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:    

1) терапевтическое, эффективное       

2) нетерапевтическое, неэффективное 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздейст­вие, оказываемое на психику пациента.

ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИН­СКОМ ДЕЛЕ - помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

• ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

• ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

• КОНТАКТ ГЛАЗ

• СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА (вербальная, невербальная)

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:                                                                              • ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИ­ВАНИЕ

• БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ

• НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ

• СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ                           

• ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ

• МОРАЛИЗИРОВАНИЕ

• КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

· записать в конспект лекции «Десять «ДА» терапевтического общения (учебник стр. 35-36)

· доклады рефераты на темы «Вербальное общение», «Невербальное общение»

(вопросы представлены в лекции).


План:

1. Понятие «сестринская педагогика».

2. Факторы, влияющие на обучение.

3. Этапы процесса обучения.

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 295.