Опыт 1. Получение золя берлинской лазури методом пептизации
Ход работы:
Слить в пробирке приблизительно 5 мл 2%-ного раствора хлорида железа (III) FeCl3 и 1 мл насыщенного раствора K4[Fe(CN)6]. Полученный осадок берлинской лазури отфильтровать и промыть на фильтре дистиллированной водой до удаления избытка K4[Fe(CN)6]. К оставшемуся на фильтре промытому осадку добавить 2-3 мл 0,1н раствора щавелевой кислоты Н2С2О4. Фильтрат собрать в пробирку.
Пробирку с коллоидным раствором поместить на пути луча света проекционного фонаря; наблюдения провести под углом 900 к направлению падающего луча. Объяснить возникновение конуса Фарадея-Тиндаля.
В выводе указать, каким методом – конденсации или диспергирования получен золь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 2. Получение золя парафина методом замены растворителя
Ход работы:
В пробирку налить приблизительно 10 мл (половина пробирки) дистиллированной воды; добавить 5 капель спиртового раствора парафина, смесь энергично перемешать.
Описать свойства полученного коллоидного раствора: окраску, прозрачность в проходящем и отраженном свете. Отметить и объяснить причину наличия или отсутствия конуса Фарадея-Тиндаля.
В выводе указать, каким методом – конденсации или диспергирования получен золь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Опыт 3. Получение золя гидроксида железа ( II ) методом гидролиза
Ход работы:
В пробирку налить приблизительно 10 мл (половина пробирки) дистиллированной воды и довести до кипения.
В кипящую воду добавить 5 капель 2%-ного раствора хлорида железа (III) и продолжать нагревание до появления красно-бурой окраски.
Проверить, дает ли полученный золь конус Фарадея-Тиндаля? Написать уравнение реакций, которые предшествуют образованию мицелл. Какой электролит является стабилизатором? Написать формулу мицеллы золя и указать ее составные части.
В выводе указать, каким методом – конденсации или диспергирования получен золь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Опыт 4. Получение золя оксида серебра по реакции двойного обмена
Ход работы:
В пробирку налить приблизительно 10 мл (половина пробирки) 0,002н раствора KI, прибавить 1 мл 0,01н AgNO3 и взболтать. Получается желтова-тый мутный золь с отрицательным зарядом гранул (избыток KI). Написать формулу мицеллы для данного случая, а также для случая, когда в избытке находится AgNO3. Проверить, дает ли полученный золь конус Фарадея-Тиндаля?
В выводе указать, каким методом – конденсации или диспергирования получен золь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Опыт 5. Поучение золя гексацианоферрата ( II ) меди по реакции двойного обмена
Ход работы:
В пробирку налить приблизительно 10 мл (половина пробирки) 0,01% раствора K4[Fe(CN)6] и прибавить 2-3 капли 1%-ного раствора CuSO4. Получается золь коричнево-красного цвета. Проверить, дает ли полученный золь конус Фарадея-Тиндаля?
В выводе указать, каким методом – конденсации или диспергирования получен золь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Опыт 6. Получение золя серы по реакции двойного обмена
Ход работы:
В пробирку налить приблизительно 15 мл (три четверти пробирки) 0,05н раствора Na2S2O3 и прибавить примерно 5 мл разбавленной в 50 раз H3PO4 (ρ = 1,7).
Описать свойства полученного раствора: окраску, прозрачность в проходящем и отраженном свете. Проверить, дает ли полученный золь конус Фарадея-Тиндаля?
В выводе указать, каким методом – конденсации или диспергирования получен золь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 7. Диализ золя гидроксида железа ( III ).
Ход работы:
На электроплитке нагреть в отдельных стаканах небольшое количество (10-15 мл) золя гидроксида железа (III) и дистиллированную воду (примерно полстакана). Горячий золь гидроксида железа (III) осторожно налить в пергаментный мешочек и, повесив мешочек на стеклянную палочку, погрузить его в стакан с горячей дистиллированной водой так, чтобы вода не переливалась через край мешочка. Через 10-12 минут мешочек вынуть, отлить примерно 2-3 мл дистиллированной воды из стакана в пробирку и добавить немного раствора AgNO3. Установить наличие хлорид- ионов в пробе воды по помутнению раствора (образуется осадок AgCl↓ ).
Отметить отсутствие окрашивания воды т.к. частицы золя не проходят через полупроницаемый пергамент.
В выводе отметить, за счет чего достигается очистка золя от низкомолекулярных примесей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 8. Различие в проницаемости мембраны по отношению к макромолекулам крахмала и к йоду.
Ход работы:
В мешочек из пергаментной бумаги налить небольшое количество 0,5%-ного раствора крахмала. Повесив мешочек на стеклянную палочку, погрузить его в стакан с водным раствором йода так, чтобы раствор йода не переливался через края мешочка. Через полчаса отметить посинение крахмала и неизменность цвета раствора йода. В выводе дать объяснение наблюдаемому явлению.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение работы проверил(а)
______________________________
Дата__________
Лабораторная работа 6
Дата: 2018-12-21, просмотров: 551.