Под бизнес-процессом (БП) будем понимать совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания потребителей (клиентов). При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии, что предоставлена на рисунке 1.
- ► Материальные и финансовые потоки
— — —► Информационные потоки
Рисунок 1 - Структура бизнес-процесса
Менеджмент бизнес-процессов зародился еще в рамках концепций всеобщего управления качеством и непрерывного улучшения процессов, согласно которым предполагается сквозное управление бизнес-процессом, как единым целым, который выполняется взаимосвязанными подразделениями предприятия (компании), например, от момента поступления заказа клиента до момента его реализации.[2]
Управление бизнес-процессами целесообразно рассматривать и на уровне взаимодействия различных предприятий, когда требуется координация деятельности предприятий-партнеров в потоках товародвижения или в логистических процессах.
Логистика породила методы организации поставок по принципу «Точно в срок», реализация которых немыслима без управления бизнес-процессами, как единым целым.
В качестве основных бизнес-процессов предприятия чаще всего выделяют следующие:
1) процессы товародвижения (логистики), связанные с основной деятельностью предприятия - выпуском продукции и обслуживанием конечных потребителей;
2) процессы подготовки производства, нацеленные на планирование деятельности предприятия с позиции удовлетворения потребностей потенциальных потребителей и выведение на рынок новых продуктов и услуг - исследование рынка (маркетинг), стратегическое планирование производства, конструкторская и технологическая подготовка производства (проектирование и инжиниринг);
3) процессы инфраструктуры, ориентированные на поддержание ресурсов в работоспособном состоянии (подготовка и переподготовка кадров, закупка и ремонт оборудования, социально-культурное обслуживание работников предприятий).
Особенности бизнес-процессов, для которых проводится реинжиниринг:
1) диверсификация товаров и услуг (ориентация на различные сегменты рынка), вызывающая многообразие бизнес-процессов;
2) работа по индивидуальным заказам, требующая высокую степень адаптации базового бизнес-процесса к потребностям клиента;
3) внедрение новых технологий (инновационных проектов), затрагивающих все основные бизнес-процессы предприятия;
4) многообразие кооперативных связей с партнерами предприятия и поставщиками материалов, обусловливающих альтернативность построения бизнес-процесса.
Реинжиниринг бизнес-процессов выполняется на основе применения инженерных методов и современных программных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов совместными командами специалистов компании и консалтинговой фирмы.
В соответствии с определением Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова: «Реинжиниринг бизнеса предусматривает новый способ мышления - взгляд на построение компании как на инженерную деятельность. Компания или бизнес рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами». [8]
Важнейшими принципами реинжиниринга бизнес-процессов являются:
1) несколько рабочих процедур объединяются в одну – «горизонтальное сжатие процесса». Следствие - многофункциональность рабочих мест;
2) исполнители принимают самостоятельные решения – «вертикальное сжатие процесса». Следствие - повышение ответственности, заинтересованности в результатах своего труда работника;
3) шаги процесса выполняются в естественном порядке – «распараллеленность процесса». Работа выполняется в том месте, где это целесообразно;
4) многовариантность исполнения процесса, повышение адаптивности процесса к изменению внешней среды;
5) уменьшается количество проверок, минимизируется количество согласований;
6) «уполномоченный менеджер» обеспечивает единую точку контакта с клиентом;
7) преобладает смешанный централизованно-децентрализованный подход. Следствие - делегирование полномочий по принципу «сверху -вниз».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 321.