ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, соз­данное педагогической мыслью прошлых времен.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, ро­дителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством тради­ций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечи­вало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, на­ционального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педа­гогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспи­тания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечи­вает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, об­ряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседнев­ную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная га­рантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельству­ет народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее вре­мя средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговор­ках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих роди­телей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сест­рам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах метко выра­жены представления народа о семье и семейных отношениях, пра­вилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж – голова, жена - душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей - без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести - не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал известный историк В.С.Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение тради­ций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отража­ются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реа­лизация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педаго­гической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашне-семейного вос­питания (И.В.Бестужев-Лада, Г.Н.Волков, В.М.Петров и др.).

Отмечая несомненно сильные стороны семейной народной педа­гогики (стабильность, надежность, эффективность), не следует аб­солютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в ны­нешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся на протяжении истории того или иного народа. Прежде всего, как справедливо, отмечают современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, И.С.Кон), семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образ­цы, расширяющие социально-культурные представления челове-ка.Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных от­ношений и т.д. Следует учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты, обусловленные исто­рическими устоями жизни: предрассудки и суеверия, «доми­нирование словесных мер воздействия» (Г.Н.Волков), излишняя строгость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д. Свиде­тельства тому можно найти в трудах историков, например в книге Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского на­рода». Об этом повествуют и художественные произведения, среди которых - широко известные автобиографические книги А.М.Горь­кого «Детство», «В людях».

Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиоз­ными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только православной, сосредоточены на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств. Чело­век должен прожить свою жизнь так, чтобы в ее кульминационный момент - момент смерти - душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой.

Несмотря на определенные различия, обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным мораль­ным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др. Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только рели­гиозные предписания, но, можно сказать, элементарные правила человеческой жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее себя и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.

До широких народных масс важнейшие с точки зрения той или иной религии педагогические знания всегда доносились с помощью проповеди, так называемой церковно-учительной литературы, со­стоящей из различных Слов и Поучений. Проповеди, Слова и По­учения охватывали широчайший круг морально-нравственных проблем, толковали основы вероучения. В нашей стране популяр­ной была и осталась до сего дня «семейная» тематика, как-то: забо­та о ближних; почитание родителей; помощь немощным; воспита­ние трудолюбия, терпения, скромности и др.

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-пе­дагогических памятников, относящихся к X-XIV вв., отечествен­ных сборников XIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мо­номаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пче­ла», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авто­ров истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ста­вил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI в.) пред­ставлена своеобразная «программа» нравственного воспитания де­тей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необхо­димо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря ду­шевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. со­держится в работах А.Н.Радищева (1749-1802), Н.И.Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспита­ние - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого вос­питания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.И.Пирогова (1810-1881), Н.А.Добролюбова (1836-1861) и других. В работах ука­занных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ре­бенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предло­жения к совершенствованию воспитания детей в семье, предпола­гающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного вос­питания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта (1837-1909), П.Ф.Каптерева (1849-1922), М.И.Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассмат­ривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие само­деятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень се­мейного воспитания, о котором писали исследователи того перио­да, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые забо­тятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Роди­тельского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопро­са. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейно­го воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф.Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К со­жалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеа­лов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне револю­ции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обуслов­ленную социальными и национальными проблемами. Каковы на­циональные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф.Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духов­но семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологиче­ски, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуаль­ность.

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуаль­ными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, ин­дивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией умень­шилось ее положительное влияние на семью и семейное воспита­ние. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспита­нию» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых норматив­ных документов советского правительства о народном просвеще­нии, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

¯ Для любознательных

На I съезде по дошкольному воспитанию, который состоялся в апреле 1919 г., обсуждались задачи социального дошкольного воспитания в связи с новыми формами общественной жизни. Острую дискуссию вызвал вопрос об основном типе дошкольного учреждения. Официальная линия шла по пути создания дет­ских садов с длительным сроком пребывания детей. Объяснялось это необхо­димостью раскрепощения женщины-работницы, что отвечало требованиям программы Коммунистической партии. Некоторые из делегатов съезда, счи­тавшие семейное воспитание основой в формировании личности, отстаивали свой взгляд на назначение детского сада: это учреждение дополняющее домаш­нее воспитание, но не заменяющее его. Поэтому они предлагали сократить ра­бочий день матери, чтобы она имела возможность заниматься домашним вос­питанием собственных детей. Спор решили в пользу официальной линии сами женщины-работницы, присутствовали на съезде. Они высказывали опасение, что не смогут воспитать своих детей правильно, поскольку «невежественны,...ничего не видели...», прямо заявили, что не вернутся «к прежним горшкам и тряпкам».

В резолюции съезда был внесен пункт, согласно которому ребенок находится в детском саду все время «рабочего дня матери». На III съезде по дошкольному воспитанию (октябрь 1924 г.) было принято решение об организации при дет­ских садах вечерних групп (комнат) для детей, матери которых заняты общест­венной работой или учебой в вечернее время. Усиление темпов индустриализа­ции и коллективизации сельского хозяйства, переход предприятий на двух­трехсменную работу повлекли за собой создание новых типов дошкольных учреждений, которые полностью освобождали матерей-работниц и колхозниц для производственной работы и повышения квалификации. Организуются ве­черние группы, создаются круглосуточные дошкольные учреждения с недель­ным пребыванием детей.

Естественно, что в педагогических трудах послереволюционного периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с обществен­ным. В этом отношении исключение составляют работы Н.К.Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми.

Она страстно возражала против утверждения некоторых ради­калов от политики об отмирании семьи при социализме: все быто­вые и дошкольные учреждения создаются в помощь семье, а не для замены ее. Н.К.Крупская критиковала представленные на обсужде­ние общественности утопические проекты, в которых предлагалось сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых го­родках, в отрыве и изоляции от семьи. В семье, по мнению Надеж­ды Константиновны, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами домашнего воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, ор­ганизованный быт. Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются основы нравственности.

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С.Макарен­ко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического ми­ровоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С.Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.Мака­ренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрез­вычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педаго­гики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П.Арнаутова, А.Я. Варга, О.П.Клыпа, Т.А.Маркова, В.Я.Титаренко, Я.А.Ярцимович и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на иссле­дование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания, как-то: становление начал коллективизма (Л.В.Загик), формирование нравственно-волевых качеств (В.П.Дуброва, Н.А.Стардубова, Х.А.Тагирова), заботливого отношения к ок­ружающим (И.С.Хоменко), взаимосвязь самооценок детей и родите­лей (М.М.Абрелева) и др. Предметом изучения стали различные ви­ды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: игра (Г.Н.Гришина, В.М.Иванова), труд (Д.О.Дзинтаре). Работы совре­менных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике до­машнего воспитания (С.В.Ковалев, А.В.Петровский, А.С. Спиваковская, О.А.Шаграева).

Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогиче­ской культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.Наседкина Р.К.Сережникова и др.), линии взаимодейст­вия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его по­ведения (Е.С.Бабунова, В. И. Безлюдная, А.И.Захаров).

Представляют известную ценность дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка. Некоторые из таких дневников опубликованы и заняли достойное место в фонде семей­ной педагогики. Представляют интерес книги Е.И.Конради «Испо­ведь матери» (дореволюционный период), В.К. Маховой «Просто счастье. (Записки матери)», супругов Никитиных «Мы и наши де­ти». С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В.С.Мухиной, «Дневник о развитии ребенка (от рож­дения до 8 лет)» Н.А.Менчинской и другие.

Таким образом, семейная педагогика для разработки теоретиче­ских проблем располагает разнообразным и богатым как эмпири­ческим, так и экспериментальным материалом.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.