СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объ­ектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспита­ния детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятель­ности семьи.

Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогике она является теорети­ческой основой осмысления опыта домашнего воспитания, науч­ных трудов в этой области и создания на этой основе педагогиче­ских концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфе­ра самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряже­ны с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, кра­соты, истины; соотношение добра и зла и др.

Демография и социология изучают состояние и тенденции разви­тия современной семьи. Данные этих наук используются для опре­деления государственной семейной политики. В поле зрения демо­графии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, нацио­нальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельно­стью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рас­сматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функ­ции семьи, организация и этапы семейной жизни. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др. Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домаш­него воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания. Для этики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции. История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиции, уходящих корнями в далекое про­шлое. В связи с этим очень важны исследования этнографов, кото­рые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего вос­питания. Объектом изучения психологии является семья как социаль­ная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмо­сферы, благоприятной для формирования личности. Семья и се­мейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное от­ношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия. В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Поистине меж­дународной проблемой стали физические и психические отклоне­ния в развитии современных детей, обусловленные нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам. Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает гене­тика. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими соци­альными институтами.

Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах сво­его предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние деся­тилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ совре­менной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспи­тательная. Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой. (Назва­ние предложено видными отечественными философами А.Г.Харчевым и М.С.Мацковским в 1978 г.)

Известно, что Генеральная Ассамблея ООН объявила 1994 год Международным годом семьи, чтобы привлечь внимание всей ми­ровой общественности к ее проблемам. В России особое внимание было уделено междисциплинарным исследованиям семьи. Приори­тет в таком исследовании семьи принадлежит Научно-иссле­довательскому институту семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ Институту дошкольного образования и семейного воспитания (ранее - Исследовательский центр семьи и детства РАО), Центру «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца и другим учреждениям. Отечественные ученые преуспели в изучении отдельных вопросов, как-то: нравственно-психологические основы семьи, демографиче­ские проблемы, факторы социализации детей и др. Наметились на­учные школы, сделаны важные шаги в направлении создания цело­стной фундаментальной теории семьи.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.