ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» ме­жду собой. «Роднит» их прежде всего предмет, который они изуча­ют, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние ме­ханизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условия­ми ее существования. Но каждая из отраслей современной педаго­гики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса (родителями, детьми, педагогами). В зависимости от ука­занных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном (яслях, школе, колледже и т.д.).

Две ветви воспитания - в семье и в общественных учреждениях - сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в исто­рию человечества на заре его существования. Обе ветви представ­ляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и существенные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных уч­реждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от осо­бенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рацио­нального компонентов: в семье преобладает первый, в обществен­ном воспитании главенствует второй. Другими словами, общест­венному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, как справедливо отмечал М.М.Рубинштейн, всегда присутст­вует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объектив­ный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспита­ние необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представ­ления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих де­тей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые спо­собности ребенка, другие индивидуальные особенности. Таким об­разом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпа­дать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принци­пы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного об­разовательного учреждения, дифференцированы по возрастным ка­тегориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят импли­цитный (несформулированный) характер, варьируются в зависимо­сти от целого ряда причин (ценностных ориентаций; уровня образо­вания, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности; степени ответственности за будущее детей; спло­ченности семейного коллектива и т.д.).

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по сво­ему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребен­ка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднаме­ренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше ес­тественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманно­го, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семей­ном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит из­вестный отечественный психолог А.В.Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значи­тельной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей сте­пени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи фор­мируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опы­те, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окра­шенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют опреде­ленную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и пер­спективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирова­ние интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходи­мых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы - это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы бе­залаберной, попустительской, жестокой по отношению к малень­кому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что об­щественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается боль­шей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерно­стью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного вос­питания в формировании личности ребенка, особенно в первые го­ды его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспита­ния в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, роди­телей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родствен­ников) отличается неформальным характером, строится на контак­тах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной сис­темы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты кон­тактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличает­ся широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открыто­стью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наи­более мягким типом социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государ­ством и организациями, создаваемыми для этой цели (школами, детскими садами, колледжами, гимназиями и др.). Поэтому взаи­мосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в зна­чительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может «смягчаться» или, напротив, «ужесточаться» в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги, ад­министрация» более фиксированны, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учиты­вать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодейст­вие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве. Между тем не секрет, что на сегодня область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин. Назовем основные из них.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педаго­гики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание - сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и доста­точно результативно используются в педагогике при изучении вос­питательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало ра­бот, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объектом семейной пе­дагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет изучения - сущность, ме­ханизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становле­ние личности ребенка.

Исстари воспитание в семье определяется как домашнее (иног­да - домашне-семейное) воспитание. При этом учитывается, что до­машнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовлен­ными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, прогулоч­ную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 261.