Тема 13. Транзактный анализ Эрика Берна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность, история возникновения и развития транзактного анализа. Общая характеристика концепции: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении. Основные разделы и категории концепции: модель Эго-состояний (модель Родитель-Дитя-Взрослый); транзакции и поглаживания; структурирование времени; сценарии и жизненные позиции; цели изменения. Процедуры и техники оказания психологической помощи в транзактном анализе: структурный анализ; анализ трансакций; анализ психологических игр; анализ сценария (скрипт-анализ). Усовершенствования, произведенные в транзактном анализе после смерти Берна: использование эгограмм, применение гештальт-методов, обновление родительского влияния.

Основные понятия по теме: транзактный анализ, эго-состояния, транзпоглаживания, акция, сценарий, автономия, скрипт-анализ, эгограмма.

 

Глава 6. Другие концепции и методы психологической помощи

Тема 14. Психодрама Я. Морено

Сущность, история возникновения и развития психодрамы. Общая характеристика концепции: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении. Основные разделы и категории концепции: теория спонтанности, психотерапевтическая триада, элементы психодрамы, фазы психодрамы: разогрев и разминка; собственно драматическое действие, обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

Процедуры и техники оказания психологической помощи в психодраме: «зеркало», «двойник», «другие Я», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности, биодрама (между детьми распределяются роли зверей) и кукольная драматизация (взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные и значимые для него ситуации), социодрама.

Основные понятия по теме: групповая психотерапия, социометрия, психодрама, протагонист, режиссер (фасилитатор), вспомогательное «Я», зрители, сцена.

Тема 15. Нейролингвистическое программирование Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера,

Милтона Эриксона

Сущность, история возникновения и развития нейролингвистического программирования. Общая характеристика подхода: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении. Основные разделы и категории концепции: пресуппозиции (исходные предположения); репрезентативные системы; стратегии формулирования и достижения результата; искусство речи (метамодель); модель Милтона. Процедуры и техники оказания психологической помощи в нейролингвистическом программировании: следование, ведение, якорение, работа с внутренним образом, работа с языком (раскрутки, метамодель, рефрейминг), метод взмаха.

Основные понятия по теме: нейролингвистическое программирование, пресуппозиции, репрезентативные системы, раппор, якорение, рефрейминг, метамодель, модель Милтона.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

«Концепции и методы психологической помощи»

1. Понятие психологической помощи. Виды психологической помощи: бытовая, профессиональная. Структурные элементы психологической помощи: субъект помощи, объект помощи, проблема, концепции, помогающие стратегии, результат.

2. Консультирование как вид психологической помощи. Цели консультирования. Этапы консультирования.

3. Появление и развитие различных концепций и методов психологической помощи.

4. Понятие психологической нормы и психологического здоровья личности в зарубежной (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Дж. Уотсон, А. Эллис, К.Роджерс, В. Франкл, Э. Берн, Ф. Перлз, Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Бендлер, Дж. Гриндер и др.) и отечественной психологии (И.В. Дубровина, В.И. Слобдчиков, О.В. Хухлаева и др.).

5. Практическая реализация концепций и методов психологической помощи в современных условиях.

6. Личность специалиста помогающих профессий.

7. Сущность, история возникновения и развития психоанализа З. Фрейда.

8. Общая характеристика концепции: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении концепции.

9. Основные разделы и категории концепции: топическая модель (теория) психического аппарата психики; структурная модель (теория) психического аппарата; базовые инстинкты и виды психической энергии; теория психосексуального развития; базовые комплексы; природа тревоги; теория защитных механизмов; теория неврозов.

10. Процедуры и техники оказания психологической помощи в психоанализе: анализ свободных ассоциаций; анализ и толкование (интерпретация) сновидений; интерпретация действий; анализ сопротивления; анализ переноса.

11. Сущность, история возникновения и развития аналитической психологии К. Юнга.

12. Общая характеристика концепции аналитической психологии К. Юнга: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

13. Основные разделы и категории концепции аналитической психологии К. Юнга: структура личности; архетипы; эго-направленности или жизненные установки; психологические функции; индивидуация.  

14. Процедуры и техники оказания психологической помощи в аналитической психологии: метод словесных ассоциаций, анализ сновидений и метод активного воображения.

15. Сущность, история возникновения и развития индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

16. Общая характеристика концепции индивидуальной психологии Альфреда Адлер: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

17. Основные разделы и категории концепции: чувство неполноценности и компенсации; стремление к превосходству; стиль жизни; социальный интерес; творческое «Я»; порядок рождения; фикционный финализм.

18.  Этапы оказания психологической помощи в индивидуальной психологии: установление правильных отношений; анализ и проработка личностной динамики клиента; подбадривание; поощрение развития самопонимания (инсайта); помощь в переориентации.

19. Сущность, история возникновения и развития поведенческого консультирования Джона Уотсона, Борреса Скиннера, Джозефа Вольпе и др.

20. Общая характеристика бихевиоральных концепций: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

21. Основные разделы и категории концепций поведенческого консультирования: понятие о поведении; научение и управление поведением клиента; теория условно-рефлекторного механизма возникновения новых страхов.

22. Процедуры и техники оказания психологической помощи в поведенческом консультировании: метод систематической десенсибилизации, обучение на моделях, тренинг ассертивного поведения, методы подкрепления, иммерсионные методы (метод наводнения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции), жетонный метод и др.

23. Сущность, история возникновения и развития рационально-эмотивного (когнитивно-поведенческого) консультирования Альберта Эллиса.

24. Общая характеристика концепции развития рационально-эмотивного (когнитивно-поведенческого) консультирования Альберта Эллиса: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

25. Основные разделы и категории концепции Альберта Эллиса: когниции; модель АБС; кодекс невротика; здоровые и нездоровые негативные эмоции; критерии психологического здоровья.

26. Процедуры и техники оказания психологической помощи в рационально-эмотивном (когнитивно-поведенческом) консультировании: обсуждение и опровержение иррациональных взглядов; ролевая игра; использование юмора; когнитивное домашнее задание, рационально-эмотивное воображение, «атака на страх» и др.

27. Сущность, история возникновения и развития когнитивной терапии Аарона Бека.

28. Общая характеристика концепции Аарона Бека: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

29. Основные разделы и категории концепции Аарона Бека: уровни когнитивной обработки, схемы и неадаптивные (автоматические) мысли; когнитивные искажения; природа когнитивных схем, автоматических мыслей и когнитивных ошибок; когнитивные модели (профили) психопатологических расстройств.

30. Процедуры и техники оказания психологической помощи в когнитивной терапии Аарона Бека: выявление и идентификация автоматических мыслей, проверка реалистичности и корректировка автоматических мыслей, идентификация сопутствующих убеждений, изменение подспудных убеждений, поведенческие техники (планирование деятельности, проведение экспериментов, репетиция поведения и разыгрывание ролей).

31. Сущность, история возникновения и развития экзистенциального консультирования Ирвина Ялома и Ролло Мэя.

32. Общая характеристика концепции экзистенциального консультирования Ирвина Ялома и Ролло Мэя: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

33. Основные разделы и категории концепции Ирвина Ялома и Ролло Мэя: формы бытия-в-мире; тревога, вина и их виды; предельные экзистенциальные беспокойства (смерть, свобода, изоляция, бессмысленность); механизмы и виды психологической защиты от экзистенциальных беспокойств.

34. Процедуры и техники оказания психологической помощи в экзистенциальном консультировании Ирвина Ялома и Ролло Мэя: способы углубления осознания клиентами смерти: «дозволение терпеть», определение механизмов защиты, напоминания о недолговечности (бренности) существования, написание собственного некролога.

35. Процедуры и техники оказания психологической помощи в экзистенциальном консультировании Ирвина Ялома и Ролло Мэя: способы противостояния беспокойству, связанному со свободой: определение видов защиты и способов уклонения от ответственности, столкновение с реалистическими ограничениями, противостояние экзистенциальной вине, освобождение способности желать.

36. Процедуры и техники оказания психологической помощи в экзистенциальном консультировании Ирвина Ялома и Ролло Мэя: способы противостояния беспокойству, связанному с изоляцией: столкновение клиентов с изоляцией, идентификация механизмов защиты, выявление способов уклонения от реальных отношений с другими, использование отношений консультант-клиент.

37. Процедуры и техники оказания психологической помощи в экзистенциальном консультировании Ирвина Ялома и Ролло Мэя: способы противостояния бессмысленности: помощь в создании собственного смысла, активном включении в жизнь.

38. Сущность, история возникновения и развития логотерапии Виктора Франкла.

39. Общая характеристика концепции логотерапии Виктора Франкла: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

40. Основные разделы и категории концепции логотерапии Виктора Франкла: свобода воли; стремление к смыслу; смысл жизни; массовая невротическая триада.

41. Процедуры и техники оказания психологической помощи в логотерапии Виктора Франкла: логотерапевтические методы в работе с клиентами, находящимися в состоянии экзистенциального вакуума: персональное осмысление жизни, увеличение источников смысла, «сократический диалог», логодрама, предложение смысла, анализ сновидений и др.; логотерапевтические методы, применяемые при психогенном неврозе: дерефлексия; парадоксальная интенция; медицинская опека при соматогенных психозах.

42. Сущность, история возникновения и развития клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса.

43. Общая характеристика концепции клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

44. Основные разделы и категории концепции клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса: тенденция актуализации; Я-концепция (проявление, развитие, измерение); механизмы защиты; полноценно функционирующий человек; терапевтические условия изменения личности.

45. Процедуры и техники оказания психологической помощи в клиент-центрированном подходе: терапевтическое интервью (необходимые условия: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность, воздержание от интерпретации, вербализация, отражение эмоций и др.); «группы встреч»; экспрессивная человекоцентрированная терапия.

46. Сущность, история возникновения и развития гештальт-консультирования Фрица Перлза. Общая характеристика концепции Фрица Перлза: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

47. Основные разделы и категории концепции Фрица Перлза: гештальт и границы контакта; механизмы нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция; уровни невроза; принципы гештальттерапии.

48. Процедуры и техники оказания психологической помощи в гештальт-консультировании Фрица Перлза: расширение осознания; интеграция противоположностей; усиление внимания к чувствам; работа с мечтами; принятие ответственности за самого себя; преодоление сопротивления и др.

49. Сущность, история возникновения и развития транзактного анализа Эрика Берна.

50. Общая характеристика концепции транзактного анализа Эрика Берна: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

51. Основные разделы и категории концепции транзактного анализа Эрика Берна: модель Эго-состояний (модель Родитель – Дитя – Взрослый); транзакции и поглаживания; структурирование времени; сценарии и жизненные позиции; цели изменения.

52. Процедуры и техники оказания психологической помощи в транзактном анализе: структурный анализ, анализ трансакций, анализ психологических игр, анализ сценария (скрипт-анализ), использование эгограмм, применение гештальт-методов, обновление родительского влияния.

53. Сущность, история возникновения и развития психодрамы Якоба Леви Морено.

54. Общая характеристика концепции Якоба Леви Морено: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

55. Основные разделы и категории концепции Якоба Леви Морено: теория спонтанности, психотерапевтическая триада, элементы психодрамы, фазы психодрамы: разогрев и разминка; собственно драматическое действие, обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

56. Процедуры и техники оказания психологической помощи в психодраме: «зеркало», «двойник», «другие Я», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности, биодрама (между детьми распределяются роли зверей) и кукольная драматизация (взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные и значимые для него ситуации), социодрама.

57. Сущность, история возникновения и развития нейролингвистического программирования Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Милтона Эриксона.

58. Общая характеристика нейролингвистического программирования: понимание природы человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

59. Основные разделы и категории нейролингвистического программирования: пресуппозиции (исходные предположения); репрезентативные системы; стратегии формулирования и достижения результата; искусство речи (метамодель); модель Милтона.

60. Процедуры и техники оказания психологической помощи в нейролингвистическом программировании: следование, ведение, якорение, работа с внутренним образом, работа с языком (раскрутки, метамодель, рефрейминг), метод взмаха.

 

 


[1] Варга А.Я., Кадыров И.М., Холмогорова А.Н. Предисловие к книге «Основные направления современной психотерапии». – М.: Когито-Центр, 2000. – С. 11–12.

[2] Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – С. 81.

[3] Тащева А.И. Энциклопедия психологической помощи. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 19.

[4] Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога/ И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008. – С. 10; Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.:Педагогика-Пресс, 1996.

[5] Geoege R . L ., Cristiani T . S . Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. – N.J.: Prentice-Hall, 1990.

[6] Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – С. 15.

[7] Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Изд. Центр Академия, 2001. – С. 13

[8] Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Изд. Центр Академия, 2001. – С. 10

[9] Там же. С. 11–12.

[10] Тимошенко Г., Леоненко Е. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006. – С. 48.

[11] Основные направления современной психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2000. – С. 47.

[12] Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. – С. 243.

[13] От термина «проекция» происходит название разновидности психологических тестов, так называемых «проективных методов», или «проективных тестов», применяемых для исследования душевных функций и их нарушений.

[14] Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2008. – С. 248.

[15] Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2. – М.: Мир, 1992. – С. 192–193.

[16] Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб., 1999. – С. 114–118.

[17] Раевский С.О., Хегай Л.А. Методы аналитической психологии К.Г. Юнга // Основные направления современной психотерапии / Научн. ред. А.М. Боковикова – М.: Когито-центр, 2000. – С. 101.

[18] Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. – М.: Канон, 1994. – С. 52–53.

[19] Адлер А. О нервическом характере. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 42.

[20] Crandall J. E. A Scale form Social Interest // Individual Psychology: Journal of Adlerian theory, Research and Practice. – 1991. – Vol.47. – № 1. – P. 106–114.

[21] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – С. 533–536.

 

[22] Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении / Бихевиоризм. – М.: АСТ, 1998. – С. 475–480.

 

[23] http://behavior.romek.ru/talbert.htm

[24] Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2. – М.: Мир, 1992. – С. 202.

[25] Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. – СПб.: Питер. – С. 161–163.

[26] Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 36–37.

[27] Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – С. 356–357.

[28] Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. – СПб.: Речь, 2002. –С. 61–62.

[29] Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2. – М.: Мир, 1992. – С. 197–199.

[30] Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – С. 53–56.

[31] Цит. по: Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. – М.: Политиздат, 1985. – С. 165.

[32] Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– С. 295.

[33] Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство Питер. – С.184. (И далее этот же источник. С. 182–185).

[34] Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 21.

 

[35] Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2. – М.: Мир, 1992. – С. 194–195.

[36] Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 55.

[37] Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – С. 55.

[38] Даунинг Д., Марморштейн Р. Сны и кошмары / Пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. – 288 с. (С. 25).

[39] Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – С. 361.

[40] Техника диалога с одним или несколькими пустыми стульями, в сущности, является техникой, заимствованной Перлзом из психодрамы Морено.

[41] Цит. по книге: Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990. – С. 168.

[42] Даунинг Д., Марморштейн Р. Сны и кошмары / Пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. – 288 с. (С. 45).

[43] Naranjo, C., I and thou, here and now: Contributions of Gestalt therapy. In F.D. Stephenson (Ed.), Gestalt therapy primer. Springfield, III.: Charles C. Thomas, 1975.

[44] Fantz J., R. Polarities: Differentiation and integration. In F.D. Stephenson (Ed.), Gestalt therapy primer. Springfield, III.: Charles C. Thomas, 1975 .

[45] Дэйноу Ш . Сам себе психотерапевт. – СПб.: Питер, 2001. – С. 92–93.

[46] Из книги: Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проспект; Триникста, 2005. – С. 432.

[47] Гриншпун И.Б., Морозова Е.А. Психодрама // Основные направления современной психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2000. – С. 301.

[48] Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 302.

[49] Гиппенрейтер Ю.Б. Нейролингвистическое программирование (НЛП) // Основные направления современной психотерапии. – М.: Когито-Центр, 2000. – С. 153.

[50] Ковалев С.В. Основы НЛП или Ведение в человеческое совершенство. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 11.

[51] Ковалев С.В. Основы НЛП, или Введение в человеческое совершенство. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 53–54.

[52] Ковалев С.В. Основы НЛП или Введение в человеческое совершенство. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 77.

[53] Соответствует правильной фонетической транскрипции французского слова rapport. В большинстве текстов на русском языке неправильно озвучивается непроизносимое на конце слова «t».

[54] См. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 59–60.

[55] Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. – С. 134–137.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 317.