В НЛП выделяются два базисных компонента психотерапевтического процесса: «следование» (pacing) за клиентом и его «ведение» (leading).
Следование включает в себя невербальную подстройку к клиенту по всем перцептивным каналам (зрительному, слуховому, кинестетическому), а также вербальное отслеживание произносимого текста (в стиле активного слушания). На этом этапе устанавливается раппор, а также собирается необходимая информация: определяется ведущая репрезентативная система клиента, его внутренние стратегии, калибруется наличное и желаемое состояние и т.п. Раппор[53] – особый психотерапевтический контакт, который предполагает полное эмоциональное принятие клиента и эмоциональный сонастрой с ним. Раппор выражается в повторении или отражении (иногда используется слово «отзеркаливание») всех компонентов внешнего поведения клиента: его позы, мимики, громкости и интонаций голоса, ритма речи и дыхания, используемого словаря и содержания высказывания.
Ведение – переход к психотерапевтической интервенции, в ходе которой используются приемы, начиная с невербального воздействия на состояние клиента и заканчивая прямыми речевыми инструкциями, которые представляют собой шаги той или иной техники.
В НЛП собрано множество конкретных техник и процедур (несколько сотен), позволяющих работать с самыми различными проблемами клиента, что предъявляет самые серьезные требования к памяти человека, желающего изучить нейролингвистическое программирование. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Якорение – техника образования условной связи; процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее появление. Терапевт организует связь между каким-либо состоянием клиента и дополнительным стимулом, называемым «якорем». Якорем может быть прикосновение к определенному месту руки клиента, специальный жест или изменение тона голоса терапевта. Этот стимул может использоваться позже в ходе работы с клиентом для приведения его в желаемое состояние. Якорь может быть создан или организован самим клиентом.
Работа с внутренними образами присутствует практически во всех техниках НЛП. Она включает в себя самые различные формы оперирования образами.
Работа с языком как клиента, так и терапевта выражается в следующем: в выявлении источников проблем клиента, выявлении ведущей репрезентативной системы клиента, в использовании метамодели, Милтон-модели.
Метод взмаха – техника формирования эффективного Образа Самого Себя в противовес формам состояния или поведения, от которых человек хотел бы избавиться. Техника заключается в многократной последовательной смене «пусковой картинки» негативного образа самого себя картинкой «нового себя».
Освоение НЛП требует не столько теоретических знаний, сколько практических навыков – многочисленных, порой трудных и обязательно как бы «пропущенных через себя». Один из учредителей НЛП – директор BC NLP Neuro-lingvistic programming institute М. Аткинсон советовала любую технику нейролингвистического программирования осваивать следующим образом: десять раз сделать ее на себе, а потом еще раз десять – на друзьях и родственниках. И утверждала, что если техника «пойдет» на в упор не видящих в вас профессионала родных и близких, вы можете не сомневаться, что она сработает на любом клиенте.
Вопросы для повторения и самоанализа
1. Дайте общую характеристику нейролингвистического программирования: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.
2. Что означает аббревиатура НЛП?
3. На элементах каких психотерапевтических подходов базируется НЛП?
4. Что означает пресуппозиция «Наше представление о мире этим миром не является (карта – это не территория)»?
5. Каково Ваше отношение к базовым пресуппозициям?
6. Как складывается жизнь у визуалов, аудиалов, кинестетиков?
7. Назовите ключи доступа для выявления различных репрезентативных систем.
8. Приведите примеры стратегии формулирования и достижения результатов.
9. Что знаменуют собой «раскрутка», «метамодель», «рефрейминг»?
10. Каковы характерные особенности Милтон-модели?
Практикум по теме
Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.