Логотерапевтические методы в работе с клиентами, находящимися в состоянии экзистенциального вакуума: персональное осмысление жизни; увеличение источников смысла; «сократический диалог»; логодрама; предложение смысла; анализ сновидений и др.
Переосмысление жизни – логотерапевтический прием, заключающийся в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрослого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Человек может найти смысл жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности.
Сократовский диалог – интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким образом, чтобы клиент давал максимальное количество положительных ответов. Задача данного приема – вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его осознания. Клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было малопонятным или неизвестным.
Логодрама – применение психодрамы для поиска клиентом смысла жизни в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами. Франкл приводит следующий пример выявления смысла через «логодраму» в группе консультирования. В клинику поступила женщина, потерявшая младшего сына, который умер в возрасте 11 лет, осталась одна со старшим сыном, пораженным детским параличом. Франкл сначала попросил другого члена группы, женщину, вообразить, что ей 80 лет, и оглянуться на прожитую жизнь, в которой не было детей, но было много финансовых успехов и престижа. Эта женщина в итоге признала свою жизнь бесцельной. Затем Франкл попросил мать сына-инвалида таким же образом оглянуться на свою жизнь. В результате клиентка поняла, что ее жизнь была наполнена смыслом, потому что она сделала жизнь своего искалеченного сына более полной и легкой.
Предложение смысла выражается в совместном поиске с логотерапевтом смысла жизни. Франкл приводит следующий пример. Пожилой доктор после смерти любимой жены находился в течение двух лет в депрессии. Франкл спросил у клиента, что случилось бы, если бы сначала умер он сам. Доктор ответил, что, оставшись одна, жена ужасно страдала бы. После чего Франкл сказал: «Вы видите, доктор, от какого страдания она была избавлена, и это вы ее от него избавили; но теперь вы должны платить за это, пережив жену и оплакивая ее».
Логотерапевтические методы, применяемые при психогенном неврозе: дерефлексия; парадоксальная интенция.
Дерефлексия – логотерапевтический метод, применяемый при психогенном неврозе, означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях – то, что в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов. Цель применения дерефлексии – игнорировать симптомы расстройства. Клиентов следует перефлексировать (переориентировать) от их тревоги на решение доступной задачи. Сексуальные неврозы, такие как фригидность и импотенция, являются одной из областей применения дерефлексии.
Парадоксальная интенция – логотерапевтический метод, применяемый при психогенном неврозе. Используется в коррекционной работе со страхами и заключается в том, что клиентам предлагают прекратить борьбу с симптомом и вместо этого умышленно вызывать его и даже стараться усилить. В частности, делать именно то, чего они боятся. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. В результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал. При использовании данного метода также задействуется чувство юмора, благодаря которому у клиентов усиливается ощущение отстраненности от неврозов.
Медицинская опека при соматогенных психозах. При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении логотерапия применяется в сочетании с лекарственной терапией. Логотерапевтическое лечение подразумевает работу с той частью личности, которая не захвачена болезнью. Цель логотерапии в этом случае – помочь клиентам найти смысл в позиции, которую они занимают относительно своего страдания.
Вопросы для повторения и самоанализа
1. Дайте общую характеристику рационально-эмотивной поведенческой терапии: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.
2. Что такое экзистенцильный вакуум?
3. Что такое экзистенциальная фрустрация?
4. Что означают следующие термины: ноогенные неврозы; психогенные неврозы; соматогенные неврозы?
5. Какой из трех групп ценностей (творчество, переживания и отношения) В. Франкл отдает приоритет и почему?
6. Каков, согласно Франклу, механизм образования патологического страха?
7. Какое значение Франкл отводит юмору в логотерапии?
8. Опишите основные техники логотерапии.
9. Проанализируйте, в какой степени вы испытываете экзистенциальный вакуум и страдаете от экзистенциальной фрустрации?
10. Какова значимость для вас каждого из потенциальных источников смысла: работа, любовь, страдание, прошлое?
Практикум по теме
Пример 1. Каков механизм использованного в нижеследующием примере метода парадоксальной интенции?
Молодой врач обратился в нашу клинику по поводу жестокой гидрофобии. Однажды он встретил своего шефа на улице и протянул руку для приветствия, заметил, что потеет больше обыкновенного. В следующий раз, находясь в подобной ситуации, он ожидал, что снова вспотеет, и этот страх ожидания выгнал усиленное потение. Это был порочный круг; гипергидроз (повышенная потливость) спровоцировал гидрофобию, а гидрофобия, в свою очередь, вызывала гипергидроз. Мы посоветовали нашему пациенту, если страх ожидания возобновиться, решиться сознательно показать людям, с которыми он оказался лицом к лицу в это время, как сильно он может действительно вспотеть. Спустя неделю он вернулся, чтобы сообщить, что как только он встречал кого-нибудь, кто вызвал в нем страх ожидания, он говорил себе: «В прошлый раз это был всего литр, теперь я собираюсь выдать по крайней мере десять литров!» Каков был результат парадоксального решения? После четырех лет страдания от своей фобии, он вскоре мог после одной сессии освободиться от нее с помощью этой новой процедуры[32].
Пример 2. Какова цель применения дерефлексии в нижеследующем примере?
Одна женщина стала очень худой, так как она с маниакальным вниманием следила за своим глотанием и боялась, что пища отправится по неправильному пути. Клиентке была предложена следующая формулировка: «Я не должна наблюдать за своим глотанием, потому что на самом деле не должна глотать, ибо фактически я не глотаю, а скорее оно глотается». В итоге клиентка научилась доверять автоматически регулируемому функционированию своего организма[33].
Пример 3. На что направлена медицинская опека в нижеследующем примере?
Семнадцатилетнего юношу, шизофреника, поместили в психиатрическую больницу на 2,5 года, так как симптомы заболевания были у него очень сильно выражены. Юноша начал сомневаться в своей вере в Бога и стал обвинять Бога в том, что тот сделал его не похожим на других. Франкл намекнул больному, что, возможно, Бог хотел поставить перед ним задачу в течение определенного периода жизни вынести уединение. Молодой человек сказал, что именно поэтому он все еще верит в Бога и что, может быть, Бог хочет, чтобы он выздоровел. На это Франкл ответил, что Богу нужно не только его выздоровление, но и повышение его духовного уровня. Впоследствии юноше стало гораздо лучше, и Франкл уверен, что он помог этому клиенту найти смысл «не только несмотря на, но и благодаря психозу».
Пример 4. На что направлено применение метода парадоксальной интенции в примере с женщиной, страдавшей обсессивно-компульсивным неврозом?
Замужняя женщина в течение 14 лет страдала от мании подсчета и мании проверки, в порядке ли ее кухонные ящики и надежно ли они заперты. Доктор показал женщине, как ей следует небрежно бросать вещи в кухонный стол и при этом говорить себе: «Эти ящики должны быть как можно более грязными!» Через два дня у клиентки исчезла мания подсчета, а через четыре дня она перестала ощущать потребность проверять содержимое своего кухонного стола.
Пример 5. На что направлено применение метода парадоксальной интенции в нижеследующем примере?
Студентка-медик так сильно боялась дрожи, что начинала дрожать, как только преподаватель анатомии входил в препараторскую. Девушка разрешила эту проблему с помощью одного из методов логотерапии. Всякий раз, когда преподаватель входил в помещение, она говорила себе: «О, вот и преподаватель! Теперь я покажу ему, какая я хорошая «дрожалка» – я действительно покажу ему, как можно сильно дрожать!». Но всякий раз, когда она старалась это сделать, дрожь прекращалась.
Пример 6. На что направлен примененный Франклом в нижеследующем примере сократический диалог? Одну его клиентку постоянно мучило ощущение мимолетности жизни. Франкл попросил женщину назвать человека, которого она уважает и чьи достоинства она высоко ценит, и она вспомнила семейного доктора. Затем с помощью ряда вопросов Франкл подвел клиентку к признанию того, что хотя доктор умер и некоторые неблагодарные пациенты, возможно, не помнят, чем они ему обязаны, жизнь доктора не потеряла смысла.
Тест для самопроверки
Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.