В зависимости от метода сварки появляющиеся дефекты могут быть разного вида и типа. При сварке плавлением (без давления) — это включения, непровары, трещины. При сварке с давлением — непровары плоскостного типа, называемые часто несплавлениями. Размеры, расположение, частота и причина появления разных дефектов также зависят от метода сварки. Поэтому эти причины рассматривают в соответствующих технологических дисциплинах.
Нормы допустимости дефектов по их видам, типам, размерам и количеству оговариваются в соответствующих НТД. Основанием к назначению норм служат с одной стороны прочностные (эксплуатационные) требования к соединению, а с другой — технологические возможности выполнения сварки.
Если при контроле качества швов обнаружены недопустимые дефекты, то эти дефекты по возможности следует устранить. Если исправление невозможно, то изделие бракуют целиком. Для сварных швов обычных металлоконструкций и труб с толщиной металла до 10—20 мм дефектные участки длиной до 150—200 мм могут быть вырезаны механическим путем или газовым резаком. Затем швы заваривают вновь. В стыках труб малых диаметров (или при большом числе дефектов по периметру стыка) вырезают весь стык и вставляют "катушку" — отрезок трубы. Каждую конкретную конструкцию исправляют по-разному.
Отдельные крупные трещины предварительно засверливают вблизи (30—50 мм) от их концов. Это позволяет предотвратить распространение трещины. В отдельных случаях металл у концов трещины нагревают до 150—250 °С, что позволяет снизить сварочные напряжения.
Следует отметить, что наиболее целесообразно не исправление, а предотвращение дефектов за счет предупредительного контроля и статистического управления качеством продукции.
Исправление деформаций. Недопустимые по размерам деформации могут быть выправлены термическим, термомеханическим или механическим путем.
Термическая правка состоит в нагреве участков на выпуклой деформированной стороне конструкции. Нагрев ведут сварочными горелками до пластического состояния металла. При охлаждении возникают напряжения, способствующие выправлению деформированного элемента. При правке сварной балки нагревают участками-полосами ее выпуклую часть: полку у двутавра или стойку у тавровой балки. При выпучивании рамы, сваренной из швеллеров, полосы нагрева шириной 20—40 мм располагают у середины пролетов элементов. Температура нагрева поверхности изделий из низкоуглеродистых сталей зависит от толщины металла и составляет от 300-5000 С при δ < 6 мм, до 800—8500 С при δ > 20 мм. Окончание нагрева проверяют либо пирометрами, либо по цветам побежалости.
При термомеханической правке нагрев сочетают с приложением статической или динамической нагрузки, деформирующей элемент в нужном направлении. Термомеханическая правка наиболее эффективна для жестких узлов конструкций.
Механическую правку используют для изделий с небольшой толщиной элементов и при их ограниченной жесткости. Статическую нагрузку создают с помощью домкратов, винтовых прессов, а ударную — молотами или другими устройствами. Некоторые листовые изделия выправляют, прокатывая их между валками, предварительно установив на сварные швы накладки.
1.3. ВЫБОР МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ [ 6, 13]
Для эффективного управления качеством важен контроль на всех стадиях технологического процесса. Контроль проектной документации и самих проектов должен быть предусмотрен в соответствующих организациях. При этом важно иметь в виду, что ошибки на стадии проектирования обходятся часто в сотни и тысячи раз дороже, чем производственные дефекты. Имеет смысл вложить лишние средства для выполнения высококачественного проекта, чем исправлять последствия его недоработок.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.